Внеклассное мероприятие "Уголки родного края"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Урок-экскурсия по краеведению
«Уголки родного края»
(для 3-классников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Адрес: 678190 РС(Я) Мирнинский район п.Айхал, ул. Советская 12а
тел.:(41136) 6-26-53
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ»
Выполнил: педагог-библиотекарь
Трофимова Вера Владимировна
п.Айхал 2018г.
Урок-экскурсия по краеведению
«Уголки родного края»
(для 3-классников)
Автор: педагог-библиотекарь Трофимова В.В.
Цель: воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине
Задачи:
- формировать знания о памятных местах родного поселка;
- развивать любознательность детей.
Оборудование: слайдовое сопровождение, Дед Краевед, выставка книг о родном поселке, ватман с нанесенным контуром поселка, картинки достопримечательностей, маленькие следы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Слайд – фото поселка Айхал.
Звучит музыка, в класс входит Дед Краевед.
Дед Краевед: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! (Дети здороваются) Меня зовут Дед Краевед. Я хозяин краеведческой тропы, которая проходит по памятным местам нашего поселка.
Всех! Всех! Всех, кто любит наш родной поселок и стремится сделать его краше и чище, приглашаю в увлекательное путешествие по краеведческой тропе.
Учитель: Спасибо, Дед Краевед, за приглашение. Ребята, поднимите руки, кто готов отправиться на экскурсию с хозяином тропы.
2.Целеполагание
Слайд – памятные места поселка
Дед Краевед: Вот памятные места нашего поселка, по которым проходит моя тропа
Учитель: Ребята, посмотрите на этот слайд, добавьте пропущенные гласные буквы О И О О О А Я и определите тему нашей экскурсии
УГ_ЛК_ Р_ДН_Г_ КР_ _
Ответы детей
Учитель: Тема сегодняшней экскурсии «Уголки родного края»
Дед Краевед: Молодцы! Я предлагаю вам совершить путешествие по этому маршруту.
Слайд-маршрут тропы.
Схема маршрута краеведческой тропы «Уголки родного края»
1-я остановка - Стела «Рука с алмазом»
2-я остановка - Стела «Айхал»
3-я остановка - Обелиск в честь 30-летия Победы в ВОВ 1941-1945 годов
4-я остановка – «Фонтанная площадь»
5-я остановка – Парковый ансамбль «Якутские мотивы»
6-я остановка – Памятник «50 лет Победы»
Дед Краевед знакомит с остановками на тропе.
Учитель: Тема и маршрут определены, теперь необходимо поставить задачи, которые необходимо решить во время экскурсии.
Слайд-задачи.
Выяснить значение некоторых незнакомых слов;
Ознакомиться с красивейшими уголками родного поселка.
Учитель: задачи поставлены, отправляемся в путешествие
3. Работа с понятиями
Учитель: Ребята кто из вас может объяснить понятие «краеведение», «краеведческая тропа»?
Ответы детей.
«Краеведение» - изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей. (определение по словарю Ожегова)
А кто такой Дед Краевед?
Ответы детей.
Краевед – человек, занимающийся изучением своего родного края.
Краеведческая тропа – маршрут (путь следования), специально оборудованный для проведения познавательных экскурсий.
Учитель: Еще у нас встречаются другие непонятные слова
Стела – вертикальный памятный знак, обычно с надписью, рельефным изображением.
Обелиск – памятник, сооружение, в виде граненого, сужающегося кверху столба.
Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого или чего-нибудь.
4. Путешествие по краеведческой тропе «Уголки родного края».
1-я остановка – Стела «Рука с алмазом» слайд
Дед Краевед: Начнем мы путешествие по нашему поселку и первая остановка – стела «Рука с алмазом», которая является визитной карточкой нашего поселка. Кто, ребята, видел это сооружение? Что вы знаете о нем?
Ответы детей.
Дед Краевед: В 1987 году, партком Айхальского промышленного комплекса к 70-летию Октябрьской революции принял решение в кратчайшие сроки изготовить и установить стелу при въезде в поселок. Поручили данное дело работнику силикатного цеха, а ныне известному художнику Зиненко Юрию Владимировичу, который не только сделал эскиз, макет, но и сам производил сварочные и бетонные работы. Первоначально было разработано несколько деталей: октаэдр в разрезе – символизирующий карьер, рядом надпись «Айхал», а в центре – рука, держащая алмаз. Но из-за сжатых сроков и большого объема работ через 4 месяца в 3-х км от поселка была воздвигнута только рука с алмазом и изготовлена надпись «Айхал» на постаменте.
За свое творение художник получил памятную медаль «25 лет алмазодобывающей промышленности». А сколько лирических срок было посвящено этому символу поэтами нашего поселка. Давайте прочитаем несколько срок.
2-я остановка – Стела «Айхал» слайд
Дед Краевед: А теперь отправляемся дальше, следующая остановка – стела «Айхал»
Изготовлена и установлена стела в апреле 2001 года в честь 40-летия Айхала. В мировой истории и культуре многозначны термины и понятия «триада», «триединство», «триколор», а так же «триумф», обозначающий блестящий успех, торжество. Воедино объединенные три стелы поперечной перегородкой символизируют и триумфальную арку – сооружение построенное в ознаменование военной победы. К счастью, в наших краях победы только трудовые. И вот художник Плишкин А.А. объединил все понятия в эскизе стелы. Водрузив флаги РФ, Республики Саха и символический алмаз в верхней части стелы, обозначил принадлежность трудящихся к алмазодобывающей промышленности на территории Якутии в составе России. Стела «Айхал» установлена в 9 км 300 м от поселка, вблизи дорого, ведущих в города Мирный и Удачный.
3-я остановка – Обелиск в честь 30-летия Победы в ВОВ 1941-1945гг.
Дед Краевед: Ну а мы отправляемся дальше по тропе и следующая остановка у самого первого памятника нашего поселка – это обелиск в честь 30-летия Победы советского народа в ВОВ. В честь этого события, в 1975 году благодарные айхальцы установили обелиск. Авторы Ющин В.Ф. и Макаров С.К. Высота обелиска 9 м, в первой трети расположен барельеф с изображением головы солдата и надписью 1945-1975. 30 лет. И многие годы в праздник 9 мая проходили торжественные митинги у этого обелиска.
4-я остановка – «Фонтанная площадь» слайд
Дед Краевед: Двигаемся дальше, следующая остановка знакомая всем – это «Фонтанная площадь»». Несмотря на то, что во дворах имеются детские качели, горки, столики, скамейки, жителя, особенно детям, не хватало просторной, благоустроенной зоны отдыха, отвечающей современным запросам. Так и появилась идея создания фонтана на площади, с пешеходными дорожками, скамейками и детским спортивно-развлекательным городком. В 2006 году рядом со школой № 23 по ул.Юбилейной совместными усилиями администрации поселка и руководства горно-обогатительного комбината была организованна Фонтанная площадь. Весомый вклад в ее сооружение внесло население, собрав на благое дело свыше 3 млн. руб. И несомненно, Фонтанная площадь вписалась в общую архитектуру поселка, и стала одной из его достопримечательностей.
5-я остановка – парковый ансамбль «Якутские мотивы» слайд
Дед Краевед: продолжаем наше путешествие, и теперь мы попадаем в парковый ансамбль «Якутские мотивы». В 1996 году на необустроенном участке поселка, начальник ПТЭС и ЖХ Прошин В.Г. решил основать парковый ансамбль по якутским мотивам. Было выбрано удачное местоположение, такое же просторное, как и поляны для национальных праздников. Руководитель ремстройучастка А.Н.Иванов сделал эскиз центральной части ансамбля и окружающей его территории. Сэргэ из дерева вырезал П.У.Слепцов, соблюдая все каноны якутского орнамента.
Ребята, а вы знаете что такое «сэргэ»?
Ответы детей.
СЭРГЭ – это коновязь. На территории Якутии выявлено более 85 разновидностей сэргэ. В старину на дворах богатых и знатных хозяев сооружали много различных сэргэ, но обязательно нечетное число. Каждая свадьба, рождение ребенка, посещение почетного гостя и другие знаменательные события сопровождались изготовлением особого сэргэ. Их устанавливали перед входом в дом, в ряд, навстречу солнцу. Функции сэргэ отличались от их назначения. Выделяются в основном три группы: - надворные для привязывания коней, культовые и ритуальные.
Общая высота ансамбля 7 м. Постамент железобетонный. Летом сэргэ сияет под солнечными лучами, а зимой сквер освещается нарядными фонарями, где встречаются и гуляют молодые люди.
6-я остановка – памятник «50 лет Победы» слайд
Дед Краевед: Вот и последняя остановка на сегодняшний день, это тоже всем вам известный памятник «50 лет Победы» или «Скорбящая мать»
В 1995 году управляющий АСМТ М.У.Оздоев принял решение о возведении памятника к 50-летию Победы в ВОВ с организацией площади, аллеи и Вечным огнем. Придумать и сделать эскизы, было поручено известному в Якутии и за ее пределами художнику А.А.Кушниренко. И он смог выразить в камне дорогие для всего народа идеи. В данном монументе в едином образе выражены единство Родины-Матери, Пресвятой богородицы и скорбящей матери. Другая часть монумента символизирует защитника Отечества. Весь ансамбль покрывает купол церкви со звонницей, на ней один колокол. Во все времена колокола делили судьбу России, все ее трагедии и праздники.
Учитель: Ну, вот ребята, мы прошли по краеведческой тропе и сделали шесть остановок. А теперь давайте вспомним все эти остановки. На ватмане нарисован наш поселок и краеведческая тропа. Я вам даю картинки достопримечательностей Айхала и маленькие стопы. Вы должны расположить эти картинки в правильном месте и стопами указать дорогу, по которой надо двигаться, в целом обозначить краеведческую тропу.
Дети работают.
5. Итог занятия
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие с Дедом Краеведом по краеведческой тропе нашего поселка. Напомните название этой тропы. (ответы детей) Каким для вас было это путешествие? Какие задачи стояли перед нами?
Дети: Выяснить значение некоторых незнакомых слов;
Ознакомиться с красивейшими уголками родного поселка.
Учитель: мы выполнили эти задачи
Дед Краевед: Молодцы, ребята. Я посмотрел как вы расположили достопримечательности нашего поселка, и вижу что вы с пользой провели это время, потому что все находится на своем месте. Скоро мы с вами совершим настоящее путешествие по этой тропе. А на сегодня наше путешествие подошло к концу и нам пора прощаться.
Учитель: Любите и изучайте свой край, берегите и приумножайте его богатства, сохраняйте лучшие его традиции! От вас зависит каким будет наш родной поселок!
6.Список используемой литературы
1. Мирнинский район: история, культура, фольклор/ Адм.муниципального образования «Мирнинский район»; (Редкол.:Р.Н.Юзмухаметов (отв.ред.) и др..)- Якутск: Бичик, 2005. – 280с., илл. – Улусы Республики Саха (Якутия)
2. В.Дворак. Уруй, Айхал! АК «АЛРОСА» 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Внеклассное занятие о родном крае «Мой край - Ямал»
Цели. Познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;воспитывать чувство гордости за родной край;развивать жел...
Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.Задачи:дать представление о том, что для каждого человека ма...