Программа гражданско-патриотического воспитания "Росинка"
рабочая программа по теме
Программа для воспитателей реабилитационных центров, а также педагогов дополнительного образования для работы с детьми 7-14 лет. Программа направлена на формирование патриотического сознания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_rosinka.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «Р О С И Н К А» (для детей 7-14 лет)
Составитель: Полтева Оксана Григорьевна, воспитатель
Государственное учреждение социального обслуживания населения
Тульской области «Социально – реабилитационный центр для
несовершеннолетних Белевского района» г. Белев
Описание работы: программа предназначена для воспитателей, организующих воспитательную работу с детьми школьного возраста ( от 7 до 14 лет). Программа направлена на формирование патриотического сознания детей, нравственных качеств на основе разнообразной творческой деятельности, посредством этнических понятий русской духовности.
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота.
Происходящие в современном обществе процессы: смена идеологии и системы ценностей, удорожание жизни, нестабильность правовых и моральных критериев, криминализация – болезненно сказываются на подрастающем поколении. Сегодня происходит разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродных русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Политические, социально – экономические проблемы, резкий отказ от старого незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества.
Многие дети оказываются в асоциальной среде.
С марта 2012 года я работаю воспитателем в государственном учреждении социального обслуживания населения Тульской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Белевского района Тульской области».
Только за 2012 год в центре находилось 116 детей.
В центре жизнь воспитанников максимально приближена к домашним условиям: разновозрастные группы, дети учатся в школах города, комнаты обустроены домашней мебелью и аппаратурой, практикуется гибкий режим дня, который расширяет свободу поведения, самостоятельность выбора воспитанниками разнообразной совместной и индивидуальной деятельности и пр. Организована система дополнительного образования, способствующая формированию здоровой личности, успешно адаптирующейся в огромном мире социальной жизни.
Дети, проживающие в центре, чаще всего приходят из несостоятельных семей, где процветает пьянство, жестокость, насилие. Многие дети из дисфункциональных семей лишены условий для организованного содержательного досуга. Они не имеют возможности посещать спортивные, оздоровительные и культурные учреждения. От того, какие наши дети сегодня, зависит, каким будет наше общество завтра.
Моя основная задача как воспитателя реабилитационного центра – помочь растущему человеку, дать ему дополнительное воспитание, способствовать духовному и интеллектуальному развитию.
Размышляя о том, каким образом мне необходимо строить работу с дезадаптированными детьми и знакомясь с различной литературой, я поняла, что помощь мне сможет оказать русское народное творчество.
Фольклору отводится первостепенное место в выполнении задач нравственного, этического, патриотического воспитания. Он осознается как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно - образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления.
Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь.
На основе анализа работы центра «Надежда», мною была разработана и внедрена программа воспитания «Росинка» (воспитание у детей любви к Родине, интереса к народной культуре, развитие творческой активности несовершеннолетних, посредством устного народного творчества).
Предметная область: программа имеет большое значение в социально-реабилитационной работе с воспитанниками центров, домов -интернатов.
Цель программы: содействие личностному развитию воспитанников через приобщение к традициям русской культуры.
Основные задачи программы:
1. Содействовать нравственно – волевому развитию детей на основе разнообразной творческой деятельности.
2. Обеспечивать снятия у ребенка остроты эмоционального напряжения или стрессового состояния .
3. Расширять знания и развивать интерес к русскому народному фольклору, показать его связь с современной жизнью.
4.Развивать творческий потенциал детей и познавательную активность путем знакомства с русским фольклором.
5.Развивать эмпатию – умение сочувствовать, сопереживать своим близким
6. Формировать приоритет здорового образа жизни.
7. Готовить детей к успешной адаптации в социуме.
8. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма как важнейшей нравственной и духовной основы человека.
9. Предупреждать возникновение и развитие девиантного поведения.
Программа, которую я разработала, востребована.
Диагностика показала, что:
- дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры;
- используют в активной речи русский фольклор;
- умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;
- принимают активное участие в проведении народных праздников;
- знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;
- знают историю русского костюма, русской национальной обуви;
- умеют различать изделия разных народных промыслов;
- фольклор создает благоприятные условия для успешной социализации детей, их самовыражения, развития и раскрытия способностей;
- посредсвом творческой деятельности у детей повышается самооценка
Глубокий социально – педагогический потенциал фольклора отмечен многими исследователями. С помощью фольклора можно:
- регулировать поведение воспитанников, соотносить его с групповым и коллективным поведением;
- успешно адаптировать ребенка в социокультурном пространстве через принятие нравственно – ценностных норм;
- достигать психологического равновесия с помощью ощущения раскрепощенности, внутреннего преображения на общем празднике.
Программа разработана для детей школьного возраста от 7 -14 лет.
Формы проведения занятий:
1.Беседы.
2. Тематические занятия.
3. Викторины.
4. Устные журналы.
5. Конкурсные программы.
6.Фольклорные игровые программы.
7. Посиделки.
8..Экскурсии в музей города.
9. Посещение концертов фольклорных коллективов города.
10.Проведение фольклорных народных праздников.
11. Пение народных песен.
12. Рисование (роспись).
Методическое обеспечение воспитательного процесса:
- книги, методические пособия;
- иллюстрированные материалы;
- методические разработки;
- аудио – и видеоматериалы;
- диагностический инструментарий.
Конечный результат курса предполагает, что у воспитанников :
1. Сформированы нравственно – волевые качества.
2. Снижен уровень эмоционального напряжения.
3 Сформирована положительная мотивация к изучению произведений русского фольклора, понятна его связь с современным обществом.
4. Дети самостоятельно изучают произведения устного народного творчества, у них развит интерес к русским народным промыслам и ремеслам.
5. Наличие чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к труду.
6. Заботливое отношение к своему здоровью; стремление к здоровому образу жизнью, отсутствие вредных привычек.
7. Сформирована готовность к успешной адаптации в социуме.
8. Наличие любви к Родине, чувства патриотизма.
9. Наличие адекватного поведения, характеризующегося соблюдением принятых социальных норм поведения.
Рецензия на программу «Росинка»
Полтевой Оксаны Григорьевны,
воспитателя ГУСОН ТО «СРЦН «Надежда»
Белевского района Тульской области»
Программа «Росинка», разработанная воспитателем ГУ СОН ТО «СРЦН «Надежда» Полтевой Оксаной Григорьевной, предназначена для реабилитационной работы с детьми школьного возраста (от 7 до 14 лет). Основная идея программы – социализация воспитанников; формирование патриотического сознания, нравственных качеств на основе разнообразной творческой деятельности, посредством этнических понятий русской духовности. В настоящее время , в период социальной перестройки, данная проблема стоит очень остро.
Настоящим стихийным бедствием можно считать обрушившийся на людей с экранов телевизоров поток безнравственности, несущий в себе разрушительную силу, сметающий веками устоявшиеся нравственные общечеловеческие ценности, связанные с идеями добра и зла. Молодые люди, не защищенные прочными нравственными устоями, попадают под влияние воздействия предлагаемой жизни (трансвеститы, геи, путаны и пр.) и легко принимают все это за эталон для подражания, что тлетворно воздействует на духовно – нравственное состояние подрастающего поколения. Внутрисемейные конфликты, пьянство взрослых, отсутствие любви, смерть одного из родителей, родительская жестокость - вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.
Программа «Росинка» призвана оказать помощь воспитанникам в формировании нравственно – волевых качеств научит адекватному поведению, характеризующемуся соблюдением принятых социальных норм и правил, поможет почувствовать гордость за свой народ, научить использовать произведения русского народного фольклора в различных ситуациях повседневной жизни, так как в них скрыта вековая мудрость.
В программе четко сформулирована цель и задачи, которые необходимо решить.
Календарный принцип построения программы обуславливает последовательность в изучении тематического материала.
Разнообразные формы и методы работы, предусмотренные педагогом, позволяют сделать занятия непохожими друг на друга.
Программа имеет диагностическое сопровождение, что позволяет отследить результаты реабилитационной работы.
Программа представляет интерес для педагогов социально - реабилитационных учреждений, занимающихся коррекционной работой и формированием личностного потенциала воспитанников.
Заместитель директора
по воспитательно – реабилитационной – работе_____________________ Бутрина Н.Н.
Тематический план
№ п/п | Названия разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | На теоретические занятия | На практические занятия | ||
1. | Путешествие в прошлое. | 6 | 5 | 1 |
2. | Народные праздники |
9 |
9 | |
3. | Народные промыслы и ремесла. | 7 | 3 | 4 |
4. | Русские обряды и обычаи. | 6 | 1 | 5 |
5. | Музыкальное наследие народа | 5 | 1 | 4 |
6. | Основы фольклора | 7 | 3 | 4 |
Итого: | 40 | 13 | 27 |
Календарно – тематическое планирование
Сроки
| Тема занятия | Краткое содержание занятия | Используемые методические материалы | |
Сентябрь | Введение. Истоки русской старины | Сообщить воспитанникам о направлениях программы «Росинка», провести обзорную экскурсию по фольклорному наследию русского народа в игровой форме. | Фольклорные посиделки / ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск:Красико-Принт,2008г. | |
Сентябрь | Путешествие в прошлое. «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим». | Познакомить с понятием «фольклор». Ознакомление с образцами русского народного фольклора. | Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского языка. М.: Моск. Рабочий,1994 г., 217 – 225. | |
Сентябрь | Быт и дом крестьянина. | Познакомить с основными занятиями крестьян, образом жизни, дать определение понятиям: соха, борона, сноп и т.д. Совершить путешествие в русскую избу. | Введение в историю. 4 кл.: Поурочные планы по учебнику Е. В. Саплиной «Введение в историю. 3 – 4 классы» / Сост. О. А. Северина. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. | |
Сентябрь | Русские народные праздники. Осенний цикл народных праздников. «Капустник». | Знакомство с историей возникновения капустных вечорках, показать, как правильно рубят и засаливают капусту. Разучивание поговорок об осенних месяцах, игра «Вейся капустка». | Емец М. Поляна игр: сценарий осеннего фольклорного праздника // Народное образование. - 2002.- № 5. | |
Октябрь | Поэзия народного костюма. Сарафан и кафтан. | Познакомить с видами мужской одежды (рубаха, порты), женской одежды (сарафан, душегрейка, сорочка). | Фокина О. В. Сарафан и кафтан.// Читаем, учимся, играем. – 2008.- № 2. | |
Октябрь | Русские народные игры. Их значение в жизни людей. | Знакомство с историей возникновения народных игр, их многообразием. Разучивание игр: «Золотые ворота», «Чехарда», «Бабки», разучивание жеребьевок. | Якуб С. К. Вспомним забытые игры. – М.: Дет. лит., 1988. Некоторые игры без предметов// Читаем, учимся, играем. – 2008, № 8. | |
Октябрь | Русские лапти. | Дать понятие: лапти – это плетеная обувь, которая крепится к ноге с помощью веревок – косичек, именуемых «оборами». Ребятам предлагается объяснить пословицы о лаптях, сплести оборы. | Кислова Е. В. Лапти – лапоточки. // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 3 Райкова Ю., Деревянко Т. « Мастерство тому дается, кто весь делу отдается» // Воспитание школьников. – 2001. - № 9. | |
Октябрь | Осенний цикл народных праздников. « Покров – батюшка». | Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня. Исполнение песен «Блины», «Сидит дрёма», проводится игра «Царевна и царевич» | Пашнина В. М. Жили-были, хоровод водили. Фольклорные праздники в 5-9 классах. – Ярославль: Академия развития, 2007. | |
Ноябрь | Народные промыслы и ремесла. Росписи по дереву. Хохломская роспись. | Открыть секрет возникновения хохломской росписи, познакомить с образцами изделий. Научить выполнять узоры: трава – мурава, рябина, оживка, Кудрины. | Соболев В. Мастер – народное достояние России // Народное творчество – 2001. - № 6.- (народные промыслы. Хохлома | |
Ноябрь | Городецкая роспись. | Знакомство с основными цветами при выполнении росписи. Показать различия Городецких узоров и хохломских. | Я познаю мир: детская энциклопедия. История ремесел.- М., 2000. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М.: Белый Город, 2003. | |
Ноябрь | Роспись по дереву. Гжель. | Знакомство с гжельскими изделиями, развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту. | Скоролупова. О. А. Знакомство детей с русским народно-прикладным искусством. – М.:ООО «Издательство Скрипторий «003», 2009. | |
Ноябрь | Кружевные сказки. Белевское кружево. | Рассказ об истории возникновения кружевоплетения, о видах кружева в разных областях. Показ белевских кружевных изделий. | Когда и где появилось кружево // Все обо всем. – М., 1995. – Т. 12. Лукашева Р. Русское кружево: Основы художественного ремесла. – М.: «АСТ - ПРЕСС», 1987. | |
Декабрь | Дымковская глиняная игрушка. | Познакомить с народным промыслом «Дымковская игрушка», показ образцов глиняной игрушки. Техника выполнения изделия. | Маслакова М. Н. Забытая старина: традиции, ремесла, мастера // Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 4. | |
Декабрь | Филимоновская игрушка. | Знакомство с основными узорами и цветовой гаммой. Использование символов: барыня, конь, символ воды, солнца. | Нравственное воспитание в начальной школе: праздники, игры, викторины / авт.-сост. Т. Н. Каркошкина. Волгоград: Учитель, 2008. | |
Декабрь | «Здравствуй, русская матрешка!» . | Техника выполнения фигурки матрешки. Матрешки расписывали по – разному. Были матрешки – пастушки, старички, невеста. Самостоятельная работа детей: расписывание матрешек, сделанных из соленого теста. | Внеклассные мероприятия: 3 класс. / Авт.-сост. О. Е. Жиренко, Л. Н. Яровая и др. – М.: ВАКО, 2007. Русское декоративное искусство./ Под ред. А. И. Леонова. Том 3. – М.:Издательство «Искусство», 1987. | |
Декабрь | Русские обряды и обычаи. Изучение свадебного обряда. | Познакомить с основными элементами свадебного обряда. Разучивание репертуара свадебных песен. | Иванова Н. Дядюшка сват всегда нарасхват. / Воспитание школьников. – 2001. - № 2. Знакомство и свадебные обряды. // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 9. | |
Январь | Путешествие по страницам Рождества Христова. | Знакомство с историей возникновения праздника, развитие умения вести исследовательскую деятельность. | Русские фольклорные традиции. /авт.-сост. О.В. Куфтина, О. П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009. | |
Январь | «У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем». | Познакомить с историей появления «чайных» посиделок; исполнение частушек про чай, отгадывание загадок. Рассказ о тульском самоваре, о рецептах заваривания чая. | Энциклопедия обрядов и обычаев. / Сост. Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. СПб, 1996. Пушкарь А. «О самовар, семейный наш очаг…»// Тулы золотые мастера: сказы, новеллы, очерки. – Тула, 1991 | |
Январь | Раз в крещенский вечерок… | Рассказ о времени проведения гаданий, видах гаданий: массовые, на улице, одиночные. Проведение нескольких гаданий с детьми. | Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками / авт.-сост. О. В. Ворошилова. – Волгоград: Учитель, 2007. | |
Январь | «Пришли Святки – запевай колядки» (фольклорный праздник) | Исполнение песен, хороводов, колядок. Знакомство с обычаем колядования. | Михайлова М. А. Народные праздники и развлечения.- Ярославль: Академия развития, 2005. | |
Февраль | «Длинная коса – девичья краса». | Знакомство с обычаем носить длинную косу, работа детей по изготовлению украшения на волосы, игра «Бантики», показ различных способов завязывания платка. Рецепты ухода за волосами | Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – Л.: «Искусство», 1988. | |
Февраль | «Хлеб – всему голова». | Разучивание песен, стихов, повторение пословиц, поговорок о хлебе, отгадывание загадок. Познакомить с обычаем встречать дорогих гостей хлебом – караваем. | А у нас перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов. / В. М. Пашнина; худож. А. А. Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2005, с. 87-99. | |
Февраль | Фольклорный праздник «Свадьба Анны Ниловны». | Знакомство со старинным свадебным обрядом, исценирование основных свадебных ритуалов. | Пашнина В. М. Фольклорные праздники для 1-4 классов. / В. М. Пашнина; худож. А. А. Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2005. | |
Февраль | Зимний цикл народных праздников. «Широкая Масленица». | Знакомство с днями Масленицы: встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тещины вечера, посиделки, прощеное воскресенье. Исполнение песен , хороводов, проведение русских народных игр, театрализованное представление, сжигание чучела Масленицы. | Петров В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М., 1999. Зимний календарь. // Читаем, учимся, играем. – 2007. -№ 11. | |
Март | Музыкальное наследие народа. Инструменты народного оркестра. | Знакомство с различными русскими народными инструментами: бубен, треугольник, барабан, гармонь, балалайка, ложки, треугольник. | Белевские чтения. Выпуск 2. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. Большая Российская энциклопедия. – М.: Научное Издательство, 2004. | |
Март | В песне русская душа. | Познакомить с видами русских народных песен: лирические, игровые и хороводные, плясовые и шуточные. Прослушивание песен в исполнении фольклорного ансамбля. | Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1982. Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы. // Сост. В. Агафонников. М., 1973. | |
Март | Частушка как вид народного песенного творчества. | Прослушивание частушек в аудиозаписи, знакомство с историей появления частушки. | Детские частушки для друга и подружки. / Сост. Г. Т. Соколова.- Ярославль: Академия развития, 2007. | |
Март | Весенний цикл народных праздников. «Жаворонки весну кличут». | Исполнение песен, хороводов, закличек весны, отгадывание загадок о весенних приметах. | Весенний календарь. // Читаем, учимся, играем. - | |
Апрель | Деревенские посиделки. | Обобщить знания детей о русских народных песнях, частушках, музыкальных инструментах, учить быть гостеприимными. | Михайлова М. А. А у наших у ворот развеселый хоровод. – Ярославль: Академия развития, 2005, с. 157-213. | |
Апрель | Весенний цикл народных праздников. Обманный день (первоапрельский праздник). | Познакомить с историей празднования праздника в старину, присутствие скоморохов. Исполнение небылиц, народных поверий, игра «Ремешок», соревнования «Перенеси картошку», «Бой петухов», «Бег в мешка». | Бердникова Н. В. Веселая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2005, с. 139-149. 3 | |
Апрель | Основы фольклора. Что мы знаем об устном народном творчестве. | УНТ – это сказки, былины, пословицы, поговорки, легенды, прибаутки, песни. Разгадывание кроссворда, загадок, объяснение смысла поговорок «Бить баклуши» и др. | Что мы знаем о народном творчестве: устный журнал // Кузнецова Е. Г. . Игры, викторины, праздники в школе и дома. М.: Аквариум; К.: ГИППВ, 2000. | |
Апрель | Пасхальные обряды и обычаи. | Сформировать общее представление о празднике, практическая работа по покраске яиц, разучить пасхальные игры. | Русские фольклорные традиции. / авт.-сост. О. Куфтина, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009 г. | |
Май | Русские былины. | Знакомство с былинным творчеством. Рассказ о подвигах былинных богатырей: Святогора, Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и т. д. | Праздник в школе. По фольклорным островам. / ред.-сост. Л. И. Жук.- Лен.: Минск «Красико Принт», 2005. | |
Май | «Мудрости начала» - русские народные пословицы и поговорки. | Формируются две команды участников, дети называют пословицы и поговорки о труде, о достоинствах и недостатках людей, рисуют иллюстрации к пословицам. | Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: очерки. / Рис. А. Бисти. – М.: Детск. лит, 1988. 1 | |
Май | Плавание на корабле «Русская загадка». | На листе ватмана рисуется карта, на которой отмечаются: пролив Грамоты, полуостров Растительный, залив Художников и др. Дети повторяют Повторяют русские загадки о грамоте, животных и выполняют различные задания. | Русское народное поэтическое творчество. – М.: «Молодая гвардия», 1979. Родная речь. Учеб. для учащихся нач. школы. Кн. 1, ч.1./ Сост.М. В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2002, с. 4-17. | |
Май | Летний цикл народных праздников. «Троица – праздник русской березки». | Рассказ о березе как дереве счастья, обычае заламывать березку, украшать себя венками. Показ театрализованного представления детьми, исполнение песен, хороводов, игра «Горелки» | Ситдикова Ф. Береза – символ России // Воспитание школьников. – 2001.- № 4 «Славянский венок», или Праздник Троицы // Народное образование. – 2001. - № 3. | |
Июнь | Источники памяти. Русские народные сказки. | Волшебные сказки – здесь действуют чудесные предметы, герои; сказки о животных похожи на басни; бытовые о бедном мужике, о поповом работнике. Чтение сказок по выбору детей. | Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., Изд.: Академия наук, 1983. Школьные вечера и мероприятия. /О. Г. Старочкина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. | |
Июнь | Детский фольклор. | Знакомство с образцами детского фольклора, исполнение детьми потешек, считалок, скороговорок. | Бахтин В. С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. / Переизд., Рис. С. Острова. – Л.: Дет. лит., 1988. 2 | |
Июнь | «Гуси – лебеди» (по мотивам русской народной сказки) (театрализованное представление). | Театрализованная постановка русской народной сказки. Исполнение песен, хороводов, игра «Ай, гу-гу», отгадывание загадок. | Теремок сказок. / В обработке К. Ушинского и А. Толстого. – Тверь: «Омега-пресс» | |
Июнь | «Кладезь народной мудрости». Итоговое занятие по программе. | Подведение итогов, викторина на выявление уровня знаний по русским народным праздникам. | Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом
Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом» разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...
программа гражданско-патриотического воспитания "Мрй родной край"
Данная программа составлена учителями начальных классов (авторы:Брызгаева Т.Т., Попова Г.Д., Батарина А.А.) на основе традициям школы , с целью сохранения любви к родному краю. Конечная цель: воспитат...
Программа гражданско - патриотического воспитания МОУ «СОШ с. Пигари» «Я – гражданин России»
Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на повышение статуса патриотического воспитани...
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - патриот»
Цель моей программы-формирование патриотических чувств и сознания воспитанников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, кр...
Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе
Данная рабочая программа во воспитательной работе состоит из пояснительной записки, описания направлений и плана воспитательной работы....