Кто властвовать желает над собой, Тот должен чувства сдерживать порой.
классный час (4 класс) по теме
Воспитанный человек умеет подавлять в себе злость, раздражение, дурное настроение. Не всякий день несет с собой одни радости и удачи, и человек не всегда пляшет от восторга и поет, как весенний жаворонок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоции | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: Кто властвовать желает над собой,
Тот должен чувства сдерживать порой.
Цели: ознакомить учащихся с эмоциями, чувствами; развивать умения руководить своими эмоциями и чувствами.
Ход классного часа
Организационный момент.
Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение,
То удивление, то огорчение…
Попробуем сегодня мы понять,
Как может эмоции человек проявлять.
1. Беседа по теме.
На доске записано выражение:
Кто властвовать желает над собой,
Тот должен чувства сдерживать порой.
А. С. Пушкин
– Прочитайте строки, записанные на доске. Как вы понимаете это выражение? Объясните.
– Воспитанный человек умеет подавлять в себе злость, раздражение, дурное настроение. Не всякий день несет с собой одни радости и удачи, и человек не всегда пляшет от восторга и поет, как весенний жаворонок. Тем не менее превращаться по любому поводу в огнедышащий вулкан и извергать потоки бранных слов – не говоря уже о рукоприкладстве! – попросту… нелепо.
Некоторые виды обезьян в минуты возбуждения бьют себя кулаком в грудь, злая собака рычит и скалит зубы, норовистый конь бьет копытом, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой – на то он и человек. Разве плохо, если о ком-то говорят, что у него железные нервы, что его никто не может вывести из равновесия? Выдержка высоко ценится людьми. Жаль, что она не легко дается. Нужны большая сила воли и настойчивость. Зато, если ты научишься самообладанию, оно сослужит тебе хорошую службу. Вот, к примеру, вы сели играть во что-то с товарищем. У вас чудесное настроение. Вы заранее радуетесь предстоящему удовольствию. Но вот вы начинаете проигрывать. Вам становится не по себе. Вы становитесь подозрительными, проверяете каждый ход противника, спорите и даже начинаете ссориться.
Вы не сумели овладеть своими чувствами, опять не хватило самообладания. А в результате двойной проигрыш: мало того, что вы проиграли, вы показали, что не умеете владеть собой. А задумывались ли вы: что, собственно говоря, вас интересует – игра или победа над противником? Конечно, проигрывать не слишком приятно. Поэтому перед началом игры скажите себе: один из нас должен проиграть. Если это будет мой противник, я не стану раздуваться от гордости и пыжиться, стараясь окончательно унизить его своими колкими замечаниями. Если же проиграю я, буду вести себя достойно и ни за что не покажу своего огорчения. Я буду справедлив и скажу себе: «Ничего не поделаешь, мой приятель сыграл лучше меня», – и буду спокойно продолжать игру, потому что игра мне нравится, кроме того, гораздо интереснее встречаться с сильным противником, чем с таким, который намного слабее тебя. Игра – это развлечение, проверка сил, дружеское соревнование, а не поединок, в результате которого побежденный умирает.
2. Устное описание рисунков.
– Рассмотрите рисунки
– Назовите чувства, которые испытывают герои. Что делает девочка?
– Какое чувство она испытывает?
– Что вызвало радость у мальчиков?
– Чем недоволен папа?
– Как вы думаете, есть ли люди, которые не знают, что такое радость, огорчение, страх, гнев, жалость? (Ответы учащихся.)
Это может быть только машина – робот.
– Вспомните фильм «Терминатор». Испытывал ли герой фильма какие-нибудь чувства? Почему?
– Можно ли узнать по лицу человека, какое у него настроение? Почему?
3. Игра «Покажи эмоции по просьбе».
Учитель. Сейчас я буду называть различные эмоции, а вы постарайтесь мимикой лица показать их выражения:
1) вы огорчены;
2) вы сердитесь на кого-нибудь;
3) вы испуганы;
4) вам жалко кого-то;
5) вы восхищаетесь чем-либо;
6) вы радуетесь.
4. Рассказы учащихся «Как это было».
– Расскажите, когда у вас было разное эмоциональное состояние.
– С каким моментами или ситуациями оно было связано?
Рассказы учащихся.
– Кто из вас слышал выражение, что «смех лечит», «смех продлевает жизнь», что веселый человек меньше болеет, чем грустный? Почему так говорят?
– Замечали ли вы, какие эмоции у животных?
– Что они делают, когда радуются, увидев хозяина?
– Что происходит с ними, когда они разозлились?
Но эмоции у человека значительно богаче и разнообразнее. Мы должны уметь властвовать над собой, уметь управлять своими эмоциями.
5. Составление правил управления эмоциями
– Случалось ли вам использовать эти правила?
– Расскажите, что с вами происходило и как вы вышли из сложившейся ситуации.
6. Выполнение задания «Назови противоположное».
Учитель. Сейчас я буду называть эмоции, а вы должны назвать эмоции, им противоположные.
Ненависть – (любовь), жадность – (щедрость), грубость – (нежность), печаль – (радость).
6. Инсценированные ситуации
Учитель. Разбейтесь на пары. Выберите любые эмоции для показа и придумайте с ними небольшую сценку. Постарайтесь показать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений.
Учащиеся разыгрывают сценки. «Зрители» выбирают наиболее артистичных исполнителей, представивших яркие эмоциональные ситуации.
Итог
Заключительное слово учителя.
О чувствах говорить мы можем бесконечно –
Ведь наша жизнь в эмоциях вечно!
Как однообразно было б наше существование,
Если б не чувственные состояния.
Порой по выражению лица, без слов,
Сказать мы можем, кто доволен, кто суров.
И личность каждого нам интересна и близка
По мимике и жестам, без единого словца.
Но хочется, чтоб больше радостью сияли наши лица,
Чтоб петь хотелось от души и веселиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок красоты: азбука сочинительства. 4 класс. Тема: "Ах, властвуй, осень - золотые кудри!"
Урок внеклассного чтения...
Факультативное занятие "Учитесь властвовать собой" 2 класс
Конспект факультативного занятия по теме "Учитесь властвовать собой" 2 класс из курса РПС "36 занятий для будущих отличников". Цель: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами к...
Классный час "Надо уметь сдерживать себя"
Классный часТема: «Надо уметь сдерживать себя»Цель: формирование навыков осознанного отношения к нормам социального поведения; помочь воспитанникам развивать умение анализировать сво...
Конспект урока литературного чтения 3 класс «Легко ли смеяться над собой» (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
Конспект урока литературного чтения 3 класс «Легко ли смеяться над собой»(В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)Цель:Углубление знаний учащихся по теме;– Познакомить с...
Закон должен властвовать над всеми.
Конкурсное сочинение...
Искусство управления гневом: как научиться контролировать эмоции и сдерживать агрессию
Искусство управления гневом: как научиться контролировать эмоции и сдерживать агрессиюЧеловеческий разум имеет безграничные возможности, способен обучаться и адаптироваться к условиям окружающей среды...
Умей сдерживать себя.
Классный час по теме "Умей сдерживать себя" (нравственное направление)....