Проектная деятельность в начальной школе.
статья по теме
Проектная деятельность в начальной школе.
« Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
Задачи:
-формирование позитивной самооценки, самоуважения:
-формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве (способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать);
умение вести диалог;
-формирование умения решать творческие задачи;
-формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
-формировать умения работать с информацией.
Задачи развития личности ребенка:
-развитие познавательных способностей, творческого воображения,
творческого мышления, коммуникативных навыков, обеспечения психологического благополучия и здоровья детей.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времен, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Дети уже с маленьких лет начинают задавать вопросы: Что это? Где это? Какое это? Но не все дети являются гениями. Но у любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребенка, он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Творческие способности есть у каждого ребенка.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Тема моего самообразования «Проектная деятельность в начальной школе». На практике чаще всего использую следующие типы проектов:
исследовательско-творческие (газеты, детский дизайн)
творческие (рефераты, книжки-малышки и т.д.)
ролевые игры (образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы)
информационные (сбор информаций и реализация ее)
практико-ориентированные.
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, книжки-малышки и т.д.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Участники этого проекта – это 2 команды: мальчики и девочки. У каждого ученика своя задача, а цель – общая: аргументировано убедить, отстоять свою точку зрения. Эти проекты проводятся обычно, когда изучается новая тема.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта можно отнести, например, такие работы: «Природные зоны», «Страны Европы», в котором ученики 2б класса собирали интересную информацию по данным темам.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект «Дом, в котором я живу» (технология), «Россия – наша Родина» (окружающий мир).
На уроках окружающего мира мы составляли проекты: «Природные зоны», «Страны Европы», «Страны Азии», «Времена года» Сначала шла подготовительная работа – это нахождение природных зон, стран по картам, дома самостоятельно дети собирали дополнительную информацию по данным темам по книжкам, по энциклопедиям, по Интернету, делали книжки-малышки, писали рефераты. На уроках математики составляли проектную работу по теме «Таблица умножения и деления», «Час. Минута» и т.д. На уроках часто использую групповую работу, работу в парах. Например, на уроках изобразительного искусства и технологии обучающиеся составляем газеты, детский дизайн на темы «Растительный орнамент», «Зима», «Подарок мамам», «Цветочный луг» и другие.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка. деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе.
« Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
Задачи:
-формирование позитивной самооценки, самоуважения:
-формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве (способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать);
умение вести диалог;
-формирование умения решать творческие задачи;
-формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
-формировать умения работать с информацией.
Задачи развития личности ребенка:
-развитие познавательных способностей, творческого воображения,
творческого мышления, коммуникативных навыков, обеспечения психологического благополучия и здоровья детей.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времен, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Дети уже с маленьких лет начинают задавать вопросы: Что это? Где это? Какое это? Но не все дети являются гениями. Но у любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребенка, он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Творческие способности есть у каждого ребенка.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Тема моего самообразования «Проектная деятельность в начальной школе». На практике чаще всего использую следующие типы проектов:
исследовательско-творческие (газеты, детский дизайн)
творческие (рефераты, книжки-малышки и т.д.)
ролевые игры (образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы)
информационные (сбор информаций и реализация ее)
практико-ориентированные.
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, книжки-малышки и т.д.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Участники этого проекта – это 2 команды: мальчики и девочки. У каждого ученика своя задача, а цель – общая: аргументировано убедить, отстоять свою точку зрения. Эти проекты проводятся обычно, когда изучается новая тема.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта можно отнести, например, такие работы: «Природные зоны», «Страны Европы», в котором ученики 2б класса собирали интересную информацию по данным темам.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект «Дом, в котором я живу» (технология), «Россия – наша Родина» (окружающий мир).
На уроках окружающего мира мы составляли проекты: «Природные зоны», «Страны Европы», «Страны Азии», «Времена года» Сначала шла подготовительная работа – это нахождение природных зон, стран по картам, дома самостоятельно дети собирали дополнительную информацию по данным темам по книжкам, по энциклопедиям, по Интернету, делали книжки-малышки, писали рефераты. На уроках математики составляли проектную работу по теме «Таблица умножения и деления», «Час. Минута» и т.д. На уроках часто использую групповую работу, работу в парах. Например, на уроках изобразительного искусства и технологии обучающиеся составляем газеты, детский дизайн на темы «Растительный орнамент», «Зима», «Подарок мамам», «Цветочный луг» и другие.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка. деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...