Рабочая программа ДЮП "Искорка"
рабочая программа (1 класс) по теме
Дается рабочая программа дружины юных пожарных,модифицированная,для Детей 7-10 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dyup_iskorka_2012_god.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования города Калуги
МБОУ ДОД « Центр дополнительного образования детей «Радуга» города Калуги
Принята на МО
« Утверждаю» - Директор
МБОУ ДОД ЦДОД «Радуга» г. Калуги
Вышегородских Л.А.
Программа
Искорка
для детей 7- 10 лет
2 года обучения
модифицированная.
Составила: учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №7» г. Калуги
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДОД «Радуга» г. Калуги
Демидова Инна Вячеславовна
Калуга 2011г.
Пояснительная записка
Программа предназначена для детей 7-10 лет.
Актуальность программы в том, что она направлена на формирование активной жизненной позиции, ответственности за порученное дело, познавательного отношения к действительности, произвольной регуляции поведения и деятельности в группе сверстников. Программа формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений.
Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности.
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе ее реализации создаются условия для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечении их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне, детских садах, школах.
В основе программы заложены следующие положения:
- совмещение в жизненной практике младшего школьника образовательных задач, решая которые, каждый участник дружины совершает постепенный переход к активной учебно-познавательной деятельности, раскрытию собственных способностей;
- поэтапное усложнение обучающих задач, участие каждого школьника в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика – к участнику – к организатору (лидеру);
- постепенное усложнение требований к выполнению задач программы, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений;
- единство решения обучающих, воспитательных, познавательных задач;
- знакомство с деятельностью существующих ДЮП других организаций и объединений.
Цель данной программы – создание условий для формирования личности с безопасным поведением в быту, способного к самореализации и социальной адаптации посредством привлечения ребенка к деятельности по изучению правил пожарной безопасности в отряде юных пожарных.
Достижение данной цели будет осуществляться при решении следующих задач:
1. Образовательные:
- обучить правилам пожарной безопасности;
- сформировать умения и навыки сознательного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- обучить правильным действиям в случае возникновения экстремальной ситуации.
2. Воспитательные:
- воспитать лидерские качества, коллективизм, ответственность за порученное дело, за жизнь и здоровье других людей;
- воспитать интерес к познанию нового и неизвестного.
3. Развивающие:
- развить индивидуальные способности учащихся;
- развить познавательный интерес;
- развить эмоциональную, интеллектуальную, коммуникативную сферу.
Особенности программы
Программа модифицированная, комплексная, общеразвивающая, написана для детей 7-10 лет, являющихся членами ДЮП. Она соответствует возрастным особенностям детей, способствует их развитию.
Программа ДЮП подготовит детей к экстремальным ситуациям, даст необходимые знания о безопасном поведении дома, на улице, в школе, об оказании первой помощи при ожогах. Дети приобретут навыки и умение работы с первичными средствами пожаротушения. Участие в соревнованиях и спортивных секциях по пожарно-прикладному спорту будет способствовать лучшей физической подготовке учащихся, сплочению коллектива. Дети смогут самостоятельно ориентироваться в экстремальных ситуациях, оказывать первую медицинскую помощь, а так же связать свою жизнь с профессией пожарного, медика или спасателя.
Формы работы
- тематические выставки, смотры, конкурсы;
- олимпиады, викторины, слёты ППБ;
- собрания, шествия, экскурсии, фестивали по ППБ;
- сбор исторических материалов по пожарной охране, создание школьного музея пожарной охраны;
- встреча с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны;
- выпуск тематической стенной печати в школе.
Программа «Искорка» поможет:
- стать самостоятельнее;
- найти настоящих друзей и единомышленников;
- раскрыть резервы своих способностей;
- пополнить свои знания любопытными и интересными фактами;
- проверить свою сообразительность;
- стать спортивными и закалёнными;
- уважать старших и защищать младших.
Прогнозируемый конечный результат
В результате реализации программы у детей сформированы:
Личностные УУД:
- Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- Адекватного понимания причин успешной/неуспешной деятельности;
- Способности к решению на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
- Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках.
Регулятивные УУД:
По окончании изучения курса обучающийся научится:
- Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации;
- Обнаруживать и формулировать проблему;
- Высказывать свою версию разрешения проблемы;
- Различать способ и результат действия;
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
- Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей;
- Слушать и понимать речь других людей;
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему мнению;
- Контролировать действия свои и партнёра;
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
к концу I-ого года обучения, обучающиеся должны знать:
- правила пожарной безопасности, причины возникновения пожаров;
- знаки пожарной безопасности;
- правила поведения в случае возникновения пожара.
Должны уметь:
- правильно действовать в случае возникновения пожара;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- правильно действовать при возникновении экстремальной ситуации.
По окончании 2-ого года обучения, обучающиеся должны знать основы пожарной профилактики и основные правила тушения пожаров.
- Правила поведения в ЧС природного и техногенного характера;
- Знаки пожарной безопасности;
- Должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, работать с пожарно-техническим оборудованием;
- Выявлять нарушения правил пожарной безопасности.
Учебно-тематический план первого года обучения (144 ч)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Кол-во часов экскурсий |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
|
2. | Тайны огня. Огонь- друг, огонь - враг. | 13 | 5 | 8 | |
3 | С огнем не шути | 15 | 5 | 10 |
|
4 | Служба “01” | 16 | 2 | 8 | 6 |
5 | Чтобы ёлка принесла только радость | 10 | 2 | 8 |
|
6 | Творчество на противопожарную тематику | 25 | 5 | 20 |
|
7 | Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге | 10 | 5 | 5 |
|
8 | Дым над лесом | 8 | 4 |
| 4 |
9 | Главное- самообладание. Практические занятия по эвакуации | 25 | 5 | 20 |
|
10 | Первичные средства пожаротушения | 10 | 5 | 5 | |
11 | Если я увидел дым, как я поступлю | 10 | 8 | 2 | |
| Итого | 144 | 70 | 64 | 10 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 час)
Знакомство с группой. Цели и задачи программы. Игры на знакомство.
Тема 1. Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг. (15 часов)
Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям.
Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности.
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Опустошительная сила атомного огня.
Основные причины пожаров. Конкретные примеры пожаров в области, районе, городе.
Человек сильнее огня. Демонстрация видеофильмов.
Тема 2. С огнем не шути. (15 часов)
Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.
Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая плита.
Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования огнетушителей.
Тема 3. Единая служба спасения 01. (16 часов)
Бедствия от огненных стихий. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных.
Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Телефон “01”.
Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества.
Экскурсии в пожарную часть.
Тема 4. Чтобы ёлка принесла только радость. (10 часов)
Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками.
Тема 5. Творчество на противопожарную тематику. (25часов)
Для закрепления приобретённых на предыдущих занятиях знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия учащимися материала детям предлагается выполнить творческую работу на противопожарную тему.
Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может быть поделка из любого материала, мягкая игрушка, рисунок, макет, конструкторское изделие и прочее. Работы должны иметь противопожарную направленность.
Занятия проводятся в виде конкурса. Лучшие работы могут составить экспозицию и быть выставлены в школьном музее для показа.
Тема 6. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге. (10 часов)
Причины загорания одежды. Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.
Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Первая медицинская помощь при ожогах.
Тема 7. Дым над лесом. (8 часов)
Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу.
Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.
Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.
Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов.
Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.
Тема 8. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации. (25 часов)
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. План эвакуации людей в случае возникновения пожара.
Практические занятия по отработке плана эвакуации из школы.
Тема 9. Первичные средства пожаротушения. (10 часов)
Ознакомление с первичными средствами пожаротушения (огнетушители) и практическая отработка действий с ними. Ликвидация очага загорания.
Тема 10.Если я увидел дым, как я поступлю. (10 часов)
Как правильно сообщить о пожаре диспетчеру единой службы спасения – 01 (далее – ЕСС-01). Телефоны ЕСС-01: 01, 010, 112.
Дым увидел в городе. Дым почувствовал в лесу.
Учебно-тематический план проведения второго года обучения (216 ч.)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Кол-во часов экскурсий |
1 | Становление пожарного дела | 26 | 12 | 10 | 3 |
2 | Отчего происходит пожары | 26 | 10 | 10 | 6 |
3 | Сигарета - яд и пожар. | 28 | 15 | 10 | 3 |
4 | Сколько стоит пожар? | 16 | 10 | 4 | 2 |
5 | Пожарная безопасность. Общие понятия | 42 | 20 | 16 | 6 |
6 | Люди огненной профессии | 16 | 5 | 5 | 6 |
7 | Летний пожароопасный сезон | 13 | 7 | 3 | 3 |
8 | Главное- самообладание. Практические занятия по эвакуации | 37 | 7 | 14 | 16 |
| Итого | 204 | 86 | 72 | 45 |
Содержание программы (216часа)
Тема 1. Становление пожарного дела. (26 часов)
Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу”, “ За спасение погибавших”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.
Тема 2. Отчего происходят пожары.(26 часов)
Пожар как сложный физико-химический процесс горения. Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание.
Характерные примеры пожаров.
Тема 3. Сигарета - яд и пожар. (28 часов)
Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.
Тема 4. Сколько стоит пожар?(16 часов)
Экологические последствия пожаров. Психологические последствия пожаров. Материальные последствия пожаров.
Затраты на обеспечение пожарной безопасности, содержание пожарной охраны как дополнение к стоимости пожара. Важность профилактики пожаров.
Тема 5. Пожарная безопасность. Общие понятия. (42 часа)
Возможная вероятность пожара. Пламя, искры, повышенная температура, дым, токсичные продукты горения и разложения, пониженная концентрация кислорода – основные факторы пожара. Вторичные проявления опасных факторов.
Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия.
Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты.
Уголовная, административная дисциплинарная ответственность в отношении виновных лиц.
Тема 6. Люди огненной профессии. (16 часов)
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.
Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.
Работа с пожарно-техническим вооружением.
Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы.
Телефон “01”. Создание региональных спасательных отрядов.
Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Посещение пожарно-технической выставки.
Тема 7. Летний пожароопасный сезон. (13 часов)
Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров.
Защита населённых пунктов, производственных объектов, линий электропередач и др.
Большая трудоемкость работ.
Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу.
Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу.
Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.
Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов.
Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.
Тема 8. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации. (37 часов)
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений.
План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни.
Практические занятия по отработке плана эвакуации из школы.
Методическое обеспечение
Программа модифицированная, однонаправленная, общеразвивающая, социально-педагогической направленности. При составлении программы использовался:
- сборник руководящих документов №14 «Материалы семинара – совещания «О работе с детьми по предупреждению пожаров», Барнаул, 2003 год, адаптируемый к ДЮП МБОУ СОШ № 7 г. Калуга.
Методы
В процессе деятельности отдается предпочтение словесному, наглядному, практическому, частично-поисковому методам, методу проблемного обучения.
Используются следующие методы воспитания:
- убеждения словом и положительным примером;
- беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);
- наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);
- практические (изготовление, лепка)
- игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
- наблюдение за деятельностью детей;
Методы могут варьироваться, модифицироваться, добавляться. Каждое занятие, цель будут требовать подчас ситуативного выбора метода.
Рекомендации из опыта работы:
Для поддержания интереса к программе у детей необходимо работать в тесном контакте с представителями ВДПО, пресс службы ГУ МЧС России по Калужской области, чаще устраивать встречи с работниками пожарной охраны. Особое внимание обращать на отработку практических действий при поступлении различных сигналов (пожар, задымление и т.д.). Педагог должен, прежде всего, сам уметь правильно пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушители, пожарный гидрант), уметь правильно оказывать первую помощь пострадавшим на пожаре (искусственное дыхание, наложение повязок и т.д.), чтобы грамотно объяснить обучающимся приемы и алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях. Чтобы дети увидели результат своей деятельности, важно принимать активное участие в смотрах конкурсах по ППБ.
На занятиях педагог создает положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха для каждого ребенка. Для того, чтобы мероприятия прошли интересно, необходимо определить его форму и содержание вместе с детьми, попутно обучая ребят приемам принятия решения. У них формируется активная жизненная позиция.При подготовке к мероприятию нужно найти дело для каждого. После мероприятия важно провести анализ по итогам, что получилось, а что нет и почему. Это развивать способность к рефлексии.
Материально-техническое обеспечение
Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий:
- методическая литература
- удиовизуальная техника (магнитофон, видеокамера).
- печатная бумага форматов А-3, А-4, набор файлов, плакатов.
- компьютер, ксерокс, проектор, экран.
- фотоаппарат.
- боевая одежда пожарного, огнетушитель.
- самоспасатели различных марок.
Литература
- Бородкин Н.И. Пособие обучения правилам пожарной безопасности. Москва, 1991
- Бутенко И.С. Уроки безопасности и уроки без опасности. Москва,2006
- Дмитриева Л.А. Творческий подход приветствуется. Москва, 2005
- Ефименко В.С. Я пожарным стать хочу. Барнаул, 1998
- Попок Б.К. Чтобы не было пожара. Москва, 1995
- Черепанова С.В., Ворсин А.Н. Пожарная безопасность. Барнаул, 2003
Литература для детей
- Васильев М.Н. Не пускайте Красного Петуха в дом. Москва, 2004
- Емельянчик В.К. Ваши шансы избежать беды. Санкт – Петербург, 2002
- Комова М.С. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар. Москва, 2006
- Мышкина А.А. Да не погибнем от неверия: надо признать – пожар возможен. Санкт – Петербург, 2006
- Поликов В.В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. Москва, 1992
- Рейхардт Г. Стихийные бедствия. Что есть что?. Слово,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...