Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к обучению в школе?"
план-конспект занятия по теме
Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к обучению в школе?" проводится в апреле - мае учителем начальных классов. Учитель знакомит родителей с традициями школы, с нормативными документами, с результатами педагогической диагностики (индивидуально). Родителям выдаются помятки "Что должен знать ребёнок в 6-7 лет", Собрание завершается экскурсией по школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie._kak_podgotovit_rebyonka_k_shkole.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Как подготовить ребёнка к обучению в школе»
Первое родительское собрание проводилось в марте. Это позволило:
- во – первых, заранее познакомиться с родителями учеников, настроить семьи на необходимость общения со школой и педагогами;
- во – вторых, создать определённый оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой и учителем.
Собрание решало 2 задачи:
- Познакомить родителей будущих учеников с классом, классным руководителем, школой, администрацией учебного заведения, службами школы, а также родителей друг с другом.
- Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребёнка в семье и пониманию значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние.
План проведения собрания:
- Вступительное слово учителя.
- Выступление школьного логопеда.
- Проведение анкеты «Ваши взаимоотношения с ребёнком»
- Экскурсия по школе.
Вступительное слово учителя.
Раньше считалось, что учить ребёнка считать, писать и считать до школы не только не нужно, но и даже вредно, так как это помешает ему воспринимать школьную программу. Споры о том, чему учить и как учить будущего школьника и сейчас не сходят со страниц специальных журналов. И всё же овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. И не случайно большинство первоклассников, только переступивших порог школы, как правило, умеют читать, владеют счётом.
Но самое главное даже не это. У старших дошкольников необходимо развивать образное мышление. Будет достаточно, если вы научите своего ребёнка отличать живое от неживого, растения от животных, созданное руками человека от созданного природой, вредное от полезного. То есть дадите своему ребёнку более – менее чёткие представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям окружающей действительности. Это поможет ребёнку перейти к усвоению научных знаний.
И ещё. Постарайтесь побольше рассказывать будущему ученику об окружающем мире – предметах и свойствах, о живой и неживой природе, о людях и их труде, а также другие стороны общественной жизни, не забывая, конечно, об определённых нормах морали. И самое главное: не объём этих знаний, а их качество.
Это касается также и навыков чтения, счёта, решения задач. И здесь «полезность» обучения целиком и полностью зависит от того, насколько правильно они сформированы, на какой основе зарождается обучение. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребёнка к школе лишь при условии, что вы научили малыша слышать звуки слова, если он осознаёт его звуковой состав, а само чтение – слитное или, в крайнем случае, послоговое. Побуквенное чтение, напротив, затрудняет работу учителя, так как ребёнка придётся переучивать. То же самое и со счётом. Он кажется весьма полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен чисто механически.
Если ребёнок придёт в первый класс, не зная ни одной буквы, то как же он прочтёт задание учебника, скажем, по той же математике? Столкнувшись с этим парадоксом, постараемся избавить своего ребёнка от лишних трудностей, которых на первом году обучения и без того хватит.
Первоклассник должен не просто научиться читать, он должен знать, что наша речь состоит из звуков, что звуки бывают гласными и согласными, что согласные звуки разделяются на твёрдые и мягкие… И узнает это он тогда, когда интерес к звуковой стороне речи у него уже в значительной степени угас. К сожалению это именно так – шестилетний ребёнок уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, как делал это в 4 -5 лет. Знания, которые ему сообщают в школе о звуках, он старательно усваивает. Но старательно – ещё не значит увлечённо.
Шестилетний ребёнок иногда с трудом различает мягкие и твёрдые согласные звуки. Почему? Да опять – таки потому, что он не вслушивается в звуки, а представляет себе буквы, которыми слово записано. А 4 – летний слышит всё по – другому, он именно слышит. Можно ли воспользоваться подобной речевой одарённостью 4 – 5 летнего ребёнка и научить его не просто читать – научить его подлинной грамоте, закладывающей фундамент к усвоению курса фонетики и морфологии русского языка?
Психологические исследования доказывают, что вполне возможно. Больше того, доброе и благожелательное отношение взрослых будет постепенно способствовать тому, что чтение станет одним из самых любимых занятий вашего ребёнка.
Говорят, математика трудна, запутанна. Именно с этим предметом у большей части родителей и детей возникают проблемы, сложности. Так с чего же начинать домашнее обучение? Как лучше преподать азы этой давней и прекрасной науки?
А начинать нужно с игры! Да,да, именно с игры! И в дальнейшем не будем забывать о ней. Пусть ваши занятия с ребёнком станут ему интересны – он должен ждать их с нетерпением, с радостью. Игру можно назвать и так: «Будь внимателен!». Ребёнок сидит в комнате и ждёт, когда войдёт мама. Ему предстоит рассмотреть и запомнить, во что одета мама, что у неё на голове, в руках и т.д. Через 2 -3 минуты мама выйдет за дверь, изменит какие – то детали в одежде, а затем снова войдёт в комнату. Ребёнок должен определить, что же изменилось в её облике. Это упражнение на развитие внимания и сообразительности можно проделать раза три. Затем игру можно усложнить: взрослый, выходящий из комнаты, меняет уже не 1 – 2, а 3 – 4 детали своей одежды одновременно. Эта игра так же воспитывает умение наблюдать и сравнивать. То есть такие качества, которые необходимы для овладения математикой.
Что же касается непосредственно математики, программа подготовки ребёнка к школе заключается в следующем. Познакомьте свою дочь или сына с цифрами, со счётом в пределах 10. Покажите, как образуется каждое новое число. Обратите внимание на то, что число предметов не зависит от их размеров, цвета, формы. Научите ребёнка пересчитывать, отсчитывать то или иное количество предметов. Объясните ему, что такое измерение, условная мерка. Покажите, как можно разделить на несколько равных частей (2, 4, 8) целый предмет (яблоко, лист бумаги).
И не забудьте научить будущего первоклассника составлять и решать простые арифметические задачи, обязательно познакомьте со знаком =, +, -. Но при этом разумнее ограничиться задачами на сложение и вычитание в одно действие. И пусть ребёнок сам примет участие в создании задач. Разобрав 3 - 4 задачи одного типа, покажите ему, как можно записать решение с помощью цифровых знаков, объяснив предварительно, что означают знаки =, +, - .
Постарайтесь шире использовать задачи – иллюстрации, а также задачи, которые опираются на личный опыт ребёнка.
Решение устных задач также записывается в виде примера. Можно предложить составить задачу по примеру, выложенному из цифр.
Когда мы говорим, что «ребёнок умеет писать», это значит, что у него есть отчётливое представление о графемах (изображении форм букв), и он умеет правильно передавать их на письме. Но, в свою очередь, это требует овладения целым рядом навыков и умений (сохранение и изменение направления движения руки в соответствии с рисунком графемы, плавное, неотрывное движение, позволяющее передать характер русского письма). Необходимо также регулировать размах движения руки при письме – важно ведь сохранить одинаковый размер букв, а если нужно, то и произвольно его изменить (прописные буквы). Кроме того, ребёнка надо научить правильно размещать буквы на линейке тетради, правильно их соединять. Письмо требует координации движений руки, зрительного контроля за этим движением. Нужно также научить детей владеть орудием письма – правильно держать ручку и правильно ею действовать.
Ещё очень важно, чтобы ваш ребёнок научился правильно сидеть, не склоняясь низко, сохранять при письме правильную позу и положение рук, головы.
Обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму в школе будет даваться ему легче. Ранее усвоенные навыки ребёнок применит к новой для него деятельности.
Развитию ручной умелости до поступления в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, изготовлением различных поделок из бумаги, ткани, проволоки. И не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие в дошкольные годы техникой рисунка, выучиваются писать значительно быстрее своих сверстников.
Выступление школьного логопеда.
Проведение анкеты «Ваши взаимоотношения с ребёнком».
Памятка «Что должен уметь ребёнок в 6 – 7 лет».
Экскурсия по школе.
Памятка «Что должен уметь ребёнок в 6 – 7 лет»
В 6 – 7 лет ребёнок должен уметь:
Внимание – выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5 – 6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8 – 10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
Память – запоминать 8 – 10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3 – 4 предложений.
Мышление – определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9 – 10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Математика – называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
Развитие речи – правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6 – 7 предложений; составлять предложения из 5 – 6 слов, членить простые предложения на слова; делить слова на слоги.
Развитие мелкой моторики – свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Ознакомление с окружающим – называть своё имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времён года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелётных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.
Ваши взаимоотношения с ребёнком.
- Нравится ли Вам Ваш малыш?
- Слушаете ли Вы, что ребёнок говорит?
- Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
- Стараетесь ли Вы создать у ребёнка ощущение значимости того, о чём он говорит?
- Поправляете ли Вы речь малыша?
- Позволяете ли Вы ребёнку совершать ошибки?
- Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?
- Смеётесь ли Вы вместе с ним?
- Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?
- Играете ли Вы с малышом в какие – нибудь игры?
- Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребёнка?
- Есть ли у малыша хотя бы одна – две собственные книги?
- Есть ли у ребёнка дома место (например, полка), которое отведено только ему?
- Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги?
- Обсуждаете ли Вы с семьёй и с ребёнком что – нибудь интересное из прочитанного Вами?
- Стараетесь ли Вы сказать всё за малыша, прежде, чем он успеет открыть рот?
- Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребёнком?
- Задаёте ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли Вы возможность ребёнка смотреть телевизор?
- Есть ли у ребёнка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять и шлёпать глину и т. п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
- Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
- Собираетесь ли вы сводить ребёнка в театр, в зоопарк, в музей?
За каждый ответ «всегда» или «почти всегда» начислите себе 4 балла,
«иногда» - 2 балла,
«никогда» - 0 баллов.
Литература:
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1 – 4 классы. М: «ВАКО», 2004, 252 стр.
- Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе (Родительские собрания и не только…_ - М: ИКЦ «МарТ», 2004, - 192 стр.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1 – 4 классы) – М: «ВАКО», 2005. – 272 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к школе"
Данное родительское собрание проводится в конце мая, после завершения детьми "Школы будущих первоклассников"...
Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к школе"
"Как подготовить ребёнка к школе»родительское собрание для родителей будущих первоклассников Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки...
Тема: Как подготовить ребёнка к обучению в школе?
Статья поможет родителям и всем, кто воспитывает дошкольников заблаговременно подготовить ребёнка к обучению в 1 классе. Что же необходимо сделать, чтобы для первоклассников ден...
Родительское собрание на тему: " Как подготовить ребёнка к школе"
школа будущего первоклассника...
Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к школе?"
Рекомендации родителям будущих первоклассников...
Родительское собрание "Готовность ребёнка к обучению в школе"
Родительское собрание "Готовность ребёнка к обучению в школе". Содержит сведения о видах готовности и об особенностях подготовки ребёнка к школе.Цель: создание условий для включения родителе...