СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
материал (1 класс) по теме
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Данная воспитательная система разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой воспитания школы и ФГОС НОО.
Цель воспитательной системы: создать условия для развития личности младшего школьника с ОВЗ, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vospit_raboty.rar | 511.93 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат II вида»
СИСТЕМА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С УЧАЩИМИСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Класс «Светлячки»
Классный руководитель Грызлова Т.Н.
«Ни один воспитатель не имеет права
действовать в одиночку, на собственный риск
и на свою собственную ответственность.
Должен быть коллектив воспитателей,
и там, где воспитатели не соединены в коллектив
и коллектив не имеет единого плана работы,
единого тона, единого точного подхода к ребенку,
там, не может быть никакого воспитательного процесса».
А. С. Макаренко
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Как известно, воспитание не заканчивается в семье. А для слабослышащих детей, проживающих в школе-интернате, школа порой является главным воспитателем. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г. в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и нравственным принципам.
За 140 последующих лет значительно изменились требования общества и государства к уровню профессионализма педагога-воспитателя и его способностью к деятельности в современных условиях.
Классный руководитель – это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. В современных условиях он также становится исследователем диагностом, аналитиком, хорошо владеющим не только вопросами педагогики, но и психологии, философии, статистики, информатики и компьютеризации.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Успех воспитания зависит не только от четко поставленных цели и задач, но и от комплексного, системного подхода в воспитании, единства требований в семье, школе, классе.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Основные компоненты воспитательной системы [Приложение 1]
Данная воспитательная система разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой воспитания школы и ФГОС НОО.
Цель воспитательной системы: создать условия для развития личности младшего школьника с ОВЗ, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме.
Приоритетные задачи воспитательной работы классного руководителя:
- формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой;
- способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей;
- создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям;
- интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся;
- сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся;
- выработка готовности к самостоятельной жизни и труду, подготовка к инициативной деятельности в разных сферах;
- развитие навыков поискового мышления;
- формирование экологической культуры;
- воспитание у детей патриотических чувств гражданина России;
- укрепление здоровья учащихся, валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенство;
- способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации, анализе жизнедеятельности в классе.
Основные принципы воспитательной системы:
- Принцип толерантности. Каждый человек по сути своей прекрасен, хотя его поведение, его отношение к себе и окружающим может быть ошибочным. И задача педагога состоит в том, чтобы изучить его особенности, его ошибки, отклонения в поведении и помочь человеку исправить их.
- Принцип сочетания фронтального и индивидуального подхода в воспитании. Коллективно проделанные учащимися творческие дела решают важные задачи сплочения коллектива, эмоционального признания значимости, принадлежности к коллективу, формирует умение взаимодействовать с другими. Но не менее значима индивидуальная воспитательная деятельность педагога.
- Принцип ведущей роли воспитательного воздействия. В ходе учебного процесса 90 % всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроками, с учебным предметом. Поэтому огромная воспитательная нагрузка ложится на учителей-предметников, и от того, как они умеют, способны и хотят реализовать на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания в значительной степени зависит успех воспитания в целом.
- Принцип значимости семейного воспитания и повышения роли и ответственности родителей за воспитание собственных детей, и задача классного руководителя – помочь им в этом.
- Принцип положительного влияния и поддержки ребёнка.
- Принцип постоянства педагогических требований.
- Принцип сотворчества детей и взрослых.
Схема взаимодействия классного руководителя в системе воспитательной работы с учащимися начальной школы
Классный руководитель планирует работу по воспитанию культуры здоровья школьников на основе разработанной администрацией нормативной базой и теоретических основ воспитания школьников. Администрация оказывает консультативно-методическую и психолого-педагогическую помощь, организует самообразование классных руководителей по вопросам воспитания школьников, разрабатывает пакет методических материалов для классных руководителей, внедряет систему мониторинга школьников и классных руководителей.
Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами-предметниками, работающими в коллективе. Классный руководитель и учителя обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. Во взаимодействии с учителями – предметниками классный руководитель решает задачи регулирования отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями; определения общих целей организации их совместной деятельности.
Взаимодействие классного руководителя со школьным психологом и социальным педагогом имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально – педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Вместе со специалистами классный руководитель решает ряд проблем:
- организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности ее микросферы, условий жизни ребенка;
- выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой стороны;
- своевременное решение конфликтных ситуаций;
- оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
- способствование реализации прав и свобод детей, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
- обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей;
- развитие демократических основ жизни детских коллективов;
- поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
- взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных
служб в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, а так же, попавшими в экстремальные ситуации;
- выявление случаев социального сиротства среди семей учащихся.
Совместно с медицинскими работниками классный руководитель проводит мониторинг показателей соматического здоровья, гигиеническое обучение школьников, медико-педагогический всеобуч всех субъектов воспитания культуры здоровья школьников.
Работа с семьей является важным компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Работа, направленная на развитие личности младших школьников, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
В нашей школе разработано и утверждено Положение об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат II вида» [Приложение 2]. В данном документе определена основная цель деятельности классного руководителя «создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, воспитанника, его успешной социализации в обществе».
Функции классного руководителя:
- Организационно-координирующие.
- Коммуникативные.
- Аналитико-прогностические.
- Контрольные.
Формы работы классного руководителя.
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися, воспитанниками.
индивидуальные | групповые | коллективные |
беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др. | творческие группы, органы самоуправления и др. | конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др. |
Документация и отчетность
Классный руководитель ведет следующую документацию:
- классный журнал;
- личные дела обучающихся, воспитанников;
- план работы классного руководителя;
- отчеты по успеваемости за четверть и за год.
Направления воспитательной работы с классом .
Данные направления отражаются при планировании воспитательной работы с классом на учебную четверть.
Направления | Содержание работы | Формы работы |
Учебно-познавательное Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствова-ния и успешного взаимодействия с окружающим миром. | Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы. Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний. Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами. | Интеллектуальные марафоны Кружки по интересам Творческие конкурсы Экскурсии в музей, посещение и участие в выставках Проектная деятельность |
Гражданско-патриотическое Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Воспитание гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. | Тематические классные часы Дискуссии по гражданско-патриотической тематике. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города Творческие конкурсы |
Нравственное и правовое воспитание Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях. | Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений. Изучать с учащимися нравственные традиции их семей. Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков. Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков. | Тематические классные часы Дискуссии по нравственной тематике Посещение кинотеатра Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города Изучение нравственного наследия Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей Проектная деятельность Конкурсы рисунков и плакатов |
Формирование ЗОЖ, профилактика вредных привычек, воспитание культуры ответственного и безопасного поведения Создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья. Учить детей рациональному правильному питанию. Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним. | Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома. Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья. Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом. Контроль результативности занятий физкультурой и спортом. Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом. Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении. | Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом Спортивные соревнования Проектная деятельность Конкурсы рисунков и плакатов |
Трудовое и профессиональное воспитание Создание условий для трудового и профессионального воспитания учащихся в школе и за её пределами. | Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса. Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся. Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий. Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу. Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся. Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня. | Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства Проведение праздников Конкурсы состязания талантов Чествование именинников Выполнение поручений в классе Конкурсы рисунков и поделок Дежурство в школе, столовой и спальне Проектная деятельность |
Работа с родителями Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся. | Создание банка данных о семьях учащихся . Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся. Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье. Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель». Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся. Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей. Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива. Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы. | Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи Спортивные состязания Праздники – Первое сентября, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта. Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы. |
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, а если необходимо приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Поэтому развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой. Обязанность классного руководителя в начальной школе - заложить основы самоуправления, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно. Задача классного руководителя научить учащихся выполнять поручения и держать ответ перед всеми за свою проделанную работу и работу своих одноклассников. Организация ученического самоуправления в классе
способствует повышению активности учащихся в классных делах,
реализации интересов и развитию организаторских способностей каждого, формированию толерантности, умению общаться.
Высший орган классного самоуправления - собрание. На собрании обсуждаются и решаются наиболее важные вопросы жизни классного коллектива.
Собрание учащихся класса:
- планирует жизнедеятельность классного коллектива;
- выбирает Президента класса;
- распределяет постоянные поручения среди учащихся класса;
- формирует временные инициативные группы по подготовке КТД на уровне класса и школы.
Структура классного самоуправления
Президент | Следит за поведением учащихся на уроках, на переменах, в столовой. Следит за порядком, предупреждает драки. Разбирает ссоры, споры и драки. |
Санитары | Проверять у учащихся класса чистоту рук, шеи, ушей. Проверять чистоту костюма и обуви, опрятность. |
Трудовичок | Организует учащихся в уборке класса, контролирует. Помогает дежурным по классу. Расставляет стульчики к праздникам, и стульчики для гостей к открытому уроку. |
Библиотекарь | Помогает слабым учащимся. Проверяет закладки, обложки и выполнение домашнего задания. |
Цветоводы | Ухаживает за цветами в кабинете. На экскурсиях и прогулках является организатором по уборке мусора в природе. |
Физорг | На уроках проводит физминутки. Разучивает с ребятами новый комплекс упражнений или физкультминутки. |
Смена поручений сопровождается разбором и оценкой выполнения детьми своих обязанностей. Подводятся итоги, чему дети научились при выполнении данных им поручений, какие были недостатки и как их избежать в дальнейшем.
Круг поручений постепенно расширяется: вводится наблюдение самими детьми за порядком хранения учебников, за порядком в шкафу, уход за цветами, выдача книг из классной библиотеки и др.
Тщательно соблюдается условие не давать детям таких поручений, которые они еще не умеют выполнять. Каждое назначение ребенка для выполнения тех или иных обязанностей обсуждается всем классом под руководством учителя, чтобы дети научились лучше понимать, почему именно данного мальчика или девочку лучше назначить санитаром, дежурным, чтобы не было обид и развивалось бы правильное общественное мнение детей.
Правильная организация и руководство элементами общественной работы детей обеспечивает не только формирование у них простейших организационных навыков, умения правильно вести себя, но и установление коллективистических взаимоотношений между детьми на основе изменения ответственной зависимости между ними, формирование актива класса, признаваемого самими детьми и являющегося в дальнейшем опорой учителя.
Показатели развития классного коллектива
Направления | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. |
Мобильность при выполнении коллективных дел, стремление к решению творческих задач и активное участие каждого в их решении | |||||
Товарищеские взаимоотношения, внимание друг к другу | |||||
Мажорное мироощущение (желание всегда быть вместе, удовольствие от общения, жизнерадостность, бодрость, собранность, отсутствие жалоб и ябедничанья, чувство юмора) | |||||
Отрицательное отношение к нарушениям норм, принятых в коллективе | |||||
Ответственность за коллективное дело | |||||
Самостоятельное выдвижение общественно значимых целей и достижение их на основе самоуправления коллектива | |||||
Трудовые навыки коллектива | |||||
Я – ярко проявляется П – проявляется С – слабо проявляется Н – не проявляется |
В педагогической науке проблема исследования эффективности учебно-воспитательного процесса остается в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Критериями эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие:
- реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;
- защищенность и комфортность каждого ребенка в классе;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе, вовлечение родителей учащихся в дела класса;
- сформированность и уровень зрелости классного коллектива;
- репутация класса;
- проявление индивидуальности («лица») класса;
- сформированность познавательного потенциала личности учащегося
Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика [Приложение 3]. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом.
Направления диагностики
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося: общие сведения, способности, темперамент, тип личности в общении, самооценка успешность в деятельности, уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений: социометрия, социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
– анкетирование;
– тестирование;
– наблюдения;
– беседы.
Критерии | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося | Школьный тест умственного развития |
Воспитанность учащихся | Тест «Размышляем о жизненном опыте» (составлен Н. Е. Щурковой). Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся. Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы) Методика "Если бы ты был волшебником". Цель: изучение желаний младших школьников. Методика "Цветик-семицветик". Цель: диагностика желаний детей. Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков). Цель: выявить уровень социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов, диагностика эмоционального компонента нравственного развития) |
Защищенность и комфортность ребенка в классе | Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись» . Цель: исследование эмоционального самочувствия детей младшего школьного возраста. Цветовой тест Люшера (Для детей 8-14 лет). Тест предназначен для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей и подростков. Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений). Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). |
Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым) Анкета «Я и моя школа» |
Сформированность классного коллектива | Социально-психологическая самоаттестация коллектива (методика Р. С. Немова). Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов. Цель: определить уровень развития ученического самоуправления |
Репутация класса | Педагогическое наблюдение Соцопрос Анкета признаков проявления трудолюбия |
Проявление индивидуальности («лица») класса | Педагогическое наблюдение Соцопрос |
Использование классным руководителем в своей деятельности перечисленных критериев и методик позволит более достоверно и точно оценивать результативность воспитательной работы в классе.
Ожидаемые результаты воспитательной работы
- Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
- Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
- Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
- Формирование базовых учебных способностей.
- Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Построение модели ученика начальных классов.
- Взаимосвязь участников воспитательной системы
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.
Приложение 1
Основные компоненты воспитательной системы класса
Компонент | Элементы компонента |
ИНДИВИДНО-ГРУППОВОЙ |
|
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ |
|
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ |
|
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ |
|
ДИАГНО-СТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
|
Приложение 1 положении об осуществлении функций классного руководителя
Приложение 3
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (составлен Н. Е. Щурковой)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
Условия проведения теста:
- Для успешного проведения теста необходимы абсолютная тишина, анонимность (можно лишь указать половую принадлежность)
- Предварительно подготавливаются бланки для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса | Буква ответа | ||
а | б | в | |
1. … 2. … 3. … |
- Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
- Вопросы теста должны быть прочитана ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
- Учащимся предлагается выбрать 1 из 3 предложенных ответов и обозначить его в таблице знаком * (звездочка).
Вопросы к тесту:
- На пути стоит человек. Вам надо пройти. Ваши действия:
- обойду, не потревожив;
- отодвину и пройду;
- смотря, какое настроение;
- Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Ваши действия.
- ничего, какое мое дело;
- не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
- подойду и непременно заговорю;
- Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Ваши действия:
- тороплюсь в школу;
- если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
- звоню по телефону «03», останавливаю прохожих…
- Ваши знакомые пожилого возраста переезжают на новую квартиру. Ваши действия::
- предложу свою помощь;
- я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
- если попросят, я, конечно помогу;
- Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как Вы реагируете:
- сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
- оборачиваюсь и предлагаю половину;
- не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно;
- Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Ваши действия:
- очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
- ничего – жизнь вообще несправедлива;
- вступаюсь за обиженного
- Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги:
- они мои, раз я их нашел;
- завтра спрошу, кто потерял;
- может быть, возьму себе
- Вы сдаете экзамен. На что рассчитываете:
- на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;
- на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
- на свои знания;
- Вам предстоит выбрать профессию:
- найду что-нибудь рядом с домом;
- поищу высокооплачиваемую работу;
- хочу создавать нечто ценное на земле.
- Из трех видов путешествий Вы выберете:
- по России;
- по экзотическим странам;
- по одной из ведущих капиталистических стран;
- Вы пришли на субботник и видите, что все орудия разобраны. Ваши действия:
- поболтаюсь немного, потом видно будет;
- ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
- присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
- Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Ваши действия:
- соглашусь с благодарностью;
- сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование
- отказываюсь решительно;
- Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Ваши действия:
- забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
- выполню, конечно;
- увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать;
- Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщаете ли кому-нибудь об этом?
- да, непременно скажу друзьям и постараюсь сводить их в музей;
- не знаю, как придется;
- зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
- Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Ваши действия:
- поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
- сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
- я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
- Вы с товарищами собрались ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Ваши действия:
- еду на дачу согласно плану;
- не еду, остаюсь, конечно;
- жду, что скажут товарищи.
- Вы решили завести собаку. Из трех вариантов Вас устроит:
- бездомный щенок
- взрослый пес с известным Вам нравом;
- дорогой щенок редкой породы
- Вы собрались отдыхать после учебы. Но вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Ваши действия:
- напомню о праве на отдых;
- делаю, раз надо;
- посмотрю, что скажут остальные;
- С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Ваши действия:
- отвечаю тем же;
- не замечаю, это не имеет значения;
- обрываю разговор.
- Вы плохо играете на скрипке. Ваши родители непременно вас хвалят и просят сыграть для гостей. Ваши действия:
- играю, конечно;
- разумеется, не играю;
- когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
- Вы задумали пригласить гостей. Ваши действия:
- самому (самой) приготовить все блюда;
- закупить полуфабрикаты;
- пригласить гостей на кофе;
- Вы узнаете, что школу закрыли по каким-то особенным обстоятельствам. Ваши действия:
- бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
- обеспокоен, строю планы самообразования;
- я буду ожидать новых сообщений;
- Что вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
- ужасно завидую, мне неудобно;
- я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
- я, как все, аплодирую;
- Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подошли два парня и требуют отдать подарок. Ваши действия:
- отдаю – здоровье дороже;
- постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
- подарков не отдаю;
- Когда наступает Новый год, о чем чаще сего думаете? Варианты:
- о новогодних подарках;
- о каникулах и свободе;
- о том, как жить и как собираюсь жить в новом году;
- Какова роль музыки в Вашей жизни?
- она нужна мне для танцев;
- доставляет мне наслаждение духовного плана;
- мне просто не нужна;
- Когда вы уезжаете надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали? Варианты:
- снятся родные места;
- хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
- не замечал(а)
- При просмотре информационных передач портится ли у Вас настроение?
- нет, если мои дела идут хорошо;
- да, в настоящее время довольно часто;
- не замечал(а);
- Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Ваши действия:
- отбираю интересное и приношу;
- ненужных у меня книг нет;
- если все принесут, я тоже кое-что отберу.
- Можете ли Вы назвать 5 дорогих Вам мест на Земле, 5 дорогих Вам исторических событий, 5 дорогих Вам имен великих людей?
- да, безусловно;
- нет, на свете много интересного;
- не задумывался (не задумывалась), надо посчитать;
- Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
- у этого человека был, конечно, вой личный интерес;
- человеку просто повезло прославиться;
- глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.
Обработка полученных результатов:
Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо посчитать и выразить в процентном соотношении к общему числу учащихся.
Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является суммарное количество выборов от13 и более при условии, что звездочкой помечаются:
пункты А) при ответах на вопросы1, 4, 14, 15, 27, 29,30;
пункты б) при ответах на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28;
пункты В) при ответах на вопросы 2, 3 6, 8, 9 , 11, 12 ,19, 24, 31.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от13 и более при условии, что звездочкой помечаются:
пункты а) при ответах на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31;
пункты б) при ответах на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30;
пункты в) при ответах на вопросы 14, 15.
Показателем, свидетельствующим о не сформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)
| Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки |
|
|
|
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома |
|
|
|
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу |
|
|
|
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми |
|
|
|
- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
|
|
|
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п | Фамилия, имя ученика | Любознательность | Прилежание | Отношение к природе | Я и школа | Прекрасное в моей жизни | Средний балл | Уровень воспитанности | |||||||
| сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В классе ________ учащихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности (Методика Н.П. Капустина)
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка"Цель: изучение желаний младших школьников.
Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.
Методика "Цветик-семицветик"
Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева "Цветик-семицветик". Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым). Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен;
3 - согласен;
2 - трудно сказать;
1 - не согласен;
0 - совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Анкета для учащихся «Я и моя школа»
1.Нравится ли тебе самому твоя школа?
Да-
Больше нет, чем да
Больше да, чем нет-
И да и нет –
Нет-
2.Что больше всего тебе нравится в школе?
3 Что тебе не нравится в твоей школе?
4.О каких мероприятиях и школьных делах ты бы рассказал другу?
5.Я иду утром в школу с радостью.
Да-
Нет-
Трудно сказать-
6.В школе у меня обычно хорошее настроение.
Да-
Нет-
Трудно сказать-
7.В нашем классе хороший классный руководитель.
Да-
Нет-
Трудно сказать-
8.К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации
Да-
Нет-
Трудно сказать-
9. У меня есть любимый школьный учитель
Да-
Нет-
Трудно сказать
10.В классе я всегда свободно могу высказать свое мнение.
Да-
Нет
Трудно сказать
11.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
Да-
Нет-
Трудно сказать
12.У меня есть любимые школьные предметы.
Да-
Нет-
Трудно сказать
13.Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
Да-
Нет-
Трудно сказать
14. На летних каникулах я скучаю по школе.
Да-
Нет-
Трудно сказать-
15. Оцени отношения между учащимися в твоем классе.
Наш класс дружный и сплоченный-
Наш класс дружный-
В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе-
Наш класс недружный, бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя-3
Наш класс недружный-
Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком классе-
15.Какой ты представляешь свою школу?
Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись». Цель: исследование эмоционального самочувствия детей младшего школьного возраста.
Цвет – наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.
Задание: Какое у меня настроение?
Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное – красное, спокойное – зеленое, скучное – серое, плохое – черное, тревожное – коричневое, безразличное – белое.
Выделяем зоны: игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа. Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.
Цветовой тест Люшера (Для детей 8-14 лет). Тест предназначен для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей и подростков.
Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый – 0, темно-синий – 1, зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7. Для получения достоверных результатов целесообразно использовать стандартные наборы карточек, например из методики, изданной Иматон.
Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами – одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе». Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. «Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся». Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. «Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет».
Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: «Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет».
Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы:
- «+» – наиболее приятные цвета;
- «х» – приятные цвета;
- «=» – безразличные цвета;
- «–» – неприятные, отвергаемые цвета.
Далее результаты соотносятся с интерпретационными таблицами для качественного анализа. (Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ составитель Дубровская О.Ф. М, «Фолиум», 1995 или Цветовой психодиагностический тест М. Люшера, С.-Птб, Иматон, 2000.)
Оценка результатов
4 балла – в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый – в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла – допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла – смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый – на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное – требуется помощь психолога, педагога.
1 балл – черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).
Социально-психологическая самоаттестация коллектива (методика Р. С. Немова). Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.
Необходимо для проведения следующее. Каждый учащийся должен иметь бланк с текстом: «Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами». Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Буквы означают:
н - никто;
м - меньшинство;
п - половина;
б - большинство;
в - все.
н м п б в 1. Свои слова подтверждают делом,
н м п б в 2. Все вопросы решают сообща.
нмпбв 3. Правильно понимают трудности, стоящие перед группой.
нмпбв 4. Радуются успехам товарищей.
нмпбв 5. Помогают новичкам.
нмпбв б. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.
нмпбв 7. Знают задачи, стоящие перед классом.
нмпбв 8. Требовательны к себе и другим.
нмпбв 9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
нмпбв 10. Принципиально оценивают успехи коллектива
нмпбв 11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.
нмпбв 12. К своим ребятам и новичкам предъявляют одинаковые требования.
нмпбв 13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
нмпбв 14. Знают итоги работы коллектива.
нмпбв 15. Сознательно подчиняются дисциплине.
нмпбв 16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.
нмпбв 17. Одинаково оценивают общие неудачи.
нмпбв 18. Уважают друг друга.
нмпбв 19. Радуются успеху новичков.
нмпбв 20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.
нмпбв 21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.
нмпбв 22. По-хозяйски относятся к общественному добру.
нмпбв 23. Поддерживают принятые в классе традиции.
нмпбв 24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.
нмпбв 25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
нмпбв 26. Не хвастаются перед ребятами из других учебных заведений, школ и классов.
нмпбв 27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
нмпбв 28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.
На доске изображается шкала возможных ответов.
Ход опроса. После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.
Обработка и интерпретация полученных данных
Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:
в - 4 балла;
б - 3 балла;
п - 2 балла;
м - 1 балл;
н - 0 баллов.
Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.
Матрица для определения эталонности общности
|
|
|
| ||||||
Итого: |
Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.
Принято считать, если М составляет не менее 75 % от максимально возможной оценки (в нашем случае М > 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же М составляет 50-74 % (2 < М < 3) или менее 50 % (М < 21.), то это, соответственно, свидетельствует о среднем и низком уровнях эталонности общности в восприятии ее членов.
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе М.И.Рожкова (адаптирована для начальной школы). Цель: определить уровень развития ученического самоуправления
Ход проведения: учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
2 1 0 | 1 | Вношу предложения в работу класса |
2 1 0 | 2 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе |
2 1 0 | 3 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач класса |
2 1 0 | 4 | У нас в классе обязанности четко и равномерно распределены между учащимися |
2 1 0 | 5 | Выборный актив класса пользуется авторитетом среди учащихся |
2 1 0 | 6 | Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям |
2 1 0 | 7 | Учащиеся класса ответственно относятся к возложенным обязанностям |
2 1 0 | 8 | Стремлюсь приложить все усилия, чтобы поручения были мною выполнены |
2 1 0 | 9 | Готов (а) ответить за результаты своей работы |
2 1 0 | 10 | Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы |
2 1 0 | 11 | Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы |
2 1 0 | 12 | Я и мои одноклассники участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы |
2 1 0 | 13 | Мы стремимся к сотрудничеству и общению с другими классами школы |
2 1 0 | 14 | Я удовлетворен отношениями моих одноклассников с другими классами |
2 1 0 | 15 | Актив республики «Солнышко» пользуется заслуженным авторитетом |
2 1 0 | 16 | Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений актива школы |
2 1 0 | 17 | Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов |
2 1 0 | 18 | Я осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива |
На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 2 – «да» ; 1 – «не всегда, иногда», 0 – «нет»
Обработка результатов.
1. 18 предложений разбиваются на 6 групп по 3 высказывания
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность;
2)организованность классного коллектива;
3) ответственность членов классного коллектива за его дела;
4) включенность класса в дела общешкольного коллектива;
5) отношения класса с другими ученическими коллективами;
6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива.
2. По каждому блоку подсчитывается сумма баллов. Затем она делится на число участников опроса и на 6 ( макс кол-во баллов в блоке)
3. Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – то средний, больше 0,8 – высокий.
4. Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в школьном коллективе низкий, если выше 0,55 но ниже 0,85 – то средний, если выше 0,85 - высокий.
Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков). Цель: Выявить уровень социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда
3 – почти всегда
2 – иногда
1 – очень редко
0 – никогда
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда нужно чем-то отличаться о других
3. За что бы я не взялся, добиваюсь успеха
4. Я умею прощать людей
5. Я стремлюсь поступать так же, как и мои товарищи
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю
12. Мне нравится помогать другим
13. Мне хочется, чтобы со мною дружили все
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать
16. переживаю неприятности других как свои
17. стремлюсь не ссориться с товарищами
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 12 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Обработка данных:
1. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и деления этой суммы на пять
2. Оценка автономности высчитывается по второй строчке
3. Оценка социальной активности – по третьей строчке
4. Оценка нравственности (приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности) оценивается по четвертой строчке.
5. Если получаемый результат больше 3 баллов, то можно говорить о высокой степени социализированности ребенка. Если меньше трех, но больше двух – средняя степень развитости социальных качеств.
Если меньше 2 баллов, то можно предположить, что учащийся или группа учащихся имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений). Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:
1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: "Больше всего я радуюсь, когда...", "Больше всего я огорчаюсь, когда...".
2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.
3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.
4. Предлагается ответить на вопрос: "Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?" При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).
Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.
Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов) Диагностика эмоционального компонента нравственного развития.
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
«Краски». Учащиеся класса получают листы рисовальной бумаги, на которых нарисованы по 10 кружков. Педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача ученика – закрасить кружки, самостоятельно определив, в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
«Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
“Какой у нас коллектив”.
- Наш класс очень дружный и сплочённый.
- Наш класс дружный.
- В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
- В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
- Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
- Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
«Приглашение в гости».“Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”. Предложить детям записать фамилии 5 человек.
«Космическое путешествие». Предложить детям записать фамилии 3 человек из класса с кем бы они полетели в космос.
«Солнце, тучка, дождик»
В классе мне
С друзьями мне
Дома мне
Анкета признаков проявления трудолюбия
Ф.И._____________________ученика(цы)____класса
Цель: выявить уровень выраженности признаков проявления трудолюбия у учащихся .
Инструкция: учащимся предлагается список высказываний с которыми учащиеся могут согласится, используя 6-балльную систему оценки:
0 -1 – данный признак не значим для меня,
2- 4 – данный признак имеет определенную значимость для меня (чем выше балл, тем важнее ценность),
5 – данный признак имеет для меня жизненно важное значение
Признаки | Оценка степени выраженности признака в баллах | ||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | ||
1 | Успеваю в учебе | ||||||
2 | Люблю выполнять учебные и трудовые поручения | ||||||
3 | Добросовестен в посещении занятий | ||||||
4 | Добросовестен в выполнении общественных поручений | ||||||
5 | Активен при выполнении общественных поручений | ||||||
6 | Активен на учебных занятиях | ||||||
7 | Учебную работу выполняю систематически | ||||||
8 | Аккуратен в работе | ||||||
9 | Требователен к качеству работы | ||||||
10 | Огорчаюсь при неудачах в общественной работе | ||||||
11 | Огорчаюсь при неудачах в учебной работе | ||||||
12 | Осознаю значимость учебного труда | ||||||
13 | Понимаю необходимость упорного труда в жизни | ||||||
14 | Всегда готов к учебным занятиям | ||||||
15 | Испытываю потребность в труде | ||||||
16 | Задания (учебные и трудовые) выполняю в срок | ||||||
17 | Преодолеваю трудности в учебе | ||||||
18 | Способен преодолевать трудности в жизни | ||||||
19 | Всегда добиваюсь того, что заранее наметил | ||||||
итого |
Общая сумма баллов___95___________________
Уровень выраженности в %_________________
Обработка результатов:
О = 95 баллов – общая сумма баллов по таблице;
С – сумма баллов, которые набрали учащиеся в результате заполнения таблицы.
Полученные результаты ввести в формулу:
Уровень выраженности = О / С 100%
Диагностическая методика “Анкетирование”
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошёл бы в школу
4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоём классе?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
- нравится
- не очень
- не нравится
Анализ анкетирования
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.
Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.
10 - 14 баллов - низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.
Такое исследование необходимо проводить именно в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дает возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения
Диагностическая методика (изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся)
Задание. Выбрать из 18 суждений только три самых важных, которые имеют для тебя самое большое значение.
Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.
Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.
Я хочу закончить школу и учиться дальше.
Я хочу иметь хорошую работу.
Я хочу получать хорошие и отличные отметки.
Я хочу получать одобрение родителей и учителей.
Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.
Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.
Я хочу отвечать на уроках лучше всех.
Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведение.
Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.
Я не хочу получать плохие отметки.
Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома.
Мне нравится учиться.
Мне нравится делать домашние задания.
Мне нравится рассуждать на уроке.
Мне нравится решать трудные задачи.
Суждения
1 - 3 - мотивы долга
4 - 6 - мотивы самосовершенстования
7 - 9 - мотивы благополучия.
10 - 11 - мотивы престижности.
12 - 14- мотивы избегания.
15- 16 - мотивация содержанием.
17- 18 - мотивы познания
Такая методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методика Е. Н. Степанова)
Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЧЕРНЫШЕВОЙ МАРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ
В презентации представлен опыт внеклассной работы классного руководителя начальной школы с учащимися и родителями...
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Данная система воспитательной работы позволит классному руководителю комплексно подойти к построению всей воспитательной работы в классе....
Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности
Изучение родного края как основа нравственного воспитания младших школьников...
Программа воспитательной работы классного руководителя 4 класса коррекционной школы 8-го вида
Программа воспитательной работы классного руководителя 4 класса коррекционной школы 8-го вида...
Организация воспитательной работы классного руководителя с родителями учащихся 1х классов
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой з...
План-сетка воспитательной работы классного руководителя в начальной школе во 2 классе.
Наша Программа включает в себя шесть разделов-направлений: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ» (Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная ...
Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...