Игровые технологии
статья по теме
Статья, посвященная игровым технологиям в воспитательной деятельности классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабзовская Любовь Валентиновна,
учитель начальных классов,
ГОУ средняя общеобразовательная школа № 536
Московского района Санкт-Петербурга
Игровые технологии
в воспитательной деятельности классного руководителя.
К.Д.Ушинский считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное средство.
В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребенка, сегодня есть потребность сделать игру союзником в развитии и образовании учащихся. Игра сейчас встает в строй самых насущных потребностей. Что есть игра? При этом существует огромное число самых разных определений игры. Мир детства невозможно представить без игры, которая является по определению психологов ведущей формой деятельности ребенка.
- «Игра – форма психологического поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности» - Д.Н.Узнадзе.
- «Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» - А.Н.Леонтьев.
- «Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок» - Л.С.Выготский.
- « В каждой хорошей игре, - писал А.С.Макаренко, - есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли… Игра без усилий, без активной деятельности – всегда плохая игра».
- «Никто не знает, каковы его силы, пока их не попробует», -писал Гете. Попробовать свои силы – умственные и физические – в детском возрасте невозможно без игры.
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б.Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Как важно это осознавать! Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Вот почему и Л.С.Высоцкий видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития», в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью… Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе, сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Назовем наиболее важные функции:
- Эмоциональная функция
- Диагностическая функция
- Релаксическая функция
- Компенсаторная функция
- Коммуникативная функция
- Самореализация функция
- Социокультурная функция
- Терапевтическая функция
В результате, за период своей педагогической деятельности я изучила, осмыслила немало методических статей, пособий, книг педагогов – новаторов. Отобрала, на мой взгляд, самые оптимальные методы и формы работы с учетом возможностей и психологических особенностей младших школьников. В своей работе я выработала основную идею – возродить игровую деятельность.
Исходя из темы и цели, определила следующие задачи:
- Разработать комплекс игр, отвечающих потребностям ребенка данного возраста.
- Определить условия реализации игр в практической деятельности.
- Выявить результат применения игр в решении задач воспитания младших школьников.
Для решения данной проблемы требуется целенаправленный систематизированный подход: анализ проблем стоящих перед учителем, анализ традиционных проблем выявила наиболее продуктивные методы и разработке программы «Фольклорная азбука».
Основу игровой деятельности составляют народные игры. Используя потенциал народных игр выделила следующие моменты:
- Воспитание через игровую деятельность. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, во-вторых, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности.
- Взаимодействие учитель – ученик – родитель.
- Изучение народной культуры через народную игру.
В процессе игровой деятельности решается ряд коммуникативных функций. Для поиска решений и самостоятельного созидания, подбора и придумывания игр, преследую следующие цели:
- Ввести ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра – деятельность коммуникативная, вводит их на подлинное сотрудничество. Достижение этой цели осуществляю по этапам:
- Подготовительный этап:
- Прежде, чем приступить к игре, учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Зачем человек играет?
- Без чего игра невозможна?
Размышляя вместе с детьми над вопросами, становится ясно, что игра состоит из определенной структуры, это:
- Участник или участники.
- Правила игры.
- Игровое пространство и время.
- Сюжет игры (что игра отображает, т.е. фабула игры).
- Игровой реквизит.
- Итог игры.
- Ребятам предлагается подобрать игры для разучивания в классе:
- Любимые игры.
- Игры, в которые играли мамы, папы, бабушки, дедушки.
- Т.к. наш город СПб поликультурный, ребята могут приносить игры разных народов.
- Подобранные игры классифицируем на группы, учитывая игровое пространство и игровое время.
По классификации получается:
I группа. Спокойные.
Характерная черта этих игр появление четких правил, умение подчиняться им, играть в пределах игрового поля.
II группа. Подвижные.
Основные особенности подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Они развивают чувство товарищеской взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
III группа. Драматизация.
Цель: единая задача: найти способ сотрудничества, организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной меняющейся ситуации.
- Совместное составление правил для игр:
- Подчинение правилам игры.
- Умение слушать, не перебивать.
- Уважать выбор одноклассника.
- Составление игровой картотеки по видам:
Спокойные
Подвижные
Драматизация
Ведется совместная подготовка учитель – ученик – родитель подобранных игр. С удовольствием родители принимают участие. При эффективном сотрудничестве учитель – ученик – родитель создается единый воспитательный процесс, единая воспитательная среда.
Составляя картотеку, мы ищем ответы на поставленные вопросы:
- Почему возникла игра?
- Нет ли похожей у другого народа?
- Разучивание игр.
- Начинаем разучивание игр со спокойных, где учитывается цель: игра в коллективе, вырабатываются правила игры, умение слышать и слушать, умение выполнять роль главного и второстепенного, т.к. дети не умеют играть в коллективе, в основном каждый старается быть первым, отвергая других.
- Разучивание подвижных игр.
Цель: отрабатывать правила игры, умение взаимодействия в коллективе.
- Драматизация.
Цель: развитие чувства солидарности, взаимопомощи, ответственность друг за друга.
- Способы рефлексии.
- После игровой деятельности проводится обсуждение по вопросам:
- Какие пожелания вы хотите сказать друг другу.
- Чтобы вы хотели изменить в игре.
- Что мне мешает быть в игре удачливым?
- Желание детей научить игре других детей.
- Рисунки детей, понравившихся игр.
- Появление любимых игр.
- Создание праздника «Игры», где возникло желание поделиться своими впечатлениями об изученных играх.
Приведенные примеры, а также анализ опыта широкого включения игры в жизнь классного коллектива, убеждает меня, что именно игра дает возможность сплачивать классный коллектив, развивать творческий потенциал детей.
В работе над игровой деятельностью, использую Этнокалендарь, где учащиеся, распределившись по группам, подбирают игры разных народов к праздникам. Использование игры очень помогает и в урочной деятельности. На уроках литературного чтения, знакомясь с произведениями Л.Н.Толстого, рассказывая о том, что он был великим русским писателем и педагогом, который организовал школу для крестьянских детей, предлагаю погрузиться в ту эпоху, думая, в какие игры могли играть дети того времени?
Данный опыт был представлен на городском и районном семинарах, где давались методические рекомендации, как реализовать игровую деятельность, знакомила с литературой.
Методическое объединение учителей начальных классов нашей школы начало работать над проектной деятельностью на уроках и во внеурочной деятельности. Возникла совместная идея создать сборник народных игр – это долгосрочный проект. Идет активный сбор народных игр разных культур. Классификация и разучивание их.
Основной задачей учителя при организации игровой деятельности детей не столько включение их в ту или иную игру, сколько создание условий для игры.
Литература:
- Е.А.Покровский. «Русские детские подвижные игры»,
СПб 2009г. Творческий центр.
- М.Г.Ермолаева, Игра в образовательном процессе,
СПб, 2003г.
- Под редакцией О.С.Газмана, «Каникулы: игра, воспитание»,
М., «Просвещение», 1988г.
- Л.С.Уланова, «Праздничный венок»,
М.,2001г., Творческий центр
- О.В.Мишин, «Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов»
- С.А.Шманов. Игры шутки-игры минутки
М. Новая школа, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...
Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...
Игровые технологии как вид педагогических технологий
В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии
Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...