Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к школе"
консультация на тему
"Как подготовить ребёнка к школе»
родительское собрание для родителей будущих первоклассников
Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
План работы:
Знакомство.
Шуточный тест «У кого больше забот, связанных с подготовкой к школе: у родителей или детей?»
Лекция «Что входит в понятие «Школьная готовность».
Игра «Эмпатия».
Рефлексия, вручение памяток для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_roditelskoe_sobranie_kak_podgotovit_rebyonka_k_shkole.odt | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
"Как подготовить ребёнка к школе»
родительское собрание для родителей будущих первоклассников
Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
План работы:
- Знакомство.
- Шуточный тест «У кого больше забот, связанных с подготовкой к школе: у родителей или детей?»
- Лекция «Что входит в понятие «Школьная готовность».
- Игра «Эмпатия».
- Рефлексия, вручение памяток для родителей.
Ход собрания:
1
- Я очень рада, что Вы сегодня пришли. Здесь собрались родители из разных групп и многие не знакомы друг с другом, поэтому я предлагаю немного познакомиться. Мы будем по очереди передавать друг другу вот эту игрушку, у кого она окажется, тот расскажет немного о себе: имя, чей вы родитель, где работаете, чем увлекаетесь и т. д. Начну с себя...
2
Ваш ребёнок идёт в первый класс? Сколько же хлопот Вам предстоит: необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники, выбрать школу и т. д. Всего не перечислишь. Но при всём сочувствии к родителям, у ребёнка — будущего школьника — забот не меньше, даже больше. Смотрите сами.
Сейчас вы разделитесь на 2 группы: одна группа выступит в роли детей, а другая — в роли родителей. Перед вами 2 конверта: 1 - «заботы для родителей», 2 - «заботы для детей». Группы по очереди зачитывают «заботы». Делается вывод: у детей куда больше забот, чем у родителей.
3
Дети очень быстро растут. Вот и Ваши дети выросли и скоро пойдут в школу. Это переломный момент в жизни ребёнка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни — учёба, образовательная деятельность. Усвоение знаний становится основной целью.
Как подготовить ребёнка к этим переменам?
Готовность к школе — многоплановый процесс, включающий в себя эмоционально-волевую, физическую и умственную готовность к обучению.
Эмоционально — волевая готовность:
1.желание учиться,
- умение управлять своим поступками, преодолевать посильные трудности.
- правильное отношение к детям и взрослым.
Чтобы вызвать у ребёнка желание учиться, необходимо рассказывать ему о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят, о туристических походах и, самое главное , о знаниях, которыми он овладеет в школе. Необходимо говорить не только о привлекательной стороне школьной жизни. Ребёнок должен знать о трудностях, с которыми придётся ему встретиться. Важно научить малыша настойчивости, необходимой для достижения цели; сформировать у будущих школьников усидчивость, т. е. умение длительное время заниматься одним делом. Развитию усидчивости способствуют настольно—печатные игры, в которых можно что-то изготовить самостоятельно. Различные игры типа «Конструктора» также развивают усидчивость, учат преодолевать трудности. Не всегда у детей всё получается сразу. В школе ребёнку приходится иногда переделывать одно и то же упражнение несколько раз. Если ученик к этому не готов, неудачи будут раздражать его, вызывать неприязнь к учению. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить до конца. Ребёнок, привыкший до школы доводить работу до конца и в школе будет проявлять настойчивость.
Не менее важно формировать у детей правильное отношение к другим детям и взрослым. Не только в детском саду, но и дома нужно не забывать о воспитании чувства коллективизма. В семье, где несколько детей, это сделать проще. Если же у вас один ребёнок — постарайтесь чаще приглашать к нему в гости других детей, при этом обращайте внимание на то, как ведёт себя ваш малыш. Быть может, он дерётся, стремясь захватить лучшую игрушку, или наоборот — излишне уступчив, всё отдаёт более энергичным детям, а сам пассивен. Тактично, не нарушая игры, вмешивайтесь в детские отношения, направляя их. Что касается отношения вашего ребёнка к другим взрослым, то к семи годам необходимо сформировать следующие умения: малыш должен уметь внимательно, не перебивая, слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть вежливым: уступить место в автобусе, подать стул, помочь пожилым. Надо чаще напоминать ребёнку, что он живёт среди людей и поэтому должен вести себя так, чтобы своим поведением не мешать им (папа спит — нельзя шуметь; болен сосед — ему может быть неприятен громкий смех; мама занята разговором — не нужно в это время обращаться к ней с вопросами. Если ребёнок не умеет считаться с другими людьми, он не сумеет построить правильные отношения с детьми и в школьном коллективе.
Физическая готовность:
Во — первых, нужно проверить слух и зрение малышей у врача. Чтобы можно было вовремя им помочь.
Во — вторых важно научить ребёнка не только слушать, но и слышать. Старайтесь не повторять многократно свои просьбы, поручения и указания, а то у ребёнка может сформироваться привычка не обращать внимание на слова взрослых, а это в свою очередь помешает ему сразу вникнуть в суть сказанного учительницей и может привести к неуспеваемости. Слово — сильный раздражитель, поэтому злоупотреблять им опасно. Научите ребёнка воспринимать ваше указание с одного раза. Указания должны быть краткими и чёткими. Постоянный шум, громкий разговор, систематически включенный телевизор не только притупляют слух, но и вредно действуют на нервную систему. Вместе с тем не следует говорить и слишком тихо. Такая речь быстро утомляет детей. В повседневной жизни есть большие возможности для развития слуха: послушайте вместе с ребёнком шелест листвы, пение птиц и т. д. Поиграйте в игру «Эхо»: предложите ему встать к вам спиной, сами отойдите в противоположный конец комнаты; произнесите тихо и отчётливо знакомые ребёнку слова и попросите его их повторить. Прочитайте ребёнку сказку. А потом задайте несколько вопросов. Предложите пересказать её.
В третьих, важно научить ребёнка не только смотреть, но и видеть. Предложите ему закрыть глаза и рассказать, какие вещи стоят в комнате. Не все дети смогут это сделать. Хотя бывают в комнате ежедневно. Старайтесь развивать наблюдательность, т. е. способность замечать всё существенное в окружающей обстановке. Полезно играть с малышом в игры, развивающие наблюдательность и внимание. С ребёнком можно поиграть в следующую игру: на стол ставят несколько знакомых игрушек, ребёнок закрывает глаза, вы прячете одну игрушку и спрашиваете: «Чего не стало?». Если ребёнок не сможет ответить, покажите ему игрушку, а затем ещё раз повторите игру. Хорошо брать вещи, которые незначительно отличаются друг от друга — одинаковые матрёшки, но в разных платочках; одинаковые по величине тарелочки,но разные по цвету и т. д. Во время прогулки по улице можно обратить внимание ребёнка на форму машин, их окраску, сообщить их название.
В четвёртых — необходимо соблюдать режим дня. Хорошо продуманный режим дня позволяет найти время для разнообразных игр, занятий, укрепляет здоровье ребёнка, организует его деятельность. Воспитывает волю и положительные черты характера — ребёнок учится ценить время, быть сдержанным, управлять своими желаниями. И наоборот, дети, не привыкшие к твёрдому распорядку дня, с трудом переключаются на какое-нибудь необходимое в данный момент дело, не успевают вовремя поесть, с трудом засыпают и просыпаются, с неохотой садятся за приготовление уроков.
Сразу привыкнуть к жизни по режиму, конечно трудно. Поэтому ещё до школы нужно постепенно учить детей делать всё в своё время, беречь его и ценить. Так же немаловажным условием является полноценное питание. Для укрепления здоровья. Улучшения аппетита большое значение имеют движения, особенно на свежем воздухе. Прогулке в режиме надо выделить не менее 4 часов в день. Ребёнок должен гулять в любую погоду. Если во время прогулки он будет двигаться, играть в различные игры, ему не будет холодно, он привыкнет к смене температуры, постепенно закалится. Чёткое выполнение режима дня не только организует жизнь ребёнка, но и поможет сохранить ему жизнерадостность, бодрость, укрепит его нервную систему.
Умственная готовность:
включает в себя прежде всего развитие мышления, речи и любознательности.
Главный показатель умственного развития ребёнка — его речь. Дошкольный возраст — возраст овладения родным языком: его словарным запасом, грамматикой, синтаксисом. С самого раннего возраста надо правильно и чётко называть детям предметы, даже если они пока не научились говорить. Ребёнок 6-7 лет понимает и применяет уже такие обобщающие слова, как овощи, фрукты, транспорт и т.д, правильно употребляет слова, обозначающие времена года, названия многих профессий, пользуется общепринятыми словами вежливости (пожалуйста, спасибо, извините). Но всё это не приходит само собой, детей надо знакомить с явлениями жизни, называть и объяснять их. Если вы зашли в магазин, понаблюдайте за быстрой и чёткой работой продавца. В овощном магазине расскажите где и как вырастили овощи и фрукты, каким путём они попали на прилавок. Расскажите ребёнку о своём труде и работе ваших знакомых. Можно рассказать ребёнку, как сделан материал, из которого сделан его костюм, как создавали книгу, как люди вырастили пшеницу, из которой делают хлеб и многое другое. Знакомство с различными видами труда расширит кругозор ребёнка, разовьёт его мышление, обогатит словарь.
Детей интересует всё, что происходит вокруг и можно использовать эту любознательность для развития мышления. Дети и сами обращаются к взрослым с бесконечными вопросами. Любознательность — ценное свойство детей и взрослым необходимо его поддерживать. По возможности отвечайте на все вопросы детей, но в доступной для них форме. Если вы не можете ответить на вопрос сразу, пообещайте сделать это в другой раз. Но к ответу подготовьтесь обязательно. Дети, как правило не забывают своих вопросов.
Для обучения связной речи большое значение имеет рассказывание не только по сюжету или по картинке, но и из жизни самого ребёнка. Задавайте малышу наводящие вопросы: «Что было на ёлке?», «Каких зверей видел в зоопарке? И т. д. Очень полезны для развития правильного произношения скороговорки.
Упражнения по развитию речи, разучивание скороговорок, чтение стихов различного характера, пересказывание желательно проводить ежедневно. Если вы уделите таким упражнениям хотя бы 15-20 минут в день, результаты не замедлят сказаться.
Таким образом, чем больше вы вложите в своего ребёнка, тем легче он будет усваивать учебную программу и легче адаптируется к школе.
4
Итак, Вам необходимо всегда быть рядом с будущим учеником. Обращать внимание не только на его физическое самочувствие, но и на его эмоциональное состояние. Малыш не всегда готов поделиться своими чувствами. Поэтому вам необходимо научиться самим угадывать, что чувствует ребёнок в данный момент.
Сейчас вы все будете детьми. Ваша задача изобразить без слов (мимикой, жестами) то состояние, которое написано у вас на карточку (раздать карточки). Остальные попробуют угадать, что чувствует выступающий (гнев, радость, задумчивость, страх, удивление, скуку, усталость, робость). Родители выполняют упражнение «Эмпатия».
5
Наша встреча подошла к концу. Давайте поделимся впечатлениями об услышанном. Я снова буду передавать игрушку, у кого она окажется, выскажет свое мнение о том, что он услышал сегодня. Вручение памяток.
Приложение
Памятка для родителей «Как подготовить ребёнка к школе?» Эмоционально — волевая готовность: 1.желание учиться 2.умение управлять своим поступками, преодолевать посильные трудности 3. правильное отношение к детям и взрослым. Физическая готовность 1.Здоровый слух и зрение. 2.Умение слышать и видеть, а не слушать и смотреть. 3.Соблюдение режима дня. 4. Полноценное питание. Умственная готовность 1.Развитие мышления 2. Развитие речи 3. Формирование любознательности | Памятка для родителей «Как подготовить ребёнка к школе?» Эмоционально — волевая готовность: 1.желание учиться 2.умение управлять своим поступками, преодолевать посильные трудности 3. правильное отношение к детям и взрослым. Физическая готовность 1.Здоровый слух и зрение. 2.Умение слышать и видеть, а не слушать и смотреть. 3.Соблюдение режима дня. 4. Полноценное питание. Умственная готовность 1.Развитие мышления 2. Развитие речи 3. Формирование любознательности |
Памятка для родителей «Как подготовить ребёнка к школе?» Эмоционально — волевая готовность: 1.желание учиться 2.умение управлять своим поступками, преодолевать посильные трудности 3. правильное отношение к детям и взрослым. Физическая готовность 1.Здоровый слух и зрение. 2.Умение слышать и видеть, а не слушать и смотреть. 3.Соблюдение режима дня. 4. Полноценное питание. Умственная готовность 1.Развитие мышления 2. Развитие речи 3. Формирование любознательности | Памятка для родителей «Как подготовить ребёнка к школе?» Эмоционально — волевая готовность: 1.желание учиться 2.умение управлять своим поступками, преодолевать посильные трудности 3. правильное отношение к детям и взрослым. Физическая готовность 1.Здоровый слух и зрение. 2.Умение слышать и видеть, а не слушать и смотреть. 3.Соблюдение режима дня. 4. Полноценное питание. Умственная готовность 1.Развитие мышления 2. Развитие речи 3. Формирование любознательности |
Памятка для родителей «Как подготовить ребёнка к школе?» Эмоционально — волевая готовность: 1.желание учиться 2.умение управлять своим поступками, преодолевать посильные трудности 3. правильное отношение к детям и взрослым. Физическая готовность 1.Здоровый слух и зрение. 2.Умение слышать и видеть, а не слушать и смотреть. 3.Соблюдение режима дня. 4. Полноценное питание. Умственная готовность 1.Развитие мышления 2. Развитие речи 3. Формирование любознательности | Памятка для родителей «Как подготовить ребёнка к школе?» Эмоционально — волевая готовность: 1.желание учиться 2.умение управлять своим поступками, преодолевать посильные трудности 3. правильное отношение к детям и взрослым. Физическая готовность 1.Здоровый слух и зрение. 2.Умение слышать и видеть, а не слушать и смотреть. 3.Соблюдение режима дня. 4. Полноценное питание. Умственная готовность 1.Развитие мышления 2. Развитие речи 3. Формирование любознательности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как подготовить ребёнка к школе.
Ваш ребёнок идёт в школу? Вы хотите сами его подготовить? Эти советы Вам помогут....
как подготовить ребёнка к школе
Как подготовить ребёнка к школе....
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ...
Как подготовить ребёнка к школе.
Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Что должен знать и уметь ребёнок, приходя в 1 класс?...
Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к школе"
Данное родительское собрание проводится в конце мая, после завершения детьми "Школы будущих первоклассников"...
Родительское собрание на тему: " Как подготовить ребёнка к школе"
школа будущего первоклассника...
Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к школе?"
Рекомендации родителям будущих первоклассников...