ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
материал (3 класс) по теме
Патриотическая деятельность (гражданское воспитание) - одно из направ-лений по формированию основ гражданской идентичности личности, что пред-полагает осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определен-ный личностный смысл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Январита Ивановна Сивцева, учитель начальных классов,
МБОУ «ЖСОШ», с. Боробул, Республика Саха (Якутия)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Пояснительная записка
Патриотическая деятельность (гражданское воспитание) - одно из направ-лений по формированию основ гражданской идентичности личности, что пред-полагает осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определен-ный личностный смысл. [3, с. 56]
Внеучебная деятельность по данному направлению предполагает граж-данскую активность учащихся в виде участия в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций и в общественной жизни.
В настоящее время патриотическое воспитание является одной из весьма сложных сфер воспитательной работы.
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с уче-том возрастных психологических особенностей детей. Психологические осо-бенности - это не догма, у каждого ребенка своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
В наше время наиболее актуальным становится необходимость всесто-роннего использования компьютерных технологий в образовательном прос-транстве школы. Дети очень чутко чувствуют сложившуюся ситуацию и соот-ветствующе на нее реагируют.
Педагогическая целесообразность данной программы для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними ин-тересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Новизна данной программы - в расширении патриотической работы на со-временном уровне, а также развивает творческий потенциал ребенка, обогащает словарный запас, формирует нравственно-эстетические чувства. Именно в на-чальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Использование ИКТ технологий в профессиональной деятельности позво-ляет преподавателям выполнять требования государственного стандарта и вос-питывать всесторонне развитую личность, востребованную на рынке труда. ИКТ активно внедряется в образовательный процесс школы, накоплен боль-шой материал по разделам учебно-воспитательной деятельности. [1, с. 82]
Педагоги осознают сильное влияние телевидения на формирование лич-ности, особенно в раннем возрасте, поскольку телевидение обладает большой силой эмоционального, нравственного, информационно-познавательного, пси-хологического воздействия. Телевидение сегодня занимает все больше комму-никационного поля, оказывает все большее воздействие на аудиторию. Комму-никатор становится носителем языковых и поведенческих норм. [4, с. 132]
Цель: развитие творческого потенциала ребенка, помощь в раскрытии творческих и логических способностей.
Данная программа ориентирована для учеников начальной школы, нацеле-на на формирование творческой индивидуальности. Программа является це-лостным интегрированным курсом, в игровой форме развивает интеллектуаль-ный потенциал ребенка, помогает раскрыть свои творческие и логические спо-собности, использовать приобретенные знания и умение в практической деятельности.
При создании видеофильма «Классный класс» дети учатся отражать лич-ные цели, а также учитывать потребности коллектива. Съемка, монтаж и под-бор фото-видеоматериала о жизни класса, самостоятельная практическая работа совершенствуют навыки владения мультимедийной техникой. Индивидуальная групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умение преод-левать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует само-стоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.
Учитель может самостоятельно распределить количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия ра-боты в данной школе. Обязательно во время занятий включить физкульт-минутку.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
«Юный радиотелеведущий» в третьем классе
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся полу-чат возможность формирования личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые, об-щие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже из-вестного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
- используя свой жизненный опыт, информацию, полученные от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
- рассуждать в устной форме, как в кадре, так и за кадром;
- знать основные понятия о профессии журналиста вообще и телевизион-ного ведущего в частности;
- расширить общий кругозор;
- воспитывать детей в духе общечеловеческих ценностей;
- воспитать интерес к творческой деятельности.
Тематическое планирование программы
«Юный радиотелеведущий» в третьем классе
№№ | Тема занятий | Вего часов | В том числе теория | В том числе практика |
1 | Введение. Вводное занятие. Цели и задачи предмета. Знакомство с группой. Требования к занятиям. | 1 | 1 | |
2 | История возникновения и развития СМИ: письмен-ность, глашатаи, ораторы и т.д. Разнообразные виды и формы. | 1 | 1 | |
3 | Радио: колхозное, школьное, в детских лагерях, об-ластное | 1 | 1 | |
4 | Экскурсии в местные радиостудии | 1 | 1 | |
5 | Телевидение: кабельное, государственное, всемир-ная связь, кинотеатры | 1 | 1 | |
6 | Экскурсии в местные телестудии | 1 | 1 | |
7 | СМИ. Особенности работы в разных СМИ | 1 | 1 | |
8 | СМИ – деловая игра | 1 | 1 | |
89 | Кто такой журналист? | 1 | 1 | |
10 | Встреча с журналистом телестудии | 1 | 1 | |
11 | Этика телеведущего. Внешний вид, речь, широкий кругозора, культура поведения и манера общения | 1 | 1 | |
12 | «Круглый стол» «Тележурналистика моими глаза-ми» | 1 | 1 | |
13 | Информация. Методы сбора. Наблюдения, докумен-ты, беседы, интервью, другие СМИ – источники информации | 1 | 1 | |
14 | Ругулярный поиск новостей. Создание «банка но-востей класса, школы» | 1 | 1 | |
15 | Сбор и поиск «банка новостей класса, школы» | 1 | 1 | |
16 | Практическая часть – игра «Раздуть из мухи слона» | 1 | 1 | |
17 | Детские телерадиопередачи | 1 | 1 | |
18 | Эксрурсия в Детскую студию «Аргыс». Наблюдение за работой юных ведущих. | 1 | 1 | |
19 | Понятие «план» в телевизионном мире. Характерис-тики плана: общий, средний, крупный. Порядок че-редование планов в информационном сюжете. | 1 | 1 | |
20 | Пробные съемки телеведущих | 1 | 1 | |
21 | Детские радиопередачи | 1 | 1 | |
22 | Запись школьной радиоузле. Мои любимые стихи, новости школы, класса. | 1 | 1 | |
23 | Телеведущий. Работа с микрофоном и перед камее-рой. Практическое занятие. Анализ работы и исправ-ление ошибок. | 1 | 1 | |
24 | Телеведущий. Имидж телевизионного журналиста. Понятие «имидж». | 1 | 1 | |
25 | Телеведущий. Поведенческий аспект. Правила пове-дения телеведущего перед камерой и микрофоном. Его внешний вид и манера | 1 | 1 | |
26 | Телеведущий. Речь ведущего. Речевые ошибки. Тав-тология, речевая недостаточность, речевая избыточ-ность. | 1 | 1 | |
27 | Жестикуляция и артикуляция. Слова-паразиты. Междометия-паразиты. | 1 | 1 | |
28 | Сценарный план. Понятие «сценарный план». Обос-нования необходимости данного сценария, дейс-твующих лиц, видео и аудио ряда – составляющие сценарного плана | 1 | 1 | |
29 | Съемка. Проба в роли телеведущего. | 1 | 1 | |
30 | Съемка видеофильма «Я и мой класс». По итогам классных мероприятий | 1 | ||
31 | Съемка видеофильма «Я и мой класс». По итогам классных мероприятий | 1 | ||
32 | Съемка видеофильма «Я и мой класс». По итогам классных мероприятий | 1 | 1 | |
33 | Съемка видеофильма «Я и мой класс». По итогам классных мероприятий | 1 | 1 | |
34 | Демонстрация видеофильма родителям, учителям и т.д. | 1 | 1 | |
Итого: | Всего 34 | из них 15 | из них 19 |
Список литературы
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Погребняк Л.А. Практикум по компьютерной графике для младших школьников. – 162 с.
- Горчаков Н.М. Режиссерские уроки. – М.: Арнир. 2006 г.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – 92 с.
- Костецкая Л. Школа телеведущих. – Новосибирск, 2002 г. – 185 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...
Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...
Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)
Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)...
Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника
В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....
Формирование основ региональной идентичности у младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Опыт работы учителя начальных классов по формированию регональной идентичности в поцессе аеведческой работы. В частности представлен опыт работы по курсу внеурочной деятельности "Азбука юно...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Формирование российской идентичности – значимый социальный эффект образования. Школа призвана создавать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, прин...