Урок по основам православной культуры 4 класс. Тема «Икона- окно в вечность»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по ОПК 4 класс. Тема урока "Икона-окно в вечность". К уроку есть презентация.
Цель: помочь осознать важность духовного мира человека через обращение к иконе.
Задачи:
- дать представление об иконе – как окне в иной духовный мир человека;
- познакомить с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.
-способствовать формированию в сознании детей духовно-нравственных ценностей:
-уяснить, основные элементы языка иконописного изображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikona._otkrytyy_urok_4_klass.docx | 586.06 КБ |
ikona_otkrytyy_urok.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по основам православной культуры
Тема «Икона- окно в вечность»
Цель: помочь осознать важность духовного мира человека через обращение к иконе.
Задачи:
- дать представление об иконе – как окне в иной духовный мир человека;
- познакомить с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.
-способствовать формированию в сознании детей духовно-нравственных ценностей:
-уяснить, основные элементы языка иконописного изображения.
Ход урока.
1. Вступление.
1.1. Вы были в гостях в храме… (слайд 1)
Вспомните, как он называется? (Храм Архангела Михаила) ( слайд)
Расскажите, что вы там видели? (ответы детей)
-Основным убранством храма являются иконы
Что делают люди перед иконой? (слайд)
Как вы полагаете, о чем мы сегодня будем говорить?
1.2. Запишите тему урока: «Икона».
2. Определение понятия. Работа в тетради.
2.1. Запишите в тетради слова-ассоциации к слову «икона» (по одному слову). Запишите наиболее яркие ассоциации на доске.
В словаре В. И. Даля есть определение слова «икона» (зачитать)
.
2.2. Предложите ученикам рассмотреть два изображения? Андрей Рублев «Рождество Христово» и Антониаццо Романо (XV) О каком известном библейском событии они рассказывают?
Подведите итог – оба изображения рассказывают о Рождестве. Кратко напомните содержание библейского сюжета.
Правое изображение- картина- описывает событие в подробностях.
2.3. Поразмышляйте. какое из этих изображений уместно в храме, к какому из них хочется поставить свечку? Почему? Чем отличаются эти изображения? (Рассуждения детей)
2.4. Подведите итог: икона - передает общий смысл происходящего – рождение нового мира, новый путь открывающийся человечеству. Художник озабочен тем, чтобы приблизить событие божественной истории к земным реалиям, нарисовать так, как это могло бы быть. Иконописец – дает представление о другой реальности и ином мире. Икона – это возможность увидеть иной незримый мир.
2.5. Прочитайте стихотворение? Как его автор отвечает на вопрос: «Что такое икона?»
Иконы – это небольшие двери.
Они нас в жизнь иную приглашают.
Войти сквозь них дано по нашей вере:
Одних впускают, а другим мешают.
Иконы – это светлые оконца,
И в каждом боголепный лик сияет:
То строго поглядит, то улыбнется,
То дивное смирение являет.
Пройти сквозь позолоту краски к ним бы,
Но так ничтожны силы человечьи.
И мы лишь издали глядим на нимбы,
Лампады зажигаем, ставим свечи.
Но чудо происходит и от взгляда
На эти Духом дышащие лица.
И утешенье есть, и слов не надо,
И сердцу сладко, и легко молиться!
Подведите итог –икона -окно в иной мир. Как же изобразить то, чего никогда не видел и что недоступно пониманию человека?
-Какие были найдены способы, чтобы изобразить, показать этот другой мир.
3. Художественный язык иконы. Работа в группах
3.1. Предложите ученикам в группах познакомиться с одной из икон. Рассмотреть ее и обсудить, как иконописец пытается передать нам представление о том, неземном мире, в котором существуют Бог, Богородица, Святые и Архангелы.
Группа 1. Спас-нерукотворный (Новгородская школа, 12 в.)
Алгоритм исследовательской деятельности:
- Рассмотрите икону. Что Вы видите?
- Кто на ней изображен? Как иконописец дает понять, что перед нами Бог, а не земной человек?
- Можем ли мы определить, где происходит действие? С чем связан выбор фона иконы?
- Всмотритесь в лицо Христа. Какие детали художник считает необходимым подчеркнуть? С какой целью он это делает?
- Познакомьтесь с историй этой иконы? Нашла ли она отражение в изображении?
Текст: В те времена, когда Иисус ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса Христа. Художник пришёл в храм, где Иисус Христос учил народ и приступил к работе. Но как он не старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие И-Х взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ спасителя. Этот образ и стал первой иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.
Группа 2. Икона Божей Матери Чудотворный список Иерусалимского образа Божией Матери (Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове)
Алгоритм исследовательской деятельности:
- Рассмотрите икону. Что Вы видите?
- Кто на ней изображен? Как иконописец дает понять, что перед нами Богоматерь, а не земная женщина?
- Можем ли мы определить, где происходит действие? С чем связан выбор фона иконы?
- Всмотритесь в фигуры Богоматери и младенца. Какие детали художник считает необходимым подчеркнуть? С какой целью он это делает?
- Обратите внимание, какие цвета использованы в иконе. Что они могут символизировать?
Текст: Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем (48 г. н.э.), в Гефсимании, и была первой из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. Затем икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери.
Через почти тысячу лет от Рождества Христова икона попала на Русскую землю – и была передана в дар великому равноапостольному князю Владимиру и путешествовала из Киева – в Новгород, а оттуда – в Москву. Во время нашествия Наполеона в 1812 году Иерусалимская икона исчезла.
Группа 3. Икона Георгия Победоносца
Алгоритм исследовательской деятельности:
- Рассмотрите икону. Что Вы видите? Что происходит?
- Кто на ней изображен? Как иконописец дает понять, что перед нами святой, а не просто воин?
- Можем ли мы определить, где происходит действие? С чем связан выбор фона иконы?
- Обратите внимание, какие цвета использованы в иконе. Что они могут символизировать?
- Познакомьтесь с историй, изображенной на этой иконе? Нашла ли она отражение в изображении? Что заинтересовало автора иконы в этом сюжете?
Текст: В озере, неподалеку от некоего города, поселился огромный «змей поедучий». Он пожирал людей и овец и отравлял воздух ядовитым дыханием, все попытки уничтожить его заканчивались гибелью людей. Правитель города, жители которого были язычниками, обратился к богам, и они якобы посоветовали ему каждый день отдавать в жертву змею юношу или девушку, правитель обещал, что если по жребию выбор падет на его дочь, то и она разделит участь прочих жертв. Когда до нее дошла очередь, ее обманывают о ее участи, снаряжают будто к венцу, но царевна все понимает. Ее ведут к морю или озеру, в котором обитает змей, и оставляют ее там. Мимо того места, куда приведена царевна, на белом коне проезжает Георгий. Георгий — воин, который после ратных подвигов возвращается домой. Узнав о чудовище, воин, не внимая предостережениям девушки, бросился на вылезшего из озера змея, он прижал копьем гортань чудовища к земле, затем приказал накинуть на усмиренного змея пояс и привести в город. Увидев чудовище, которое принцесса вела, словно смирного пса, горожане замерли от изумления. Георгий объяснил, что одолел змея силой веры в Христа, и позже все горожане приняли Крещение. На том месте, где Георгий одолел змея, построили церковь в его честь.
3.2. Предложите группам выступить. Во время выступления – заполняйте таблицу:
Сюжет иконы (Герой иконы) Кто или что изображается
Символы, свидетельствующие о том, что перед нами неземной мир
Фон иконы
Особенности изображения человека
Символика цвета
3.3. Подведите итог:
Икона изображает нереальный другой мир. Какой другой мир? Мы называем его духовным, не имеющим плотского воплощения.
Какие были найдены способы, чтобы изобразить, показать этот другой мир.
- Символика
- Отсутствие телесности
- Мир, который смотрит на Вас
5. Итог урока
5.1. Вернитесь к словам-ассоциациям. Предложите ученикам добавить новые слова в этот ряд.
5.2. Икону можно встретить не только в храме. Завершите урок «Казачьей колыбельной песней» М. Ю. Лермонтова. Обсудите – зачем икона младенцу?
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
5.4. Узнайте, есть ли иконы у детей дома? Что им известно о них?
- церковь
- лик
- образ
- святой
- храм
- троица
- иконостас
- нимб
- молитва
- опиум
- свеча
- канонизация
- идол
- рисунок
- святость
- свечи
- религия
- картина
- антиквариат
- богоматерь
- святая
- кровавые слёзы
- стиль
- мадонна
- иван рублев
- лучезарность
- иисус
- молебен
- творение
- спас
- алтарь
- оклад
- писанка
- облик
- православие
- божья матерь
- рублёв
- мирра
- бог
Символы, свидетельствующие о том, что перед нами неземной мир
Фон иконы
Особенности изображения человека
Символика цвета
Сюжет иконы (Герой иконы) Кто или что изображается
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Храм Архангела Михаила
Тема урока «Икона» ИКОНА – окно в вечность
Андрей Рублев Антониаццо Романо ( XV)
Спас Нерукотворный (Новгородская школа, 12 в.)
Кто изображен? Символы неземного мира Особенности изображения Фон иконы Основные цвета Символика цвета Иисус Христос Нимб, свечение через лицо Глаза, взгляд суровый, только лицо Крест Золотой, жёлтый, коричневый Вечность, совершенство…
Икона Божией Матери Чудотворный список Иерусалимского образа Божией Матери (Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове)
Кто изображен? Символы неземного мира Особенности изображения Фон иконы Основные цвета Символика цвета Богоматерь Нимбы, изображения святых Глаза, нет эмоций, условность в изображении тела Нет Золотой, оранжевый, коричневый, тёмно-зелёный + развитие
Георгий Победоносец
Кто изображен? Символы неземного мира Особенности изображения Фон иконы Основные цвета Символика цвета Георгий Победоносец Нимб, время «замерло» Н ет эмоций, неестественность позы, символы (борьба с грехом, со злом) Земля Золотой, оранжевый, белый, красный + чистота
Символика Условность Нет случайных деталей Мир, который смотрит на нас Вне времени и пространства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный кроссворд по основам Православной культуры по теме:"Икона"
Интерактивный кроссворд по основам Православной культуры поможет в живой и занимательной форме познакомить детей с темой "Икона". Уместно использовать данный ресурс как на этапе изучения...
Конспект занятия по основам православной культуры по теме "Иконы"
Данный конспект занятия может быть использован педагогами как на уроках ОРКСЭ (модуль "ОПК"), так и на занятиях внеурочной деятельности в классах казачьей направленности- кружка "Основы православной к...
Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...
Проект урока по курсу "Основы православной культуры" по теме "Икона"
Тема урока: Икона Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: ...
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Икона"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Икона"...
Конспект к уроку по основам православной культуры "Человек - живая икона"
Конспект к уроку по основам православной культуры "Человек -живая икона", выполненный в рамках выпускной квалификационной работы. Рекомендован для 4 классов, предмета ОРКСЭ модуля Основы пра...
Презентация к уроку по основам православной культуры "Человек-живая икона"
Презентация к уроку по основам православной культуры "Человек-живая икона", модуль ОРКСЭ...