Кто властвовать желает над собой, Тот должен чувства сдерживать порой.
классный час (4 класс) по теме

Жерлицына Елена Николаевна

Воспитанный человек умеет подавлять в себе злость, раздражение, дурное настроение. Не всякий день несет с собой одни радости и удачи, и человек не всегда пляшет от восторга и поет, как весенний жаворонок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эмоции32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Классный час

Тема: Кто властвовать желает над собой,

          Тот должен чувства сдерживать порой.


Цели: ознакомить учащихся с эмоциями, чувствами; развивать умения руководить своими эмоциями и чувствами.

Ход классного часа

 Организационный момент.

Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение,

То удивление, то огорчение…

Попробуем сегодня мы понять,

Как может эмоции человек проявлять.

1. Беседа по теме.

На доске записано выражение:

Кто властвовать желает над собой,

Тот должен чувства сдерживать порой.

                                        А. С. Пушкин

– Прочитайте строки, записанные на доске. Как вы понимаете это выражение? Объясните.

– Воспитанный человек умеет подавлять в себе злость, раздражение, дурное настроение. Не всякий день несет с собой одни радости и удачи, и человек не всегда пляшет от восторга и поет, как весенний жаворонок. Тем не менее превращаться по любому поводу в огнедышащий вулкан и извергать потоки бранных слов – не говоря уже о рукоприкладстве! – попросту… нелепо.

Некоторые виды обезьян в минуты возбуждения бьют себя кулаком в грудь, злая  собака рычит и скалит зубы, норовистый конь бьет копытом, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой – на то он и человек. Разве плохо, если о ком-то говорят, что у него железные нервы, что его никто не может вывести из равновесия? Выдержка высоко ценится людьми. Жаль, что она не легко дается. Нужны большая сила воли и настойчивость. Зато, если ты научишься самообладанию, оно сослужит тебе хорошую службу. Вот, к примеру, вы сели играть во что-то с товарищем. У вас чудесное настроение. Вы заранее радуетесь предстоящему удовольствию. Но вот вы начинаете проигрывать. Вам становится не по себе. Вы становитесь подозрительными, проверяете каждый ход противника, спорите и даже начинаете ссориться.

Вы не сумели овладеть своими чувствами, опять не хватило самообладания. А в результате двойной проигрыш: мало того, что вы проиграли, вы показали, что не умеете владеть собой. А задумывались ли вы: что, собственно говоря, вас интересует – игра или победа над противником? Конечно, проигрывать не слишком приятно. Поэтому перед началом игры скажите себе: один из нас должен проиграть. Если это будет мой противник, я не стану раздуваться от гордости и пыжиться, стараясь окончательно унизить его своими колкими замечаниями. Если же проиграю я, буду вести себя достойно и ни за что не покажу своего огорчения. Я буду справедлив и скажу себе: «Ничего не поделаешь, мой приятель сыграл лучше меня», – и буду спокойно продолжать игру, потому что игра мне нравится, кроме того, гораздо интереснее встречаться с сильным противником, чем с таким, который намного слабее тебя. Игра – это развлечение, проверка сил, дружеское соревнование, а не поединок, в результате которого побежденный умирает.

2. Устное описание рисунков.

– Рассмотрите рисунки

– Назовите чувства, которые испытывают герои. Что делает девочка?

– Какое чувство она испытывает?

– Что вызвало радость у мальчиков?

– Чем недоволен папа?

– Как вы думаете, есть ли люди, которые не знают, что такое радость, огорчение, страх, гнев, жалость? (Ответы учащихся.)

Это может быть только машина – робот.

– Вспомните фильм «Терминатор». Испытывал ли герой фильма  какие-нибудь чувства? Почему?

– Можно  ли  узнать  по  лицу  человека,  какое  у  него  настроение?  Почему?

3. Игра «Покажи эмоции по просьбе».

Учитель. Сейчас я буду называть различные эмоции, а вы постарайтесь мимикой лица показать их выражения:

1) вы огорчены;

2) вы сердитесь на кого-нибудь;

3) вы испуганы;

4) вам жалко кого-то;

5) вы восхищаетесь чем-либо;

6) вы радуетесь.

4. Рассказы учащихся «Как это было».

– Расскажите, когда у вас было разное эмоциональное состояние.

– С каким моментами или ситуациями оно было связано?

Рассказы учащихся.

– Кто из вас слышал выражение, что «смех лечит», «смех продлевает жизнь», что веселый человек меньше болеет, чем грустный? Почему так говорят?

– Замечали ли вы, какие эмоции у животных?

– Что они делают, когда радуются, увидев хозяина?

– Что происходит с ними, когда они разозлились?

Но эмоции у человека значительно богаче и разнообразнее. Мы должны уметь властвовать над собой, уметь управлять своими эмоциями.

5. Составление правил управления эмоциями

– Случалось ли вам использовать эти правила?

– Расскажите, что с вами происходило и как вы вышли из сложившейся ситуации.

6.  Выполнение задания «Назови противоположное».

Учитель. Сейчас я буду называть эмоции, а вы должны назвать эмоции, им противоположные.

Ненависть – (любовь), жадность – (щедрость), грубость – (нежность), печаль – (радость).

6. Инсценированные ситуации

Учитель. Разбейтесь на пары. Выберите любые эмоции для показа и придумайте с ними небольшую сценку. Постарайтесь показать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений.

Учащиеся разыгрывают сценки. «Зрители» выбирают наиболее артистичных исполнителей, представивших  яркие эмоциональные ситуации.

 Итог

Заключительное слово учителя.

О чувствах говорить мы можем бесконечно –

Ведь наша жизнь в эмоциях вечно!

Как однообразно было б наше существование,

Если б не чувственные состояния.

Порой по выражению лица, без слов,

Сказать мы можем, кто доволен, кто суров.

И личность каждого нам интересна и близка

По мимике и жестам, без единого словца.

Но хочется, чтоб больше радостью сияли наши лица,

Чтоб петь хотелось от души и веселиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие "Учитесь властвовать собой" 2 класс

Конспект факультативного занятия по теме "Учитесь властвовать собой" 2 класс из курса РПС "36 занятий для будущих отличников". Цель: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами к...

Классный час "Надо уметь сдерживать себя"

Классный часТема: «Надо  уметь сдерживать себя»Цель: формирование навыков осознанного отношения к нормам социального поведения; помочь воспитанникам развивать умение анализировать сво...

Конспект урока литературного чтения 3 класс «Легко ли смеяться над собой» (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Конспект урока литературного чтения 3 класс «Легко ли смеяться над собой»(В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)Цель:Углубление знаний учащихся по теме;– Познакомить с...

Искусство управления гневом: как научиться контролировать эмоции и сдерживать агрессию

Искусство управления гневом: как научиться контролировать эмоции и сдерживать агрессиюЧеловеческий разум имеет безграничные возможности, способен обучаться и адаптироваться к условиям окружающей среды...

Умей сдерживать себя.

Классный час по теме "Умей сдерживать себя" (нравственное направление)....