"На пороге школы"
методическая разработка (1 класс) по теме

Морокова Татьяна Дмитриевна

Презентация для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole_1ch.rar2.11 МБ
Файл podgotovka_k_shkole_2ch.rar2.72 МБ
Microsoft Office document icon podgotovka_rebyonka_k_shkole.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка ребёнка к школе

Морокова Т.Д., заместитель директора по УВР

МАОУ «СОШ № 40» г. Перми

        Заканчивается дошкольное детство вашего ребёнка. Вы всё чаще думаете о том, что пройдёт совсем немного времени и ему пора будет идти в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьёзному событию.

        Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент. Как для самого ребёнка, так и для родителей, это серьёзное испытание.

        Не секрет, что многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать и знать порядок в счёте.

        Готовить ребёнка к школе – это значит не только обеспечить количество определённых представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нём психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путём специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Важно приучать ребёнка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках. Крайне необходимо, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

        Чем же определяется готовность ребёнка к школе?

        Врачами психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

        Начнём с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определённому режиму, понимание школьной ситуации. Для того, чтобы учитель мог начать работу с ребёнком, им необходим контакт: ребёнок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения.

        Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трёх случаях:

  1. Во-первых, когда ребёнок в дошкольном возрасте не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». А поскольку школа требует от ребёнка постоянных усилий, то у ребёнка возникает активное противодействие учению;
  2. Во-вторых, активное нежелание учиться возникает у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»);
  3. В-третьих, нежелание учиться рождается у тех детей, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. Столкновение с реальностью  в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

И здесь именно вы, родители, можете помочь ребёнку и школе. Создавайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе всё, не забывая вселять в ребёнка чувство уверенности: «У тебя всё получится! Да и мы рядом, всегда поможем!».

Вам необходимо учить ребёнка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.

Создавайте для ребёнка ситуации, в которых ему придётся самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: «Сходи, пожалуйста, в магазин», «Будь добр, принеси почту», «позвони бабушке» и т.д. Главная задача – учить ребёнка общению.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды, конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. В подобных случаях ребёнку важно уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако не малую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности вашего ребёнка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы в каждом конкретном случае.

Чрезвычайно важна для первоклассника способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками, необходимость выполнять порой нежелательную работу требуют от детей особого напряжения. Ребёнок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причём в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю ребёнка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома ставьте перед ребёнком задачи, решение которых потребует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одно дело, принимался за другое. Ребёнок должен прочно усвоить, что любое дело нужно доводить до конца.

Необходимым условием школьного обучения является определённый уровень умственной зрелости ребёнка. Это значит, у дошкольника должны быть сформированы такие познавательные процессы, как:

  1. Восприятие (цвета, величины, фигуры, звуков, пространства …);
  2. Внимание (устойчивость внимания – 5-7 минут, т.е. это время будущий ученик должен сосредоточенно, без перерыва, заниматься познавательной деятельностью, определённым упражнением, заданием);
  3. Память (заучивание стихов, считалок ….);
  4. Мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по общим признакам в группы. Чтобы помочь в этом ребёнку, учите его сравнивать предметы);
  5. Запас знаний (владение информацией и сведениями из ОМ). Словарный запас дошкольника составляет в норме 4-5 тыс. слов.

В понятие готовности к школьному обучению входит развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение ребёнка прямо и твёрдо ходить, бегать, точно кидать и ловить мяч, уметь застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, владеть навыками самообслуживания.

Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, ручкой, кисточкой. Линии на рисунке в норме должны быть прямыми, а не дрожащими, прерывистыми, неровными.

Обращайте внимание на развитие кисти ребёнка. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, работа с мозаикой, изготовление различных поделок, аппликации, вырезание различных фигур, по трафаретам. Конечно, занимаясь лепкой, конструируя из мелких деталей, рисуя, ребёнок не научится писать. Но рука его разовьётся, она станет умело справляться с карандашом, кистью, ножницами. Учите детей обводить клеточки, рисовать кружочки, палочки в тетрадях в клетку. Это способствует развитию ритма, плавности движений – а это главное условие, способствующее становлению красивого почерка.

Очень полезны занятия штриховкой и раскрашиванием. Многие родители пытаются научить детей писать прописные и строчные буквы. Однако, не зная современных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки. Гораздо разумнее научить ребёнка правильно держать ручку, освоить написание печатных букв, простейшие элементы письменных букв – овалы, наклонные линии, петельки.

Для успешного изучения языка важно сформировать такие умения, как

& правильно произносить все звуки родного языка;

& определять место звука в слове;

& различать гласные и согласные звуки;

& делить слова на слоги;

& составлять слова из слогов

& иметь представление о предложении;

& отвечать на вопросы о прочитанном;

& пересказывать небольшой текст;

& составлять рассказ по картинке;

& желательно уметь читать (знать буквы).

        Для успешного изучения математики в школе важно обеспечить

þ знание последовательности чисел, их состава, цифр; в т.ч. прямой и обратный  счёт

þ сравнение предметов по цвету, размеру, форме, количеству;

þ  уточнение временных и   пространственных представлений вверху, внизу, справа, слева…)

Можно познакомить детей со знаками сложения и вычитания (+, - =), с решением простейших примеров и задач.

Если ребёнок хорошо ориентируется в выше названных вопросах, значит, он готов к восприятию школьной программы.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Как же научить ребёнка общаться? Важно сформировать следующие навыки:

  1. умение слышать и слушать своего товарища;
  2. говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;
  3. пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей.

Многие проблемы будут преодолимы, если ребёнок легко вступает в контакт.

Наши дети разные. А потому не существует единого рецепта подготовки ребёнка к школе. С одним ребёнком нужно больше говорить, другого – больше слушать, у третьего – воспитывать усидчивость…  Но здесь важно найти золотую середину – не переусердствовать, не заставлять насильно, не натаскивать ребёнка, не требовать непосильного, иначе пропадёт интерес  к учению. Не стоит бояться неудач. Дети должны понимать, что они имеют право ошибаться, потому что только учатся. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за ошибки, не забывайте поощрять каждый раз, радуясь его малейшим успехам. «Молодец!» «Умница!» «Ты меня просто удивил!» «Здорово!» «Какая хорошая мысль!» Помните, ваша поддержка просто необходима.

В настоящее время в начальной школе функционируют 25 классов. (650 учеников) Обучение ведётся по различным образовательным программам. Современная начальная школа многовариантна. В настоящее время насчитывается более 10 программ, по которым осуществляется обучение младших школьников.

Каждая программа и её учебно-методическое обеспечение имеют свои достоинства и направлена на реализацию ФГОС.

Введение новых образовательных стандартов позволит:

  1. обеспечить право на полноценное   образование;
  1.  сохранить единства образовательного  пространства страны;
  1.  повысить  качество образования;
  2.   обеспечить  преемственность;
  3.  объективность оценивания;
  4.   гуманизацию образования и равенство возможностей  для развития личности

Главные принципы развивающей программы по системе Занкова: 

самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим.  Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Программа Занкова апробирована во  2-3-х классах,  учащихся в этом году будет обучать по новой технологии Волосатова Е.А. (показ).

        Основные особенности программы «Перспектива»: 

  1.   Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам.
  2.   Связь с практикой, реальными проблемами окружающего мира.
  3.   Отбор содержания и последовательность изучения основных понятий    осуществлялись на основе системного подхода.  
  4.   Формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования информационных ресурсов.
  5.    Активно используется деятельностный метод.

Основная особенность его в том, что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и   подводит  итог. В содержании прослеживается преемственность преподавания.

        По новой образовательной программе «Перспектива» будет продолжать работу Семакова Н.В.

        На протяжении 5-лет осуществляется базовая подготовка детей по образовательной программе «Планета знаний». 

Для детей, имеющих определенные способности, развитое воображение, устойчивое внимание, хорошую память мы предлагаем обучение по учебно–методическому комплекту «Планета знаний». Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:

  1. комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения
  2. высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой
  3. формирование  у  школьников  умения и стойкого навыка учиться
  4. позволяет ребенку и дальше развивать свои способности, учит работать в коллективе, прививает навыки самостоятельности и самоконтроля.

По данному курсу планируют осуществлять преподавание педагоги Кокшарова М.В. и Южанинова Л.Г..

Все педагоги имеют специальную курсовую подготовку и готовы к работе по новым программам.

За годы работы сложился стабильный педагогический коллектив, достигнуты определённые успехи. Созданные в школе материальные и санитарно-гигиенические условия обеспечивают комфортную образовательную среду для учащихся начальных классов.

Отдельный учебный корпус, хорошо оборудованные учебные кабинеты, квалифицированные кадры закладывают прочную основу для полноценного начального образования. По результатам тестирования выпускников в рамках проекта «Ступени»  школа вошла в 100 лучших учреждений Пермского края.

Недельная учебная нагрузка первоклассника составляет 21 час.  Учебный план предусматривает изучение следующих дисциплин: обучение грамоте (чтение), письмо (русский язык), математика, окружающий мир, музыка,  изобразительное искусство, физкультура, технология.

В школе действует психологическая, социально-педагогическая, логопедическая, медицинская службы, которые ведут серьёзную коррекционно-педагогическую работу с детьми, оказывают методическую помощь педагогам, проводят консультации для родителей.

Информация размещается на школьном сайте, в блогах классов, работает система электронных дневников и журналов. На уроках учителями используются мультимедийные ресурсы, активно внедряются компьютерные технологии.

Широкий выбор кружков и факультативов позволяет удовлетворить самые разнообразные интересы и склонности детей.

Активному развитию мыслительной деятельности способствуют занятия шахматами, информатикой, учебная программа «Умники и умницы», «Развитие речи».

Полноценно представлено художественно-эстетическое направление  внеурочной деятельности: развивают творческие задатки детей занятия в кружках «Мастерская творчества». Укрепляют здоровье, обеспечивают физическое развитие и двигательную активность занятия танцами в хореографическом коллективе «Городок».  Планируем на базе 1-х классов организовать работу вокальной студии.

В плане социальной адаптации и нравственного воспитания важная роль принадлежит занятиям по внеклассному чтению, библиотечным урокам, экскурсиям в школьный музей. Планируется продолжить курс «Психологии» с 1 класса, как основу общения учащихся.

Каждый ученик в соответствии с новыми образовательными стандартами может бесплатно посещать в школе до 10 различных кружков. Выбор видов внеурочной деятельности происходит на добровольной основе, в соответствии с запросами родителей и интересами ребёнка.

В школе для детей ежегодно организуются творческие встречи с артистами филармонии, планетария. Со 2 класса многие дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах: фортепиано, домре, гитаре, баяне.

Активно участвуют дети в проектной деятельности, уже в 1 классе у нас есть призёры и победители краевой НПК «Мой первый шаг в науку».

Приглашаем ваших детей учиться к нам в школу. Мы поможем развить способности ваших детей.

Итак, успехов Вам в воспитании будущего первоклассника.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок на пороге школы

К моменту поступления в школу ребёнок должен быть развит физически, соответствовать возрастным нормативам роста и веса. У ребёнка должна быть сформированна личностная готовность: принятия на себя ново...

Ребёнок на пороге школы

К моменту поступления в школу ребёнок должен быть развит физически, соответствовать возрастным нормативам роста и веса. У ребёнка должна быть сформированна личностная готовность: принятия на себя ново...

Внеурочная деятельность "На пороге школы"

Практическая цель - знакомство с новым миром - миром школы -успешная адаптация и социализация на новом этапе жизни...

Переступая порог школы

Цели и задачи:Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой, Уставом школыИнформирование об обучении детей в первых классах в 2007-2008учебном году;Просвещение по теме: «Адаптация и психологическ...

Анкета "На пороге школы"

Эта анкета для родителей будущих первоклассников....

Анкета "На пороге школы"

Эта анкета для родителей будущих первоклассников....

Анкета "На пороге школы"

Эта анкета для родителей будущих первоклассников....