"Ломтик хлеба"
классный час (3 класс) по теме
Воспитание бережного отношения к хлебу и труду хлебороба, воспитание гордости за подвиг русского народа в тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomtik_khleba.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Цена ломтика»
Цели:
- Расширить знания детей о ценности хлеба и тяжелом труде хлеборобов в годы Великой Отечественной войны.
- Воспитание бережного отношения к хлебу и труду хлебороба.
- Воспитание гордости за русский народ и его героическое прошлое.
- Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа
Оборудование: плакаты с цитатами и пословицами о хлебе, рисунки с изображением хлебобулочных изделий, кусочек черного хлеба.
Ход классного часа
I Вступительная часть
Учитель
- Отгадайте загадку
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра – на столе
(Хлеб)
Учитель
- Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерно было удобно есть, смачивали его водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил человека печь хлеб.
Впервые слово «Хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно со словом «хлеб»
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить
II Основная часть
(Дети поочередно читают стихи о хлебе)
В нем – здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле
Вот об этом - то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед
Как из колоска тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Учитель
- Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в Раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего»
На Руси к хлебу всегда относились с благоговением. Иметь каждый день хлеб на столе и не понимать, не разделять благоговейного почтения наших дедов к этому дару – недостаток воспитания. Сказать о хлебе худое слово недопустимо, грешно. На Руси немалым грехом считалось уронить и не поднять хотя бы крошку хлеба, еще больший грех – растоптать его ногами. Вот как думал народ: кто, вкушая, роняет крошки хлеба наземь, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные им крошки будут весить больше самого человека, то душа его, по смерти достанется дьяволу. Напротив, кто ест черствый хлеб, тот не будет бояться грома, не потонет в воде, доживет до преклонных лет и не изведает нищеты.
Цену хлеба лучше всего знали люди пережившие годы Великой Отечественной войны.
- Послушайте некоторые отрывки из воспоминаний людей, переживших тяжелые военные годы.
Голод войны запомнился на всю жизнь, и не стереть его в памяти. Ели лебеду, крапиву, клевер, перекапывали прошлогоднюю картошку. Пекли прямо на плите и ели с удовольствием, хотя и с хрустом песка на зубах.
В третий год было совсем плохо с продуктами. Когда гитлеровцы стояли в нашей деревне не получали несколько месяцев хлеба по карточкам.
Какая была радость, когда, наконец, стали выдавать хлеба, и я получила целую буханку хлеба! Счастливая бежала домой по узкоколейке, неся в руках эту буханку хлеба, как самое дорогое. И тут появился наш солдат: «Девочка, дай хлебца». Я растерялась, говорю: «У меня и ножа – то нет» а он в ответ: «А у меня есть», - и отрезал с полбуханки хлеба.
Я уже не бежала, ползла, обливаясь горькими слезами. А когда пришла домой, мама спросила: «Доченька, почему ты мало хлебца принесла, почему ты плачешь?» я очень боялась, что мама будет меня ругать. Но выслушав мои объяснения, она начала меня успокаивать: «Как- нибудь проживем. Видимо, и наш солдатик был очень голоден.
Кто из нас, детей войны, не помнит этого хлеба? Очередь, занятая с самого утра, многочасовое стояние и в дождь, и в снег… Мы смотрели на весы и руки продавца с трепетом, надеясь, что будет хоть небольшой довесок, такой можно было сразу съесть.
Как единое голодное время запомнились годы войны и еще два послевоенных года. Часто просил у бабушки что-нибудь покушать. «Подожди, Леня, - говорила она, - вот придет весна, вырастут листики на полях, тогда и наедимся вволю!» я мечтал об этой сказочной еде, не ведая ее вкуса, надеясь только, что будет ее много.
Пришла весна, с полей сошел снег. Прошагав несколько километров по скудной земле, добрались мы с бабушкой до непаханого поля. Я во все глаза глядел вокруг, пытаясь найти если не буханку хлеба, то что-то существенное, обещающее сытую жизнь весной. Бабушка показала на невзрачные растения, стрелочками пробивающиеся из серо-черной земли. Она начала рвать их и класть в мешок. Я же, собрав первую горсть долгожданных листиков, без промедления отправил их в рот. По мере того, как я усиленно их разжевывал, рот заполняла странная мешанина, напоминавшая невареную крупу – несоленую, невкусную и вяжущую. Несколько минут я тщетно пытался что-либо выжевать из листиков, но они, изредка поскрипывая песчинками на моих зубах, вызывали все большее отвращение. Наконец, я не выдержал, выплюнул их и тут же в голос разрыдался.
Бабушка удивленно оглянулась, потом быстро подошла ко мне. Из моих слов ей с трудом удалось понять, что она- обманщица, а листики никакая не сладость, а гадость несъедобная, и пусть она сама их собирает и ест. «Глупый, - сказала, бабушка, смеясь и прижимая голову к своему животу. – Ведь их нужно промыть, отварить, а лучше – пропарить в русской печи, посолить, да по возможности и маслица туда положить. Ты давай, собирай их побольше, а дома я тебе приготовлю так, что ты еще добавки будешь просить!»
Растение, которое мы с бабушкой собирали, называется хвощ полевой. Вот такой был наш хлеб весной и летом.
Ученик
Военный хлеб
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
А. Морозов
Учитель
- Во время Великой Отечественной войны по всей стране были развешены лозунги «Вся для фронта – все для Победы!», «Хлеб – фронту», «Мир народам, хлеб – голодным»
Солдаты воевали, мужчин в деревнях не было. А хлеб выращивать надо. Вся тяжесть крестьянской доли легла на женщин и детей. И день и ночь женщины работали не покладая рук. В городах – делали боеприпасы и военные машины, в деревнях и селах выращивали хлеб. Все для солдат. Все для победы. Сами не доедали, питались, чем только придется, а урожай нужен Родине. Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г. и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
(Чтение воспоминаний блокадницы г. Ленинграда Е. Г. Кляцкиной)
М Исаковский
* * *
… Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла…!
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счета-
Печали, труды и заботы
Пришлось на тебя на одну.
Одной тебе – волей-неволей –
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
А ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась – какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что шила заботливо ты
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой, и ткахой,
Умела – иглой и пилой.
Рубила, возила, копала,-
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву,
Далекое имя твое.
Учитель
- Хлеб сопровождает человека всю его жизнь. В старину много традиций и обычаев были связаны с хлебом.
Как оберег клали в колыбель к новорожденному хлеб, а бабка пекла так называемые «Бабкины пироги» и угощала всех соседских детей, чтобы они порадовались приходу нового человек в мир.
В свадебных обрядах каравай присутствовал на всех этапах. На сватовство шли к невесте с хлебом-солью. «Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем», - говорили сваты. Девушки берегли на божнице кусочки хлеба испеченного на Троицу, верили, что добавленный в свадебный каравай они укрепляют брак.
В день свадьбы после венчания или регистрации молодых встречают в доме родителей иконой и хлебом-солью. Молодожены должны откусить от каравая – это символизирует единение: с этого дня они будут есть один хлеб. На свадебном пиру при вручении даров разрезается каравай, и им оделяются все родственники, гости. С этого момента прежде чужие семьи становятся родней, свойственниками, и все называют друг друга сватами.
Когда уходили из дома на заработки, на службу, в армию, на учебу, то брали в дорогу каравай материнского хлеба как благословение, как оберег от всех напастей и бед.
III Заключительная часть
Учитель
- И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»
Ученик
О хлебе
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Н. Тихонов
Учитель
- Ценность хлеба… сегодня это прежде всего понятие экономическое, ведь кусок хлеба требует труда очень многих людей. Но есть еще одна непреходящая ценность хлеба – нравственная. И хочется вместе с русским поэтом Н. Рыленковым сказать:
… И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбирай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цена ломтика.
Внеклассное мепоприятие (классный час) о пользе хлеба, о его ценности. Воспитание бережливого отношения к хлебу.Есть пословица в народе-"Хлеб на стол - и стол расцвел".Ну а все же как приходитЭт...
Беседа на тему "Цена ломтика хлеба"
Беседа в рамках кружка "Основы здорового питания" на тему "Цена ломтика хлеба" (4 класс)...
"Цена ломтика"
Углубить и расширить знания о хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба...
Классный час "Цена ломтика". 3 класс.
Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.Цели: - расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;- воспитывать чувство бережливого отношения к ...
"Цена ломтика".
Хлеб - всему голова. Моей целью было воспитать бережное отношение детей к хлебу....
Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!
Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....
Мероприятие в рамках акции «Его величество-Хлеб» «ЦЕНА ЛОМТИКА»
Мероприятие "Цена ломтика" является заключительным этапом проекта "Его Величество-Хлеб". Оно призвано расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом тр...