Что такое толерантность?
классный час (3 класс) по теме

Швайкова Светлана Николаевна

Деловая игра для уч-ся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_tolerantnost.doc94.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya._chto_takoe_tolerantnost_.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Что такое толерантность?

Деловая игра

Цели: Познакомить с понятием “толерантность”

Задачи

  1.  Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.
  2. Прививать интерес к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.
  3. Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.
  4. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

- кроссворд “толерантность”, апельсины 3,  нож, карточки с загадками, пословицами и поговорками; атрибуты для инсценировки “Сказочки о счастье”, листы, фломастеры.

Место проведения: классная комната, свободная от столов.

Предварительная подготовка:

  • Инсценировка сказки;
  • деление детей на три команды.

Сценарий  урока

- Сегодня мы ребята собрались для того, чтобы  узнать, что такое толерантность.

- Кто из вас когда-нибудь слышал это слово, от кого?

- Что же такое толерантность? Хорошо или плохо быть толерантным?

- Попробуем разобраться в этом, разгадывая наш кроссворд.

- Подсказки для нашего кроссворда мы будем искать в различных учреждениях культуры, знакомых для вас: в библиотеке, театре, музее, доме  детского творчества и школе

1. Итак, отправляемся в наше путешествие. Детская районная библиотека

-Поднимите руки, кто из вас посещает нашу библиотеку. Скажите, а как библиотека может нам помочь разобраться в слове толерантность ( книги)

-Давайте посмотрим инсценировку стихотворения И. Токмаковой.

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: “Нельзя так жить!” -
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигнуть счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: “Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…” -

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

- Каким был король в начале истории? (думал только о себе)

- Почему изменился король?

- Чему нас учит эта сказка?

В кроссворде появляются слова: “помогать”, “понимать”.

2. А теперь перенесемся с вами в театр. 

- И я предлагаю вам стать актерами  традиционного японского театра «Кабуки» .Особенности театра: с помощью масок, жестов, движения передать каждого героя .

 - Каждая команда получит карточку с название героя - Самурай, дракон, принцесса. Команде надо подумать, как они могут изобразить своего героя.

 Далее учитель читает сюжет, «актеры» изображают.

Принцесса очаровывает самурая,  Дракон похищает принцессу, а самурай зарубает дракона и спасает принцессу.

- Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

В кроссворде появляются слова: “уметь договариваться”. 

3. А теперь – русский этнографический музей-

-Крупнейший этнографический музей мира рассказывает о простых и близких каждому человеку вещах: как люди трудились, порой достигая высочайшего мастерства; как строили и обустраивали свое жилье; отдыхали; воспитывали детей; одевались; во что верили. народы нашей многонациональной страны. А мудрость народная заключена в пословицах и поговорках.

Вам предстоит прочитать и объяснить данные пословицы.

 Рус. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.  

Абх. В чей обоз сел, песни и пой.

Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

- Что общего?  Как же относится к разным народам?

В кроссворде появляются слова: “уважать народы”. 

5.Продолжаем наше путешествие

- Дом детского творчества, где мы с вами не только посещаем занятия, кружки, но и играем.

- И я предлагаю вам поиграть в игру :

Мы сейчас пойдем налево раз, два, три

А потом пойдем направо раз, два, три

А потом все соберемся раз, два, три

А потом все разойдемся раз, два, три

А потом мы все присядем раз, два, три

А потом мы все привстанем раз, два, три

А потом мы все подпрыгнем раз, два, три.

А потом мы все станцуем раз, два, три (2 раза) и далее с ускорением (2 раза)

- Вам было весело играть?

- Получится так весело у одного, двух человек?

В кроссворде появляются слова: “вместе веселее”.

5  Вот мы возвращаемся в школу.

 - Все вы ученики одной школы. Давайте подумаем , а какие вы?

- Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 3 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

- Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь.

Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

- В кроссворде появляются слова: “внутри одинаковые”. 

Рефлексия

- Вот и разгадан наш кроссворд, выполнены все задания. Поняли ли вы, что такое быть толерантность? В кроссворде стались свободные буквы. Какие еще слова можно туда добавить?

“Любовь”, “добро” и т. п.

- Молодцы. В конце нашей игры ответьте, пожалуйста, на самые трудные вопросы.

  • Хорошо или плохо, что все мы разные? Как жить в мир, где столько разных людей?

-  И, несмотря на то, что мы все такие разные, смотрим по-разному на жизнь, у каждого есть свое мнение, мне хотелось, чтобы мы научились жить одной семьей, а в этой семье чтобы всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Будьте добрыми и человечными и относитесь друг к другу так, как хотелось, чтобы другие относились к вам. И пусть на ваших лицах всегда сияют улыбки.

- А теперь давайте возьмем лист бумаги и каждый на нем обведет свою ладошку и нарисует улыбку.

Участники обводят на листе свою руку.  Рисуют улыбку.

 - Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....