Проектный метод обучения младших школьников.
материал по теме
У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.
Какие основные требования к использованию метода проектов?
- Значимость проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;
- практическая значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность учащихся - индивидуальная, парная или групповая;
- структурирование содержательной части проекта.
Как показал опыт, учащиеся, включенные в исследовательскую работу, обучаются :
- умению выявлять и формулировать наиболее значимые проблемы;
- выдвигать гипотезы;
- определять поэтапные задачи и методы исследования – статистические, аналитические, экспериментальные;
- намечать план работы и следовать ему;
- создавать «продукт» своего исследования, оформляя его в электронном варианте (с использованием программы Power Point);
- защищать результаты исследования;
- простой проект;
- имеет ли исследовательское направление;
- отвечает ли на основополагающий вопрос;
- имеет ли проект «жизнь» в реальной школьной программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ№3 г. Сызрани Самарской области Проектный метод обучения младших школьников. Учитель начальных классов Зайцева С.В. |
В настоящее время Россия переживает базисные изменения социально – экономической ситуации, суть которых в формировании рыночных отношений в экономики и либерализации социальной сферы. Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям жизни. В описанной ситуации принципиально меняются цели образования. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знаний, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, знаниевая ориентация отечественной школы должна смениться компетентностно – ориентированным образованием. Помимо изменения целевых ориентиров школы, должны широко внедряться в образовательную практику такие педагогические технологии, которые позволят реализовать компетентностный подход к образованию. Среди них в первую очередь следует обратить внимание на метод проектов, т.к., во-первых, эта технология универсальна по отношению к предметному содержанию, во-вторых, ее эффективность подтверждается мировой практикой. Под «проектом» мы понимаем «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Однако чтобы овладеть проектным подходом в качестве средства и орудия учебы, надо сперва встретиться с ним лицом к лицу как с предметом изучения и хоть чуть-чуть самим научиться проектировать. Бывает, что иной преподаватель нетерпеливо просит: поскорее объясните, как применять проектный подход, дайте его методику – и я тут же примусь за дело. У проектного подхода есть своя «азбука» и «грамматика», заслуживающие самого усидчивого штудирования. Проектом («выдвинутый вперед») называют реалистический замысел о желаемом будущем. От капризного хотения, пустого мечтания проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости, т.е. получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложил к тому надлежащие умственные и физические усилия. Еще одно коренное свойство проектности: целевая направленность на нечто оригинальное, новое. Проектный подход к образовательным проблемам требует ревизии одного из давних принципов обучения, именуемого инструкционизмом. Как видно уже из названия, он состоит в том, чтобы непрерывно давать ученику какие – либо инструкции, предписания, наставлении, указания; ни на шаг не отступай от того, что тебе велено, сам от себя ничего не добавляй, лишних вопросов не задавай. Проектный метод предполагает принципиально новый подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, какими средствами можно было бы выполнить». Иными словами, необходимое знание и правильные ответы на
возникающие вопросы ученику нужно добывать собственными силами – именно этому и надлежит учить в первую очередь. При таком подходе резко возрастает объем консультаций и диалогов учителя с учениками. В ходе работы над проектом учитель подсказывает лишь общее направление и главные ориентиры маршрута поисков. Человеку свойственно ошибаться и в делах, и в мыслях. Ошибок всегда будет очень много. Но нужно уметь вовремя их обнаружить и лучше в мыслях, в расчетах, чертежах, нежели в ходе практического их воплощения.
Проектный подход в общении неизмеримо более сложен и труден, чем инструкционный. Но проектное мышление необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Это необходимо и взрослым, и детям. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому, т.е. быть способным проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам, было бы до какой – то степени новым и для нас.
Структура проектной деятельности Подготовительный (исследовательский) этап. Технологический этап. Заключительный этап. |
У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни. Какие основные требования к использованию метода проектов?
Как показал опыт, учащиеся, включенные в исследовательскую работу, обучаются :
|
Блок 1. Проект выполняется в программе POWER POINT. «Визитная карточка проекта» (примерное содержание).
Блок 3. План работы ученика. Блок 4. Отчет об исследовании должен содержать:
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, анализ, синтез. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/08/picture-106898.jpg)
Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.
На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...
Основы использования групповых взаимодействий как метода обучения младших школьников
Вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-206058-1369853913.jpg)
Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку
Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-430137-1396377055.jpg)
Игра как метод обучения младших школьников
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всег...
Статья " Исследовательский метод обучения младших школьников на занятиях кружка « Разговор о правильном питании»
В статье раскрыта работа с детьми на кружке. Ученики активно добывают знания,ищут ответы на вопросы: откуда берут муку,что содержит картофель,что полезнее чипсы или картофель,какие фрукты и овощи раст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/03/picture-719964-1449159581.jpg)
Инновационные методы обучения младших школьников литературному чтению
В статье отражены результаты поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов выведения в образы учебного материала....