" Семья и школа:пути эффективного взаимодействия"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится развитию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.semya_i_shkola.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия.
Педагогика должна стать наукой для всех:
и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
В Семейном кодексе РФ описаны права и обязанности родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Почему же семье уделяется такое большое значение? Сегодня семья рассматривается как ценность № 1. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Один из способов решения данной проблемы – это взаимодействие семьи и школы.
Для выявления состояния, проблем и путей взаимодействия семьи и школы в условиях реализации новых образовательных стандартов необходимо определить особенности развития семьи и школы в современных социально-образовательных условиях.
В настоящее время семья и школа по-прежнему остаются основными институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с определенными трудностями в осуществлении взаимодействия.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Рассмотрим значение двух терминов: «семья» и «школа».
В философской и социологической литературе семья определяется как:
социальный институт, подчинен тем же законам, что и общество, государство; характеризуется определенными социальными нормами, актами, образцами поведения; регулирует отношения между супругами, родителями, детьми;
малая социальная группа, объединена кровнородственными или иными приравненными к ним связями, обусловленными общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью;
субъект жизнедеятельности, сочетающий социальное и индивидуально-личностное начала.
Традиционно исследователи (C.И. Голод) выделяют основные типы семьи: патриархальная (традиционная), детоцентрическая, супружеская.
По мере трансформирования семьи возникают новые модели: супруги, находящиеся в незарегистрированном браке (с детьми без детей); семья кровнородственная неполная; полигамная; семья в повторном браке с детьми от предыдущих браков; семья, основанная на религиозных обычаях или новых нравственных нормах. Сегодня происходит распространение такого типа семьи, как постсовременная, которая характеризуется отсутствием официального принятия обязательств в отношении партнера и потомства (C. Г. Вершловский).
Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится развитию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка.
Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:
- социально-культурного, который определяется образовательным уровнем родителей и их ценностными установками;
- социально-экономического, определяющегося имущественными характеристиками семьи;
- бытового, определяющегося условиями проживания, особенностями образа жизни семьи.
Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие:
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими общественными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы.
2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования.
3. Большое значение семья имеет в овладении человеком общественными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.
Итак, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Следующим социальным институтом после семьи, значимым в развитии и воспитании ребенка, является школа. Как социальный институт школа удовлетворяет потребность общества и семьи в образовании. Надо отметить, что семья и школа как субъекты воспитания и обучения ребенка имеют как общие, так и специфические особенности.
В законе «Об образовании в РФ» определено, что образовательное учреждение (школа) осуществляет реализацию образовательных программ, обеспечивает воспитание обучающихся.
В социально-педагогической литературе школа определяется как общеобразовательное или учебно-воспитательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, мире.
Цель школы как социального института — всесторонняя подготовка человека к жизни в современном обществе, к осознанному самоопределению, самореализации в профессиональной сфере.
Соответствуя потребностям реформирующегося общества, произошли следующие изменения:
- появились новые типы образовательных учреждений (гимназии, лицеи с углубленным изучением ряда предметов и др.);
- расширились возможности выбора образовательного учреждения родителями, так как они теперь являются полномочными представителями интересов ребенка в школе;
- администрация школ, педагогические коллективы постепенно начинают признавать право родителей на их включение в дела школы, в учебный процесс, что является правомерным, так как в соответствии с законом «Об образовании в РФ» главную юридическую и моральную ответственность за детей несут родители;
- педагоги совместно с родителями выбирают образовательные программы и образовательные маршруты, изыскивают ресурсное обеспечение инновационных преобразований.
Как обозначено в стандартах, кроме овладения основами умения учиться, способностью к организации собственной деятельности, младшему школьнику необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
На основании анализа текстов новых стандартов можно утверждать, что «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей» является важной характеристикой выпускника основной и начальной школы, а также составляющей образовательного процесса.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ряду базовых национальных ценностей на приоритетные позиции выходит ценность семьи и семейной жизни. Для семьи важна любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
В Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования даны рекомендации по организации взаимодействия школы и родителей. В шестом разделе этой программы определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с родителями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Конечная цель воспитания - формирование у человека потребности и способности к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Такой человек в идеале должен обладать следующими качествами:
1. Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны.
2.Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь.
3. Личность толерантная, доброжелательная.
4. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании.
5. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлению, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом.
6. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства.
Именно эти запросы формируют сегодня социальный заказ родителей на воспитание образовательному учреждению.
Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика («портрет выпускника начальной школы»), особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса:
- любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;
- осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;
- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;
- умеющего учиться, осознающего важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
- уважающего своих родителей и других людей;
- осознанно выполняющего правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В основе ФГОС лежат Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Ступени реализации Концепций отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе. Различают следующие ступени:
- Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни имеет непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
- Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
- Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
- Сформированность Российской гражданственности высшей ступени процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок:
1. всегда помнить, что и родитель, и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка,
2. не доверять информационным источникам со стороны, добивайтесь непосредственной встречи,
3. не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет,
4. не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей, - это может вызвать отрицательную реакцию,
5. воспринимайте критику позитивно, делайте выводы,
6. если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину,
7. помните, что вы доверяете воспитание самого главного в жизни – ребенка.
Педагогическая реальность часто далека от желания родителей. Родители главенствуют в воспитании ребенка, и порой не признают никакого влияния на ребенка или их самих со стороны, особенно со стороны педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
Семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот...
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. ...
Педагогический проект"Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю,...
Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия».
Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произ...
Выступление на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"
В данной теме освещены актуальные ответы на вопросы учителей начальных классов: Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с...
Презентационный материал к выступлению на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"
Данный презентационный материал поможет наглядно рассмотреть и осветить вопросы темы выступления на ШМО "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего п...