Урок красоты: азбука сочинительства. 4 класс. Тема: "Ах, властвуй, осень - золотые кудри!"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок внеклассного чтения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок красоты: азбука сочинительства. 4 класс.
Тема: "Ах, властвуй, осень - золотые кудри!"
Цели: развивать воображение и творческие способности детей; учить их видеть красоту
осени, восхищаться этой красотой и передавать свои мысли, чувства словами.
Ход:
У. Как пленительно каждое время года! Нас очаровывают
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное.
Теплый воск желтеющих полей
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер.
Н. Рыленков
Но ни одно время года не наполнено до краев той великой поэзией, что живет в хрупкой, нежной мимолетной поре - осени.
Ей, печальной властительнице, мы посвящаем наш урок "Ах, властвуй, осень -золотые кудри!"
Постарайтесь, чтобы слова, передающие ваши мысли, чувства, настроения, были ... (дети дополняют) живыми, трепетными, волнующими, искренними, красивыми.
У. По-разному можно представить себе осень. У И. А. Бунина в стихотворении "Листопад"- гимне русской осени - есть строки:
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И сразу возникает образ женщины с красивым задумчивым лицом, усталыми глазами, светлыми, как выцветшее небо, с печальной улыбкой на неярких губах.
А ваша осень. Какая она?
Д. - По лесам неслышно ходит-бродит Осень в платье ситцевом из разноцветных ярких листьев, держит зонт, укрывающее печальное, задумчивое лицо, но глаза - с искринкой, в потертых туфельках на босу ногу. В одной руке - корзинка с грибами, другой ярко-алые, на золотых волосах - венок из гроздьев рябины.
- Осень - капризная девчонка. Веснушчатое личико, рыжая челка падает на глаза темно-синие, как холодная вода в реке.
Настроение у нее часто меняется. То озорно пританцовывая, она весело поет, то льет горькие слезы.
Я - красавица-грустинка.
Из печали создана.
Мои кудри золотые
Треплет ветер озорной,
И горит на щечках нежных
Румянец огневой.
У. - Осени посвящены мягкие, трогательные картины. Всмотритесь в репродукцию с картины великого русского живописца В.Поленова.
Сколько безмерно щедрых красок вокруг: зелень и багрянец, синева и все оттенки жёлтого: от блеклого соломистого до яркого, как пламенное золото. Настоящий карнавал красок!
В конкурсе «Цветное предложение» дети стараются показать богатство осенних красок, например:
Осень расписывает лес солнечными красками.
В синем зеркале воды отражается осенний лес, любуясь своим последним нарядом.
В осеннем вальсе кружится цветистая листва.
Я слышу музыку золотого листопада.
Берёзка, словно в сказке, вся золотая не фоне лазурного неба.
У. - А кто получит титул Принц карнавал?
На настоящих карнавальных шествиях и маскарадах такое звание присваивалось самому очаровательному, самому неотразимому участнику празднества. Может быть Принцем станет клён в багряной мантии? А Принцессой карнавала?
Ответы детей.
У. - Да, принцессой может стать осина. Летом она, как Золушка, выросшая в неласковой семье. Зато осенью – это принцесса в платье, переливающемся разными цветами: желтым, малиновым, пурпурным, огненным, багряно-лиловым.
А может, титул Принцессы карнавала получит рябина?
Дети читают стихотворение Л.Татьяничевой:
Нет ничего волшебнее рябины,
Когда она, как девушка в гостях,
Играет шалью в огненных кистях.
Плечом округлым
Медленно поводит.
Несуетна.
Задумчива.
Нежна.
В широком многоцветном
Хороводе
Красавиц нет
Нарядней,
Чем она.
У. - Рябина – живая лесная сказка, она сияет на солнышке, как диковинная птица, чуть трепещет диковинными перьями, плавно колыхаясь, словно собираясь взлететь.
Может, вот такое осеннее диво и принимали люди за жар-птицу, и создали удивительно поэтичную загадку:
Что горит и золотится?
На столбе сидит жар-птица,
Крылья распустила,
Перья распушила,
А на перьях, как закат,
Пятна красные горят.
Чтобы самим составить загадку-описание, нужно вспомнить, какой формы у рябины листья, какого цвета ягоды.
Д. - Листья у рябины перистые - напоминающие по форме перья, удлиненные с неровными краями, кружевные, узорчатые, сетчатые, ажурные, зубчатые.
Ягоды рябины рубиновые - ярко-красного цвета, багряные, пунцовые, румяные, алые, пурпурные. Ягоды собраны в грозди (гроздья), кисти.
У. Слушаем ваши загадки-описания по заданным рифмам:
... лесная
... дня.
... резная.
... огня.
Д.
Стоит красавица лесная Под небом солнечного дня. Листва кружевная, резная Да ягоды цвета огня.
| Красуется любимица лесная На фоне осеннего дня. Листва ажурная, резная Да кисти, полные холодного огня. |
У. - Дерево это любимо в народе. О нем слагают стихи и песни, существуют легенды, предания. Вот одно из них:
Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая, имя имела неласковое, звали ее Восьмуха. Выла она злой, своенравной, завистливой Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце. Растет с тех пор по всей русской земле и назвали его люди ласково рябинкой. Радует оно своей красотой, верностью, добротой, но чаще всего в народном представлении рябина - это тонкая и нежная девушка, страдающая, тоскующая.
Мы, используя сюжет этого предания, сочинили свою сказку.
На доске появились три иллюстрации:
1 - девушка голубоглазая, с длинной косой, в ярком сарафане;
2 -девушка превращается в дерево, вместо рук – ветви;
3 - грустное дерево, тонкое, нежное.
Выступления детей:
Жили-были муж с женой и было у них две дочери. Старшая, Нелюба, была злой, своенравной, завистливой. А завидовала она своей младшей сестре, которой родители очень гордились. Да и как им было не гордиться Ярославой. (Мы не случайно взяли это имя, ведь оно означает "яркая, славная"). Глаза у нее синие, как речка в ясный день, волосы золотые, словно спелая пшеница, в толстую длинную косу заплетены. А уж работящая! Всякое дело в руках у нее спорилось. И всегда весела, приветлива. Любили ее люди. По утрам веселой песней будили ее птицы, ведь девушка никогда не забывала о них в зимние холодные дни.
Злобная зависть одолевала Нелюбу. Черные мысли о том, как извести красоту, не давали ей покоя. Думала, думала она и придумала.
Осенью позвала Нелюба Ярославу на болото за клюквой. Ее видимо-невидимо было на мшистых кочках. Стала собирать младшая сестра ягоды, а старшая незаметно увлекала ее все глубже в болото. Столкнула Нелюба сестру с зыбкой кочки в трясину. Молила Ярослава Нелюбу, плакала, но все было напрасно. И все-таки не удалось злобе совсем извести красоту. Выросло на этом месте кудрявое деревце, заблестели на нем огненные слезы – ягоды.
В ужасе бросилась старшая сестра прочь, но засосала ее трясина И следа не осталось от злобы.
А деревце это с тех пор растет по русской земле, радуя своей красой.
Звучит печальная музыка Вивальди.
У. - Быстро тают дни во владеньях золотой осени. Вот уже от частых слез – дождей старится, увядает её лицо. Всё чаще грустит осень. От чего же?
Коллективно сочиняем стихотворение-миниатюру:
Выбирает осень праздничный наряд,
А глаза-дождинки от чего грустят?
- Жаль, что быстро кончится праздник золотой,
Унесёт красу мою ветер озорной.
У. – Но память сердца сохранит для нас всё самое прекрасное, что подарила нам властительница осень.
Подберите слова, которые смогут успокоить, утешить растревоженное сердце осени.
Д. – Не грусти! Ведь ты вернёшься!
И снова запоёшь свою песню. Своей щедрой рукой опять накинешь на землю чудесный шуршащий ковёр, одаришь нас богатыми дарами. Снова будут хрустальные дни и лучезарные вечера. Мы опять будем слушать музыку листопада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Тема:Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"
Подробный конспект урока по русскому языку в третьем классе. Сочинение - описание по картине художника В.Д. Поленова "Золотая осень". Кратко знакомятся с биографией художника, учатся составлять устный...
Внеклассное мероприятие в 3 классе на тему: «На улице осень золотая»
Внеклассное мероприятие в 3 классе на тему:«На улице осень золотая»...
Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...
Конспект + презентация к уроку Литературного чтения 3 класс тема - «М.М.Зощенко «Золотые слова».
Конспект урока по литературному чтениюТема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; форми...
Конспект урока по ИЗО 4 класс Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.
Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение...
Конспект урока изобразительного искусства (1 класс). Тема: «Красоту нужно уметь замечать, деревья и кустарники».
Цели деятельности учителя: знакомство с жанром «пейзаж»; формирование навыка рисования при помощи профессиональных материалов.Планируемые результаты:Предметные:Знать: что такое пейза...
Презентация к уроку русского языка, 2 класс, составление рассказа по картине "Золотая осень".
Презентация к уроку русского языка, 2 класс, составление рассказа по картине "Золотая осень". В данной презентации отражены все этапы для составления рассказа по репродукции картины....