Классный час "Каждый человек достоин уважения!"
классный час (4 класс) на тему
Классный час в 4 классе на тему «Каждый человек достоин уважения» был дан с целью: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
формировать культуру толерантности у учащихся младшего школьного возраста; развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях; воспитывать у учащихся уважение к себе, сверстникам, старшим, а также умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Новослободская средняя общеобразовательная школа»
Калужская область, Думиничский район
Классный час в 4 классе
«Каждый человек достоин уважения»
Подготовила
учитель начальных классов
Михалева Светлана Анатольевна
Новослободск, 2013г
Классный час
Класс 4
Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Цели:
- познакомить с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- формировать культуру толерантности у учащихся младшего школьного возраста;
- развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- воспитывать у учащихся уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
Учебные материалы: карточки с ведущими понятиями, конверты с карточками(3 шт.); фломастеры; бумажные листья; ватман с изображением дерева без листьев; музыкальный центр; фотовыставка; презентация; мелодия «Падает снег» на стихи Э.Асадова; фонограмма песни на муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина «Дорогою добра»
Предварительная подготовка: учащиеся готовят сценку «Девушка по имени Любовь», находят определения понятия «Толерантность» на разных языках.
Ход занятия
Ι.Организационный момент.
Учащиеся приветствуют друг друга.
-Здравствуй, друг! Здравствуй, подруга!
Мы скучали друг без друга.
Ты в глаза мне посмотри.
Левым глазом подмигни.
Подмигни мне правым глазом.
Скажем: «Здравствуйте!» мы разом.
«Здравствуйте»
Учащиеся рассаживаются группами . Группы называются «Радость», «Доброта», «Красота».
ΙΙ.Введение в тему. (Слайд 3 с высказыванием Б.Шоу)
- Добрый день, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Рада вас видеть.
Тема нашего классного часа «Каждый человек достоин уважения».
Игра «Я люблю себя за то…»
- Предлагаю вам игру «Я люблю себя за то…»
- Сейчас каждый из вас по очереди поднимается с места и говорит, за что он себя любит.
- Скажите, дети, это плохо или хорошо, когда человек любит себя за что-то?
(Выслушиваются ответы учащихся.)
-Каждый должен любить себя, ухаживать за собой, воспитывать в себе лучшие человеческие качества.
ΙΙΙ. Определение цели мероприятия.
- 16 ноября ежегодно отмечается Международный день толерантности. Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности.
- Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это человек не только образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими его людьми. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.
(Слайд 4 Термин «толерантность»)
- Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
- Предлагаю вам посмотреть сказку.
Слайд 5
Звучит спокойная мелодия. Учащиеся инсценируют сказку.
Жила- была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому седому прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка ,выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…..
Утром, когда алое солнце осветило землю , пришла Любовь в условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай,- сказал волшебник.-
Одну зовут Радость, другую – Удача , третью - Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны,- сказала Любовь . - Не знаю, кого выбрать…
- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними , а может ,будешь дружить , но выбери одну из них.
Она будет подружкой тебе на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь….
-А кого бы выбрали вы?
- Почему?
Дети отвечают. Продолжается сказка.
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Доброту? (Доброта- это отзывчивость,
душевное расположение к людям. Без доброты любви не бывает)
ΙV. Беседа. Мозговой штурм.
(Слайд 6 «Падает снег»)
- Послушайте стихотворение Э.Асадова «Падает снег», в котором говорится о равнодушном отношении людей друг к другу.
Чтение стихотворения Асадова «Падает снег» на фоне спокойной мелодии.
- Чему учит нас это стихотворение?
(Сочувствию. Если видите, что человеку плохо, не стесняйтесь, подойдите к нему, скажите доброе слово, помогите ему. Не будьте равнодушны.)
- Сейчас я предлагаю послушать, как слово «толерантность» определяется на разных языках мира. Слайд 7 «Дети мира»
(сообщения учащихся)
- В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
- Во французском – способность допускать, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
- В испанском языке толерантность обозначает способность признавать отличные от собственных идеи или мнения.
- В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
- В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
- В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим.
- Какое из определений вам понравилось больше? (высказывания учащихся)
- Ребята, почему в разных странах различные определения? (все мы разные)
- Что объединяет эти определения?
(Быть толерантным - это означает уважать других, не взирая на различия. Быть внимательным к окружающим, понимать друг друга, уважительно относится друг к другу, независимо от нации)
-Как вы относитесь друг к другу?
- Всегда ли вы добры и отзывчивы?
(учащиеся высказывают свое мнение)
- Надо уважать друг друга, не грубить, быть вежливым, добрым…
-Давайте обобщим все сказанное.
- Символом толерантности является радуга. Как вы думаете, с чего начинается толерантность?
Конечно же, с улыбки.
- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Но у него нет лучиков.
- Какие слова, на ваш взгляд, должны быть на лучах?
Среди слов ученики выбирают слова: терпимость, доброжелательность, милосердие, уважение прав других, сотрудничество, сострадание, прощение, доверие
и крепят их на доску.
- Молодцы!
Слайд 8 («Жертвы, )
- Мы с вами живем в 21 веке. Набирает обороты технический прогресс. Казалось бы, жизнь должна стать спокойнее. Но очень часто мы слышим слова «жертва насилия», «беженцы»…
- В мире растет агрессивность, преступность, расширяются зоны конфликтов.
- Каждый из нас совершает в жизни разные поступки. Иногда мы поступаем правильно и проявляем свои лучшие душевные качества, но иногда бывает и наоборот…
- Предлагаю вам послушать рассказ одной девочки.
« Недавно я была с мамой в одном городе, мы шли по парку. Впереди нас на инвалидной коляске передвигался с виду крепкий молодой мужчина. Вдруг колесо попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Инвалид упал. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой попытались поднять мужчину. Ничего не получалось. Тогда мы обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. Инвалид просил оставить его в покое»…
- Как бы поступили вы на месте девочки и ее мамы?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку плохо?
(высказывания детей)
(Продолжение рассказа)
«Но мы снова попытались его поднять. Мимо шли студенты.
–Ребята, помогите,- обратились мы с отчаянием к ним.
Студенты усадили упавшего в коляску. На выходе из парка я оглянулась посмотреть на оставленного на алее инвалида.
Он плакал»
- Почему плакал инвалид? (высказывания детей)
- Равнодушие – это страшное зло нашего времени. Среди людей черствых, озлобленных, равнодушных, способных предать даже ближнего, жить тяжело. Но я уверена, что добрых и отзывчивых людей на земле гораздо больше.
-Что вы можете сказать о студентах? ( высказывания учащихся)
- Сделав добро, человек становится чище, лучше, светлее. Если каждый из нас будет внимательней к любому человеку – это и будет проявление доброты, милосердия, сострадания.
V. Групповая работа.
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
Каждая группа получает конверты с заданием: разделить предложенные сочетания слов на две группы («толерантная личность» и «интолерантная личность»)
- Интолерантная личность характеризуется представлением человека о собственной исключительности, плохим воспитанием, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.
- Кто считает, что это говорится о нем? Оцените себя. Не отвечайте перед классом (самооценка).
- Толерантная личность – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам, традициям.
- Кто считает, что это про него? (Не требуется ответа при классе)
- Разделите предложенные сочетания слов на две группы.
уважение мнения других непонимание
доброжелательность игнорирование
желание что-либо сделать вместе эгоизм
понимание и принятие нетерпимость
чуткость выражение пренебрежения
любознательность раздражительность
снисходительность равнодушие
доверие агрессивность
гуманизм
Учитель проверяет задание. Слайд 9, 10.
- Молодцы. С заданием вы справились.
VΙ. Упражнения «Конфликты» Слайд 11 (Фото 4 кл)
- Давайте сейчас попробуем проверить, насколько вы толерантны? Постарайтесь проявить свои лучшие стороны при разрешении проблемных ситуаций.
(Каждая группа получает карточку с описанием ситуации, обсуждает ее и предлагает решение сложившейся ситуации.)
Ситуации:
1.Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя и свалил с ног.
- Как ты поступишь?
2. Два хороших друга, Сережа и Миша, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Сереже нравятся рыбки , и он считает их лучшими, а Мише нравятся хомячки , он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
3. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
- Что могло бы произойти?
- Какое качество проявили ребята?
- Как бы поступили вы?
4. Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого.
- Как вы поступите в такой ситуации?
5. Один из одноклассников смеётся над твоим другом.
Как ты поступишь?
6.Приятель схватил твою ручку без разрешения.
Как ты поступишь?
Звучит музыка.
Заслушиваются ответы учащихся.
Вывод.
- Чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, ведь мы все разные. Главное – стремиться сделать его таким.
VΙΙ. Подведение итого мероприятия.
Слайд 12 (итог: что такое тол-ть?)
- Вот и подошел к концу наш классный час. Но разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой теме. Кроме того, мне хотелось бы, чтобы наш класс и наша школа стали пространством толерантности, чтобы у нас царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, а радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.
-Я предлагаю вам создать «Дерево толерантности» . Напишите на листочках, что можно для этого сделать и прикрепите их на наше дерево .
Слайд 13 (Дари тепло…) музыка
( Звучит песня в исполнении А.Пугачевой «И исчезнет грусть». Учащиеся пишут на заранее подготовленных листочках пожелания и прикрепляют их на дерево)
Ученики выходят, читают свои записи и приклеивают листочки
Слайд 14 (Солнышко) музыка «Дорогою добра»
- Старайтесь быть добрее, внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или прохожий. Старайтесь принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас, потому что каждый человек достоин уважения.
- Я попрошу встать всех в круг лицом друг к другу, взяться за руки, вытянуть правую ногу вперед и по моей команде сделать шаг вперед – «навстречу толерантности».
-Навстречу толерантности - шаг вперед!
- Я очень рада нашей встрече. Мне приятно было с вами общаться. Закончить наш классный час мне хотелось бы одной из наших любимых песен.
(Звучит песня на муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина «Дорогою добра»)
Литература
- Гревцева И.В. «Что такое толерантность?»// Классный руководитель, 2006, №4;
- Декларация принципов толерантности //Учительская газета. – 2003, №13; 2009;
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. «Генезис», М. 2005;
- Байбародова Л.В., Ковальчук М.А. «Воспитание толерантности у школьников», «Академия развития» 2003;
- «Начальная школа»,№ 10, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (технологическая карта классного часа +учебная презентация) "Уважение. Что это значит?"
Классный час "Уважение. Что это значит?"...
Классный час на тему "Уважение. Как его заслужить?"
Тема урока: Уважение. Как его заслужить?Планируемые результаты:- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных соци...
Классный час "Окажем школе уважение своим примерным поведением"
Беседа с элементами игры для учащихся начальных классов школы VIII вида....
Конспект классного часа "Как заслужить уважение?» 4 класс
Как заслужить уважение?»...
Конспект классного часа "Как заслужить уважение" (работа по сказке "Я тобой горжусь" )(4 кл)
Цели: формировать представление о разнообразии и единстве понятий уважения и гордости.· Ознакомить учащихся с понятиями уважение, гордость·...
Классный час, посвящённый Дню пожилого человека «С уваженьем и любовью от внуков»
Классный час, посвящённый Дню пожилого человека «С уваженьем и любовью от внуков» Данное мероприятие дает возможность молодому поколению понять, что такое явление как старость н...