"Как общаться с теми, кто на нас не похож"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Чугина Ирина Владимировна

Данная беседа  рекомендована  в начальной школе, как на уроке по ОРКСЭ, так во внеурочной деятельности. В игровой форме проводится урок, целью которого является формирование толерантного отношения друг к другу; формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой; установки на принятие другого;  опыта терпимости и уважения; проводится   анализ понятия «толерантность».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doc.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Чугина Ирина Владимировна  учитель начальных классов

МБОУ Развилковская СОШ с УИОП

Беседа

«Как строить отношения с теми, кто на нас не похож»

Цель: формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого, опыта терпимости и уважения.

Задачи:

Воспитательные:

1) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;

2) Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

3) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4) Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

5) Знакомство детей с понятием “толерантность”;

 6) Диагностика различий среди учащихся

Сценарий беседы:

Приветствие.

Здравствуйте, дорогие жители 4Г класса!  Чтобы наша встреча сегодня  прошла интересно, я дарю вам хорошее настроение. (Солнышко) (Слайд №1 - солнышко улыбается).

Ребята! Давайте поиграем и узнаем имя  нашей беседы.

 Игра называется «А я считаю так…» (слайд№2)

На доске черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен.

-  Прошу принять участие ребят 1 и 2  группы. Выйдите, пожалуйста, к доске.

- Я буду зачитывать вам утверждения. Те, кто согласен с утверждением, встает на ту сторону, где «+». Если не согласен, - на ту сторону, где «-». Я буду играть вместе с вами.

  • Весна лучше осени
  • Самый классный мультик – «Ну, погоди!»
  • Самый важный предмет – математика
  • Самое прекрасное домашнее животное – кошка
  • Самая классная музыка – рок-н-ролл
  • Война – это всегда плохо;
  • Изучать иностранный язык легче, чем музыку?
  • Кататься на коньках лучше, чем на лыжах.

- Спасибо, ребята. Садитесь. Какой вывод можно сделать? Подводятся итоги после утверждений ребят. (ответы детей) 

- Ребята, посмотрите, как редко мы были единодушны в своём выборе. (слайд№3) Потому что все люди разные.

- Чем люди могут быть не похожими друг на друга? (слайд №4) (ответы детей: люди по-разному одеваются, думают, ведут себя, любят читать разные книги, смотреть разные фильмы, слушать разную музыку) (слайд№5)

- А ещё люди могут быть разной национальности, вероисповедания. Они могут быть разные по возрасту: один – старый, другой – молодой. Один – богатый, другой – бедный. Люди могут иметь и физические недостатки. ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ, НЕ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА. (слайд№6)

Вот имя нашего урока - « Как общаться с теми, кто на нас не похож» (слайд№7)

Основная часть занятия:

Давайте, посмотрим видео сюжет. « Гадкий утенок» (слайд№8)

После просмотра видео, задаю вопрос:

 - Что чувствовал гадкий утёнок?  (недоумение, обида)

- Почему к нему так относились? (он был не такой, как все) НЕПОХОЖИЙ

- А какой он был на самом деле? (отзывчивый, добрый, незлопамятный, доброжелательный).

 - Он был ХОРОШИЙ!!! НЕПОХОЖИЙ НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХОЙ

- В этом была главная ошибка обитателей птичьего двора. Они считали, что непохожий на них – это значит плохой, гадкий. (слайд№9)

- Гадкого утёнка презирали, преследовали, ненавидели только за то, что он – просто другой.         

- А вы можете привести примеры таких ситуаций, когда к человеку плохо относятся только за то, что он другой: другой национальности, по-другому одет, по-другому думает, имеет физические недостатки и т.д., то есть не такой, как все. (ответы детей) (слайд№10)

-Молодцы, ребята! Спасибо за такие ответы!

А кто из вас знает, что такое толерантность? (слайд№11)

 Где можем проверить значение слова (в словаре).

 (слайд№12).

Далее открывается доска: там плакат (дерево, на стволе - слово « толерантность»)

Ребята! Давайте, составим  правила общения с теми, кто на нас не похож? Наше дерево без листочков. Мы его  оденем.

Для этого я  предлагаю вам  разделиться на группы и выбрать (из конверта) листочки с правилами, подходящими  к нашей теме. А затем украсить дерево.

Групповая работа:

 Дети выбирают правила и прикрепляют на дерево толерантности. (слайд№13)

А как вы думаете, это все правила общения? Есть еще место на нашем дереве? (ответы детей)

Какие листочки остались без вашего внимания?

Дорогие друзья!  Вам на память  я приготовила буклеты  с правилами. (слайд№14)

(см. приложение №1)

 Вы можете сделать такие же листочки и пополнить ими дерево.

Рефлексия:

Сегодня вы для себя вывели  правила,  которые я надеюсь, вы будете соблюдать. А  это дерево толерантности – будет цвести у нас в классе. Пусть листики  на нем  каждый год становятся все ярче и ярче! Если  вы будете толерантны по отношению к другим, то  они будут от этого сиять!

Сюрприз беседы:

Выходят Оля и Вардуи.

Сценка «Что у тебя в руке?»  (см.приложение№2)

После сценки выходит Ирина Владимировна  в национальном русском костюме с ребятами в разных национальных костюмах.

Ирина Владимировна:

 По русской традиции сегодня на Масленицу  мы всех угощаем блинами.

Наша беседа окончена.

 Спасибо за беседу!


Приложение№1

  • Терпимость к чужим мнениям,      верованиям, поведению
  •  Сострадание
  •  Принятие другого таким, какой он есть
  •  Прощение
  •  Уважение прав других
  •  Сотрудничество, дух партнерства
  •  Уважение человеческого достоинства
  •  Снисходительность
  •  Мягкость
  •  Милосердие
  •  Благосклонность
  •  Будь выдержанным, выносливым, стойким
  •  Умение  мириться
  • Уважение окружающих
  • Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека.
  •        Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных.
  •        Не навязывай свое мнение другим.
  •        Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую.
  •         Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.
  •         Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.
  •         Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным. 

Приложение№2

А что это у тебя в руке?
- Счастье...
- А почему такое маленькое?
- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...
- Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.
- Ой, оно такое тёплое!
- Нравится?
- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда у тебя прибавится своего!
- Почему?
- Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигает боль...Счастье не может обжечь...
Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь! И не важно,  сколько вернется, ведь счастье не продается, передавай всем, кто, по-твоему, заслужил счастья!
ДЕЛЮСЬ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел. Земля – наш общий дом. Тема уроков 22 - 23: Леса умеренного пояса.УМК 2100

  Цель: ознакомление учащихся с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями....

"Как строить отношения с теми, кто на нас не похож" классный час

Материал поможет поговорить с детьми на очень непростую тему......

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.

Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...

Исполнение ФГОС на первой ступени общего образования» Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».

использование ФГОС напервой ступени общего образования........ тема: "Буквы Х,х и звуки х, х\"...

Внеурочное занятие курса «Земля-наш общий дом» Тема:Проект «Цветочная клумба или как создать цветник?»

Задачи:Образовательные:- формирование у учащихся первичного представления о садовом ландшафте, сортах цветов, способе ухода за ними.- формирование и развитие экологической грамотности.Развивающие:- ра...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...