Здоровьесберегающая эффективность образования, обеспечивающего безопасность и развитие ребенка.
статья (4 класс) по теме

Состояние здоровья молодого поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergeeva_-statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая эффективность образования, обеспечивающего безопасность и развитие ребенка.

Л.А. Сергеева

З.И.Чепиженко

Состояние здоровья молодого поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи.

Здоровье детей и подростков в любом обществе при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал страны. Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, т.к. школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет.

Когда ребенок поступает в школу, его двигательная активность  снижается почти на половину, и степень этого снижения нарастает от младших классов к старшим. Дело в том, что в результате ежегодного мониторинга здоровья учеников моего класса выходили на первый план две проблемы: нарушение осанки и остроты зрения. Нужно было найти такие технологии, которые бы не требовали больших материальных затрат и были легки и просты в применении. А самое главное – результативны. Из множества инновационных методик оздоровления обучающихся особый интерес у меня вызвала методика доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного.

Технологии Базарного органично вписываются в учебный процесс. Ребенок не только учится, но и отдыхает, незаметно для себя укрепляет свое здоровье.

Я считаю, что самый эффективный вид поддержания и развития здоровья школьников это занятия попеременно за партой и конторкой. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Положение ребенка меняется через каждые 10-15 минут. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется правильная осанка. Организм ребенка сам тянется к тому, что для него желательно: к активной смене положения тела в ходе урока. И через некоторое время работы по данной технологии дети сами с удовольствием встают и работают на уроке стоя. При этом воспитывается способность ребенка слышать потребности своего организма. Он и только он должен и может решать сам, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. И чем чаще на этапе адаптации к данному режиму ребенок меняет позы – тем полезнее.

При работе за конторкой я обращаю особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

1. Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка.

2. Систематически (не реже 1 раза в месяц) регулировать высоту рабочей поверхности конторки.

3. Под ноги ученики кладут массажный коврик из естественных тканей (хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок»). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!

При планировании и проведении урока, я продумываю расположение на доске наглядного материала или записей таким образом, чтобы стоящие за конторкой дети не загораживали обзор сидящим за партой.

Вместе с тем я в своей практике использую и уже многим известный тренажер зрительно-двигательных траекторий В.Ф.Базарного. Оптимальным местом для нанесения схемы тренажера является потолок. Поскольку изображение схемы на потолке несет в себе определенные технические трудности, возможно, его размещение на стене или плакате (что я и сделала). При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:

• наружный овал – красным;

• внутренний овал – зеленым;

• «крест» – золотисто-коричневым;

• «восьмерка» – ярко-голубым.

Дети периодически становятся в центре перед схемой тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующие упражнения. При этом возможно сочетание движений глазами, головой и туловищем. Выполняется примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке», по «кресту»). Частота выполнения таких упражнений зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.

В этом году я использую в своей работе автоматизированную систему сенсорнокоординаторного тренажера, так называемые бегущие огни. Эта система позволяет выполнять зрительно-двигательные упражнения более интенсивными ритмичными движениями глаз, головы, туловища. Для этого в классе установлены в углах 4 сигнальные лампы, сопровождающиеся звуковыми сигналами. "По звуковому сигналу учащиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения («ловят» огоньки обеими руками, либо левой или правой рукой, «отталкивают» их от себя руками, «кивают» головой и т.д.).

Для работы с наглядностью я использую в своей работе сенсорно-дидактическую подвеску или крест. На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами по желанию учителя могут находиться где угодно: за выключателем, на кресте, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.

В течение каждого урока провожу 3-4 физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

Для профилактики простудных заболеваний использую «чесночницы» (коробки из-под «киндер-сюрпризов», внутри которых находится лук или чеснок),

Во все уроки я стараюсь включать материал по формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни. Использую упражнения, которые помогают настраивать ребят на учебную деятельность и несут в себе здоровьесберегательную направленность. Это пальчиковая гимнастика в начале урока.

Например:

1. Игра: «Наши алые цветы».

2. Игра на музыкальных инструментах (имитационные движения рук и пальцев при игре на музыкальных инструментах).

Трудно поспорить с тем фактом, что 90% получаемой информации падает на орган зрения - глаза. Упражнения, которые я использую на уроках во время физкультминуток, способствуют решению коррекционных задач для различных заболеваний глаз.

Следует упражнять глаза во вращении. Придумав незатейливый сюжет в движении по небосклону солнышка, я прошу своих ребят имитировать глазным яблоком его путь. 

Или вот такое упражнение:

На доске приклеены кружки разных цветов в любом порядке: в виде зигзага, вертикально, горизонтально. Я называю цвет. Дети глазами ищут, могут показать рукой. Все зависит от моей фантазии.

Часто на своих уроках я использую физкультминутки, носящие воспитательный характер: например:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумел поделиться

И ответную искру зажечь.

Затем провожу беседу о значении улыбки в жизни человека, о настроении. Мы вспоминаем ситуации, когда улыбка выручала учащихся из трудного положения, или наоборот, придавала силы, уверенности. После беседы ребята пишут сочинение-миниатюру на тему: «Улыбка – это что?»

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Вся жизнь – мера удивления. А удивляться, надо учить. Я использую в своей работе предложения с вопросительной интонацией. Ребятам необходимо озвучить предложения и мимикой показать отношение к содержанию предложения. Тем самым дети непроизвольно укрепляют мышцы глаз, рта, щёк, т.е. мимические мышцы.

Например, игра: «Угадай по выражению лица».

Ведущий ученик старается выразить мимикой то радостное известие, то грустное, то хмурое, то удивлённое чувство и др. Другие учащиеся угадывают. Тут же составляют предложения, небольшие рассказы о том или ином выражении лица.

Для преодоления моторно-закрепощенной и статической позы у учащихся я применяю на уроках упражнения дыхательного характера. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей работаю с экологическим панно. На нем изображен уходящий в бесконечность пейзаж осеннего леса. С помощью карточек на фоне панно создаю самые разнообразные сюжеты, связанные с темой урока.

Я заметила, что при таких режимах работы на занятиях, у детей повышается внимание, работоспособность и мотивация к учёбе. Они становятся собранней, сосредоточенней, лучше усваивают материал урока. Они растут сильными, способными преодолевать жизненные испытания.

Список литературы

  1. В. Ф. Базарный. Методика оздоровления детей и подростков. М. 1996г.
  2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М. АПК и ПРО, 2002г.
  3. В.Н. Ирхин. Формирование культуры здоровья школьников на уроках. Белгород, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде.

В работе описываются методы, позволяющие раскрыть возможности талантливых детей в условиях школьного обучения....

«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат)

«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат) ...

Развитие ребенка и здоровьесберегающая деятельность в образовании

Здоровье-самое дорогое у человека.А в последние годы здоровье детей, поступающихв 1 класс, с каждым годом ниже.Причин достатоно много.школа занимается укреплением здоровья детей таким образом, что оно...

Паспорта компетенций учащихся 5-9 классов в освоении навыков, обеспечивающих безопасное участие в дорожном движении"

"Паспорта компетенций учащихся 5-9 классов в освоении навыков, обеспечивающих безопасное участие в дорожном движении"...

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

Каллиграфия: современный и эффективный способ всестороннего развития ребенка

Актуальность каллигафии как метода всестороннего развития учащегося начальных классов....