Ребёнок на пороге школы
методическая разработка по теме
К моменту поступления в школу ребёнок должен быть развит физически, соответствовать возрастным нормативам роста и веса. У ребёнка должна быть сформированна личностная готовность: принятия на себя новой социальой позиции-положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Готовым к школе является тот ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получить новые знания. Будущему первокласснику необходимо уметь произвольно управлять своим поведением.
У ребёнка должна быть сформирована интеллектуальная готовность: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, соответствующего уровня развития психических процессов. И конечно важно, что бы была сформирована социально-психологическая готовность, которая включает в себя формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем, умели подченяться интересам и обычаем детской группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_pedsovet_rebenok_na_poroge_shkoly_opublikovat.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет №5
С участием родителей в форме дискуссии
с элементами практикума
на тему:
«Ребенок на пороге школы»
ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА ПО Д/С №81
№_____ от _08.04.2013 года_
В целях подготовки к Совету педагогов
Приказываю:
1. Провести педсовет на тему «Ребенок на пороге школы».
2. Выработать единый механизм взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам преемственности.
Ответственный:
Ст.воспитатель
3. Подготовить и провести интегрированное открытое занятие в подготовительной группе.
Ответственные:
Воспитатель,
Педагог-психолог
и.о.заведующего д/с №81 _____________Штукерт С.А
План педсовета:
Участники педсовета:
- Представители педагогического коллектива детского сада
- Родители выпускной группы
- Заведующий ДОУ.
Цель:
- Помочь родителям достойно пройти период начала обучения их ребенка в школе
- Уточнить позицию родителей, школы, детского сада и дополнительного образования по вопросам подготовке детей к школе
- Выработать единый механизм взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам преемственности.
Предварительная работа по подготовке к педсовету:
- Контрольные срезы, диагностика, тестирование детей.
- Опрос родителей, педагогов на тему «Определение главных факторов обеспечивающих успех ребёнка в школе».
- Определение степени беспокойства родителей по поводу предстоящего школьного обучения.
- Подготовка итогового открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
- Организация выставки «Методическое обеспечение программы по работе с детьми в подготовительной группе.
- Подбор литературы и написание выступлений воспитателей по теме педсовета.
- Разработка сценария педсовета.
План педсовета:
- Вступительное слово и.о. заведующего Штукерт С.А.
- Чтение сказки Д. Соколова «Чайка Долли»
Дискуссия:
- Физическое здоровье – физ. инструктор Крохоткина Евгения Владимировна
- Умение общаться – педагог-психолог Ильинская Екатерина Анатольевна
- Умение считать и писать – воспитатель Назарова Ирина Геннадьевна
- Хорошая память и внимание – педагог-психолог Ильинская Е.А.
- Выносливость и работоспособность, аккуратность и дисциплинированность, инициативность, воля и способность действовать самостоятельно – старший воспитатель д/с №81 Штукерт С.А.
- Результаты выхода на модель выпускника – и.о.заведующего детским садом №81 Штукерт С.А.
- Принятие решения.
ВСТУПЛЕНИЕ:
Уважаемые педагоги, родители, сегодня у нас необычный педсовет. Мы пригласили Вас сюда для дискуссии «Что необходимо для успешной адаптации ребенка к школьной жизни» и эпиграфом сегодняшнего разговора я предлагаю взять сказку Д. Соколова «Чайка Долли»
Чтение сказки Д. Соколова «Чайка Долли»
« Жила была чайка Долли. Она свила уютное гнездышко и села в него высиживать яйца. Она была очень заботливой и ответственной, только очень редко вылетала из гнезда на море попить и схватить пару рыбок - и сразу спешила назад, к своим продолговатым крошкам.
И вот однажды, возвратившись в гнездо, она увидела, что одно яйцо разбито. Пух и трава раскиданы, а половинки скорлупы лежат совсем не там, где должно было лежать четвертое яйцо.
- О, ужас!- воскликнула чайка Долли.
И тут вдруг что-то как закричит.
-Эй!- закричала чайка - Ты кто?
У ее ног сидело маленькое жуткое существо: мокрое, взъерошенное и ужасно неуклюжее. Рот у него был растянут в глупой улыбке. Но постепенно оно собралось, нахмурилось и задумалось.
-Не очень знаю,- призадумалось оно.- А ты кто?
-Хозяйка этого гнезда. Яйцо ты разбил?- спросила грозно чайка.
-Да!- объявило маленькое чучело -Я!
-Негодяй!- рассвирепела чайка. Ты зачем детеныша моего разбил?! Сейчас позову других чаек. Судить тебя будем!
- Так я оттуда же,- залепетало чучело.- Я сам оттуда, и оно само…
- Как само?
- Я там внутри сидел, расплакался, наконец, пришелец.
- Так ты мой детеныш!- всплеснула руками чайка.
Расцеловав и причесав своего птенца, Долли задумалась.
-Мой детеныш, -объявила она,- тебе нельзя тут так сидеть. Ты еще слишком маленький. Ну-ка, полезай в яйцо.
-Зачем?- спросила крошка.
- Тут и объяснять нечего. Ты еще не доразвился, чтобы на воздухе гулять.
Конечно, в разбитую скорлупу она его не запихнула, но худо - бедно посадила на одну половинку, прикрыла другой и села сверху.
-Удобно? Спросила Долли.
-М-м-м-, донеслось снизу. –Так себе. Долго мне еще так?
- Пока не вырастешь. Сиди мой хороший, не высовывайся.
Так прошел час. Долли задремала. А птенец постучал в соседнее яйцо и зашептал:
- первый, первый, я- четвертый, просыпайся.
- А я и не сплю. Как дела на улице?
-Плохи дела. Никакого ходу. Отругали и назад запихнули. А там море… Такое классное. Вот бы туда слетать!
- Слушай и я тоже хочу,- заволновался первый.
- Ия! Ия!- запищали второй и третий.
-Дети, что вы там?- вдруг проснулась чайка.
-а мы уже не дети!- закричали все четверо.
Раз!- и вылупились!»
Заведующий: Если Вы внимательно прослушали эту сказку, то согласитесь, что беспокойство чайки Долли присутствует в той или иной мере у каждого из нас, приглашенных на эту дискуссию. Каким должен ребенок прийти в школу, чего от него ожидают, чьи чаяния и надежды он рушит или оправдывает? На мой взгляд, противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» представителей различных социальных позиций.
Для учителя преемственность - это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Общее мнение таково, что ребенок приходит в школу не обученный нормам и правилам школьного поведения;
Воспитатели обижены: для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые приходят в школу не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа до конца не оценивает.
Родители хотят всего и сразу, они не произнося слово «преемственность» понимают его чаще всего как стремление пораньше научить, упуская из вида тот факт, а, насколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас - в дошкольном возрасте.
И наша с вами задача - найти золотую середину, чтобы не прозевать вылет птенцов из гнезда и вовремя подготовить их к интересной школьной жизни, которая наполнена встречей с первым учителем, первыми трудностями и их преодолением, чтобы события последующие за первым звонком не были стрессовыми.
В ходе подготовки к педсовету мы провели:
- Опрос родителей, с целью определения степени беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка.
На момент опроса посещали детский сад 20 детей подготовительной группы.
-Сильная степень беспокойства у 7 родителей;
-умеренное беспокойство у 6 родителей;
- не беспокоятся-7 родителей (что будет, то и будет).
- Было проведено анкетирование родителей: с целью определения позиции по вопросам подготовки детей к школе.
Было обработано 20 анкет.
На вопрос:- Что для вас означает выражение «Уметь учиться в школе?» мнения родителей распределилось следующим образом - Знать и выполнять все правила школы ответило 69% анкетируемых, получать хорошие отметки и слушать учителя и не шалить – по 38,% . 85% родителей считают, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в семье. При этом отмечают, что подготовка к школе им видится в:
- Формировании усидчивости через игру;
- Психологическом настрое;
- Приучении его к требованиям, которые выдвигает школа,
- Воспитании самостоятельности;
- Обучение ребенка навыкам ребёнка счета и письма.
Ребёнок приходит в школу. Школьная жизнь требует от него умения справляться с новыми для него обязанностями. Какова же позиция родителей наших родителей в данном случае:
- 69% родителей усилят требования к ребёнку и контроль;
- 30 % родителей утверждают, что как – то иначе помогут своему ребёнку справиться с новыми трудностями (организуют свободное время правильно его распределив, будут морально поддерживать, своевременно помогать в учении);
- 8 % родителей считают правильным тот факт, что надо часть обязанностей взять на себя, освободив тем самым от них ребёнка.
- 85 % родители считают, что у их ребёнка есть желание учиться в школе т. к. есть потребность в знаниях, стремлении узнать как можно больше нового, много расспрашивают о школе.
- а вот 15 % ответили, что их дети не хотят идти в школу.
- Был распространен вопросник для воспитателей, родителей и руководителей ДОУ «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»
Из 8 факторов, нужно было выделить только 3, определяющие успешность адаптации.
-Позиции родителей, и воспитателей сходятся в том, что должны быть сформированы такие качества как: умение общаться и способность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
-у родителей приоритет: аккуратность и дисциплинированность, хорошая память и внимание, инициативность, воля и способность действовать самостоятельно. Физическое здоровье и умение считать и писать составили 1% от числа опрошенных. Выносливость и работоспособность, развитие интеллекта не считают ведущими факторами для обучения в школе на начальном этапе.
Воспитатели: Мнения воспитателей распределились таким образом. 63% -умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками. 50%- физическое развитие, аккуратность, дисциплинированность, хорошая память и внимание.
13% - за развитый интеллект, выносливость и работоспособность. А умение считать и писать не считают важным фактором.
Заведующие ДОУ в предварительном анкетировании не участвовали. Считают, что ребёнок – выпускник должен быть физически, интеллектуально развит, 100% и 71% соответственно. Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми 87%, инициативность, воля и способность действовать самостоятельно – 29%
Итого:
Физическое развитие – 46 %
Развитый интеллект – 57 %
Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками
и взрослым- 87 %
Умение считать и писать - 2 %
Выносливость и работоспособность - 6 %
Аккуратность и дисциплинированность - 36 %
Хорошая память и внимание - 39 %
Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно - 28 %
Выводы:
Несмотря на то, что для каждой подгруппы первоочередными стали различные приоритетные факторы, они определили круг тревожности и возможных затруднений, с которыми столкнутся дети на пороге школьного обучения. Больший процент совпадений по наиболее значимым факторам:
Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми - 87 %;
Развитый интеллект – 57 %;
Физическое развитие – 46 %.
Все 8 представленных факторов необходимо рассматривать как равнозначные для того, чтобы ребёнок безбоязненно и успешно адаптировался к школьной жизни.
Тем не менее, все 8 факторов необходимы для успешной адаптации ребенка к школе:
1.Физическое здоровье
2.Развитый интеллект.
3.Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
4.Умение считать и писать
5. Выносливость и работоспособность
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7.Хорошая память и внимание.
8.Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
И добавила бы из практики и родительского опыта: сплоченность родительского коллектива, их инициатива, желание участвовать в жизни детского коллектива. Попробуем раскрыть все факторы и определить их значимость в форме защиты каждого шага успешности будущего первоклассника. Вопросы были распределены заранее. Сначала заслушиваем выступление и далее добавляем, опровергаем, принимаем.
Дискуссия:
- «Физическое здоровье» физ. инструктор Крохоткина Евгения Владимировна
2. «Умение общаться» - педагог-психолог Ильинская Екатерина Анатольевна
3. «Умение считать и писать» - воспитатель Назарова Ирина Геннадьевна
4. «Выносливость и работоспособность, аккуратность и дисциплинированность» – Гладышева Екатерина Валерьевна (родитель группы №5)
5. «Хорошая память и внимание» – педагог-психолог Ильинская Екатерина Анатольевна
6. «Инициативность, воля, способность действовать самостоятельно» –
ст. воспитатель Штукерт Светлана Алексеевна
9. «Сплоченность родительского коллектива» - воспитатель Назарова Ирина Геннадьевна
Подведение итога дискуссии:
Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок должен быть развит физически, соответствовать возрастным нормативам роста и веса.
У ребенка должна быть сформирована личностная готовность: принятие на себя новой социальной позиции- положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Готовым к школе является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получить новые знания. Будущему первокласснику необходимо уметь произвольно управлять своим поведением.
У ребенка должна быть сформирована интеллектуальная готовность:
Наличие кругозора, запаса конкретных знаний, соответствующего уровня развития психических процессов.
И конечно важно, чтобы была сформирована социально-психологическая готовность, которая включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем, умели подчиняться интересам и обычаям детской группы.
Штукерт С.А. и.о.заведующего: Наш детский сад сотрудничает со школой. Мы готовы представить материалы анкетирования, тестирования и опросов детей и родителей по результатам работы по подготовке детей к школе. По этическим соображениям, я представлю результаты сводной таблицы, не озвучивая имена детей. т.к. практикой доказано, что ребенок может в корне измениться придя в школу, повзрослеть за лето, немаловажная роль здесь будет принадлежать первому учителю и родителям.
Вывод:
Как показывают данные диагностики, в 20013 году уровень развития детей приближен к модели выпускника в следующем цифровом выражении:
Из 23 детей, которые пойдут в школу
в пределах нормы: 14 детей
Высокий уровень: 3 ребенка
Низкий уровень: 1 ребенок
Данные показатели свидетельствуют о достаточно высоком уровне подготовки детей к школе. При этом отметили более низкую мотивационную готовность детей к школе по сравнению с предшествующим выпуском, общение между детьми имеет наиболее низкий показатель. Это свидетельствует о том, что у некоторых детей данной группы возможны проблемы в адаптационный период. (Это дети как из благополучных семей, так и семей из группы риска)
Было проведено сравнительное анкетирование родителей и воспитателей по изучению эмоционально - волей сферы ребенка.
Результаты анкетирования выглядят так:
Совпадение мнения родителей с мнением воспитателя в 293 ответах, что составляет 75 % от общего числа вопросов. Расхождение во мнениях составляет – 97ответов (25 %).
Завышенная оценка родителями действий своего ребёнка – 33 ответа, что составляет 8.46%.
Заниженная оценка родителями действий своего ребёнка –30 ответов, что составляет 7.69 %.
Анализируя данные сравнительного анкетирования родителей и воспитателей по изучению эмоционально – волевой сферы ребёнка, можно сделать вывод о том, что следует обратить внимание в дальнейшей работе на укрепление доверительных повседневных отношений воспитателей с родителями.
Заключение:
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст- это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них одно родовое слово ПЕДАГОГ. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы и семьи. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Решение педсовета:
1. Совершенствовать механизм решения проблемы преемственности.
2. Своевременно вносить изменения в договор о сотрудничестве между детским садом и школой.
3. Своевременная педагогическая диагностика.
4. Планирование совместной работы по адаптации детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"На пороге школы"
Презентация для родителей будущих первоклассников....
Ребёнок на пороге школы
К моменту поступления в школу ребёнок должен быть развит физически, соответствовать возрастным нормативам роста и веса. У ребёнка должна быть сформированна личностная готовность: принятия на себя ново...
Внеурочная деятельность "На пороге школы"
Практическая цель - знакомство с новым миром - миром школы -успешная адаптация и социализация на новом этапе жизни...
Переступая порог школы
Цели и задачи:Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой, Уставом школыИнформирование об обучении детей в первых классах в 2007-2008учебном году;Просвещение по теме: «Адаптация и психологическ...
Анкета "На пороге школы"
Эта анкета для родителей будущих первоклассников....
Анкета "На пороге школы"
Эта анкета для родителей будущих первоклассников....
Анкета "На пороге школы"
Эта анкета для родителей будущих первоклассников....