Родительское собрание на тему: " Как подготовить ребёнка к школе"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Готовность ребенка к школе»
Форма проведения: родительский лекторий.
Цели: педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы; формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению; знакомство с особенностями адаптации к новым образовательным условиям.
Задачи: наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребёнка к школе; вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения;
Вопросы к собранию:
1.Готов ли ребенок к поступлению в школу?
2.Какие могут возникнуть проблемы в предшкольной подготовке? 3.Рекомендации по повышению уровня готовности к школе.
Ход собрания
1.Подготовительный этап
-Провести диагностику готовности детей к школе.
-Подготовить презентацию.
-Составить тексты памяток родителям будущих первоклассников
. -Составить текст беседы для педагогического всеобуча.
-Подготовить список предметов, необходимых для обучения в 1 классе. 2.Организационный этап
На столах разложить памятки для родителей; обработанные психологом результаты диагностики детей.
3. Этап педагогического всеобуча
Из чего складывается психологическая готовность к школе?
Как она формируется?
Можно ли и каким образом развить у ребенка психологическую готовность к школе?
На эти и другие вопросы мы и попробуем найти ответы.
Поступление в школу и есть один из таких важных этапов в развитии ребенка, а готовность к школе – итогом предыдущих 6-7 лет его развития. И это не значит, что ребенок 6-7 годам должен стать настоящим школьником, наоборот, означает, что к данному возрасту он должен быть зрелым дошкольником, а не зрелым школьником. Это означает, что будущий дошкольник должен полноценно прожить свое дошкольное детство и максимально использовать возможности этого периода жизни для своего развития. Для простоты понимания можно составить следующую формулу: Желание («хочу учиться») +возможности («могу учиться») = психологическая готовность к школе. Давайте поговорим, о том, какие же составляющие входят в набор «школьной готовности». Прежде всего, это мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Мотивационная готовность-это наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Они могут стремиться в школу, так как хотят быть взрослыми, иметь определенные права. Ребенок должен знать и принимать тот факт, что уроки нужно делать, жертвуя игрой или прогулкой. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника. Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Стремление идти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и является главным составляющим. Основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение во время уроков, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарований при отборе в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких - то определенных сформированных знаний и умений. Главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи. Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Для этого нужно чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные задания. Если ребенок не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребенка отсутствует, он не готов к школьным занятиям. Чтобы успешно учиться в первом классе, ребенок должен уметь понимать учебную задачу. Должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы, т.е. уметь решать простые логические задачи. У ребенка должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение – впереди, справа, сзади, слева, сверху, снизу и т.д. Должен знать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Мы часто стараемся заранее научить ребенка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка главного – умения сосредоточиться. Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрел ребенок при поступлении в школу: умеет ли убрать постель, игрушки, привести себя в порядок и многое другое. Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно – моторной координации. Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе. Всем родителям необходимо своевременно проверить своих детей у логопеда. Дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Еще бы мне хотелось немного рассказать о страхах детей. Почему они боятся идти в школу? Есть дети, которые по тем или иным причинам испытывают тревогу от одной мысли, что скоро в школу и негативно отзываются о ней. Причиной такого пессимизма может быть негативный опыт выполнения заданий в детском саду или тревога родителей по поводу предстоящего поступления в школу. Другой причиной могут быть запугивания взрослыми будущего первоклассника предстоящей школой («Вот пойдешь в школу – там тебя научат!», «В школе тебе уже никто не поможет» и т.д.) или неправильные представления ребенка о самой школе.
Правила создания позитивной обстановки в обучении:
1.Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
2.Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете.
3.Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так, то было бы еще лучше».
Памятка для родителей.
1.Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
2.Узнайте у воспитателей насколько «зрел» или «незрел» ребенок.
3.Обсудите с ребенком все правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
4.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получиться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
5.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
6.Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
7.Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить.
8.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.
9.С поступлением в школу в жизни ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
10.Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия, радости,игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край
Условия успешной адаптации первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей- со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....
Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».
Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....
Родительское собрание по теме: «Первые дни ребёнка в школе»
Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учит...
Выступление на родительском собрании по теме "Как подготовить ребенка к школе"
Выступление на родительском собрании по теме "Как подготовить ребенка к школе"....
Выступление на родительском собрании на тему" Проблемы адаптации ребёнка в школе"
В данном выступлении были расскрыты проблемы адаптации ребёнка к школе, а именно, особенности психофизиологической адаптации и возрастные психологические особенности ребёнка. Родители узнали осн...
Родительское собрание на тему «Первые шаги ребёнка в школе. Организация учебной деятельности в 1 классе».
От адаптации зависит успешность овладения ребёнком учебной деятельностью, комфортность его пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению. Каждый первоклассник переживает и осо...
Сценарий родительского собрания на тему: «Первые дни ребёнка в школе».
Сценарий родительского собрания в 1 классеТема: «Первые дни ребёнка в школе»...