ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья
Формирование российской идентичности – значимый социальный эффект образования. Школа призвана создавать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Моя модель структуры российской идентичности обучающихся класса включает следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности, я считаю, деятельностный. Цель моей деятельности заключается в создании условий для формирования российской идентичности, патриотического сознания и гражданского поведения обучающихся через выстраивание взаимодействий с социальными партнёрами. Задача: работать так, чтобы у моих учеников было достойное образование, хорошее здоровье, физическая морально-психологическая подготовка к защите Родины, чтобы дети усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота. компонент (поведенческий – гражданская активность) Формирование гражданственности и гражданской идентичности осуществляется и через участие детей в органах детского самоуправления. В моей работе особое место в воспитании чувства патриотизма и гражданственности учащихся занимает проектно-исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_grazhdanskoy_identichnosti.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Более 25 лет я работаю с детьми. Это годы поисков, раздумий, колебаний и открытий. В разнообразии точек зрения, подходов к воспитанию я выбрала важное для себя, определила собственную позицию, своё жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что верю я?
Я верю, что государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, стать на его защиту. Я верю, что в настоящее время воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной – первоочередная государственная задача, обозначенная в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Система образования в прямом смысле слова образует личность, передаёт новым поколениям ценности нации. Формирование российской идентичности – значимый социальный эффект образования. Школа призвана создавать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Эта установка является важнейшей задачей в моей работе.
Ошибочно думать, что формирование гражданской идентичности доступно только старшеклассникам. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет классного руководителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Какова же моя миссия классного руководителя? Что я могу дать детям?
Моя модель структуры российской идентичности обучающихся класса включает следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный.
Выделю требования к результатам каждого компонента формирования гражданской идентичности в начальной школе.
Когнитивный компонент:
- Сформировать историко - географический образа России –
представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знать историю и географию края, его достижения и культурные традиции;
- Иметь представление о социально-политическом устройстве России, ее государственной организации, знать государственную символику
(герб, флаг, гимн), государственные праздники;
- Знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе;
- Знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре;
- Знать основные моральные нормы.
Эмоционально-ценностный компонент:
- Иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну; уважать
- историю;
- Обладать эмоционально положительным принятием своей этнической идентичности;
- Уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
- Уважать личность и ее достоинство; нетерпимость к любым видам насилия;
- Следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство стыда и вины при их нарушении.
Деятельностный компонент:
- Участвовать в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях);
- Выполнять нормы и требования школьной жизни, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика;
- Выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- Участвовать в общественной жизни, ориентироваться в событиях,
происходящих в стране и мире; посещать театры, музеи, библиотеки; следовать здоровому образу жизни.
Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности, я считаю, деятельностный компонент (поведенческий – гражданская активность). На мой взгляд, смысл образования в том и состоит, чтобы учить для жизни, растить не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. И я выбрала главным направлением своей деятельности, как классного руководителя, воспитание действенного патриотизма. При этом действенность рассматривается как воспитание активной социальной личности, готовой и способной к действиям и поступкам во благо Родины.
Определяя патриотизм как любовь к Родине, я даю молодому поколению возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества, своего региона, рода, семьи. Гражданственность подпитывается патриотизмом. И если патриот искренне интересуется историей своей страны. То гражданин знает свои обязанности перед ней. Определенность этих понятий даёт мне ориентир, указывающий на то, зачем и как воспитывать.
Я убеждена, что качественно обеспечить гражданско – патриотического воспитание детей, замкнувшись в рамках своего класса, невозможно. Для того чтобы российская идентичность стала не мечтой, а реальностью надо открываться для сотрудничества, искать партнёров в социуме, расширять воспитательное пространство через привлечение их интеллектуальных, кадровых, материальных ресурсов и организовать совместную деятельность обучающихся, родителей и социальных партнёров по формированию и воспитанию у подрастающего поколения таких базовых национальных ценностей, как гражданственность, толерантность, справедливость, милосердие, честь, достоинство.
Цель моей деятельности заключается в создании условий для формирования российской идентичности, патриотического сознания и гражданского поведения обучающихся через выстраивание взаимодействий с социальными партнёрами.
Задача: работать так, чтобы у моих учеников было достойное образование, хорошее здоровье, физическая морально-психологическая подготовка к защите Родины, чтобы дети усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Чтобы дойти до цели, нужно, прежде всего, идти… (идти дорогою добра и сеять разумное, доброе, вечное…) Я поняла, что гражданско-патриотическое воспитание будет осуществляться оптимально, если:
- оно будет осуществляться через совместную деятельность взрослых и детей;
- если при этом взрослые дадут ребёнку более самоценные виды деятельности и лучшими методами передадут средства и способы познания;
- если образовательная деятельность ребёнка будет постепенно усложняться в связи с усложнением качеств личности, воспитываемых в результате этой деятельности;
- если влияние макросреды воспитатели будут вести через облагораживание микросреды (контактного коллектива, семьи, микрарайона).
Счастливый здоровый, окружённый заботой ребёнок не тянется к негативу, не способен совершать правонарушение.
Взаимодействие с разными субъектами воспитания в создании условий для развития и саморазвития воспитанников:
- Взаимодействие семьи и школы (оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, проведении социально значимых акций и проектов; финансовая деятельность; решение бытовых проблем класса).
- Взаимодействие с узкими специалистами школы: психолог (решение узких проблем в преодолении трудностей в общении со сверстниками и взрослыми людьми), врач, библиотекарь.
- Взаимодействие с социальными партнёрами (Внешкольные детские учреждения, учреждения культуры: кино, театры, музеи, библиотеки …)
Формы работы с учащимися:
- классные часы
- проектно-исследовательская деятельность
- встречи с ветеранами
- праздники
- акции
- конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов
- просмотр видеофильмов
- экскурсии
- читательские конференции
- викторины
- трудовые и экологические десанты
- «Уроки мужества», «Уроки памяти»
- фестивали
- познавательные игры
- социометрические исследования
Использование педагогических технологий:
- технология проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- технология групповой работы;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные технологии и т.д.
Формирование гражданственности и гражданской идентичности осуществляется и через участие детей в органах детского самоуправления. Самоуправление в классе работает под девизом «Учимся взаимодействовать!»
Ребята ставят и обсуждают интересующие их вопросы: патриотизм и дети, здоровый образ жизни, роль органов ученического самоуправления, организация социального партнёрства и другие.
В моей работе особое место в воспитании чувства патриотизма и гражданственности учащихся занимает проектно-исследовательская деятельность.
Хочу показать, как работает моя система на примере проекта «Супергерои времён наших бабушек и дедушек – Тимур и его команда».
Современные дети внимательно следят за приключениями иностранных героев, по велению судьбы наделенных той или иной суперсилой. У ребят моего класса возникло желание узнать о супергероях времён своих бабушек и дедушек. Так появилась наша работа. Цель её в том, чтобы найти ответ на вопрос, в чём заключалась суперсила Тимура и членов его команды.
Началось все с того что бабушка одного из учеников рассказала о том, что они, будучи школьниками, бежали домой после школы, чтобы не пропустить сериал «Тимур и его команда». На классном часе мы посмотрели этот фильм. Увидев на экране историю Тимура, ребята прочли книгу А. П. Гайдара. Выяснили, что произошёл редкий случай в литературе, когда по фильму позже была написана одноименная повесть, а не наоборот. Съёмки фильма происходили в Куйбышеве, ныне Самара. После выхода, которого в стране и возникло массовое тимуровское движение. Значит родиной тимуровского движения можно считать Куйбышев. Затем ребята стали изучать исторические аспекты вопроса. Заглянув в историю тимуровского движения, у них возникло очень много вопросов. Поступило предложение о том, чтобы взять интервью у наших бабушек, дедушек. Пусть они непосредственно сами более подробно расскажут о своих супергероях, о тех качествах, которыми были наделены тимуровцы. Далее возник вопрос о существовании тимуровцев в наше время? И ребята нашли традиции тимуровского движения в нашем классе.
Ребята сделали вывод, что тимуровское движение себя не изжило. Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Конечно это немного другое. Потому что новое время рождает новых кумиров. И это неизбежно.
Одна из учениц моего класса Зиновьева Дарья неоднократно принимала участие в различных благотворительных мероприятиях в поддержку детей с синдромом Дауна. На очередное мероприятие она предложила подругам пойти вместе с ней. Девочки поддержали эту идею. Их можно считать тимуровцами нашего времени. Команда Дарьи стала частью большого доброго дела. Помощь, оказанная ими, послужила во благо: помогла особенным детям ощутить заботу и внимание.
Просто рассказать о том, что раньше во всей стране, в каждом городе существовали десятки тимуровских команд, которые оказывали помощь всем нуждающимся, – мало! Моим детям важно было заинтересовать ребят из школы, показать им работу тимуровцев, провести параллель с современной жизнью. Именно поэтому они решили сделать тот самый «чердак» со всеми главными атрибутами: штурвальное колесо и громкую связь из консервных банок. Конечно же, им в этом помогли родители. Созданную экспозицию «Штаб Тимура» мы передали в наш школьный музей.
«Если тебе случится сделать что-нибудь хорошее, сделай», – таким было главное правило Тимура, героя гайдаровского рассказа «Тимур и его команда». И мои девчонки и мальчишки с добрыми, отзывчивыми сердцами стараемся следовать этому девизу. Надо спешить, надо стараться сделать добрые дела, а не оставлять на завтра. Добро - бесконечно, потому что оно остается в памяти у многих поколений. Не зря же 2018 год объявлен годом волонтёрства.
Участие в волонтёрском движении, военно – спортивных играх, встречи с ветеранами труда – это и есть проявление неравнодушия к истории своего города, к истории России. Учащиеся моего класса принимают участие в городских и школьных мероприятиях: конкурсах чтецов и песен, фотоконкурсах, в городской научной конференции «Первые шаги в науку», в фестивалях, в городских акциях «Весенняя неделя добра», «Скрепка», «Я верю в тебя солдат», «Читаем детям о войне», «Бессмертный полк», в поисково – исследовательской экспедиции «Наш Тольятти – моя малая Родина», во Всероссийской акции «Я – гражданин России» . Сколько совместных дел было организовано, и главное, всё получилось, а ещё мы добились уважения к самоуправлению как к равноправному партнёру со стороны взрослых людей.
И что же в итоги?
Пройден небольшой путь, но результаты приносят удовлетворение.
Для диагностики уровня сформированности основ гражданской идентичности были определены компоненты, показатели и диагностические методики.
Компоненты показатели сформированности основ гражданской идентичности младших школьников
Компоненты | Показатели | Диагностические методики |
Когнитивный | Знания о малой и большой Родине; знание своих прав и обязанностей | «Я гражданин!» (М.Т. Студеникин) |
Эмоционально – ценностный | Отношение к родине, к её символам, к другим народам, принятия своей этнической идентичности | Анкетирование на основе методики Диагностика ценностных ориентаций школьников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина) |
Деятельностный | Умение адекватно вести себя в предложенных ситуациях, проявлять гражданственность | «Ситуация выбора» (Т.П. Гаврилова) |
Сформированность когнитивного компонента
Уровни | |||||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол – во учащихся | % | Кол – во учащихся | % | Кол – во учащихся | % |
10 | 38 | 13 | 50 | 3 | 12 |
Сформированность эмоционально – ценностного компонента
Уровни | |||||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол – во учащихся | % | Кол – во учащихся | % | Кол – во учащихся | % |
15 | 58 | 11 | 42 | 0 |
Для проверки сформированности деятельного компонента я использовала диагностику «Ситуация выбора». Результаты диагностики показали, что школьники имеют хорошую осведомлённость о правах и обязанностях, соответствующему их возрастному статусу, но при этом в повседневной жизни забывают выполнять свои обязанности (не всегда выполняют домашние задания, забывают об обязанностях дежурного по классу, не сдают вовремя книги в библиотеку и др.)
Анализ данных по каждому критерию позволил получить мне наиболее объективное представление об уровне сформированности основ гражданской идентичности у моих учеников. Результаты представлены в таблице.
Уровень сфомированности основ гражданской идентичности
Уровни | |||||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол – во учащихся | % | Кол – во учащихся | % | Кол – во учащихся | % |
14 | 54 | 12 | 46 | 0 |
Эти данные объективно отражают картину и позволяют мне спланировать и организовать дальнейшую воспитательную работу.
На данный момент один из видимых результатов своей работы вижу в том, чтобы мои ученики усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, даётся раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из учеников будет в будущем возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно «Что за поколение растёт?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растёт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ ЗОЖ в начальной школе
Главная цель воспитания в школе - формирование всесторонне гармонично развитой личности ребенка. А без здоровья невозможно сформировать гармонично развитую личность здоровую нравственно, психически и ...
Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...
Диагностика становления основ гражданской идентичности
В статье показан опыт проведения диагностики одной из сложных "по прощупыванию" сторон воспитания обучающихся - становления основ их гражданственности. Диагностические работы были проведены в 4-...
Доклад на тему: «Формирование основ ЗОЖ в начальной школе»
Ученые доказали, что наличие здоровья у ребенка является важнейшим условием успешного усвоения школьных программ по общеобразовательным предметам, профессиональной подготовке....
Воспитание основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности
Представленная статья раскрывает актуальность и необходимость воспитания основ гражданской идентичности в начальной школе. В сттатье описаны этапы работы педагога по формированию основ гражданской иде...
Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника
В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....