Конспект занятия "Знакомство с театром"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Знакомство с театром».
Цель: Дать начальные представления о театре, о некоторых
видах театра (драматический, кукольный, пантомимы, оперы,
оперетты, балета), о «театральном ритуале»; воспитание
интереса и любви к театральному искусству; активизировать
познавательный интерес к театру через исследовательскую
деятельность.
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия.
Педагог: Сегодня мы отправляемся в путешествие в чудесную страну, полную тайн и волшебства. Называется она «театр».
III. Ход занятия.
П.- Дети, как вы понимаете, что такое театр?
(выслушивает ответы детей)
Театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов и героев
Эллады будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а
показывать – разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид
искусства, а также и здание, где демонстрируется это искусство.
Театры в Древней Греции сооружались на склонах гор так, чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку, орхестру, поднимаясь вверх по горе. Они вмещали более 10 тысяч человек. Оттуда, из древней Греции, пришло много театральных терминов, которыми мы пользуемся до сих пор, оттуда пошло и название Театр, что по-гречески звучит как «театрон»; в переводе на русский язык – место для зрелища.
Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их грозную и загадочную природу,- вот его первоначальные проявления. И обычай рядиться животными во время праздничных гуляний восходит к древним временам, когда люди, изображая животных, вероятно, старались таким образом подчинить их своей воле. Так рождались первые элементы театра: зачатки драматического действия, ряженье, диалог.
В процессе развития общества старые обряды постепенно теряют свое значение и превращаются в игру- представление. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляньями и «игрищами», они-то и явились переходом от обряда к народному театру. Основной особенностью таких представлений было то, что в них могли включаться разнообразные выступления- от комических сценок до шуточного разговора и пляски вместе со зрителем. Представления давались на улице или площади среди толпы, окружающей исполнителей.
В таких игрищах обязательно участвовал затейщик, заводила. Это была ответственная роль. Надо было быть остроумным, веселым, по ходу представления в зависимости от ситуации строить интригу, легко и непринужденно общаться со зрителями… Тех, кто брал на себя эту роль, стали называть скоморохами. Они разыгрывали веселые «игрища»- народные фарсы, насыщенные песнями, плясками, показывали медвежьи представления, воспевали веселые «скоморошины» и героические былины. Позднее (в 17веке) в России появляется еще один вид народного театра - кукольный. Герой кукольной комедии - веселый и хитрый человек, лукавый и насмешливый Петрушка. Площадной театр, скоморохи, петрушка, куклы-все это основы театра. Постоянного театра на Руси в то время еще не было. 30 августа 1756 года Императрица Елизавета Петровна издает Указ об учреждении русского театра. Это официальный день его рождения. Сейчас, в начале 21века, в нашей стране, наверное, нет ни одного крупного города, в котором не было бы своего театра.
В главном городе нашей Кабардино-Балкарии, г.Нальчике тоже есть театры. Профессиональные театры стали появляться в Кабардино-Балкарии лишь в 1936 году. В Нальчике практически одновременно открылись 3 театра- Кабардинский, Балкарский и Русский.
Начало 21 века столица Кабардино-Балкарии встретила имея 5 театров:
- Кабардинский драматический театр им. Али Шогенцукова.
- Балкарский государственный драматический театр им. Кайсына Кулиева.
- Русский драматический театр им. Максима Горького.
- Государственный музыкальный театр.
- Кабардино-Балкарский театр кукол.
( Ф и з м и н у т к а )
Театры бывают разные по жанру: театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для данной пьесы,- это опера.
Театры, в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, - это балет.
В театрах оперетты, речь, танец и пение объединяются в одном музыкальном представлении.
Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых артистами кукол.
Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой, театры пантомимы.
Ну и, конечно, драматические театры, в которых актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.
- Ребята, а кто мне скажет, к какому виду театра относится наш «Родничок»? (драматический театр).
- А кто из вас побывал в настоящем театре? (ответы детей)
- Кто знает как надо себя вести при посещении театра? (ответы детей)
- Чтобы каждый из вас при посещении театра получил как можно больше удовольствия, давайте изучим театральный ритуал, т.е. порядок, норму поведения в театре.
Как вы думаете, как лучше одеться, если вы собрались посетить театр? (красиво, нарядно, нужно надеть самое лучшее платье, костюм и т.д.)
Верно. Переодевание в нарядный костюм, ощущение праздника имеет большое значение, оно создаёт хорошее настроение. Прочитайте первое требование театрального ритуала:
Приходи в театр нарядным.
В холодное время года в театре нельзя заходить в зрительный зал в верхней одежде. Перед тем, как в него войти, нужно пойти в гардероб и раздеться. Гардероб это ещё одно не очень знакомое для вас слово. Кто из вас знает, что оно обозначает? (это место, где вешают пальто)
Верно. Гардероб – это помещение в театре, школе и других общественных зданиях для хранения верхней одежды посетителей.
- Как называют человека, который работает в гардеробе? (Гардеробщик или гардеробщица).
И так, следующее правило:
Верхнюю одежду оставь в театральном гардеробе.
Театральный спектакль может иметь два или три действия. Между действиями бывают антракты. Вот еще одно новое слово. Антракт – это перерыв между действиями спектакля. Во время антракта актёры переодеваются, на сцене меняется декорация. А что делают зрители? (ответы детей). Да, они тоже отдыхают, идут в буфет, обмениваются впечатлениями. В театре продают программы. Во время антракта можно внимательно рассмотреть программу. В ней указаны действующие лица, фамилии актёров, иногда пересказывается краткое содержание спектакля. Во время антракта можно сходить в буфет. Что вы купите в буфете? Обязательно ли ходить в буфет или лучше хорошо покушать дома? (выслушиваются ответы детей) Но если очень захотелось попить или вы проголодались, то сделать это нужно во время антракта. В то время, когда идёт спектакль, в театре нельзя кушать или жевать жвачку, потому, что это мешает другим зрителям, которые тебя окружают.
Так мы разобрали и третье требование театрального ритуала:
Во время спектакля будь внимателен, не мешай своим соседям.
Во время антракта отдыхай, знакомься с программой, обменивайся впечатлениями с друзьями. Можно посетить буфет.
IV. Итог занятия:
А теперь давайте подведем итог нашему знакомству с театром. Что такое театр и где он впервые возник? (ответы детей).
- Как раньше называли профессиональных актеров на Руси? (скоморохи).
- С каким животным они выступали чаще всего? (с медведем).
- Как звали самого популярного в народе артиста кукольного театра? (Петрушка).
- Что вы можете рассказать о театрах Кабардино-Балкарии? (ответы детей)
- О каких видах театра вы узнали сегодня? (ответы детей).
- Молодцы, вы хорошо запомнили новый довольно сложный материал!
- На следующей неделе к нам в Залукокоаже приезжает Санкт-Петербургский театр ростовых кукол. Надеюсь, на представлении вы будете вести себя в соответствии с театральным этикетом, давайте повторим их.
(Дети повторяют основные требования театрального ритуала).
V. Творческая, исследовательская деятельность.
- Театр, ребята, помогает человеку понимать себя и других, дает возможность посмотреть на жизнь со стороны. Разговор о театре мы только начали. Вам еще многое предстоит узнать. Сегодня, выражаясь театральным языком, мы заглянули лишь за кулисы театра, т.е. узнали немного. Поэтому, с теми, кто заинтересовался историей возникновения театра, видами театра и «театральным ритуалом» мы займемся исследовательской деятельностью, т.е. сбором собственного материала для более глубокого изучения.
Предлагаю вам темы исследований:
- История возникновения театра.
- Виды театров.
- Как вести себя в театре.
Хорошими помощниками по сбору дополнительных, исследовательских сведений для вас станут эти книги (показ)
- «Азбука театра» Ю. Алянский.
- «Эстетическое воспитание в начальной школе» Ю.А.Вакуленко.
- «Кукляндия» А.И.Буренина.
- «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Наш театр. Э. Хогарт "Мафин печёт пирог""
Предмет: Литературное чтениеКласс: 4Тема урока: Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пирог»Цели урока: Познакомить детей со сказкой Э. Хогарт «Мафин печёт пирог»; развивать навыки выразительного чт...
Конспект урока "Наш театр. М. Горький "Воробьишко" 3 класс
Конспект открытого урока...
Конспект занятие кружка «Театр» Тема: «Театральная солянка»
интерактивная командная игра....
конспект урока.Тема: "Театр кукол"
Тема урока: «Театр кукол»Цели урока:-Познакомить с понятием театр кукол, с основными видами театров кукол, с видами кукол.-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие....
Конспект урока "Кукольный театр" ("Перспектива",3 класс)
Цели деятельности учителя:- закрепление навыков шитья и навыков проектной деятельности, работы в группе; формирование умения изготавливать пальчиковых кукол.Планируемые результатыПредметные: - знать в...
Конспект классного мероприятия "Театр здоровья"
Очень рад я нашей встрече.Расскажу-ка я сейчасЗанимательный рассказ.Он как будто ни о чем,Но при этом и при томВы внимательно смотрите,Друг для друга уясните,Что на пользу, что во вред...Если возражен...