Паспорта компетенций учащихся 5-9 классов в освоении навыков, обеспечивающих безопасное участие в дорожном движении"
статья по зож на тему
"Паспорта компетенций учащихся 5-9 классов в освоении навыков, обеспечивающих безопасное участие в дорожном движении"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В ОСВОЕНИИ НАВЫКОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОЕ УЧАСТИЕ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ
Цель: сформировать у слушателей способность и готовность разрабатывать паспорта компетенций учащихся 5-9 классов в освоении навыков, обеспечивающих безопасное участие в дорожном движении.
Задачи:
- проанализировать содержание федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по проблеме формирования и развития у учеников 5-9 классов навыков безопасного участия в дорожном движении;
- познакомить слушателей с программой формирования культуры безопасного участия в дорожном движении;
- охарактеризовать цели и обязательный минимум содержания основной образовательной программы формирования и развития навыков безопасного участия в дорожном движении учеников 5-9 классов;
- сформировать навыки управления процессом формирования компетенций и навыков безопасного участия в дорожном движении учеников 5-9 классов.
Содержание:
- Содержание федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по проблеме формирования и развития у учеников 5-9 классов навыков безопасного участия в дорожном движении.
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования.
- Обязательный минимум содержания ООП в области безопасности дорожного движения.
- Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения на уроках «Безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах.
Основная цель российского образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Человек ХХI века, его социальные характеристики:
- Ориентированность на знания и использование новых технологий.
- Активное стремление расширить жизненный горизонт.
- Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.
- Активное финансовое поведение.
- Здоровый и безопасный образ жизни.
- Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Основы школьного стандарта представляют собой общественный договор, направленный на удовлетворение социального запроса семьи, общества и государства.
Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор:
1. Семья
- Личностная успешность
- Социальная успешность
- Профессиональная успешность
2. Общество
- Безопасность и здоровье
- Свобода и ответственность
- Социальная справедливость
- Благосостояние
3. Государство
- Национальное единство
- Безопасность
- Развитие человеческого потенциала
- Конкурентоспособность
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
- любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы:
1. Личностные:
А) Самоопределение:
- внутренняя позиция школьника;
- самоидентификация;
- самоуважение и самооценка.
Б) Смыслообразование:
- мотивация (учебная, социальная);
- границы собственного знания и «незнания».
В) Ценностная и морально-этическая ориентация:
- ориентация на выполнение морально-нравственных норм;
- способность к решению моральных проблем на основе децентрации;
- оценка своих поступков.
2. Метапредметные:
А) Регулятивные:
- управление своей деятельностью;
- контроль и коррекция;
- инициативность и самостоятельность.
Б) Коммуникативные:
- речевая деятельность;
- навыки сотрудничества.
В) Познавательные:
- работа с информацией;
- работа с учебными моделями;
- использование знако-символических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
3. Предметные:
А) Основы системы научных знаний.
Б) Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.
В) Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Изучение предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" должно обеспечить:
- физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;
- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
- установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.
Предметные результаты изучения предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" должны отражать:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
- Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.
- Реализация модульных образовательных программ.
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся.
- Просветительская работа с родителями.
Программа должна обеспечивать:
- развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.);
- овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Обязательный минимум содержания ООП в области безопасности дорожного движения:
- Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
- Первая медицинская помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях.
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
В результате изучения основ безопасности дорожного движения ученик должен:
знать/понимать
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия;
уметь
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения в 5 классе на уроках «Безопасности жизнедеятельности».
Тема «Город как среда обитания»
- Личностные компетенции: сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
- Метапредметные компетенции: способность использования понятий и учебных действий в учебной, познавательной и социальной практике.
- Предметные компетенции: готовность использовать знания правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Тема «Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность»
- Личностные компетенции: готовность и способность к саморазвитию, предупреждению опасных ситуаций, оценке своих действий.
- Метапредметные компетенции: способность устанавливать разные отношения в социальной практике.
- Предметные компетенции: готовность выступать в разных социальных ролях «пешеход», «пассажир».
Тема «Основы безопасности жизнедеятельности человека»
- Личностные компетенции: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Метапредметные компетенции: освоение правил безопасного движения и поведения на дорогах.
- Предметные компетенции: способность определять опасные и безопасные ситуации на дорогах и регулировать свое поведение.
Тема «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения»
- Личностные компетенции: сформированность морально-нравственных норм безопасного движения на дорогах.
- Метапредметные компетенции: овладение правилами дорожного движения, правами и обязанностями участников дорожного движения.
- Предметные компетенции: использовать на практике знания безопасного поведения в транспорте и на улицах.
Тема «Пешеход. Безопасность пешехода»
- Личностные компетенции: готовность и способность выступать в роли пешехода, оценивать свое поведение.
- Метапредметные компетенции: овладение способностью управлять и контролировать свои действия в роли пешехода.
- Предметные компетенции: готовность выполнять обязанности пешехода и осуществлять рефлексивный анализ безопасности своего поведения на дороге.
Тема «Пассажир. Безопасность пассажира»
- Личностные компетенции: готовность и способность выступать в роли пассажира, оценивать свое поведение.
- Метапредметные компетенции: овладение способностью управлять и контролировать свои действия в роли пассажира.
- Предметные компетенции: готовность выполнять обязанности пассажира и осуществлять рефлексивный анализ безопасности своего поведения в транспорте.
Тема «Водитель»
- Личностные компетенции: сформированность системы социально-значимых отношений «водитель-пассажир».
- Метапредметные компетенции: освоение способами коммуникации с водителями.
- Предметные компетенции: готовность к использованию знаний общих обязанностей водителей в социальной практике.
Тема «Обеспечение личной безопасности на улице»
- Личностные компетенции: готовность и способность ставить цели и строить жизненные планы.
- Метапредметные компетенции: развитие инициативности и самостоятельности.
- Предметные компетенции: готовность определять и корригировать уровень личной безопасности на улицах.
Тема «Первая медицинская помощь при различных видах повреждений»
- Личностные компетенции: сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
- Метапредметные компетенции: освоение способами оказания ПМП при разных видах повреждений.
- Предметные компетенции: готовность и способность оказать ПМП человеку при разных видах повреждений.
Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения в 6 классе на уроках «Безопасности жизнедеятельности».
Тема «Ориентирование на местности»
- Личностные компетенции: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Метапредметные компетенции: овладение средствами и способами ориентировки в пространстве города.
- Предметные компетенции: способность и готовность ориентироваться в пространстве города любыми возможными средствами и способами.
Тема «Определение своего местонахождения и направление движения на местности»
- Личностные компетенции: способность ставить цели и строить жизненные планы.
- Метапредметные компетенции: овладение учебными навыками определения своего местонахождения и осуществления движения на местности.
- Предметные компетенции: способность ориентироваться и передвигаться в пространстве города.
Тема «Велосипедные походы и безопасность туристов»
- Личностные компетенции: способность к самоидентификации и самооценке.
- Метапредметные компетенции: овладение познавательными учебными действиями в социальной практике.
- Предметные компетенции: готовность соблюдать требования к движению велосипедистов.
Тема «Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме»
- Личностные компетенции: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
- Метапредметные компетенции: овладение регулятивными, коммуникативными и познавательными действиями туриста.
- Предметные компетенции: способность прогнозировать и избегать факторов, представляющих опасность для туриста.
Тема «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта»
- Личностные компетенции: готовность к саморазвитию и самоопределению во время следования к местам отдыха наземными видами транспорта.
- Метапредметные компетенции: овладение регулятивными, коммуникативными и познавательными действиями во время следования к местам отдыха наземными видами транспорта.
- Предметные компетенции: способность обеспечить личную безопасность на транспорте во время следования к местам отдыха.
Тема «Оказание первой медицинской помощи при травмах»
- Личностные компетенции: сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции.
- Метапредметные компетенции: овладение действиями при оказании ПМП при травмах.
- Предметные компетенции: способность оказать ПМП при травмах.
Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения в 7 классе на уроках «Безопасности жизнедеятельности».
Тема «Опасные и чрезвычайные ситуации»
- Личностные компетенции: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Метапредметные компетенции: овладение определениями и характеристиками опасных и ЧС.
- Предметные компетенции: готовность к эффективной жизнедеятельности в опасных и ЧС.
Тема «Психологическая уравновешенность»
- Личностные компетенции: способность строить систему значимых социальных и межличностных отношений.
- Метапредметные компетенции: овладение регулятивными и коммуникативными действиями в процессе социального взаимодейтствия.
- Предметные компетенции: готовность использовать психологические техники для нормализации эмоционально-волевой сферы.
Тема «Стресс и его влияние на человека»
- Личностные компетенции: способность ставить цели и строить жизненные планы.
- Метапредметные компетенции: овладение способами снятия стресса.
- Предметные компетенции: готовность осуществлять в отношении себя и других антистрессовые мероприятия.
Тема «Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних»
- Личностные компетенции: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
- Метапредметные компетенции: овладение основами правовой культуры.
- Предметные компетенции: готовность осуществлять социальное взаимодействие в рамках правовых и законодательных актов РФ.
Тема «Общие правила оказания первой медицинской помощи»
- Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
- Метапредметные компетенции: овладение способами оказания ПМП.
- Предметные компетенции: готовность оказать человеку ПМП.
Тема «Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении»
- Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
- Метапредметные компетенции: овладение способами оказания ПМП при наружном кровотечении.
- Предметные компетенции: готовность оказать человеку ПМП при наружном кровотечении.
Тема «Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах»
- Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
- Метапредметные компетенции: овладение способами оказания ПМП при ушибах и переломах.
- Предметные компетенции: готовность оказать человеку ПМП при ушибах и переломах.
Тема «Общие правила транспортировки пострадавшего»
- Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
- Метапредметные компетенции: овладение правилами транспортировки пострадавшего.
- Предметные компетенции: готовность применить в социальной практике правила транспортировки пострадавшего.
Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения в 8 классе на уроках «Безопасности жизнедеятельности»
Тема «Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей»
- Личностные компетенции: способность ставить цели и строить жизненные планы.
- Метапредметные компетенции: овладение регулятивными, коммуникативными и познавательными учебными действиями.
- Предметные компетенции: готовность к преобразованию и применению знаний и опыта в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
Тема «Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров»
- Личностные компетенции: сформированность мотивации к обучению, саморазвитию и самоопределению.
- Метапредметные компетенции: овладение общими представлениями об организации дорожного движения в городе.
- Предметные компетенции: готовность соблюдать обязанности пешеходов и пассажиров в социальной практике.
Тема «Велосипедист – водитель транспортного средства»
- Личностные компетенции: способность к самоидентификации и самооценке.
- Метапредметные компетенции: овладение познавательными учебными действиями в социальной практике.
- Предметные компетенции: готовность соблюдать требования к движению велосипедистов.
Тема «Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности»
- Личностные компетенции: соформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
- Метапредметные компетенции: овладение способами организации ЗОЖ и БЖ.
- Предметные компетенции: готовность к формированию научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Тема «Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение»
- Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
- Метапредметные компетенции: овладение способами оказания ПМП.
- Предметные компетенции: готовность оказать человеку ПМП.
Тема «Первая медицинская помощь при травмах»
- Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности
- Метапредметные компетенции: овладение способами оказания ПМП при травмах.
- Предметные компетенции: готовность оказать человеку ПМП при травмах.
Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения в 9 классе на уроках «Безопасности жизнедеятельности».
Тема «Формирование общей культуры населения в области БЖ»
- Личностные компетенции: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
- Метапредметные компетенции: освоение межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
- Предметные компетенции: владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами формирования общей культуры населения.
Тема «Опасные и ЧС. Общие понятия, определения, классификации»
- Личностные компетенции: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Метапредметные компетенции: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
- Предметные компетенции:формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Тема «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России»
- Личностные компетенции: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
- Метапредметные компетенции: овладение межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
- Предметные компетенции: преобразование и применение новых знаний и опыта в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
Тема «Единая система предупреждения и ликвидации ЧС»
- Личностные компетенции: сформированность социальных компетенций в области взаимодействия с представителями и организациями по предупреждению и ликвидации ЧС.
- Метапредметные компетенции: способность использования в учебной, познавательной и социальной практике регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
- Предметные компетенции: готовность осуществить взаимодействие с представителями и организациями по предупреждению и ликвидации ЧС.
Задание для самоконтроля.
Разработать программу и паспорт компетенции безопасного поведения на транспорте и на дорогах у учащихся 5-9 классов (на выбор одну личностную, метапредметную или предметную компетенцию) по предложенному образцу (см. Приложение 1 и Приложение 2):
Приложение 1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Название учреждения
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель учреждения
«……» _______________
КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
как совокупный ожидаемый результат образования
по завершении освоения ООП
г. Ростов-на-Дону
2012
Коды | Название компетенции | Краткое содержание / определение Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции |
1 | 2 | 3 |
ЛК | ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ЛК–1 ЛК–2 … |
… | |
МПК | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
МПК–1 МПК–2 … … |
… | |
ПК | ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ПК–1 ПК–2 … … |
… |
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки (код, наименование)
.
Автор(ы)
Рецензент(ы)
Документ одобрен на заседании
(Наименование уполномоченного органа факультета, института (УМК, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
Приложение 2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Название учредждения
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель учреждения
«……» _______________
ПАСПОРТ И ПРОГРАММА
формирования у учащихся
_______________________________________________________
(личностной, метапредметной или предметной компетенции)
компетенции: «________________________________________»
(название компетенции и ее код)
при освоении ООП, реализующей ФГОС основного общего образования
- ПАСПОРТ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) КОМПЕТЕНЦИИ
- Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции
Под «компетенцией» _____________________ понимается …
(код, название)
(общая характеристика компетенции)
Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника школы по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП основного общего образования
(общее описание)
- Принятая структура компетенции
Обучающийся должен
Знать:
Уметь:
Владеть:
- Технологии формирования и средства оценки сформированности компетенции
Используемые технологии формирования компетенции:
(указать виды проводимых занятий)
Средства оценивания сформированности компетенции:
(указать формы мероприятий, по которым производится текущая, промежуточная и итоговая аттестация)
- Планируемые уровни сформированности компетенции у учеников-выпускников школы
Курс | Уровни | Содержательное описание уровня | Основные |
… | Пороговый уровень | ||
Повышенные уровни (относительно порогового уровня) | |||
… | Пороговый уровень | ||
Повышенные уровни (относительно порогового уровня) |
- ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ КОМПЕТЕНЦИИ
- Цель программы формирования данной компетенции у учеников школы при освоении ООП ВПО:
(формулировка)
- Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у учеников школы данной компетенции.
Основные понятия: …
Базовая структура знаний(БЗС), необходимая школьнику для освоения данной компетенции
Курс | Компоненты БСЗ | Названия учебных дисциплин, планируемых для включения в учебный план ООП |
Вывод: данная компетенция формируется в процессе освоения учениками дисциплин __________________________ циклов________________________.
Окончение табл.
- Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства
Характеристика, виды оценочных средств для обеспечения аттестации обучающихся.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у учеников школы данной компетенции при освоении ООП
а) основная литература (прежде всего, учебно-методическаое обеспечение учебной работы) – 2-3 наименования ( выбрать из рабочей программы);
б) дополнительная литература 1-2- наименования ( выбрать из рабочей программы);
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1-2- наименования (выбрать из рабочей программы)
- Основные условия, необходимые для успешного формирования у учеников данной компетенции при освоении ООП
Описание необходимых средств обучения (помещений, учебного реквизита)
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки (код, наименование )
.
Автор(ы)
Рецензент(ы)
Документ одобрен на заседании
(Наименование уполномоченного органа факультета, института (УМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
Литература
- Долгоруков А.М.. Рабочая тетрадь 1 "Методы эффективного самообразования или как правильно учиться". М.: Центр интенсивных технологий образования, 1999
- Долгоруков А.М.. Развитие образования в условиях информатизации общества. Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4
- Долгоруков А.М.. Вернется ли европейское сознание к идеалу образования в ХХI веке. "Труды конференции". Вузовские вести, № 2, февраль 1997.
- Долгоруков А.М.. Новые тенденции в образовании на исходе ХХ века. "Труды конференции". Жуковский: Международный центр дистанционного обучения ЛИНК, 1996
- Долгоруков А.М., Казакова Е.А.. Методика подготовки преподавателей Международного учебного центра "ЛИНК". Выпуск 2. Жуковский
- Щедровицкий Г.П., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993
- Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа Культурной Политики, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-133615-1351771980.jpg)
Педагогический проект "Формирование основ безопасного поведения участников дорожного движения"
Педагогический проект "Формирование основ безопасного поведения участников дорожного движения"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-872445-1497403787.jpg)
Своя игра "Азбука безопасности" по правилам дорожного движения 1 - 4 классы
Свою игру "Азбука безопасности" можно использовать на классных часах, во время занятий во внеурочной деятельности для проверки знаний правил дорожного движения. Данный ресурс поможет сделать классный ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-976531-1654619635.jpg)
Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения учащихся 1-4 классов
Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения учащихся 1-4 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/03/picture-1064842-1538598181.jpg)
«Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)
laquo;Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ
Программа «Знатоки ПДД» является программой социально-гуманитарной направленности. В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Данная пр...