"Ломтик хлеба"
классный час (3 класс) по теме

Воспитание бережного отношения к хлебу и труду хлебороба, воспитание гордости за подвиг русского народа в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lomtik_khleba.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Цена ломтика»

Цели:

  1. Расширить знания детей о ценности хлеба и тяжелом труде хлеборобов в годы Великой Отечественной войны.
  2. Воспитание бережного отношения к хлебу и труду хлебороба.
  3. Воспитание гордости за русский народ и его героическое прошлое.
  4. Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа

Оборудование: плакаты с цитатами и пословицами о хлебе, рисунки с изображением хлебобулочных изделий, кусочек черного хлеба.

Ход классного часа

I Вступительная часть

Учитель

- Отгадайте загадку

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе

                               (Хлеб)

Учитель

- Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерно было удобно есть, смачивали его водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер  человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил человека печь хлеб.

Впервые слово «Хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно со словом «хлеб»

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить

II Основная часть

(Дети поочередно читают стихи о хлебе)

В нем – здоровье, наша сила,                          

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле

Вот об этом - то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед

 Как из колоска тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста  - готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице  пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Учитель

- Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в Раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего»

На Руси к хлебу всегда относились с благоговением. Иметь каждый день хлеб на столе и не понимать, не разделять благоговейного почтения наших дедов к этому дару – недостаток воспитания. Сказать о хлебе худое слово недопустимо, грешно. На Руси немалым грехом считалось уронить и не поднять хотя бы крошку хлеба, еще больший грех – растоптать его ногами. Вот как думал народ: кто, вкушая, роняет крошки хлеба наземь, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные им крошки будут весить больше самого человека, то душа его, по смерти достанется дьяволу. Напротив, кто ест черствый хлеб, тот не будет бояться грома, не потонет в воде, доживет до преклонных лет и не изведает нищеты.

Цену хлеба лучше всего знали люди пережившие годы Великой Отечественной войны.

- Послушайте некоторые отрывки из воспоминаний людей, переживших тяжелые военные годы.

Голод войны запомнился на всю жизнь, и не стереть его в памяти. Ели лебеду, крапиву, клевер, перекапывали прошлогоднюю картошку. Пекли прямо на плите и ели с удовольствием, хотя и с хрустом песка на зубах.

В третий год было совсем плохо с продуктами. Когда гитлеровцы стояли в нашей деревне не получали несколько месяцев хлеба по карточкам.

Какая была радость, когда, наконец, стали выдавать хлеба, и я получила целую буханку хлеба! Счастливая бежала домой по узкоколейке, неся в руках эту буханку хлеба, как самое дорогое. И тут появился наш солдат: «Девочка, дай хлебца». Я растерялась, говорю: «У меня и ножа – то нет» а он в ответ: «А у меня есть», - и отрезал с полбуханки хлеба.

Я уже не бежала, ползла, обливаясь горькими слезами. А когда пришла домой, мама спросила: «Доченька, почему ты мало хлебца принесла, почему ты плачешь?» я очень боялась, что мама будет меня ругать. Но выслушав мои объяснения, она начала меня успокаивать: «Как- нибудь проживем. Видимо, и наш солдатик был очень голоден.

Кто из нас, детей войны, не помнит этого хлеба? Очередь, занятая с самого утра, многочасовое стояние и в дождь, и в снег… Мы смотрели на весы и руки продавца с трепетом, надеясь, что будет хоть небольшой довесок, такой можно было сразу съесть.

Как единое голодное время запомнились годы войны и еще два послевоенных года. Часто просил у бабушки что-нибудь покушать. «Подожди, Леня, - говорила она, - вот придет весна, вырастут листики на полях, тогда и наедимся вволю!» я мечтал об этой сказочной еде, не ведая ее вкуса, надеясь только, что будет ее много.

Пришла весна, с полей сошел снег. Прошагав несколько километров по скудной земле, добрались мы с бабушкой до непаханого поля. Я во все глаза глядел вокруг, пытаясь найти если не буханку хлеба, то что-то существенное, обещающее сытую жизнь весной. Бабушка показала на невзрачные растения, стрелочками пробивающиеся из серо-черной земли. Она начала рвать их и класть в мешок. Я же, собрав первую горсть долгожданных листиков, без промедления отправил их в рот. По мере того, как я усиленно их разжевывал, рот заполняла странная мешанина, напоминавшая невареную крупу – несоленую, невкусную и вяжущую. Несколько минут я тщетно пытался что-либо выжевать из листиков, но они, изредка поскрипывая песчинками на моих зубах, вызывали все большее отвращение. Наконец, я не выдержал, выплюнул их и тут же в голос разрыдался.

Бабушка удивленно оглянулась, потом быстро подошла ко мне. Из моих слов ей с трудом удалось понять, что она- обманщица, а листики никакая не сладость, а гадость несъедобная, и пусть она сама их собирает и ест. «Глупый, - сказала, бабушка, смеясь и прижимая голову к своему животу. – Ведь их нужно промыть, отварить, а лучше – пропарить в русской печи, посолить, да по возможности и маслица туда положить. Ты давай, собирай их побольше, а дома я тебе приготовлю так, что ты еще добавки будешь просить!»

Растение, которое мы с бабушкой собирали, называется хвощ полевой. Вот такой был наш хлеб весной и летом.

Ученик

Военный хлеб

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

                                             А. Морозов

Учитель

- Во время  Великой Отечественной войны по всей стране были развешены лозунги «Вся для фронта – все для Победы!», «Хлеб – фронту», «Мир народам, хлеб – голодным»

Солдаты воевали, мужчин в деревнях не было. А хлеб выращивать надо. Вся тяжесть крестьянской доли легла на женщин и детей. И день и ночь женщины работали не покладая рук. В городах – делали боеприпасы и военные машины, в деревнях и селах выращивали хлеб. Все для солдат. Все для победы. Сами не доедали, питались, чем только придется, а урожай нужен Родине. Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г. и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

(Чтение воспоминаний блокадницы г. Ленинграда Е. Г. Кляцкиной)

                    М Исаковский

*   *   *

… Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла…!

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все – без конца и без счета-

Печали, труды и заботы

 Пришлось на тебя на одну.

Одной тебе – волей-неволей –

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

А ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась – какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что шила заботливо ты

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха,

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой, и ткахой,

Умела – иглой и пилой.

Рубила, возила, копала,-

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву шептал, как молитву,

Далекое имя твое.

Учитель

- Хлеб сопровождает человека всю его жизнь. В старину много традиций и обычаев были связаны с хлебом.

Как оберег клали в колыбель к новорожденному хлеб, а бабка пекла так называемые «Бабкины пироги» и угощала всех соседских детей, чтобы они порадовались приходу нового человек в мир.

В свадебных обрядах каравай присутствовал на всех этапах. На сватовство шли к невесте с хлебом-солью. «Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем», - говорили сваты. Девушки берегли на божнице кусочки хлеба испеченного на Троицу, верили, что добавленный в свадебный каравай они укрепляют брак.

В день свадьбы после венчания или регистрации молодых встречают в доме родителей иконой и хлебом-солью. Молодожены должны откусить от каравая – это символизирует единение: с этого дня они будут есть один хлеб. На свадебном пиру при вручении даров разрезается каравай, и им оделяются все родственники, гости. С этого момента прежде чужие семьи становятся родней, свойственниками, и все называют друг друга сватами.

Когда уходили из дома на заработки, на службу, в армию, на учебу, то брали в дорогу каравай материнского хлеба как благословение, как оберег от всех напастей и бед.

III Заключительная часть

Учитель

- И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Ученик

О хлебе

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

                                     Н. Тихонов

Учитель

- Ценность хлеба… сегодня это прежде всего понятие экономическое, ведь кусок хлеба требует труда очень многих людей. Но есть еще одна непреходящая ценность хлеба – нравственная. И хочется вместе с русским поэтом Н. Рыленковым сказать:

… И по тому, как люди ценят хлеб,

Себе друзей в дорогу выбирай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цена ломтика.

Внеклассное мепоприятие (классный час) о пользе хлеба, о его ценности. Воспитание бережливого отношения к хлебу.Есть пословица в народе-"Хлеб на стол - и стол расцвел".Ну а все же как  приходитЭт...

Беседа на тему "Цена ломтика хлеба"

Беседа в рамках кружка "Основы здорового питания" на тему "Цена ломтика хлеба" (4 класс)...

"Цена ломтика"

Углубить и  расширить знания о  хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба...

Классный час "Цена ломтика". 3 класс.

Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.Цели: - расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;- воспитывать чувство бережливого отношения к ...

"Цена ломтика".

Хлеб - всему голова. Моей целью было воспитать бережное отношение детей к хлебу....

Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!

Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....

Мероприятие в рамках акции «Его величество-Хлеб» «ЦЕНА ЛОМТИКА»

Мероприятие "Цена ломтика" является заключительным этапом проекта "Его Величество-Хлеб". Оно призвано расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом тр...