Урок красоты: азбука сочинительства. 4 класс. Тема: "Ах, властвуй, осень - золотые кудри!"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Решня Вера Николаевна

Предварительный просмотр:

Урок красоты: азбука сочинительства. 4 класс.

Тема: "Ах, властвуй, осень - золотые кудри!"

Цели: развивать воображение и творческие способности детей; учить их видеть красоту

осени, восхищаться этой красотой и передавать свои мысли, чувства словами.

Ход:

У.      Как пленительно каждое время года! Нас очаровывают

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зеленые весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей,

Узорочье луговин цветное.

Теплый воск желтеющих полей

Расписные крылья листопада

Над бездонной синевой озер.

                                                                                   Н. Рыленков

Но ни одно время года не наполнено до краев той великой поэзией, что живет в хрупкой, нежной мимолетной поре - осени.

Ей, печальной властительнице, мы посвящаем наш урок "Ах, властвуй, осень -золотые кудри!"

Постарайтесь, чтобы слова, передающие ваши мысли, чувства, настроения, были ... (дети дополняют) живыми, трепетными, волнующими, искренними, красивыми.

У.      По-разному можно представить себе осень. У И. А. Бунина в стихотворении "Листопад"- гимне русской осени - есть строки:

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И сразу возникает образ женщины с красивым задумчивым лицом, усталыми глазами, светлыми, как выцветшее небо, с печальной улыбкой на неярких губах.

А ваша осень. Какая она?

Д. -  По лесам неслышно ходит-бродит Осень в платье ситцевом из разноцветных ярких листьев, держит зонт, укрывающее печальное, задумчивое лицо, но глаза - с искринкой, в потертых туфельках на босу ногу. В одной руке - корзинка с грибами, другой ярко-алые, на золотых волосах - венок из гроздьев рябины.

     - Осень - капризная девчонка. Веснушчатое личико, рыжая челка падает на глаза темно-синие, как холодная вода в реке.

       Настроение у нее часто меняется. То озорно пританцовывая, она весело поет, то льет горькие слезы.

                                                                                                       

Я - красавица-грустинка.

Из печали создана.

Мои кудри золотые

Треплет ветер озорной,

И горит на щечках нежных

Румянец огневой.

У.  -  Осени посвящены мягкие, трогательные картины. Всмотритесь в репродукцию с картины великого русского живописца В.Поленова.

         Сколько безмерно щедрых красок вокруг: зелень и багрянец, синева и все оттенки жёлтого: от блеклого соломистого до яркого, как пламенное золото. Настоящий карнавал красок!

В конкурсе «Цветное предложение» дети стараются показать богатство осенних красок, например:

Осень расписывает лес солнечными красками.

В синем зеркале воды отражается осенний лес, любуясь своим последним нарядом.

В осеннем вальсе кружится цветистая листва.

Я слышу музыку золотого листопада.

Берёзка, словно в сказке, вся золотая не фоне лазурного неба.

У. -  А кто получит титул Принц карнавал?

На настоящих карнавальных шествиях и маскарадах такое звание присваивалось самому очаровательному, самому неотразимому участнику празднества. Может быть Принцем станет клён в багряной мантии? А Принцессой карнавала?

Ответы детей.

У.  -  Да, принцессой может стать осина. Летом она, как Золушка, выросшая в неласковой семье. Зато осенью – это принцесса в платье, переливающемся разными цветами: желтым, малиновым, пурпурным, огненным, багряно-лиловым.

А может, титул Принцессы карнавала получит рябина?

Дети читают стихотворение Л.Татьяничевой:

Нет ничего волшебнее рябины,

Когда она, как девушка в гостях,

Играет шалью в огненных кистях.

Плечом округлым

Медленно поводит.

Несуетна.

Задумчива.

Нежна.

В широком многоцветном

Хороводе

Красавиц нет

Нарядней,

Чем она.

У. -  Рябина – живая лесная сказка, она сияет на солнышке, как диковинная птица, чуть трепещет диковинными перьями, плавно колыхаясь, словно собираясь взлететь.

Может, вот такое осеннее диво и принимали люди за жар-птицу, и создали удивительно поэтичную загадку:

Что горит и золотится?

На столбе сидит жар-птица,

Крылья распустила,

Перья распушила,

А на перьях, как закат,

Пятна красные горят.

Чтобы самим составить загадку-описание, нужно вспомнить, какой формы у рябины листья, какого цвета ягоды.

Д.   - Листья у рябины перистые  -  напоминающие по форме перья, удлиненные с неровными краями, кружевные, узорчатые, сетчатые, ажурные, зубчатые.

Ягоды рябины рубиновые  -  ярко-красного цвета, багряные, пунцовые, румяные, алые, пурпурные. Ягоды собраны в грозди (гроздья), кисти.

 У.      Слушаем ваши загадки-описания по заданным рифмам:

... лесная

... дня.

... резная.

... огня.

Д.

Стоит красавица лесная 

Под небом солнечного дня.   

Листва кружевная, резная                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Да ягоды цвета огня.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Красуется любимица лесная

На фоне осеннего дня.

Листва ажурная, резная

Да   кисти,    полные   холодного   огня.

У. -  Дерево это любимо в народе. О нем слагают стихи и песни, существуют легенды, предания. Вот одно из них:

Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая, имя имела неласковое, звали ее Восьмуха. Выла она злой, своенравной, завистливой Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце. Растет с тех пор по всей русской земле и назвали его люди ласково рябинкой. Радует оно своей красотой, верностью, добротой, но чаще всего в народном представлении рябина - это тонкая и нежная девушка, страдающая, тоскующая.

Мы, используя сюжет этого предания, сочинили свою сказку.

На доске появились три иллюстрации:

1          - девушка голубоглазая, с длинной косой, в ярком сарафане;

2          -девушка превращается в дерево, вместо рук – ветви;

3          - грустное дерево, тонкое, нежное.

Выступления детей:

Жили-были муж с женой и было у них две дочери. Старшая, Нелюба, была злой, своенравной, завистливой. А завидовала она своей младшей сестре, которой родители очень гордились. Да и как им было не гордиться Ярославой. (Мы не случайно взяли это имя, ведь оно означает "яркая, славная"). Глаза у нее синие, как речка в ясный день, волосы золотые, словно спелая пшеница, в толстую длинную косу заплетены. А уж работящая! Всякое дело в руках у нее спорилось. И всегда весела, приветлива. Любили ее люди. По утрам веселой песней будили ее птицы, ведь девушка никогда не забывала о них в зимние холодные дни.

Злобная зависть одолевала Нелюбу. Черные мысли о том, как извести красоту, не давали ей покоя. Думала, думала она и придумала.

Осенью позвала Нелюба Ярославу на болото за клюквой. Ее видимо-невидимо было на мшистых кочках. Стала собирать младшая сестра ягоды, а старшая незаметно увлекала ее все глубже в болото. Столкнула Нелюба сестру с зыбкой кочки в трясину. Молила  Ярослава Нелюбу, плакала, но все было напрасно. И все-таки не удалось злобе совсем извести красоту. Выросло на этом месте кудрявое деревце, заблестели на нем огненные слезы – ягоды.

В ужасе бросилась старшая сестра прочь, но засосала ее трясина И следа не осталось от злобы.

А деревце это с тех пор растет по русской земле, радуя своей красой.

Звучит печальная музыка Вивальди.

У. - Быстро тают дни во владеньях золотой осени. Вот уже от частых слез – дождей старится, увядает её лицо. Всё чаще грустит осень. От чего же?

Коллективно сочиняем стихотворение-миниатюру:

Выбирает осень праздничный наряд,

А глаза-дождинки от чего грустят?

- Жаль, что быстро кончится праздник золотой,

Унесёт красу мою ветер озорной.

У.  – Но память сердца сохранит для нас всё самое прекрасное, что подарила нам властительница осень.

         Подберите слова, которые смогут успокоить, утешить растревоженное сердце осени.

Д.   – Не грусти! Ведь ты вернёшься!

И снова запоёшь свою песню. Своей щедрой рукой опять накинешь на землю чудесный шуршащий ковёр, одаришь нас богатыми дарами. Снова будут хрустальные дни и лучезарные вечера. Мы опять будем слушать музыку листопада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема:Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"

Подробный конспект урока по русскому языку в третьем классе. Сочинение - описание по картине художника В.Д. Поленова "Золотая осень". Кратко знакомятся с биографией художника, учатся составлять устный...

Внеклассное мероприятие в 3 классе на тему: «На улице осень золотая»

Внеклассное мероприятие в 3 классе на тему:«На улице осень золотая»...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...

Конспект + презентация к уроку Литературного чтения 3 класс тема - «М.М.Зощенко «Золотые слова».

Конспект урока по литературному чтениюТема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»»  Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; форми...

Конспект урока по ИЗО 4 класс Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.

Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение...

Конспект урока изобразительного искусства (1 класс). Тема: «Красоту нужно уметь замечать, деревья и кустарники».

Цели деятельности учителя: знакомство с жанром «пейзаж»; формирование навыка рисования при помощи профессиональных материалов.Планируемые результаты:Предметные:Знать: что такое пейза...

Презентация к уроку русского языка, 2 класс, составление рассказа по картине "Золотая осень".

Презентация к уроку русского языка, 2 класс, составление рассказа по картине "Золотая осень". В данной презентации  отражены все этапы для составления рассказа по репродукции картины....