Внеклассное мероприятие "Путешествие по родному краю"
методическая разработка (1 класс) по теме

Горбунова Наталия Алексеевна

Интегрированное мероприятие по окружающему миру с элементами краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_rodnomu_krayu.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чёркинский филиал

МБОУ Сокольниковская СОШ

Внеклассное мероприятие

        учитель

                                                                               начальных классов

                                                                               Горбунова Н. А.

                                                 2012 г.

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к малой Родине.

Задачи:

  • формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;
  • создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
  • развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас, повышать культуру

Оборудование:

книги о Тамбовской области, «Легенды и предания Тамбовского края», магнитофон, аудиозаписи произведения «Голоса леса», компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме мероприятия.

                                   ХОД   МЕРОПРИЯТИЯ.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

   (Звучит песня «С чего начинается Родина?»

   

    Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

     Ответы учащихся.

   – В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

 Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

 «Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

 Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.»

 (Ю. Яковлев)

3. Постановка цели.

 - Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине, о нашей малой Родине – Тамбовщине. Мы еще раз убедимся в истинной красоте русской природы. Будем учиться  любить и беречь свою малую Родину.

4. Дом, в котором мы живём.

     Учитель читает стихотворение:

Был, говорят, где-то случай такой.

 Ехали люди с работы домой.

 Только доехали, вдруг – чудеса:

 Все позабыли свои адреса.

 Ищут, волнуются, смотрят кругом,

 Где эта улица? Где этот дом?

 Ищут водители: «Где наш гараж?»

 Мечутся жители: «Где наш этаж?»

 Все перепуталось, все заблудилось!

 К счастью, такое лишь в сказке случилось.

 Я рассказала про это нарочно,

 Чтобы проверить, знаешь ли точно,

 Где ты живешь? Где построен твой дом?

 И хорошо ли ты с домом знаком?

(Учитель спрашивает по очереди у детей номер их дома, название улицы, села, в котором они живут)

(Слайд 2)

– Дом, в котором мы живем, – это наша малая Родина – село Лёвино Моршанского района Тамбовской области.  

  Село Левино образовалось в 19 веке, сейчас в нём проживает примерно 530 человек. Достопримечательностью села является деревянная мельница, а также дендрологический парк (раньше там выращивались экзотические растения).

 (Слайд 3)

   Наш районный центр – город Моршанск. Моршанск находится на севере Тамбовской области. Он расположен по обоим берегам реки Цны при пересечении ее железной дорогой. Время возникновения населенного пункта на месте города точно не установлено. Село Морша существовало еще в XVI в. В 1779 г. по указу Екатерины II Морша  - центр хлебной торговли на Цне - преобразована в город Моршанск, ставший уездным.

    В настоящее время Моршанск - третий по хозяйственному значению и

населению город области, центр крупного сельскохозяйственного района. В нем около50 тысяч жителей.

(Слайд 6)

    Живя в Тамбовской области, мы не услышим шума морского прибоя, так как она удалена от морей. Самое ближнее море – Черное, но до него около 900 км, до Балтийского – 1000 км. Не сможем увидеть и горные вершины – область лежит между Среднерусской (на западе) и Приволжской (на востоке) возвышенностями, на Восточно-Европейской равнине – одной из самых больших низменных равнин земного шара.  

 Тамбовская область располагается посередине умеренного пояса, в центре Русской равнины, занимая большую часть Окско-Донской низменности и западные отроги  Приволжской возвышенности, и входит в зону Центрально-Черноземного района.

 Средняя высота Окско-Донской равнины составляет 139 м над уровнем моря. Ряд особенностей природы и ландшафтов Тамбовской области обусловлены срединностью ее географического положения. От Тамбова по одной тысяче километров до любой из границ Русской равнины. Область относится к зоне недостаточного увлажнения.

(Слайд 7)

На территории нашей области находятся: холмистые равнины речные долины, овраги и балки.

 Балки широко распространены по всей территории области, особенно в верховьях рек. Это длинные и широкие понижения с заросшими травой склонами. Балка – это последняя стадия развития оврагов. В балках берут начало почти все реки нашей области.

– Назовите реки  Тамбовской области. (Цна, Ворона, Воронеж, Иловай, Глазок, Матыра, Ира, Ирка и другие.)

(Слайд 8)

 Всего по территории края протекают 1400 рек и речек. Все они относятся к бассейнам рек Волги и Дона. Подавляющее большинство рек имеет длину менее 25 км, и только семь из них свыше 100 км. Наиболее длинными являются реки Цна и Ворона.

 В области имеются 2940 озер. В основном они лежат в поймах рек. Самое крупное из озер Рамза находится в пойме реки Вороны.

Это интересно!

На территории Тамбовского района есть озеро-загадка. Оно находится в 15 км от Тамбова, в пойме реки Цны. Это озеро Чистое. Его уровень испытывает значительные колебания. Отмечены случаи полного исчезновения воды в озере. Озеро появилось в 1913-1914 гг. В 1939 году, по сведениям старожилов, вода в озере исчезла, а через год котловина снова наполнилась водой. Вначале 60-х годов снова резко упал уровень воды, а в 1980 году уровень воды резко повысился. Связывают это явление с засухами, но загадка озера Чистого окончательно не решена…

(Слайд 9)

Река Ворона отличается от других рек Тамбовщины тем, что течет среди леса.

 Ворона – один из заповедных уголков Тамбовского края. Это неповторимые пойменные озера Рамза и Ильмень, бобровые угодья с плотинами и норами. Общая длина реки составляет 454 км, 216 из них проходят по Тамбовской области.

(Слайды 10-12)

В 1994 году на реке Вороне создан первый в области государственный заповедник, площадью 10320 тыс. га. Флора заповедника в настоящий момент изучена еще недостаточно. Здесь растут   степные и луговые растения, дубравы, сосновые боры. Различные группы животных изучены в разной степени. Всего в Воронинском заповеднике отмечено 20 видов разнокрылых стрекоз, 85  видов клопов, около 140 видов жуков, 50 видов дневных бабочек, 4 вида сетчатокрылых.

 В настоящий момент отмечено обитание 29 видов рыб, 7 видов амфибий, 6 видов рептилий, 126 видов птиц, 26 видов млекопитающих.

 Кроме естественных поверхностных водных объектов на территории области имеются пруды и водохранилища в количестве 901 шт. Из них 764 пруда, 137 водохранилищ, в том числе 21 – рыбоводное. К наиболее крупным водохранилищам относятся: Шушпанское, Тамбовское, Челнавское, Кершинское, Ярославское.

 В области известно несколько скважин, дающих лечебную минеральную воду: Никольское, Инжавино, Моршанск. Минеральные воды этих скважин являются уникальными, они содержат активные вещества и применяются при лечении многих заболеваний.

(Слайд 13)

Леса Тамбовской области относятся к числу важнейших экологических систем. По состоянию на 01.01.2008 года общая площадь лесов области составила 402600 га. – десятая часть всей площади области. Леса Тамбовской области представлены 3 видами: хвойными, лиственными и смешанными.

 Основным типом лиственных лесов в настоящее время являются дубравы. Постоянными спутниками дуба черешчатого являются липа мелколистная, береза повислая, осина, клен татарский, остролистный и полевой, ольха черная, вяз обыкновенный, ясень, ива, лещина.

 Основным типом лиственных лесов в настоящее время являются дубравы. Постоянными спутниками дуба черешчатого являются липа мелколистная, береза повислая, осина, клен татарский, остролистный и полевой, ольха черная, вяз обыкновенный, ясень, ива, лещина.

– Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают засушливый климат, закрепляют склоны оврагов и балок, улучшают водный режим рек, делают их более полноводными. В наши дни лесами покрыто до 30% всей поверхности суши. А какую пользу приносит лес человеку?

(Рассказы учеников.)

Лес – это наш зеленый друг. Он помогает получить высокий урожай хлеба. Лес – это бумага, книжки с картинками, тетради для учеников, это двери в новых домах, паркет и мебель в наших квартирах. Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пишу, жилище, одежду.

 Основным, но не единственным продуктом леса является древесина. Из древесины сосны производят различные строительные материалы: доски, брус, дверные блоки, оконные рамы, недорогой паркет, плинтусы. Древесина березы идет на изготовление фанеры и низкосортных досок. Осина – это, в первую очередь, спички. Древесина липы издревле использовалась для изготовления деревянной посуды (ложек, мисок) и детских игрушек.

 Леса дают не только древесину. Здесь производится заготовка лекарственного сырья. Лекарственные травы – земляника, зверобой, крапива, ландыш, подорожник, мать-и-мачеха.

 Леса обеспечивают человека разнообразными продуктами питания. Это орехи, лесные ягоды, грибы. С давних пор грибы входят в ассортимент национальной кухни.

 Грибы – это вкусный и полезный пищевой продукт. Их солят, маринуют, жарят, сушат, а в последнее время, с появлением морозильных камер, грибы начали хранить в свежезаморожен ном виде.

(Слайд 14)

Из травянистых растений для этих лесов характерны гусиный лук желтый, купена душистая, ландыш майский, пролеска сибирская, мятлик дубравный, копытень европейский, чистяк весенний, медуница неясная, колокольчик широколистный, ломонос прямой, рябчик русский, бубенчик лилиелистный и др.

 Основным видом, образующим хвойные леса, является сосна обыкновенная. В большинстве своем сосновые леса являются культурами разного возраста. В хвойных лесах из травянистых растений встречаются папоротник орляк обыкновенный, грушанка круглолистная, кислица обыкновенная, василек Маршалла, ландыш майский, земляника лесная, хвощ полевой и др.

(Слайд 15)

На территории области встречаются более 320 видов лекарственных растений, из них большая часть, 84%, произрастает в диком состоянии. Широко распространены душица обыкновенная, крапива двудомная, ландыш майский, полынь горькая, чистотел большой, щавель конский, мята полевая, подорожник большой и многие другие. Многие лекарственные растения в современных условиях стали редкими (кровохлебка лекарственная, девясил высокий, василек синий и др.), что привело к снижению их значения в заготовках, а сбор некоторых (адонис весенний, алтей лекарственный, вахта трехлистная и др.) полностью запрещен, в связи с внесением их в Красную книгу Тамбовской области.

 (Сообщения учащихся.)

 Значительная группа растений флоры Тамбовской области относится к группе медоносных, кормовых и декоративных видов растений.

 – Лес – это не только источник разнообразных лесных ресурсов. Для русского человека это традиционное место отдыха. Но не все знают о правилах поведения в природе. Назовите их.

(Слайд 16)

Правила поведения в природе

Учись понимать природу, стань её другом и защитником.

На лоне природы веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.

Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.

Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.

Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных  туристов.

(Слайд 17)

Животный мир Тамбовской области представлен 73 видами млекопитающих (лось, кабан, косуля, волк, белка, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, куница, лисица, хорь, бобр речной, барсук и другие) и 292 видами птиц (глухарь, рябчик, тетерев, куропатка). Первые два вида птиц занесены в «Красную книгу» Тамбовской области, для них границы области являются южной границей их ареала.

 Представителей млекопитающих, обитающих в лесу и представляющих интерес как объект охоты, можно разделить на две категории: пушные звери и копытные. К первым относятся заяц-беляк, лисица, куница и бобр.

 Копытные представлены пятью видами – кабан, косуля европейская, лось, олень благородный и пятнистый. С 2001 года в области не проводится добыча лося. Связано это с резким падением численности особей данного вида. Основная причина – бесконтрольный отстрел с применением нарезного оружия. Пик численности лося пришёлся на 50-е годы 20-го столетия.  

 Реформы последних лет не способствовали созданию благоприятных условий для проведения охранных и воспроизводственных мероприятий в охотничьих угодьях области. Это отрицательно сказалось на численности охотничьих животных, и в первую очередь копытных, которые наиболее подвержены прессу со стороны нарушителей правил охоты и наиболее отзывчивы на биотехнические мероприятия.

 В степной зоне, которая занимает более 80% территории области обитает перепел, куропатка, болотно-луговая дичь и фазан.

 (Сообщения о животных.)

 В многочисленных водоемах области обитает ондатра, выхухоль. Выхухоль занесена в Красную книгу России и Красную книгу Тамбовской области. Причина – нарушение мест обитания и вытеснение ондатрой.

(Слайд 18)

Мероприятия по охране природы:

не допускать самовольную вырубку леса;

контролировать лов рыбы, спортивную и промысловую охоту;

бороться с лесными пожарами;

для сохранения редких видов растений и животных создавать охраняемые территории;

вносить редкие виды в Красную книгу;

разводить животных, восстанавливать погибшие леса.

IV. Итог урока

– С чем познакомились сегодня на уроке? О чем узнали?

(Слайд 19)

– Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. А Родина – это и есть природа, которую мы должны охранять и беречь.

V. Домашнее задание

– Приготовить сообщение о животном (растении) Тамбовской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Внеклассное мероприятие «Истоки родного края»

В данном мероприятии описывается история возникновения (создания) села Солёное Займище Черноярского раойна Астраханской области....

Внеклассное мероприятие о родном крае "С любовью к России"

Разработка мероприятияПрезентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaeva/file/4205224/Данное мероприятие составлено мной и было проведено с учениками 3 В класса МАОУ СОШ№2 п.Серышево в ...

Внеклассное мероприятие "Уголки родного края"

Урок-экскурсия по краеведению«Уголки родного края»(для 3-классников)...

Внеклассное занятие о родном крае «Мой край - Ямал»

Цели. Познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;воспитывать чувство гордости за родной край;развивать жел...

Внеклассное мероприятие "Мой родной край"

Художественно-музыкальная композиция, приуроченная к Году родных языков....