внеурочное занятие
классный час по теме

внеурочное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur._domovyonok.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 2   классов

 МОУ «Акатьевская ООШ» на 2012 – 2013 учебный год

Клуба «Домовёнок»

Пояснительная записка

         Рабочая программа внеурочной деятельности  клуба «Домовёнок» для 2 класса  на 2012 -2013 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МОУ Акатьевской  основной общеобразовательной школы.

Цели:

- приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;

- создание привлекательного пришкольного участка;

- реализация общественно – значимых инициатив.

Задачи:  

- привлекать всех детей к активному участию в делах класса;

- учить детей навыкам общественной работы;

- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;

- развивать организаторские и коммуникативные компетенции;

- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;

- cделать территорию школы комфортной для учёбы и отдыха.

Общая характеристика программы  клуба «Домовёнок»

Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим  дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

В основных направлениях реформы общеобразовательной школы особое значение придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Используя широкие возможности общественно- полезного труда, следует прививать младшим школьникам необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы ручной работы с различными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания.

Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию своих вещей в определенном месте, пришиванию пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помещений, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах, на учебно-опытном участке школы. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др. Самообслуживание планируется учителем в общем плане предусматриваются виды работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, место и сроки проведения, материальное обеспечение.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.

     Основное условие успеха воспитательной работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства воспитатели школы проводят беседы с родителями об обязанностях  учащихся  по самообслуживанию в  дома.

Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).

В школе дети могут  принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. Создаются уголки живой природы, проводятся вечера и праздники знатоков природы..

В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе.

Организуя труд на цветнике, учебно-опытном участке, в саду, питомнике, можно выработать у учащихся жизненно   необходимые   практические   навыки.

В младших классах, как правило, ученики выращивают цветочные растения. Они обрабатывают почву, высевают семена цветочных культур в грунт, ведут уход за посевами, удаляя сорняки, проводя полив и т. д.

Работа с однолетними растениями должна чередоваться с уходом за многолетними цветами. Необходимо так подобрать культуры, чтобы с весны до осени — всегда были цветущие растения. Обилие их вызывает у школьников радость от проделанной работы.

Внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках.  

Если же у учащихся возникает нежелание наводить порядок во дворе школы, преодолеть его можно с помощью индивидуальных заданий и строгого учета, различных моральных поощрений. Быстрое выполнение задания не освобождает сильных учеников от помощи слабым и особенно девочкам. После уборки полезно бывает в качестве подведения итогов собрать всю группу и показать ей результаты работы. Прилегающая к школе территория, т. е. все то, что находится в непосредственной близости от школы, представляет объект для организованного детского труда по благоустройству. Осенью необходимо прочистить канавы, убрать отмирающие растения, листья, засохшие и ломанные ветки, обрезать лишние ветки на деревьях и кустарниках. Весной перекапывают цветники, окапывают кусты и деревья, сажают новые, выращивают цветы, борются с сорняками,

При проведении этих работ приходится часто напоминать учащимся об осторожности.

Много объектов общественно полезного труда дети найдут в микрорайоне школы. Работа по благоустройству воспитывает у школьников такие качества, как хозяйственность, аккуратность, способствует возникновению чувства сопричастности к заботам своего села.

Большое значение придается воспитанию у учащихся бережного отношения к общественному достоянию, школьному имуществу, учебникам, привитию навыков рачительного хозяйствования. Формирование этих качеств — неотделимая часть процесса трудового воспитания учащихся. Экономическое воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, планируемой работой в  школе, микрорайоне.

Родители по рекомендации педагогов продолжают целенаправленное трудовое воспитание детей дома. Труд взрослых и детей по хозяйству закрепит приобретаемые учениками умения и навыки, превратит труд в привычку, которая не будет отягощать детей, а станет их потребностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА.

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА

Трудовое воспитание — процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов и диафильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры. Но главное — это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки.

«Примерным содержанием воспитания школьников» и учебными программами предусматриваются разнообразные виды общественно полезного труда младших школьников:

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

  1. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.

  1. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, второклассников над первоклассниками. Помощь  заготовке корма для птиц и животных. Помощь шефам в уборке территории двора, усадьбы и помещений.

4. Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

         Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации труда должно быть сосредоточено внимание учителей и воспитателей. В этом ключ к использованию воспитательных и образовательных возможностей общественно полезного труда школьников в его коллективных формах.

                      Описание места программы в структуре ООП

             Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.Дети должны:

понимать необходимость трудиться;

уметь ухаживать за комнатными цветами;

соблюдать порядок на рабочем месте, дежурить в классе;

знать о роли труда в жизни человека;

понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;

уметь работать в коллективе;

участвовать в трудовых акциях;

знать различные профессии;

понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному её выполнению;

уметь работать над проектами;

изготавливать поделки для малышей;

выражать свою личность в различных видах творчества.

       Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности  клуба «Домовёнок»

Ожидаемый результат

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;

-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;

- развитие познавательного интереса и любви к труду;

-обучение умению планировать свою работу;

- вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

-воспитание необходимой культуры труда;

-выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

-воспитание уважения к людям труда;

-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;

-формирование активной жизненной позиции.

 К концу второго года обучения  второклассники  научатся:

- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные  в обработке материалы для изделий в соответствии с поставленной задачей;

- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу;

- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;

- экономно расходовать используемые материалы;

- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, треугольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);

- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим схемам, эскизам, чертежам, рисункам;

-анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей:

-выращивать цветы и ухаживать за ними;

-выполнять простейшую работу по самообслуживанию

Содержание программы по внеурочной деятельности  клуба «Домовёнок»

        Содержание программы внеурочной деятельности  клуба «Домовёнок» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 2 класса.  Место проведения занятий – пришкольный участок, кабинет.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.  Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства.  Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд.  Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.      Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

Основные разделы программы клуба «Домовёнок»

№ п/п

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Клуб «Домовёнок»

34

1.1

Самообслуживание

7

4

3

1.2

Сельскохозяйственный труд

8

2

6

1.3

Шефская работа

6

4

2

1.4.

Разные трудовые операции

13

11

2

      Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной работы по выращиванию растений.         Работа во 2 классе ведётся в рамках проектов: «Добрые дела  для моего класса», «Наши руки не знают скуки», « Цветы для школьного двора»

Трудовые навыки , приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.

       Формы внеурочной воспитательной работы  клуба «Домовёнок»

Коллективные и групповые занятия, организация выставок, участие в конкурсах.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КЛУБА

«ДОМОВЁНОК»

«Добрые дела для моего класса»

 п /п

Тема

Основные виды деятельности

Дата проведения

1

 Распределение обязанностей  в классе. Дежурство в классе.

Распределение обязанностей в классе

2

Сбор природного материала для поделок

Сбор природного материала

3

Уборка территории школьного двора  от бумажного мусора

Уборка территории школьного двора 

4

Изготовление пакетиков для семян.

Разметка, резание  и сгибание бумаги, склеивание пакетов.

5

Сбор семян цветочно – декоративных культур, листьев. Уборка увядающих растений.

Сбор семян, уборка листьев.

6

Ремонт книг. Изготовление закладок.

Ремонт книг

7

Игра «Каждой вещи –своё место».

Выполнение правил игры.

8

Уход за комнатными растениями в классе.

Рыхление, полив, протирание цветов, удаление сухих листьев.

«Наши руки не знают скуки»

 п /п

Тема

Основные виды деятельности

Дата проведения

1

 Подарки леса. Аппликация из листьев.

Составление аппликации из листьев

2

Аппликация из ткани «Мухомор».

Вырезание и приклеивание ткани. Составление аппликации из ткани.

3

Мозаика «Морская звезда». Бумага.

Выполнение мозаики из бумаги, склеивание кусочков бумаги.

4.

Плетение в три пряди. Аппликация с использованием косичек на бархатной бумаге «Улитка»

Плетение из ниток, составление аппликации.

5

Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров для детского сада.

Выполнение разметки, склеивание деталей закладки.

6

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений.

Разметка деталей, склеивание. Украшение игрушек.

7

Изготовление снежинок..

Складывание бумаги, вырезание снежинок.

8

Игрушки из скрученных полосок. Петрушка из фантиков.

Изготовление игрушек из полос.

9

Оригами «Зайчик»

Складывание бумаги.

10

Моделирование на плоскости «Аппликация из кругов»

Составление аппликации из кругов. Вырезание кругов.

11

Техника работы ватными шариками  «Пудель»

Скатывание ватных шариков, изготовление поделки.

12.

Изготовление подарков  для пап, дедушек.

Работа с бумагой :разметка, сгибание, вырезание, приклеивание.

13.

Пришивание пуговиц .Аппликация «Яблоня»

Пришивание пуговиц

14.

Изготовление подарков к праздникам для мам, бабушек.

Работа с бумагой :разметка, сгибание, вырезание, приклеивание.

15

Геометрическая мозаика.

Выполнение мозаики.

16.

Лепка пластилиновыми жгутиками.

Скручивание пластилиновых жгутиков

17.

Объёмная аппликация «Тюльпаны»

Работа с бумагой :разметка, сгибание, вырезание, приклеивание.

18.

Мягкая игрушка из салфеток «Божья коровка»

Скатывание шариков из салфеток и их приклеивание.

19.

Лепка «Гусеница»

Лепка пластилином.

20.

Бабочка из полос цветной бумаги.

Разметка полос, вырезание.

 «Цветы для школьного двора»

№  

п /п

Тема

Основные виды деятельности

Дата проведения

1

Подготовка почвы и посев  семян цветов.

Подготовка почвы: перекопка, удаление корней, рыхление, разравнивание, посев семян.

2

Операция «Чистый двор»

Уборка бумажного мусора.

3

Пикирование ростков. Пересадка.

Подготовка почвы, пикирование рассады, пересадка, полив

4

Уход за рассадой.

Полив рассады. Подкормка.

5

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора

Подготовка почвы. Высадка рассады в грунт, полив.

6

Уход за высаженными растениями: полив и рыхление.

Полив и рыхление цветов, уборка сорняков.

Итого : 34 часа

Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности  клуба «Домовёнок»

Таблицы для 2 класса:

Технология обработки тканей;

Технология обработки  бумаги и картона;

Технология организации рабочего места;

Наборы цветной бумаги;

Наборы картона;

Заготовки   ткани;

Заготовки природных материалов;

Набор инструментов для работы с различными материалами;

Магнитная доска;

СД – проигрыватель;

СД – диски ;

Аудиомагнитофон;

Аудиокассеты;

Шкафы для хранения дидактических  материалов, пособий, оборудования.

Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Умные руки. Художественная обработка материалов. Модеоирование и конструирование.- Самара: «Учебная литература», 2004.

Т.М. Геронимус. Я всё умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению 1 класс.-М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

Т.М. Геронимус. Я всё умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению 2 класс.-М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

Н.А.Малышева . Своими руками. Технология. Рабочая тетрадь 1 класс.- М.: Дрофа, 2007.

Н.А.Малышева . Своими руками. Технология. Рабочая тетрадь 2 класс.- М.: Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...