Уроки нравственности
классный час (4 класс) по теме
Продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti.rar | 1.68 МБ |
uroki_nravstvennosti.rar | 1.68 МБ |
uroki_nravstvennosti.rar | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Добротой себя измерь"
- Демидкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов
Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.
Ход классного часа
-Послушайте внимательно песню из известного вам мультфильма. Приложение 1.
-Ребята, о каком человеке поёт кот Леопольд? Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на нашем занятии? Слайд 1
-Правильно тема нашего классного часа о доброте, а называется он "Добротой себя измерь" Слайд 2
Что для вас означает "Доброта". Слайд 3
Доброта- это : (Добрый - делающий добро другим, отзывчивый).
-Многие из вас верно понимают, что такое доброта. В "Словаре русского языка" Сергея Ивановича Ожегова слово доброта определяется так:
"Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро для других" Слайд 4
-Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им.
-Никому не нравятся люди совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
-Каким русским словам дает начало слово "добро"?
Учащиеся:
Доброжелательность. Добросердечность Добропорядочность Добрососедство Слайд 5
Видите как много слов содержит в себе корень "добр" У вас на столах лежат листочки со словами, подумайте как вы понимаете это слово и приходилось ли вам в жизни сталкиваться с этим понятием.
-Рядом с добром часто употребляют зло.
- Чего же больше в людях добра или зла?
А теперь прослушайте притчу
Притча это рассказ с нравоучением.
Притча о Добре и Зле. Слайд 6.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь:
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность:
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Как вы понимаете слова в конце притчи? Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Педагог предлагает учащимся, разделив лист пополам, и поставив в одной части +, а в другой - записать свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: "Какой я"?
Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?
Готовясь к классному часу я прочитала много стихотворений. Вот одно из них которое мне очень понравилось, оно даёт повод для размышления.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
Нужно уметь слушать себя, говорить злым чувствам "Стоп" и не давать им подавлять добрые.
Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе - Доброту.
А как? (совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее, проще говоря способность представить себя на на месте другого человека).
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.
-Когда мы совершаем добрые дела, иногда нам приходится жертвовать собственными интересами. Например, тебе хочется сидеть в автобусе, но ты уступаешь место женщине. Или тебе хочется поиграть, посмотреть телевизор, но ты делаешь уборку в доме. И от этого ты становишься не только добрее, но и сильнее.
- Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой "На берегу реки"
НА БЕРЕГУ РЕКИ.
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
- Интересно,- сказал Толя,- как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой- нибудь подвиг!
- А я об этом даже не думаю...- ответил Юра и вдруг остановился.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи.
Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
- Ах, вот он! Вот кто кричал! - обрадовался Толя.- Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.
-Какой поступок совершил Юра?
Можно ли его поступок назвать подвигом?
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
-А можно ли человека заставить быть добрым?
Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться
быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.
Да, это трудно - всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь. Этому надо учиться. А в нашем классе есть ребята ,которые так поступают? Обсудите в группе и назовите их.
- В народе к доброте всегда относились по-особому. Недаром говорят: "Доброе слово и кошке приятно". Вот сейчас мы вспомним пословицы, где звучит слово доброта. Назовите такие пословицы.
"Живи добрее будешь всем милее".
"Без добрых дел нет доброго имени".
"Доброе слово и железные ворота открывает".
"Доброе слово, что солнышко в ненастье".
"Час в добре пробудешь - всё горе забудешь".
"Доброе слово лечит, злое калечит".
"Делай другим добро - будешь сам без беды".
"Добру человек у человека учится" Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение
-Но не только народ сочинял пословицы о доброте. Тема доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы можете не знать, но послушайте какие высказывания они посвящали доброте. Слайд 7
"Чтобы поверить в добро, надо начать делать его." Л.Н Толстой
"Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой." Марк Твен
"Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла".
В.О. Ключевский.
"Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером". Ч. Айтматов.
"Кто сделал доброе дело, тот молчит - говорит пусть тот, для кого оно было сделано" (читает учитель)
"Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта" М. Горький
Какое высказывание вам больше всего понравилось? Почему?
Самая большая цель жизни - увеличивать добро в окружающем нас. А добро- это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.
Когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Японии, когда трагически погибла атомная лодка "Курск", вся страна откликнулась на чужую боль.
(Учащиеся приводят конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку).
Педагог:
Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?
(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, о субботниках по очистке школьной территории).
Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Слайд 8-11
А теперь посмотрим инсценировку стихотворения А.Барто "Человечество" (исполняют два ученика)
О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ.
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
Педагог:
Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?
Учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Пишите письма, звоните домой, когда уезжаете.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближнем.
Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
Учитель предлагает вернуться к заданию "Какой я"?
Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что-либо дописать или вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю?
Педагог:
Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.
Наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие друзья.
Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений. Что вы цените в них, прежде всего? (Все высказываются).
Педагог:
Читает стихотворение А.Барто.
ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
Педагог:
Можно ли такого друга назвать добрым?
Почему к такому другу не влечет?
Какой вывод вы сделали для себя из нашего разговора?
Давайте вместе зачитаем законы дружбы:
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Выбирай друзей по душевным качествам.
- Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
- Умей признать свои ошибки и помирись с другом.
- Не предавай своего друга.
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Изготовление коллажа. Приложение 1.
Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам вам высказывания Вашей команде нужно выбрать добрые мысли и наклеить их на солнце вместо лучиков.
Солнце дает жизнь на Земле, значит на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая команда приклеит к дереву корни ,на них напишет свои добрые слова ,ведь дерево вырастет сильным только тогда ,когда у него будут добрые(крепкие) корни .
Третья команда напишет на плодах добрые дела.
Добрые мысли-солнце.
Добрые слова - корни. Слайд 12
Добрые дела - плоды.
Добрые сердца - сады. (открыть в последнюю очередь )
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Пусть эти слова станут вашим девизом на всю жизнь.
Добрым быть, совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети. Слайд 13,14
Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, отзывчивыми, вежливыми Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и весёлыми.
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Предлагаю взяться за руки и исполнить песню "Дорогою добра":
Спроси у жизни строгой - Приложение 1.
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо -
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты, прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Предварительный просмотр:
Классный час "Добротой себя измерь"
- Демидкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов
Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.
Ход классного часа
-Послушайте внимательно песню из известного вам мультфильма. Приложение 1.
-Ребята, о каком человеке поёт кот Леопольд? Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на нашем занятии? Слайд 1
-Правильно тема нашего классного часа о доброте, а называется он "Добротой себя измерь" Слайд 2
Что для вас означает "Доброта". Слайд 3
Доброта- это : (Добрый - делающий добро другим, отзывчивый).
-Многие из вас верно понимают, что такое доброта. В "Словаре русского языка" Сергея Ивановича Ожегова слово доброта определяется так:
"Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро для других" Слайд 4
-Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им.
-Никому не нравятся люди совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
-Каким русским словам дает начало слово "добро"?
Учащиеся:
Доброжелательность. Добросердечность Добропорядочность Добрососедство Слайд 5
Видите как много слов содержит в себе корень "добр" У вас на столах лежат листочки со словами, подумайте как вы понимаете это слово и приходилось ли вам в жизни сталкиваться с этим понятием.
-Рядом с добром часто употребляют зло.
- Чего же больше в людях добра или зла?
А теперь прослушайте притчу
Притча это рассказ с нравоучением.
Притча о Добре и Зле. Слайд 6.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь:
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность:
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Как вы понимаете слова в конце притчи? Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Педагог предлагает учащимся, разделив лист пополам, и поставив в одной части +, а в другой - записать свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: "Какой я"?
Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?
Готовясь к классному часу я прочитала много стихотворений. Вот одно из них которое мне очень понравилось, оно даёт повод для размышления.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
Нужно уметь слушать себя, говорить злым чувствам "Стоп" и не давать им подавлять добрые.
Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе - Доброту.
А как? (совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее, проще говоря способность представить себя на на месте другого человека).
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.
-Когда мы совершаем добрые дела, иногда нам приходится жертвовать собственными интересами. Например, тебе хочется сидеть в автобусе, но ты уступаешь место женщине. Или тебе хочется поиграть, посмотреть телевизор, но ты делаешь уборку в доме. И от этого ты становишься не только добрее, но и сильнее.
- Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой "На берегу реки"
НА БЕРЕГУ РЕКИ.
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
- Интересно,- сказал Толя,- как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой- нибудь подвиг!
- А я об этом даже не думаю...- ответил Юра и вдруг остановился.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи.
Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
- Ах, вот он! Вот кто кричал! - обрадовался Толя.- Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.
-Какой поступок совершил Юра?
Можно ли его поступок назвать подвигом?
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
-А можно ли человека заставить быть добрым?
Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться
быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.
Да, это трудно - всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь. Этому надо учиться. А в нашем классе есть ребята ,которые так поступают? Обсудите в группе и назовите их.
- В народе к доброте всегда относились по-особому. Недаром говорят: "Доброе слово и кошке приятно". Вот сейчас мы вспомним пословицы, где звучит слово доброта. Назовите такие пословицы.
"Живи добрее будешь всем милее".
"Без добрых дел нет доброго имени".
"Доброе слово и железные ворота открывает".
"Доброе слово, что солнышко в ненастье".
"Час в добре пробудешь - всё горе забудешь".
"Доброе слово лечит, злое калечит".
"Делай другим добро - будешь сам без беды".
"Добру человек у человека учится" Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение
-Но не только народ сочинял пословицы о доброте. Тема доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы можете не знать, но послушайте какие высказывания они посвящали доброте. Слайд 7
"Чтобы поверить в добро, надо начать делать его." Л.Н Толстой
"Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой." Марк Твен
"Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла".
В.О. Ключевский.
"Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером". Ч. Айтматов.
"Кто сделал доброе дело, тот молчит - говорит пусть тот, для кого оно было сделано" (читает учитель)
"Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта" М. Горький
Какое высказывание вам больше всего понравилось? Почему?
Самая большая цель жизни - увеличивать добро в окружающем нас. А добро- это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.
Когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Японии, когда трагически погибла атомная лодка "Курск", вся страна откликнулась на чужую боль.
(Учащиеся приводят конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку).
Педагог:
Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?
(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, о субботниках по очистке школьной территории).
Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Слайд 8-11
А теперь посмотрим инсценировку стихотворения А.Барто "Человечество" (исполняют два ученика)
О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ.
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
Педагог:
Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?
Учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Пишите письма, звоните домой, когда уезжаете.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближнем.
Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
Учитель предлагает вернуться к заданию "Какой я"?
Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что-либо дописать или вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю?
Педагог:
Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.
Наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие друзья.
Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений. Что вы цените в них, прежде всего? (Все высказываются).
Педагог:
Читает стихотворение А.Барто.
ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
Педагог:
Можно ли такого друга назвать добрым?
Почему к такому другу не влечет?
Какой вывод вы сделали для себя из нашего разговора?
Давайте вместе зачитаем законы дружбы:
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Выбирай друзей по душевным качествам.
- Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
- Умей признать свои ошибки и помирись с другом.
- Не предавай своего друга.
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Изготовление коллажа. Приложение 1.
Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам вам высказывания Вашей команде нужно выбрать добрые мысли и наклеить их на солнце вместо лучиков.
Солнце дает жизнь на Земле, значит на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая команда приклеит к дереву корни ,на них напишет свои добрые слова ,ведь дерево вырастет сильным только тогда ,когда у него будут добрые(крепкие) корни .
Третья команда напишет на плодах добрые дела.
Добрые мысли-солнце.
Добрые слова - корни. Слайд 12
Добрые дела - плоды.
Добрые сердца - сады. (открыть в последнюю очередь )
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Пусть эти слова станут вашим девизом на всю жизнь.
Добрым быть, совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети. Слайд 13,14
Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, отзывчивыми, вежливыми Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и весёлыми.
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Предлагаю взяться за руки и исполнить песню "Дорогою добра":
Спроси у жизни строгой - Приложение 1.
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо -
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты, прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Предварительный просмотр:
Классный час "Добротой себя измерь"
- Демидкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов
Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.
Ход классного часа
-Послушайте внимательно песню из известного вам мультфильма. Приложение 1.
-Ребята, о каком человеке поёт кот Леопольд? Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на нашем занятии? Слайд 1
-Правильно тема нашего классного часа о доброте, а называется он "Добротой себя измерь" Слайд 2
Что для вас означает "Доброта". Слайд 3
Доброта- это : (Добрый - делающий добро другим, отзывчивый).
-Многие из вас верно понимают, что такое доброта. В "Словаре русского языка" Сергея Ивановича Ожегова слово доброта определяется так:
"Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро для других" Слайд 4
-Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им.
-Никому не нравятся люди совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
-Каким русским словам дает начало слово "добро"?
Учащиеся:
Доброжелательность. Добросердечность Добропорядочность Добрососедство Слайд 5
Видите как много слов содержит в себе корень "добр" У вас на столах лежат листочки со словами, подумайте как вы понимаете это слово и приходилось ли вам в жизни сталкиваться с этим понятием.
-Рядом с добром часто употребляют зло.
- Чего же больше в людях добра или зла?
А теперь прослушайте притчу
Притча это рассказ с нравоучением.
Притча о Добре и Зле. Слайд 6.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь:
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность:
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Как вы понимаете слова в конце притчи? Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Педагог предлагает учащимся, разделив лист пополам, и поставив в одной части +, а в другой - записать свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: "Какой я"?
Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?
Готовясь к классному часу я прочитала много стихотворений. Вот одно из них которое мне очень понравилось, оно даёт повод для размышления.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
Нужно уметь слушать себя, говорить злым чувствам "Стоп" и не давать им подавлять добрые.
Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе - Доброту.
А как? (совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее, проще говоря способность представить себя на на месте другого человека).
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.
-Когда мы совершаем добрые дела, иногда нам приходится жертвовать собственными интересами. Например, тебе хочется сидеть в автобусе, но ты уступаешь место женщине. Или тебе хочется поиграть, посмотреть телевизор, но ты делаешь уборку в доме. И от этого ты становишься не только добрее, но и сильнее.
- Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой "На берегу реки"
НА БЕРЕГУ РЕКИ.
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
- Интересно,- сказал Толя,- как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой- нибудь подвиг!
- А я об этом даже не думаю...- ответил Юра и вдруг остановился.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи.
Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
- Ах, вот он! Вот кто кричал! - обрадовался Толя.- Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.
-Какой поступок совершил Юра?
Можно ли его поступок назвать подвигом?
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
-А можно ли человека заставить быть добрым?
Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться
быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.
Да, это трудно - всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь. Этому надо учиться. А в нашем классе есть ребята ,которые так поступают? Обсудите в группе и назовите их.
- В народе к доброте всегда относились по-особому. Недаром говорят: "Доброе слово и кошке приятно". Вот сейчас мы вспомним пословицы, где звучит слово доброта. Назовите такие пословицы.
"Живи добрее будешь всем милее".
"Без добрых дел нет доброго имени".
"Доброе слово и железные ворота открывает".
"Доброе слово, что солнышко в ненастье".
"Час в добре пробудешь - всё горе забудешь".
"Доброе слово лечит, злое калечит".
"Делай другим добро - будешь сам без беды".
"Добру человек у человека учится" Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение
-Но не только народ сочинял пословицы о доброте. Тема доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы можете не знать, но послушайте какие высказывания они посвящали доброте. Слайд 7
"Чтобы поверить в добро, надо начать делать его." Л.Н Толстой
"Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой." Марк Твен
"Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла".
В.О. Ключевский.
"Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером". Ч. Айтматов.
"Кто сделал доброе дело, тот молчит - говорит пусть тот, для кого оно было сделано" (читает учитель)
"Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта" М. Горький
Какое высказывание вам больше всего понравилось? Почему?
Самая большая цель жизни - увеличивать добро в окружающем нас. А добро- это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.
Когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Японии, когда трагически погибла атомная лодка "Курск", вся страна откликнулась на чужую боль.
(Учащиеся приводят конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку).
Педагог:
Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?
(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, о субботниках по очистке школьной территории).
Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Слайд 8-11
А теперь посмотрим инсценировку стихотворения А.Барто "Человечество" (исполняют два ученика)
О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ.
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
Педагог:
Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?
Учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Пишите письма, звоните домой, когда уезжаете.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближнем.
Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
Учитель предлагает вернуться к заданию "Какой я"?
Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что-либо дописать или вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю?
Педагог:
Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.
Наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие друзья.
Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений. Что вы цените в них, прежде всего? (Все высказываются).
Педагог:
Читает стихотворение А.Барто.
ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
Педагог:
Можно ли такого друга назвать добрым?
Почему к такому другу не влечет?
Какой вывод вы сделали для себя из нашего разговора?
Давайте вместе зачитаем законы дружбы:
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Выбирай друзей по душевным качествам.
- Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
- Умей признать свои ошибки и помирись с другом.
- Не предавай своего друга.
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Изготовление коллажа. Приложение 1.
Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам вам высказывания Вашей команде нужно выбрать добрые мысли и наклеить их на солнце вместо лучиков.
Солнце дает жизнь на Земле, значит на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая команда приклеит к дереву корни ,на них напишет свои добрые слова ,ведь дерево вырастет сильным только тогда ,когда у него будут добрые(крепкие) корни .
Третья команда напишет на плодах добрые дела.
Добрые мысли-солнце.
Добрые слова - корни. Слайд 12
Добрые дела - плоды.
Добрые сердца - сады. (открыть в последнюю очередь )
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Пусть эти слова станут вашим девизом на всю жизнь.
Добрым быть, совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети. Слайд 13,14
Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, отзывчивыми, вежливыми Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и весёлыми.
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Предлагаю взяться за руки и исполнить песню "Дорогою добра":
Спроси у жизни строгой - Приложение 1.
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо -
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты, прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в с...
Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"
Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...
Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...