Программа "Семейный клуб "Мы вместе"
проект по теме
Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.
Каждая школа располагает сегодня немалыми возможностями для полноценного воспитания детей. При этом наибольшего успеха добиваются те педагогические коллективы, в которых постоянно укрепляются и совершенствуются контакты педагогов с родителями учащихся.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Практика работы педагогического коллектива школы выдвинула новую форму работы с родителями по повышению их педагогической культуры и привлечению их к активной жизни класса и школы. Это – Семейный клуб. Отличная особенность клуба заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Цель программы: способствовать формированию максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semeynyy_klub_my_vmeste.docx | 88.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Афанасовская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
Региональный конкурс на лучшую программу «Семья»
(по вовлечению родителей (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс)
Номинация:
«Реализация семейной политики в общеобразовательных
ПРОГРАММА «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «МЫ ВМЕСТЕ»
Авторы программы:
Медведева Т.Н.-
учитель начальных классов
Семенова Т.М.-
учитель начальных классов
с. Афанасово, 2013
Содержание:
1.Пояснительная записка…………………………………………………. 3-5
2. Концептуальные основы программы………………………………… 6-9
2.1. Цель программы
2.2. Задачи программы
2.3. Основополагающие принципы
2.4. Идеи, на которых развивается программа
2.5. Мотивация родителей к совместной деятельности
2.6. Критерии эффективности
2.7. Условия работы клуба
2.8. Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность
2.9. Дальнейшее развитие программы
2.10. Нормативно-правовая основа программы
3. Содержание программы………………………………………………… 10-15
3.1 Основные направления реализации программы
3.2 План мероприятий
4.Оценка эффективности реализации программы………………………16-18
4.1 Мониторинг реализации программы
4.2 Контроль реализации программы «Семейный клуб «Мы вместе»
4.3 Диагностирующий инструментарий
5. Приложения………………………………………………………………...19-35
6. Литература………………………………………………………………….36
- Пояснительная записка
Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.
Каждая школа располагает сегодня немалыми возможностями для полноценного воспитания детей. При этом наибольшего успеха добиваются те педагогические коллективы, в которых постоянно укрепляются и совершенствуются контакты педагогов с родителями учащихся.
Жизнь учит, что семья может стать активным помощником школы лишь при условии заинтересованности и осознании своей высокой ответственности за воспитание детей. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, два – три энтузиаста всегда находятся. Но как добиться того, чтобы единство в важном деле воспитания нового человека было наиболее действенным? У школы для решения этой задачи путей немало: повышение педагогической культуры родителей; изучение воспитательных возможностей семей своих учеников, умение вовремя предупредить ошибки в воспитании; тесное сотрудничество с родительской общественностью; умение координировать усилия семьи в воспитательной работе.
Социально-педагогическим пространством, укрепляющим таковую связь между семьей и школой, необходимой, как в интересах детей, так и их родителей, должна выступать школа.
Изменилась роль и место родителей в образовательной политике школы. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучаем позицию родителей, учитываем ее при выборе воспитательной работы. Родители стали активными участниками образовательного процесса.
Союз семьи и школы – важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь многие проблемы не могут в принципе быть решены без участия семьи. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.
Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника .
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Практика работы педагогического коллектива школы выдвинула новую форму работы с родителями по повышению их педагогической культуры и привлечению их к активной жизни класса и школы. Это – Семейный клуб. Отличная особенность клуба заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Целесообразность программы
Современная семья переживает сложный период перехода от традиционной модели семейной организации к новой. Исчезает традиционный тип семьи, упрощается ее структура, изменяется система власти и подчинения, появляются новые формы работы школы с семьей – семья и школа все больше становятся психологическим убежищем человека. И помочь семье в решении этой задачи призван Семейный клуб.
Работа такого Клуба эффективна особенно в сельской местности. Сегодня на плечи сельской женщины – матери ложиться множество проблем: накормить семью, заработать средства, найти время для занятия с ребенком. Единственным верным ее помощником остается школа. Это место, где постоянно светятся окна, здесь и обучают, и воспитывают, и готовят детей к предстоящей жизни. И родительская общественность, понимая это, старается чем может помогать школе.
Но работа семейного клуба, основанного на особенностях сельской местности, имеет свои преимущества и некоторые сложности.
Преимущества Семейного клуба:
а) все знают друг друга, значит у обладающих уважением среди населения учителей, появляются союзники – родители, и такое отношение передается следующему поколению учеников от родителей;
б) можно заранее узнать, кто из детей будет учиться в твоем классе, и установить связь с воспитателем детского сада, от которых берешь детей, тем самым решишь вопрос преемственности воспитательной работы;
в) работу Клуба можно строить, учитывая воспитательную возможность семьи и семейные традиции;
г) малая наполняемость классов (у нас в классах до 16 учащихся);
д) у детей надолго сохраняется уважение к старшим по возрасту;
е) время работы Семейного клуба выбирается с учетом окончания работ по хозяйству (вечернее).
Сложности:
а) в основном, заинтересованность родителей в воспитании и образовании детей низкая;
б) материальное благосостояние невысокое;
в) многие личные связи с семьями своих воспитанников настраивают на сохранение необходимой дистанции, позиции, позволяющей ему предъявить к родителям требования, дать им указания, в условиях, когда сложились неофициальные отношения.
- Концептуальные основы программы
Программа «Семейный клуб «Мы вместе» составлена на основе школьной программы «Семья» и Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.
2.1 Цель программы: способствовать формированию максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
2.2 Задачи программы:
1) пропаганда и возрождение семейных традиций;
2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).
Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями. Опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
2.3 Основополагающие принципы
1) Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие;
- Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;
- Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия;
- Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.
2.4. Идеи, на которых развивается программа
Идея патриотизма
Идея гуманизации
Идея деятельностного подхода
Идея природосообразности
Идея творчества и успеха
Идея адекватного восприятия действительности и самого себя
2.5. Мотивация родителей к совместной деятельности
"Совместная деятельность разных людей - это проблема, напоминающая эффект Вавилонской башни" (Г. П. Щедровицкий), с попыткой выстроить систему взаимопонимания и продуктивного взаимодействия. А это требует если не прямого совпадения мотивов, то хотя бы их гармонии.
Обратим внимание на несколько важных моментов взаимодействия психолога с родителями, учёт которых позволяет повысить заинтересованность родителей в совместной работе.
Равноправные партнерские отношения. Когда и та и другая стороны вместе исследуют проблему ребенка и каждое мнение имеет право на существование.
Основная функция психолога в работе с семьей - поддержка и помощь. Преобладание контрольно-оценочных действий психолога может оттолкнуть родителей от взаимодействия с психологом.
Позитивная информация. Практически каждый из родителей имеет свою точку зрения. Он рассчитывает на то, что его услышат, а предложения встретят заинтересованно. Любой из родителей, внесший свой вклад в осуществление какого-либо проекта или идеи, имеет право на признание и поощрение. Родителям требуется информация о качестве вложенного труда, к тому же она должна быть своевременной и оперативной.
Психолог может дать родителям достоверную информацию о позитивных изменениях в поведении ребенка, об улучшении его взаимоотношений с классом, педагогом... Именно такая позитивная информация стимулирует родителей на дальнейшее улучшение отношений с ребенком и психологом. Непосредственно видимые результаты действий повышают интерес к совместной работе.
2.6. Критерии эффективности
В начальной школе - сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.
В среднем звене- сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
2.7. Условия работы клуба
1. Заседания клуба по согласованию с родителями детей, проводится 2 раза в месяц (по субботам).
2. Работа клуба проводится согласно плана мероприятий.
3. Тематика заседаний должна касаться детей и их проблем и родителей и их проблем в воспитании своих детей.
4. Формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и др.
2.8 Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность
1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
2. Улучшение микроклимата в семье.
3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).
4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
Ни для кого не секрет, что для успешного формирования личности воспитанников большое значение имеет семейное воспитание.
Главная цель программы «Семейный клуб «Мы вместе» - способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
2.9. Дальнейшее развитие программы
В школе накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями. Но, к сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается.
2.10. Нормативно-правовая основа программы
1. Конституция РФ
2. Семейный Кодекс РФ
3. Декларация Прав Человек
4. Конвенция ООН о правах ребёнка.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании»
6. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей
7. Указ президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики»
8. Долгосрочной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011 - 2013 годы"
9. Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. N 167 "Об ответственности родителей за воспитание детей" (принят Белгородской областной Думой 20 января 2005 г
10. Устав МБОУ «Афанасовская СОШ»
3. Содержание программы
3.1. Основные направления реализации программы
- Для вас родители:
- расширение кругозора в области воспитания детей;
- лектории, беседы, диалоги, споры, семинары – практикумы
дискуссии, круглые столы;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- тренинги;
- индивидуальные консультации
- Здоровый образ жизни:
- спортивные соревнования «Папа, мама и я - спортивная семья»;
- экскурсии, походы
- общественно-полезная деятельность
- Семейные традиции:
- пропаганда и возрождение семейных традиций;
- воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
- предоставление возможностей для самореализации в творческом процессе;
- создание условий для неформального общения
- совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности,
- дни творчества для детей и их родителей
4. Семья семье:
- обмен опытом по вопросам воспитания детей
5. Содружество семьи и школы:
- планирование системного подхода школы и семьи;
- изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей;
- удовлетворение потребностей в общении родителей и учителя;
- оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).
3.2. План работы клуба
Направление | Тема и форма общения | Цель | Ответственные |
СЕНТЯБРЬ | |||
Для вас родители | Дискуссия «Дети для родителей и родители для детей?» | 1.Выявление и анализ семейных отношений. 2.Создание условий для развития личности ребенка в семье. 3.Пропаганда здорового образа жизни. | Классный руководитель, психолог |
Здоровый образ жизни | Экскурсия в природу «Золотая осень» | создание условий для неформального общения | Родительский комитет |
ОКТЯБРЬ | |||
Семейные традиции | Семейный вечер «Мама – хранительница тепла и семейного очага»
| 1.Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям. 2.Определить роль детского участия в заботах по дому, в помощи маме и в создании теплых семейных отношений. 3.Развивать способности коммутативного общения. 4.Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой. | Классный руководитель, группа родителей
|
Содружество семьи и школы | Круглый стол «Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей» | 1.Методы воспитания дома 2.Воспитание улицей 3Личный пример в воспитании детей 4.Развитие ситуации успеха 5.Отношения в семье | Классный руководитель |
НОЯБРЬ | |||
Содружество семьи и школы | Игра-практикум «Школа- семья»
| 1.Развитие интереса к истории своей семьи, к ее традициям, профессиональной деятельности родителей; 2.Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей; 3.Повышение педагогической культуры родителей; 4.Укрепление связи семьи и школы. | Классный руководитель, родительский комитет
|
Здоровый образ жизни | Спортивные соревнования «Папа, мама и я- спортивная семья». | создание условий для неформального общения | Родительский комитет |
ДЕКАБРЬ | |||
Семья семье (дискуссионные беседы) | Урок этики - дискуссия «Как научить своего ребенка жить в мире людей» | 1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома; 2.Сформировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов.
| Инициативная группа родителей
|
Для вас родители | Круглый стол «Эмоциональное благополучие ребенка: что это такое?»
| 1.Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей. 2.Повышение педагогической культуры родителей. 3.Укрепление связи семьи и школы. | Классный руководитель, психолог |
ЯНВАРЬ | |||
Семейные традиции | Дискуссия «Семейная традиция» | 1.Почему в каждой семье должны быть свои традиции? 2.Что делать, если в вашей семье нет каких-либо из этих традиций? 3. «Отрицательные традиции в семье» (отсутствие взаимопомощи, интереса к литературе, искусству, пьянство, неправильное питание, отсутствие праздничных дней, неправильный отдых) 3. Как защитить себя от отрицательных семейных традиций? | Классный руководитель |
Содружество семьи и школы | Круглый стол « Роль отца в воспитании детей» | 1.Методы воспитания дома 2 Личный пример в воспитании детей 3. Развитие ситуации успеха 4. Отношения в семье | Классный руководитель |
ФЕВРАЛЬ | |||
Для вас родители | Дискуссия «Правила взаимоотношения между людьми» | 1.Решение проблем 2.Согласны ли дети соблюдать правила взаимоотношения? | Классный руководитель, |
Здоровый образ жизни | Зимние забавы | Создание условий для неформального общения | Родительский комитет |
МАРТ | |||
Семья семье | Проведение выставки достижений семейного воспитания | Родительский комитет | |
Содружество семьи и школы | Круглый стол « Формирование культуры труда «Соотношение «хочу – могу — надо» | 1.Методы воспитания дома 2. Личный пример в воспитании детей 3. Развитие ситуации успеха 4. Трудовые отношения в семье
| Классный руководитель, родительский комитет |
АПРЕЛЬ | |||
Здоровый образ жизни | Акции: «Спешите делать добро» | Общественно-полезная деятельность | Родительский комитет |
Семья семье (дискуссионные беседы) | Семейные проблемы нравственного воспитания | Обмен опытом по вопросам воспитания детей | Классный руководитель, психолог |
МАЙ | |||
Семейные традиции | Акция «Низкий поклон вам, ветераны». | Определить роль детского участия в данной акции | Родительский комитет |
Для вас родители | Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание в семье) | 1.Методы воспитания дома 2.Личный пример в воспитании детей 3.Развитие ситуации успеха 4.Отношения в семье | Классный руководитель, психолог |
4.Оценка эффективности реализации программы
4.1. Мониторинг реализации программы
Критерии | Показатели | Диагностический инструментарий |
Уровень познавательной активности детей | Владение основными умениями и навыками самоконтроля. Положительные мотивы с преобладанием интереса и ответственности. | Методика М.М. Лукьянова, Н.В. Калинина «Изучения мотивации школьника» |
Удовлетворенность учащихся деятельностью Семейного клуба «Мир семьи». | Степень удовлетворенности учащихся деятельностью клуба. | Аналитические материалы |
Уровень учащихся «группы риска», охваченных разными формами организации досуга в рамках деятельности Клуба.
| Количество учащихся посещающих Семейный клуб | Аналитический и статистический материалы |
Самоактуализированность личности ребенка | Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждению | Методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника».
|
Уровень включенности в досуговую деятельность учащихся | Интересы, потребности, ценностные предпочтения Учащихся | Е.Н. Прейскурант «Мир моих друзей, мир моих интересов» |
Уровень личностной тревожности учащихся | Состояние степени тревожности учащихся | Методика Ч.Д. Спилберга, на русском языке адаптирована Ю.Л. Ханиным «Шкала тревожности» |
Уровень нравственной воспитанности учащихся | Степень сформированности нравственных отношений у учащихся, посещающих Клуб | Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» |
Удовлетворенность учащихся взаимоотношениями и атмосферой в Семейном клубе. | Степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни Семейного клуба. | Методика Наши отношения» (составлена на основе книги: Л.М. Фридман и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М., 1988) |
Доминирующие ценности ориентации учащихся | Степень сформированности духовных потребностей, ценностных ориентаций | Анкета «Я и смысл моей жизни» (составлена А.А. Андреевым и Е.Н. Степановым) |
Уровень социализации учащихся | Степень сознательности и дисциплинированности, наличие навыков самоанализа, отношение к курению, алкоголю | Методики незавершенных предложений |
4.2 Контроль реализации программы «Семейный клуб «Мы вместе»
1. Статистический анализ семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посещающих семейный клуб «Мы вместе»
2. Общий анализ проведенных мероприятий
3. Анализ количества детей и родителей, посещающих семейный клуб «Мы вместе»
4.3. Диагностический инструментарий
1.Рекомендации по работе с семьями. Материалы семинаров и РМО.
2. Нормативные документы
3. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
4.Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
5.Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
6.Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
7.Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
8.Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.
9.Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.
10.Методика М.М. Лукьянова, Н.В. Калинина «Изучения учебной мотивации школьника»
11. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенностью учащихся школьной жизнью»
12. Методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника».
13. Методика «Наши отношения»
14.Анкета «Я и смысл моей жизни» (составлена А.А. Андреевым и Е.Н. Степановым)
15.Анкета «Семейный клуб: достоинства и недостатки» (составлена педагогом-психологом Касимовой Е.В. и социальным педагогом Конновой И.Н.)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Анкета для родителей
1.Счиаете ли Вы полезным Семейный клуб?
Да Нет
2.Помог ли Вам Семейный клуб узнать лучше своего ребенка?
Да Нет Не знаю
3.Вы считаете, что достаточно знаете о том, как воспитывать ребенка?
Да Нет
4.Что бы Вы еще хотели обсудить на заседаниях Семейного клуба?
5.Выши предложения.
Приложение 2
Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (Клейберг Ю.А.)
Цель методики:выявить предрасположенность к преодолению социальных норм и правил в поведении детей.
Опросник
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
3. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
4. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
5. Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
6. Иногда я говорю неправду.
7. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
8. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
9. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.
10. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
11. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.
12. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
14. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
15. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
16. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
17. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
18. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
19. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
20. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
Ключи и процедура подсчета тестовых баллов
Каждому ответу при совпадении с ключом присваивается один балл. По количеству набранных баллов определяется уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
Ключ:1 (нет); 2 (нет); 3 (да); 4 (да); 5 (да); 6 (да); 7 (да); 8 (да); 9 (да); 10 (да); 11 (да); 12 (да); 13 (нет); 14 (да); 15 (да); 16 (нет); 17 (да); 18 (да); 19 (да); 20 (нет).
Результаты:
0 – 4 балла - низкий уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
5 – 15 баллов – средний уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
Приложение 3
Анкета для учащихся
1.Кто ты? Какой ты?
2.Что тебе дороже всего в жизни?
3.Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
4.Что бы вы пожелали своей семье?
5.К кому бы ты обратился за помощью, советом, поддержкой?
6.Нравится ли тебе вместе с родителями общаться в семейном клубе?
7.В кого бы ты хотел превратиться и почему?
8.Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил бы для семьи, для школы?
Приложение 4
Анкета для родителей (1)
1. Какие ценности Вы назвали бы в числе приоритетных для Вашей семьи?
— семья
— нравственность
— здоровье
— образование
— дружба
— творчество
— карьера
— Другое ____________________________________________________
2. Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?
— на обучение
— на воспитание
— на сочетание обучения и воспитания
3. Как Вы считаете, какую функцию должна выполнять школа, какую – семья?
Школа должна:
— обучать
— воспитывать
- способствовать укреплению здоровья
другое ________________________________________________________
Семья должна:
— обучать
— воспитывать
другое ___________________________________________________________
Приложение 5
Анкета для родителей (2)
1. Считаете ли Вы свои знания о воспитании детей достаточными?
2. Из каких источников Вы получаете информацию о воспитании?
3. Назовите самую важную на Ваш взгляд проблему воспитания
4. Что бы Вы хотели изменить в Ваших отношениях с ребёнком?
5. Что препятствует тому, чтобы Вы могли решить Вашу проблему?
6. С кем Вы говорили о Вашей проблеме?
7. В чьей помощи Вы нуждаетесь наиболее остро?
8. Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребёнка — семья или школа?
9. В какой форме школа могла бы помочь Вам в решении Ваших проблем?
Приложение 6
МЕТОД ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ.
Инструкция:
Прослушайте утверждения опросника. Если вы, в общем, согласны с утверждением, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере? знак.
- Знаю, что члены моей семьи бывают часто недовольны мной.
- Чувствую, как бы я ни поступил (а), все равно будет не так.
- Я многое не успеваю сделать.
4.Так получается, что именно я бываю, виноват (а) во всем, что случается в моей семье.
- Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).
- Дома мне часто приходится нервничать.
- Когда я дома, то чувствую себя неуклюжим (неуклюжей)
- Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой)
- Когда я дома, то все время из-за чего-нибудь переживаю.
- Часто я чувствую критические взгляды членов моей семьи.
- Иду домой и с тревогой думаю - что еще случилось дома в мое
отсутствие.
- Дома у меня постоянное ощущение, что еще надо многое сделать. 13.Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15.Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16.Мне кажется, что если бы я исчез (исчезла), то этого никто бы не заметил.
17.Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать
совсем другое.
18.Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19.Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед
друзьями и знакомыми.
20.Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравиться, но я стараюсь этого не показывать.
Обработка результатов.
Один ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу.
В - чувство вины, Т - тревога, Н - нервно-психическое напряжение, С -
общая семейная тревога.
Д\З – допустимое значение
Данные этой методики позволяют определить доминирующий стиль семейных отношений, определяемых ребенком.
Бланк для ответов
Номер утверждения | Сумма баллов | шкалы | Низк.ур. Д\з выс.ур. выс.ур. | ||||||
1 | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 | В | 1-3 5 6-7 | |
2 | 5 | 8 | 11 | 14 | 17 | 20 | Т | 1-3 5 6 | |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | н | 1-4 6 7 | |
с | 1-12 14 --- |
Бланк для ответов
Номер утверждения | Сумма баллов | шкалы | Д\з | ||||||
1 | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 | В | 5 | |
2 | 5 | 8 | 11 | 14 | 17 | 20 | Т | 5 | |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | Н | 6 | |
С | 14 |
Бланк для ответов
Номер утверждения | Сумма баллов | шкалы | Д\з | ||||||
1 | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 | В | 5 | |
2 | 5 | 8 | 11 | 14 | 17 | 20 | т | 5 | |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | н | 6 | |
с | 14 |
Приложение 7
ОПРОСНИК СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «МОЯ СЕМЬЯ»
Инструкция. Внимательно прослушайте вопрос. Рядом с номером вопроса
поставьте только номер ответа. Для некоторых вопросов следует выбирать
ответы с указанием матери или отца.
Варианты ответов:
5 - конечно нет; 4 - скорее нет, чем да; 3 - не знаю; 2 - скорее да, чем нет;
1 - конечно да.
- Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
- Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?
3. С кем вы чаще советуетесь - с матерью или отцом, когда нужно
принять какое-либо решение?
- Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?
- Часто ли родители вас наказывают?
- Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?
- Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
- Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?
- Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают, что это нельзя?
10.Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с
кем-нибудь из ваших товарищей?
11 .Кто является главой в вашей семье - мать или отец?
12.Смеются ли родители над кем-нибудь из ваших учителей?
13.Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном? 14.Кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружеские отношения
между родителями?
15.Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних
делах?
16.Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг,
просмотренных телепередач, кинофильмов?
17.Считают ли вас родители капризным ребенком?
18.Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их
желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?
19.С кем из родителей вы больше общаетесь?
20.Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия,
организуемые школой?
21.Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?
22.Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по
личным проблемам?
23.Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?
24.Правда ли, что родители не ходят вместе с вами в музеи, театры, на
выставки и концерты?
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Изучается степень выраженности в семейном воспитании.
КЛЮЧ
Выделяются 8 факторов:
- Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1.9.17)
- Воспитание самостоятельности, инициативы (2.10.18)
- Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (3,11,19)
- Отношение к школе, учителям (4,12,20)
- Жесткость (гибкость) методов воспитания (5,13,21)
- Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (6,14,22)
- Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (7,15,23)
- Общность интересов (8,16,24)
Ответы «5», «конечно нет», - указывают на максимально положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15. Ответы «1», «конечно да», - указывают на педагогически отрицательное проявление фактора. Минимальная сумма баллов по фактору - 3. Максимальная сумма баллов по всем факторам - 120, минимальная - 24.
УРОВНИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.
Благополучный (высокий) - 120 -96. Менее благополучный - 95 - 72. Удовлетворительный - 71 - 47. Неблагополучный - 46 - 24.
Приложение 8
Тест «Подростки о родителях»
Данный тест изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Инструкция.
Просим вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прослушайте каждое утверждение. Если вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам ваших родителей, поставьте в бланке под номером утверждения цифру «2». Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для ваших родителей, поставьте цифру «1». Если вы считаете, что утверждение не подходит вашим родителям, поставьте 0.
1 | Не требуют, чтобы я спрашивал разрешения куда-нибудь пойти | |||||
2 | Отказываются от многих дел, в зависимости от настроения | |||||
3 | Когда мне грустно, пытаются воодушевить и развеселить | |||||
4 | Всегда настаивают на наказаниях за проступки | |||||
5 | Мало интересуются тем, что меня волнует | |||||
6 | Допускают, чтобы я мог бывать там, где хочу, каждый вечер | |||||
7 | Не всегда соблюдают те правила, которые сами установили. | |||||
8 | Всегда с пониманием выслушивают моё мнение | |||||
9 | Следят за выполнением того, что мне сказано | |||||
10 | Иногда вызывают у меня ощущение, что я им противен | |||||
11 | Практически позволяют делать мне все, что нравится | |||||
12 | Меняют свои решения так, как им удобно | |||||
13 | Часто хвалят меня за что-либо | |||||
14 | Всегда хотят знать, где я и что делаю | |||||
15 | Хотят, чтобы я стал другим, изменился | |||||
16 | Позволяют мне самому выбирать дело по душе | |||||
17 | Иногда очень легко меня прощают, а иногда - нет | |||||
18 | Открыто показывают, что любят меня | |||||
19 | Всегда следят за тем, что я делаю на улице или в школе | |||||
20 | Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно говорят об этом | |||||
21 | Предоставляют мне много свободы. И редко говорят «должен» или «нельзя» | |||||
22 | Непредсказуемы в своих поступках в отношении меня | |||||
23 | Считают, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу | |||||
24 | Всегда тщательно следят, каких друзей я имею | |||||
25 | Если обижу, не начинают разговаривать со мной первыми | |||||
26 | Всегда легко меня прощают | |||||
27 | Хвалят и наказывают иногда слишком много, иногда слишком мало | |||||
28 | Всегда находят время для меня, когда мне это необходимо | |||||
29 | Постоянно указывают мне, как себя вести | |||||
30 | Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидят | |||||
31 | Проведение каникул планирую по собственному желанию | |||||
32 | Иногда могут обидеть, а иногда бывают добрыми и признательными | |||||
33 | Всегда откровенно отвечают на все мои вопросы | |||||
34 | Часто проверяют, все ли я сделал так, как они велели | |||||
35 | Мне кажется, что родители пренебрегают мною | |||||
36 | Мою комнату, как и я, считают моей крепостью. Не проверяют постоянно в каком она состоянии. | |||||
37 | Очень непоследовательны и неконкретны в своих указаниях и желаниях | |||||
Обработка результатов:
По каждому параметру подсчитывается количество баллов.
1 – 7 слабо выражено
8 – 13 средний уровень выраженности
14 – 20 высокий уровень выраженности
Исследуемые параметры | |||||||||||
I — позитивный интерес | |||||||||||
II - директивность III - враждебность | |||||||||||
IV - автономность | |||||||||||
V - непоследовательность | |||||||||||
Бланк для ответов | |||||||||||
параметры | № | высказывания Баллы | Сумма баллов | ||||||||
I | 1 | 6 | 11 | 16 | 21 | 26 | 31 | 36 | 41 | 46 | |
баллы | |||||||||||
II | 2 | 7 | 12 | 17 | 22 | 27 | 32 | 37 | 42 | 47 | |
баллы | |||||||||||
III | 3 | 8 | 13 | 18 | 23 | 28 | 33 | 38 | 43 | 48 | |
баллы | |||||||||||
IV | 4 | 9 | 14 | 19 | 24 | 29 | 34 | 39 | 44 | 49 | |
баллы | |||||||||||
V | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | |
баллы |
Приложение 9
ТЕСТ
«Рисунок семьи»
(проективные методы исследования личности исследователей В.Хьюлса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р.Бернса)
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов, на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Материал: лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.
Инструкция 1. «Нарисуй свою семью».
Время выполнения около 30 минут.
Инструкция 2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом»
Инструкция 3. «Нарисуй свою семью, как ты себе её представляешь».
Инструкция 4. «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».
Инструкция 5. «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи»
Следует отмечать в протоколе:
- Последовательность рисования деталей;
- Паузы более 15 секунд;
- Стирание деталей;
- Спонтанные комментарии ребенка;
- Эмоциональные реакции и их связь в изображаемым содержанием.
Дополнительная информация:
- Скажи, кто тут нарисован?
- Где они находятся?
- что они делают? Кто это придумал?
- Им весело или скучно? Почему?
- Кто из нарисованных самый счастливый? Почему?
- Кто из них самых несчастный? Почему?
Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:
№ п\п | Выделяемые признаки | Отметки о наличии признаков |
1. | Общий размер рисунка (его площадь) | |
2. | Количество членов семьи | |
3. | Соответствующие размеры членов семьи | |
мать | ||
отец | ||
брат | ||
сестра | ||
дедушка | ||
бабушка и т.д. | ||
4. | Расстояние между членами семьи | |
Наличие каких-либо предметов между ними | ||
5. | Наличие животных | |
6. | Вид изображения: | |
схематическое изображение | ||
реалистическое изображение | ||
эстетическое изображение | ||
метаморфическое изображение | ||
в интерьере, на фоне пейзажа и т.д. | ||
в движении, действии | ||
7. | Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3…) | |
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2, 3…) | ||
Степень аккуратности исполнения (1, 2, 3) |
|
Интерпретация теста «Рисунок семьи»
На основании особенностей изображения можно определить:
1. степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность - те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.
2. особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т д., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.
3. особенности внутрисемейных отношений и эмоционального самочувствия ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично расположены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции)
Следует обратить внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (чем больше несовпадений, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).
Литература
1. Воспитание детей в современной семье/ Под ред. П.Т. Фролова-Белгород, 1993.
2. Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 7-14).
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: 1994.
4. Бедный Д.С., «Семья–здоровье–общество», М.: 1986.
5 . Сборник статей «Культура семейных отношений» М.: 1985.
6. Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 00.
7. Интернет-ресурсы: http://www.kremlin.ru
http://festival.1september.ru
http://khanzhonovka.narod.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Вместо TV".
Данное мероприятие -альтернатива просмотру телевизора или игры на компьютере, можно провести в рамках классного часа, а также отдельным конкурсным соревнованием между классами в параллели. Задания под...
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
Вместе, а не вместо. Помощь родителей ребенку в домашней работе
Как родители могут помочь ребенку в выполнении домашних заданий...
Внеклассное мероприятие "Вместе читаем, вместе отдыхаем"
Здравствуйте, уважаемые гости нашего традиционного мероприятия! Разрешите поздравить всех вас с замечательным праздником, с днём семьи! Как хорошо, что мы с вами собрались вместе в э...
Памятка родителям "Не вместо ребёнка, в вместе с ним"
Памятка содержит практические рекомендации родителям школьников по воспитанию самостоятельности в мышлении и в поступках ребёнка...
Сценарий спортивного праздника «Вместе с сыном, вместе с дочкой»
Праздник проводится с родителями и детьми 1 класса...