Мероприятие "Дерево Доброты"
методическая разработка (4 класс) по теме
Мероприятие «Дерево Доброты» дает большой потенциал для формирования позитивных отношений между детьми и родителями разных классов, потому что, сколько существует школа, столько остро стоит проблема взаимоотношений между детьми. А так же мы прекрасно понимаем, что воспитание духовно-нравственной личности не возможно без союза школы с семьей. Действительность показывают, что самым слабым, местом в воспитание духовно-нравственной личности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому мероприятие, проведенной совместно с родителями, призвано помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, именно родители ответственны за то, чтобы их дети в семье получали представления о вековых моральных ценностях, в частности о доброте.
Мероприятие проводится в большом просторном и красивом помещении, приглашаются два параллельных класса, родители. Некоторые из них станут работать вместе с детьми, остальные – зрители. Причем, заранее с родителями этот вопрос не обсуждается .Те советы в стихотворной форме, которые дают родители, читаются с листа. А вот стихотворение для бабушки ( совет) готовили заранее.
В результате этой совместной работы получается символическое дерево «Доброты». Мы склеили четыре листа ватмана, нарисовали ствол и ветки дерева. В ходе мероприятия на дереве появлялись листья, цветы, плоды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevo_dobroty.docx | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 59 «
Внеклассное мероприятие
«ДЕРЕВО ДОБРОТЫ»
Провели в 4-х классах
учителя начальных классов:
Петришина Татьяна Васильевна
Путря Людмила Валентиновна
Курск - 2013
Цель: дать детям понятие, что доброта – одно из культурных традиций человека.
Задачи:
продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро и милосердие ;
способствовать развитию сочувствия, сопереживания;
повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;
оформить мероприятие символическим « Деревом Доброты».
Ожидаемые результаты : мероприятие направлено на формирование понимания необходимости искреннего, сердечного отношения к людям, раскрытие красоты добрых человеческих отношений.
Краткое тематическое содержание работы:
В наше время , к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии. В современном обществе много агрессивности и жестокости. Понимая острую необходимость духовного возрождения , актуальность духовно-нравственного воспитания, при подготовке мероприятия мы стремились построить его таким образом, чтобы в ходе проведения активно сотрудничали дети из разных классов , их родители, потому что и в школе утрачиваются формы коллективной деятельности. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально для младших школьников и их родителей.
Основные умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала:
Проведение этого мероприятия способствует формированию познавательного интереса к главным духовным понятиям, расширение кругозора, развивает интеллектуальные и творческие способности обучающихся, развивает коммуникабельность. Знания и умения, информация приобретенные детьми в результате проведения этого внеклассного мероприятия , не столько помогут им решать конкретные жизненные задачи, сколько формируют их духовно-нравственный мир, их мировоззрение.
Область применения разработки:
На сегодняшний день воспитание духовно-нравственной личности не возможно без союза школы с семьей. Действительность показывают, что самым слабым, местом в воспитание духовно-нравственной личности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому мероприятие призвано помочь детям, родителям, осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, именно родители ответственны за то, чтобы их дети в семье получали представления о вековых моральных ценностях.
Формы и методы реализации поставленных задач:
форма организация – внеклассное мероприятие группового метода . Используемый материал и презентация обеспечивают реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, учащиеся осознают сферы своих знаний об основных морально-этических нормах и соотносят их с извечными общечеловеческими нормами.
Возраст обучающихся:
для учащихся начальных классов (с привлечением родителей обучающихся)
Предварительная работа к проведению мероприятия:
1. Задание для всех учащихся класса: читать произведения художественной литературы своей возрастной группы , оценивать поступки героев ;
2. Знакомиться с пословицами и поговорками о добре и зле;
3. Индивидуальное задание: ребятам заранее даётся подобранный материал (инсценировки , стихи, частушки.).
4 . Классный руководитель готовит презентацию.
5. Готовится викторина « Узнай по поступку».
6. Делается музыкальная подборка песен о доброте, частушек о поступках.
7. Готовится оформление - большой плакат –дерево, раздаточный материал: листики, плоды, сердечки, полоски с пословицами, полоски с фразами для игры « Верю, не верю», полоски с фразами – поступками.
Место проведения: актовый зал или рекреация .
Оборудование: компьютер, проектор; музыкальное сопровождение ; плакат- дерево ; подборка кадров из мультфильмов, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационно-деятельный этап:
Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра.
Каждый народ имеет свои вековые традиции. Особое место среди культурных традиций занимают религиозные культуры и морально – этические нормы. Эти нормы основаны на таких общечеловеческих ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Сегодня у нас необычная встреча, которая посвящена такой ценности, как ДОБРО.
Рядом с вами, дети, ваши родители, потому что…
Все начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Уметь прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть… всё начинается с семьи… ( звучит музыка « Если добрый ты….» )
- Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обожжённою солнце достать И подарить его людям.
Слайд № 1 Слово это серьезное, Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
УЧИТЕЛЬ: И оно поважней ? чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
(Слайды2, 3)
- В жизни бывает так : капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Вы еще малы, для того, чтобы строить дом , а тем более воспитывать ребенка. Но посадить деревце вы уже можете. Сегодня мы посадим необычное дерево- дерево Доброты. В этом нам будут помогать сегодня те, кто вам ближе всего- узнайте кто это:
( дети читают стихи )
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра.
Было доброе вчера.
И откуда- спросишь ты,
В доме , столько доброты?
Что от этой доброты
Приживаются цветы, рыбки, ежики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это мама.,мама, мама !
- Да, сегодня ваши мамы будут вам помощниками . Для начала мы разделимся на группы. Групп будет 5. У каждого из вас есть листик определенного цвета. Просим вас объединиться в соответствии с цветом листика: желтый, зеленый, красный, синий, белый . Ведь ТВОРИТЬ ДОБРО ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ!
- А теперь мы хотим объяснить вам, почему мы соединили 2 класса. Каждый день вы сталкиваетесь в школьном коридоре друг с другом, но порой просто не замечаете, что у кого-то плохое настроение, кто-то невесел, а кому-то плохо. Таким образом, Вы проявляете равнодушие к ребятам из другого класса. Мы хотели бы , чтобы вы получше узнали друг друга в совместном творчестве, подружились , узнали получше , учились быть добрее! Ведь ТВОРИТЬ ДОБРО ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ!
- Из уроков окружающего мира вы знаете ЧАСТИ РАСТЕНИЙ? (дети называют их )
А наше дерево будет вот таким, ( СЛАЙД №4) где-
КОРНИ- ДОБРЫЕ СЛОВА
ЛИСТЬЯ- ДОБРЫЕ МЫСЛИ
ЦВЕТЫ- ДОБРЫЕ ДЕЛА
ПЛОДЫ – ДОБРЫЕ СЕРДЦА.
Поэтапная работа.
1 Этап - ДОБРЫЕ СЛОВА
- Главное слово сегодня- ДОБРОТА! Сейчас каждой группе нужно будет подобрать родственный слова к корню – ДОБР-
( Пока дети подбирают слова – Слайд № ,звучит песня о добре –Слайд № 6)
Проверка по Слайду № 7( приклеивание к корню Дерева )
2 ЭТАП - ДОБРЫЕ МЫСЛИ
- Издавна люди стремились к добру, ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Это кладезь народной мудрости. Мы думаем, что вы знаете пословицы о доброте. У вас на разных листках написаны части пословиц. Работая в группах, соберите их правильно. В этом вам помогут родители.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Злой не верит, что есть добрый.
Делай другим добро, будешь сам без беды.
Живи добрее, будешь всем милее.
Добрые вести прибавят чести . Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живёт век. Худо тому, кто добра не творит никому.
(Пословицы дети пишут на листиках и зачитывают их, прикрепляя к дереву)
ДОБРОЕ СЛОВО ЧЕЛОВЕКУ-ЧТО ДОЖДЬ В ЗАСУХУ -объясни смысл этой мудрости.
Поэт сказал : « Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести»
- Как часто мы не замечаем, что обижаем других словами. Послушайте, как об этом написала поэтесса Татьяны Дашкевич
Стихотворение «Обидные слова » ( читают 2 детей и мама )
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
- Обидеть можно не только словом, но и поступком. Как часто мы в школе сталкиваемся с этим. Почти как в этой инсценировке.
Инсценировка « Побил меня Гуляев Колька.»
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слёзы проглотил.
Пришел домой захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать,
А я-то в нашу дружбу верил!
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – Я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперёк...
Ах, Колька, Колька, – что ж ты это?
Такую дружбу не сберёг!
Ты не сберёг мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да, это Колька – так несмело
Вошёл с поникшей головой:
– Прости уж! Сердишься?
Задело!
Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: – Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты прийдёшь!
Поиграем в игру « Верим, не верим»
Верите- поднимаете свой листик. Не верите- хлопаем в ладоши .
3 ЭТАП - ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ
- А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? Правильно, в добрые дела!
- А какие добрые дела вы можете совершить сами?( ответы детей)
Работа в группах: в файле на каждом столе лежат листики . на которых уже записаны дела. А выбрать вы должны сами, какие дела добрые, а какие –нет!
сделать уборку в доме;
навести порядок в школьном дворе;
накормить бездомную собаку;
подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;
отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
помочь детям сиротам и инвалидам;
сделать кормушки птицам зимой;
сделать скворечники весной;
помочь пожилому человеку нести сумку.
Не будем брать листочки с записями:
обидеть маму;
поссориться с товарищем;
равнодушно пройти мимо плачущего малыша;
замахнуться палкой на собаку;
не покормить домашнего питомца;
не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;
подраться с мальчиками;
не позаботиться о пожилой бабушке.
Итог: зачитываем некоторые дела. Почему вы не взяли некоторые листочки. Почему эти дела нельзя назвать добрыми?(приклеиваем цветочки )
- Как вы думаете, чего больше на Земле- добра или зла ? Вам, дорогие дети, пока еще сложно ответить на этот вопрос. Но мы точно знаем, что….
От доброго – добро,
От злого – зло родится !
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло!
ВИКТОРИНА
Чтобы быть добрым- надо этому учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только родители и учителя, но и старые добрые сказки.
Задание 1. Вспомните, о каких сказочных героях говорится и какие добрые поступки они совершили? (Задание на листочках).
Слайд 8
Кто был превращён гномом в маленького человечка и совершил удивительное путешествие с дикими гусями? (С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).
Слайд 9
«В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Звали его…». (Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»).
Слайд 10 Герой этого произведения говорил такие волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели» (В.Катаев.« Цветик – семицветик»).
Слайд 11
«Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною» (Х. К. Андерсен «Снежная королева»).
Слайд 12
Женщина ахнула от восхищения, потому что внутри, среди лепестков, сидела крошечная девочка, Ростом не больше дюйма. Вот почему её назвали. (Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»).
Слайд 13
«Жил–был доктор. Он был добрый». (К.Чуковский «Доктор Айболит»).
- А сейчас не будет лишним еще раз напомнить ребятам, что такое «хорошо», а что такое «плохо»
- А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. ( Выступление детей )
1.Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2.Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек, Мировой мальчишка!
4. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5.Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!
6. Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
-- Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей , может , и мало.
И все – таки их большинство.
-Много хороших дел ждет нас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми. Этому надо учиться с детства, прислушиваться к советам старших.
Вот для вас советы! ( читают родители )
1. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
2. Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
3. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды. - А как делать не надо, послушаем частушки.
- С добротой неразрывно связано такое понятие как -МИЛОСЕРДИЕ Ты не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту. Всегда!
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя -ты счастлив.
Что день не напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря!
Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
(Показ слайдов о милосердии №№ 8 -16 )
- Чтобы окружающие люди считали тебя добрым , надо выполнять Правила доброты и милосердия .
( Слайды № № 17 – 18 ) Звучат слова поэта А. Чепурова: (читает ученица)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
На этой вечно неспокойной Земле!
Давай поклоняться доброте!
- Наша встреча завершается. Посмотрите еще раз , какое необыкновенное Дерево Доброты получилось у нас! Помните все добрые слова, поступки, мысли, что «выросли» на нем. Опора нашего Дерева, как и у любого другого –ствол - основа всего. А в основе всего лежит ДОБРОТА(приклеиваю вертикальный лист со словом Доброта). На нашем дереве нет плодов. Ваше МИЛОЕ СЕРДЦЕ, сердце , наполненное добротой и будет плод нашего необычного дерева. После окончания нашей встречи те из вас, чье сердце наполнилось добротой и милосердием, может приклеить свое ,пусть и из бумаги, сердечко с добрым словом.
- Наша встреча завершается, но… Перед тем, как расстаться
И уйти по домам,
Хочется нам попрощаться, Пожелав при этом Вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями!
Расстаемся мы сейчас!
Добрый путь вам!
В добрый час!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ДОБРОТЫ
Ученики в форме занимательных вопросов и заданий учат Карлсона творить добро....
Классный час на тему: «Мой путь к доброте».
Классный час рекомендуется провести 17 февраля, в День Спонтанного Проявления ДобротыЦель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сфе...
«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...
«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...
сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"
В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и п...
Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте
Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...