Классный час по теме: «Человек без друзей, что дерево без корней» для обучающихся 3 - го класса и их родителей.
классный час (3 класс) по теме
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
Ларошфуко
Цели классного часа.
Воспитательные:
· воспитывать у учащихся чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива;
· формировать у детей такие нравственные качества, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Обучающие:
· создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития нравственных качеств с помощью интеграции учебных предметов;
· продолжать раскрывать сущность понятия «дружба»;
· разработать собственную версию на основе литературного произведения «настоящий друг – это…».
Развивающие:
· развивать у учащихся дружеские взаимоотношения в классе;
· уметь извлекать пользу на основе анализа поступков литературных персонажей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_chelovek_bez_druzey_chto_derevo_bez_korney.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Классный час по теме:
«Человек без друзей, что дерево без корней»
для обучающихся 3 - го класса и их родителей.
Составила и провела учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Сысоева О. В.
г. Озёры
2012 год
Тема: «Человек без друзей, что дерево без корней».
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
Ларошфуко
Цели классного часа.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива;
- формировать у детей такие нравственные качества, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Обучающие:
- создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития нравственных качеств с помощью интеграции учебных предметов;
- продолжать раскрывать сущность понятия «дружба»;
- разработать собственную версию на основе литературного произведения «настоящий друг – это…».
Развивающие:
- развивать у учащихся дружеские взаимоотношения в классе;
- уметь извлекать пользу на основе анализа поступков литературных персонажей.
Форма проведения: разговор – рассуждение.
Внедряемая технология: личностно – ориентированная технология, групповая технология, ИКТ технологи.
Характеристика используемого оборудования:
- средства наглядности (таблицы);
- раздаточный материал (карточки с красным кругом);
- ИКТ (диаграмма результатов детского анкетирования).
Предварительная подготовка:
- подготовка с отдельными учениками инсценировки стихотворения «Что такое дружба?», «Ни за то и ни за это»;
- тест «Хороший ли ты друг?».
Ход мероприятия.
1. Организационный момент (2 минуты).
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Посмотрите на родителей, гостей – улыбнитесь им.
- Я хочу рассказать вам одну притчу (краткий поучительный рассказ). Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?»
Притча (звучит музыка).
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое и попросились переночевать.
- Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.
- Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь - выбирай сам!
Пастух подумал и выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
- Какая проблема стояла перед героем?
(Пастух жил в маленькой хижине и не мог разместить всех гостей).
- Что такое хижина?
(Хижина – небольшой бедный дом, избушка).
- Почему, когда в доме появилась дружба, к пастуху пришло и счастье, и богатство?
(Пастух жил не один, а со своей семьёй. Семья стала жить дружно, и поэтому они были счастливы. Вся семья дружно работала, и они быстро разбогатели.).
2. Сообщение темы и цели классного часа (2 минуты).
Тема нашего классного часа, прочтите на доске: «Человек без друзей, что дерево без корней».
- Что вы прочли?
(Пословицу.)
- Что такое пословица?
(Народная мудрость.)
- Прочтите, какое определение пословицы даётся в толковом словаре Ожегова.
(Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.)
- Как вы понимаете эту пословицу?
( Корень – это самая главная часть растения. Без корней дерево погибнет. Человек не может жить без друзей. Если не будет друзей, то он погибнет от одиночества.)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
(О дружбе.)
(Кого можно назвать настоящим другом).
- Определим законы и правила дружбы, создадим свою эмблему дружбы и станем ещё дружнее.
3. Работа по теме классного часа (20 минут).
а) - Что же такое дружба?
(Инсценировка стихотворения)
– Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
– Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
Что такое дружба?
– Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
– Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети.
- Скажите, пожалуйста, о чём это стихотворение?
(О дружбе.)
- Ребята, как вы понимаете слово «дружба»?
(Дружба – это ….)
Прочтём определение дружбы в словаре Ожегова
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)
- Дружба - это удивительные отношения между людьми. Как правило, дружат люди, у которых похожи интересы, характеры, темпераменты. Дружеские отношения чаще начинаются в вашем возрасте. Поэтому надо сейчас работать над тем, чтобы у вас появились друзья, надо самим быть хорошим другом.
б) - А каким должен быть друг и что значит быть другом?
(Друг должен быть честным, верным, справедливым…)
- С давних времён люди размышляли о дружбе. Это слово имеет в русском языке много родственных слов. Вам сейчас и предстоит собрать семейку родственных слов к слову "дружба".
- Подберите однокоренные слова к слову "дружба".
- Какие слова называются однокоренными?
(Однокоренными называются слова - у которых одинаковый корень и общее значение).
- Поработаем в парах.
- Возьмите карточку с красным кругом и найдите однокоренные слова к слову дружба.
(Друг, сосед, дружить, дружный, родственник, одноклассник, дружелюбный, приятель, дружественный, знакомый, товарищ, дружок, подруга.)
- Проверим
(Дети выбирают однокоренные слова, написанные на лепестках. Лепестки относят к доске и прикрепляют их к ЦВЕТКУ ДРУЖБЫ.)
- Итак, вы назвали семейку однокоренных слов. Вот какая большая семейка получилась! А мне известно ещё одно родственное слово - дружина.
Очень давно, когда люди жили маленькими селениям, во главе их стоял князь. Чтобы защитить селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина позже стали называть друг. И были воины дружны, друг за друга горой стояли, в обиду Русь - матушку не давали.
Я добавлю в ЦВЕТОК ДРУЖБЫ слово дружина.
- Расцвёл цветок, заиграл всеми цветами радуги. Настоящий Цветик-Семицветик из сказки В. Катаева.
- На какое желание потратила Женя свой последний лепесток?
(Вылечила больного мальчика).
- Посмотрим отрывок из мультфильма.
После просмотра.
- Можно сказать про Женю, что она поступила как настоящий друг?
(Женя поступила как настоящий друг, она вылечила больного мальчика).
Работа с выставкой книг.
- Посмотрите, сколько книг написано об этом важном для человека умении- умении дружить. Некоторые книги мы с вами уже читали. Но на нашей выставке есть книги, которые вы, возможно еще не читали. После вы их сможете посмотреть и почитать.
- Я тоже загадала желание для моего лепестка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели. - Вели, чтобы у каждого из нас был настоящий друг!
Иметь настоящего друга - это великое счастье в жизни.
- А какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу.
Начинайте такими словами: друг должен быть .........
(Справедливым, честным, добрым, весёлым, вежливым, порядочным, отзывчивым, решительным, верным.)
- А нужно ли и вам обладать такими качествами как и ваш друг?
- Известный учёный, знаток русского языка В.И.Даль говорил, что дружба и друг должны быть бескорыстными.
(Инсценировка «Ни за то и ни за это»)
Ученик: Костя сделал кораблик и позвал Вову.
Костя: Посмотри, какой кораблик я сделал!
Ученик: Вова присел на корточки.
Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это самолётик сделаю.
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь самолётик, а я кораблик.
- Как вы понимает это слово?
(Это значит, что дружат не для того, чтобы тебе что-то сделали или подарили, не для выгоды. Дружат бескорыстно.)
Добавим слово "бескорыстие"? Этой чертой характера обладает настоящий друг. Друг всегда бескорыстен, дружит "просто так", не для выгоды.
Готовясь к классному часу, мы провели тестирование: «Хороший ли ты друг?»
(результаты тестирования на проекторе)
- К сожалению, отдельные ребята склонны к дружбе с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги. Эти ребята живут по правилу "ты- мне, я- тебе". Дружить надо не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.
- Так каким же должен быть настоящий друг?
- Может быть таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг»
(дети исполняют песню)
- Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.
4. Физкультурная минутка «Ссора» (1 минута).
- Какое прекрасное слово "друг"! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, секретничать.
Но иногда мы ссоримся с друзьями: не поняли друг друга, не уступили в споре, обидели по пустякам. Как тогда становится у вас на душе? Вы переживаете размолвку с другом? Из-за ссор, недопонимания дружба может разрушиться. Друга легко потерять. Что же тогда делать? ( Найти в себе силы и мудрость простить другу его ошибки, признать свои и помириться.)
Когда я была такая, как вы, мы мирились "мизинчиками". А вы так умеете? Давайте встанем, возьмем себе пару. ("Мирись, мирись и больше не дерись:.") –
Скажите, а какие способы примирения есть у вас? Приведите примеры.
5. Продолжение работы по теме (15 минут).
- Вы замечали, что чем лучше и добрее вы относитесь к своим сверстникам, тем больше друзей среди них появляется у вас.
- Как нужно разговаривать с друзьями?
(Ласково, не кричать…)
- Хорошее другу сказать так приятно, услышать такое же хотим мы в ответ.
- Предлагаю поработать в парах и группах.
(Две группы вместе с родителями составляют эмблему «Дружбы» и дают её характеристику по заданному плану, а ребята в парах составляют правила дружбы).
Работа с детьми, которые работают в парах.
- Так что значит быть другом? Какие советы мы дадим тому, кто хочет стать другом кому-нибудь? Составим с вами правила дружбы.
- Возьмите карточку с синим кругом. Здесь записаны правила дружбы, расставьте их в порядке возрастания по мере значимости.
Правило 1. Общайся доброжелательно.
Правило 2. Поддержи друга.
Правило 3. Помоги ему во всём.
Правило 4. Радуйся успехам друга.
Правило 5. Будь внимателен к другу.
Правило 6. Умей признать свои ошибки и попросить прощения.
Правило 7. Берегите дружбу!
- Мы с вами составили правила дружбы. Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Будьте верными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не надо быть зазнайками, ябедами. Берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите к ним на помощь и тогда вас назовут настоящим другом.
- Посмотрим, какие эмблемы «Дружбы» составили наши группы.
План.
1. Название эмблемы.
2. Для кого создаётся.
3. Характеристика символов эмблемы.
4. Ожидаемый результат.
- Если вы будете выполнять эти правила с опорой на наши эмблемы, то станете настоящими друзьями.
6. Итог классного часа. Этап рефлексии (5 минут).
- Подводя итог, давайте подумаем: важна ли дружба в нашей жизни?
- Что вам больше всего запомнилось и о чём вы расскажите дома?
- Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!
- Я сделала для вас буклеты, чтобы вы не забыли, что значит быть другом. И подарю их вам сейчас.
- Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!
Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Праздника кошек , для обучающихся 1 класса и их родителей
Сценарий содержит ход мероприятия, сертификат участника, образцы для подарочной раскраски участникам. На мероприятие приходят родители и деси со своими питомцами-кошками и котами. Если нет домашнего п...
Классный час на тему "Человек отражается в своих поступках"
Классный час с использованием ИКТ технологий....
Классный час по теме: "Человек среди людей".
Данный классный час входит в цикл мероприятий по духовно - нравственному воспитанию....
Классный час на тему «Человеком мало родится: им ещё надо стать»
По антитеррористической безопасности....
Методическая разработка игры "Человек без друзей, что дерево без корней"
Методическая разработка материала для учителей начальной школы. Анализ исследования....
Классный час на тему: "Человек отражается в своих поступках"
Классный час на тему: "Человек отражается в своих поступках"...
Конспект классного часа на тему "Человек - часть природы"
Данный материал будет полезен учителям и воспитателям в работе с детьми с ОВЗ....