Внеклассное занятие"Золотое правило нравственности"
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по
ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ,
( в рамках ГМО классных руководителей)
проведенное в 4 «А» классе МБОУ-СОШ №62 г. Тулы
учителем начальных классов Воробьевой О. А.
29 января 2013 года
Тема занятия:
Нравственность. «Золотое правило нравственного поведения»
Цели:
1.Дать понятие нравственности.
4. Дать представление о нравственном поведении.
2.Расширять представление о православных традициях.
3.Воспитывать нравственные качества.
Оборудование:
1.Компьютер, проектор.
2.Изображение клоуна.
3.Плакат «чудесного города».
4.Рисунки по теме: «Мир добра»
Ход занятия
-Ребята ,вам уже много известно об окружающем мире ,о звездах, планетах, о климате Земли, о растениях, о животных. Вот только суть самого человека мы постигаем всю жизнь. Ведь человек. Наделенный свободой воли, непредсказуем, поэтому до конца непознаваем. Где-то там, в тайниках души конкретной личности, кроются причины всех добрых и злых поступков.
Развитие личности во многом определяется тем, во что человек верит. И чем ближе он к пониманию, что главное в жизни -это стать настоящим человеком, тем больше он стремиться к раскрытию своих лучших качеств. И тогда о человеке говорят, что он духовный, нравственный человек, или что он живет по законам нравственности.
На какое слово похоже слово «нравственность»?(«Нравится»)
У этих слов, действительно, одинаковый корень.
-Так что же такое нравственность? Это когда человеку нравится все доброе и хорошее ,а все гадкое и плохое не нравится.
Кажется, все достаточно просто! Да не тут-то было! На то, чтобы душа была устроена именно таким образом уходит вся человеческая жизнь.
И наш разговор сегодня о том, кто такие нравственные люди, есть ли они сейчас и как ими стать.
(СЛАЙД 2)
-Я хочу вас обратить к истокам Святой Руси.
«Истоки Святой Руси»
Святой Руси раскрыв просторы,
Ты ощутишь её любовь.
Там удивительные зори.
Там удивительный рассвет.
Мы в сказках Пушкина читали,
Там чудеса, там леший есть.
Там также есть души начало.
И много там волшебных мест.
Святой Руси познать истоки
Ты поскорее поспеши.
Их не возможно на Востоке
И не на Западе найти.
Они в душе твоей и в нашей.
В том сердце, где любовь живёт.
Они в делах, поступках наших.
Любовь нас к подвигу зовёт.
Тот подвиг не большой и яркий,
То каждодневный труд души.
Ты лишь открой для мира сердце,
Ты сделать это поспеши.
_О чем это стихотворение?
(В каждом из нас живет память о прошлом)
-Все могут это почувствовать?
(Тот, кто хочет и что-то для этого делает)
-К чему призывает стихотворение?
(Каждый день творить добро)
-Скажите, кто совершал каждодневный подвиг во имя веры?
(Святые)
-Назовите имена князей, которые были причислены к лику святых и связаны с началом христианства на Руси.
(Ольга, Владимир)
(СЛАЙД 3)
-Давайте вспомним, какими качествами обладали Святые. Помогут нам в этом пословицы.
(СЛАЙД 4)
-Как можно назвать все эти качества?
(Положительные, нравственные)
-Только ли Святые обладали такими качествами?
(Нет, обычные христиане старались соблюдать правила, совершали хорошие поступки)
-Почему?
-Скажите, а вам с какими людьми хочется общаться?
-А что нужно делать, чтобы с вами хотели общаться?
Давайте побываем в магазине игрушек и посмотрим, о чем говорят герои сценки.
(СЛАЙД 5)
(СЛАЙД 6)
«Сценка»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ведущий, соловей, солдат, кукла, мишка, девочка
ВЕДУЩИЙ: Друзья, вы бывали в отделе игрушек?
Здесь столько красивых флажков и хлопушек.
Сюда неспроста мы сегодня пришли,
Ведь новых игрушек сюда привезли.
Но что за спор такой у них?
СОЛОВЕЙ: Прелестней трелей нет моих!
Мой домик так красив и ярок,
Я буду сказочный подарок!
На первой полке должен быть.
Все захотят меня купить!
СОЛДАТИК: Я – храбрый боевой солдат!
Всегда подраться буду рад!
Всех привлечет моя коробка,
Моей должна быть эта полка!
КУКЛА: Чудесный бант на мне такой,
Ему завидует любой!
Должна я полку украшать,
Все захотят меня забрать!
МИШКА: Куда тогда деваться мне?
СОЛОВЕЙ: Да у тебя коробки нет!
СОЛОВЕЙ: Совсем ты не умеешь петь!
КУКЛА: Ты даже бант забыл надеть!
ВСЕ вместе: Не нужен никому такой!
Сиди на дальней полке той!
Мишка плачет и уходит в глубь сцены.
ВЕДУЩИЙ: Друзья, к нам девочка идет!
СОЛДАТ: Она меня…
СОЛОВЕЙ: Меня…
КУКЛА: Меня возьмет.
ДЕВОЧКА: Мне нужен друг. Кого бы взять?
СОЛОВЕЙ: Меня! Я буду распевать
Все песни. Ведь я самый лучший!
ДЕВОЧКА: Нет, мне хвастун такой не нужен.
Мне нужен друг, а не хвастун.
СОЛДАТ: Я самый смелый на посту!
С тобою будем драться мы!
ДЕВОЧКА: Друзья ведь драться не должны.
Мне нужен друг совсем другой.
КУКЛА: Ах, детка! Полюбуйся мной.
Какой на мне красивый бант.
Такому каждый будет рад!
ДЕВОЧКА: Зачем же мне подруга та,
Что краше своего банта
Не видит ничего. Ах, нет!
Нет, не найти здесь друга мне.
Пожалуй, мишку я возьму!
Хозяйкой буду я ему.
Он и без бантика красив
И добр душою, молчалив.
Хорошим другом будет мне!
ВЕДУЩИЙ: Так в поднебесной вышине
Решает Бог. И мы пред Ним
Без украшений все стоим.
Ему душа одна важна!
Ему любовь детей нужна!
-Почему девочка не захотела взять соловья, солдата и куклу? Ведь они такие красивые!
(Они хвастались, обижали мишку, думали о себе)
-Почему девочка выбрала мишку?
(Скромный, добрый, независтливый)
(СЛАЙД 7)
-Можно ли эти качества считать нравственными?
-Что для девочки оказалось главным?
(То, что мишка добрый, скромный, а не внешность)
Кто из вас хотел бы иметь такого друга?
-А что надо делать, чтобы такой друг появился?
(Самому быть таким)
-А что делать, если между людьми возникла ссора ,или кто-то обидел другого человека?
(Попросить прощения)
-Сегодня я разрешу вам то, чего никогда не разрешала.
(СЛАЙД 8)
-Познакомьтесь, это клоун Фантик, он хочет снами подружиться, а мы будем его обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь, ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому мы будем говорить Фантику что-нибудь обидное и загибать край бумаги.
(Делают 3-4 человека)
-Посмотрите на Фантика, он изменился?
-Как мы можем ему помочь?
(Пожалеть, успокоить)
-Давайте его пожалеем.
(Делают)
-Посмотрите, Фантику уже лучше, но прошла ли боль до конца?
-Какой вывод можно сделать?
(Боль в душе проходит очень долго, лучше не обижать никого)
-Что может подсказать человеку, что он не прав?
(совесть)
(СЛАЙД 9)
«Совесть»
В каждой душе человека
Есть нежный и хрупкий росток.
Его называют совестью.
Он счастья, доверия исток.
Он корень добра и радости,
Основа Святой Руси.
Ты лишь попробуй однажды
В сердце его обрести.
Раскроет тогда просторы
Великая наша Земля.
Увидишь ты мудрость предков,
Поверишь в себя до конца.
По совести жить очень важно,
Отбросив холодный расчёт.
Тогда только встретишь признание,
Любовь, уважение, почёт.
Тебе откроются двери
Небесной волшебной страны.
Духовной надеждой и верой
Будут все души полны.
-Чему учит стихотворение?
А как можно почувствовать голос совести?
-Кто из вас хоть раз чувствовал голос совести?
-Всегда ли надо поступать по совести?
-Нравственные люди всегда поступают по совести.
В каждом поколении на Руси появлялись люди, которые поступали по совести, по вере. Среди тысяч Святых православной церкви есть и священники и крестьяне, и воины, и женщины, и дети.
-А что означает Бог во многих языках мира?
(Любовь)
-И это неспроста. Ведь мы знаем, что Христос пошел на смерть ради любви ко всем людям, ради спасения всех .
-Послушайте стихотворение и подумайте, какова его главная мысль?
(СЛАЙД 10)
«Любовь»
Попробуем, друг, с тобой вместе
Любовь в нашей жизни найти.
Ты только открой шире глазки
И в сердце её взрасти.
Любовь многогранна, безбрежна.
Она в мудрой правде отца.
И в доброй заботе мамы,
Ей нет начала, конца.
Любовью горят глаза друга.
Наполнен ей небосвод.
И каждый солнечный лучик
Любовь в наше сердце несёт.
Даря любовь тем кто рядом,
Частичку себя отдаём.
Наполним же наши души
Заботой, теплом и добром.
-Какова главная мысль стихотворения?
(Надо чувствовать любовь тех, кто нас окружает, платить им тоже любовью.
-Любовь-это глубоко нравственное чувство. За любовь к Родине солдаты отдавали свои жизни, ради любви к своим близким мы готовы многое сделать. Настоящие верующие люди всегда помогали тем, кто нуждался . А есть ли в наше время люди, которые любят людей, как настоящие христиане?
-Я предлагаю посмотреть сюжет, а потом мы его обсудим.
(Сюжет о женщине, которая каждый день приходит на железнодорожный вокзал и помогает всем, кто нуждается в помощи.)
-Что делает женщина?
-Кто- то просит ее об этом?
-Почему она так поступает?
-Как вы относитесь к женщине?
-Какими качествами она обладает?
-Как внешне это отражается ?
-Знаете ли вы пример нравственных поступков?
Выступления детей.
(СЛАЙД 11)-Трофимов Б.
-Какие чувства вызывает поступок мальчика?
-Может ли из него вырасти нравственный человек?
(СЛАЙД 12)-Фокин М.
_Как люди относятся к героине рассказа?
-Легко ли ей?
-Почему она это делает?
Я думаю, что вы можете привести еще не один пример из нашей жизни, ведь, к счастью ,нравственных людей много.
-А теперь давайте обратимся к Библии и послушаем «Притчу о Добре и Зле»
(СЛАЙД 13)
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Чему учит притча?
-Что сделать, чтобы не победил злой волк?
-Трудно ли быть нравственным?
-Надо ли учиться этому? Почему?
-Попробуйте сделать вывод, как надо поступать в жизни?
-Вы сейчас назвали «золотое правило» нравственного поведения человека.
(СЛАЙД 14)
-Повторите его хором.
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»!
-Православные верят, что если человек живет по совести, если он стремится быть духовным, нравственным, то его душа попадет в рай.
Я вам предлагаю «создать» чудесный город ,где нет зла, и мы увидим, как хорошо, когда в душе живут Вера и Любовь.
(Дети выходят к доске и крепят заранее приготовленные рисунки. )
(СЛАЙД 15)
-Я думаю этот разговор не прошел даром , я предлагаю поразмышлять и письменно ответить на вопрос : «Чем мне запомнилось занятие?»
-Спасибо!
(СЛАЙД 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотое правило нравственности
Урок № 20 по ОРКСЭ в 5 классе. Модуль ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИМетодическая разработка содержит уточнения с УУД по всем этапам урока. Презен...
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
Занятие кружка "Основы светской этики" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия: способствовать усвоению «золотого правила нравственности» как условия оценивания собственного поведения.Задачи:Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое пра...
Конспект занятия «Золотое правило нравственности»
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Золотое правило нравственности»...
Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности".
Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности"....
Занятие по ОРКСЭ 4 класс "Золотое правило нравственности"
Занятие по ОРКСЭ 4 класс "Золотое правило нравственности"...