Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Что должен знать и уметь ребёнок, приходя в 1 класс?
материал на тему
Предварительный просмотр:
Готов ли ребёнок к школе?
Юпатова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 10.
Вот и прошёл выпускной утренник в детском саду. Пролетит короткое лето и осенью Ваш малыш переступит порог школы. Это очень ответственный шаг в жизни. Как же помочь маленькому первооткрывателю уверенно сделать шаг в мир знаний? Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?
Этот вопрос волнует и педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учёбой не будет. Это не совсем верно. Необходимо, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Есть ещё одна очень важная сторона подготовленности к школе: умеет ли ваш ребёнок слушать других? Понимает ли с первого раза, когда к нему обращаются тихим, спокойным голосом?
Важной стороной готовности к школе является способность управлять своим поведением. Сегодня, к сожалению, количество детей гиперактивных, импульсивных резко возросло. Очень важно вовремя обратить внимание на таких детей, если активность носит не вполне здоровый характер, ещё есть время обратиться к врачу.
Такие слова, как «спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания» должны быть на устах ребёнка ещё до школы. Исключите из вашего общения приказной тон, нецензурную брань. Общайтесь с ребёнком вежливо. Он обязательно скопирует ваш стиль.
Никогда не пугайте детей трудностями и неудачами в школе. Даже если ребёнок неусидчив, не бросайте случайных запугивающих слов. В дальнейшем это приводит к негативным последствиям. Сделайте всё, чтобы начало учёбы было приятным событием. Развлеките ребёнка рассказами из своей школьной жизни, рассказывая, естественно, только о приятных событиях.
И, конечно, в школу малыш должен идти с определённым багажом знаний, чтобы учиться ему было легко, чтобы справляться с учебными нагрузками, чувствовать себя уверенно среди одноклассников.
Помогите ребёнку овладеть элементарной информацией, чтобы он не растерялся. Убедитесь, что ребёнок знает фамилия, имя и отчество родителей, своё полное имя, полный адрес, номер телефона.
При поступлении в школу ребёнок 6-7 лет должен уметь
по математике:
- ориентироваться в помещении или на рисунке ( лево, право, вниз, вверх, между, перед, за и т.д. );
- знать прямой и обратный счёт в пределах 10;
- знать и узнавать цифры от 0 до 9;
- называть последующее и предыдущее число;
- решать примеры на + и - в пределах 5;
- уметь сравнивать числа ;
- уметь решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание;
- знать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- уметь различать предметы по цвету ( знать цвета), по размеру, по форме.
По чтению и письму:
Очень важно правильно произносить все звуки русского языка. Если ребёнок не выговаривает какой-то звук, отведите его к логопеду, чтобы решить эту проблему как можно быстрее, иначе будут проблемы с русским языком.
Словарный запас ребёнка 6 – 7 лет должен быть хорошо развит, примерно 7000 слов должен знать ребёнок.
Чтобы быстрее и легче овладеть письмом, необходимо, чтобы у будущего школьника были достаточно развиты мелкая моторика и координация движения рук. С этой целью полезно выполнять различные упражнения: штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш, обведение фигур по трафарету или шаблону , раскрашивание. Следите за тем, чтобы малыш правильно держал ручку, карандаш. Переучивать потом будет очень трудно.
Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Приучайте детей стараться, выполнять любую работу качественно.
Ребёнок должен уметь выделять звук в словах и определять его место в слове ( в начале, в конце, в середине). Например:
- Есть ли в слове машина звук [ш]? Где он находится? Какой первый звук в слове лиса? И т.д.
- Ребёнок должен уметь делить слова на слоги;
- составлять предложения из 3- 5 слов;
- уметь составлять рассказ по картинке;
- уметь передавать литературный текст своими словами, т.е. пересказывать;
- уметь обобщать. Например: лиса, медведь, заяц – как назвать одним словом?
- Знать стихи наизусть;
- уметь разгадывать загадки; знать самому загадки;
- желательно знать все буквы алфавита;
- читайте ребёнку как можно больше книг, даже если он уже научился читать.
Дети знают кто такой Шрек, Лунтик, знают имена всех Смешариков, а вот кто такой Емеля, папа Карло или Сивка-Бурка не знают.
Важно, чтобы у ребёнка были знания окружающего мира:
- Ребёнок должен знать последовательность времён года;
- названия всех 12 месяцев;
- названия и последовательность дней недели;
- знать сезонные признаки природы ( листья желтеют – осенью, тает снег – весной и т.д.);
- различать диких и домашних животных;
- знать названия некоторых птиц, рыб, грибов, цветов;
- важно знать в какой стране мы живём, в каком городе.
Не бойтесь давать в руки ребёнка ножницы. Ножницы должны быть с тупыми концами. Пусть малыш учится вырезать картинки из журналов, старых книг. Все это помогает ребенку видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Те дети, которые приходят в школу подготовленными, не испытывают тех самых перенагрузок, от которых страдают те дети, которые внезапно 1 сентября попали за парту и для которых усидчивость и учение - непривычная, тяжёлая работа.
Советы родителям:
- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
- По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
- Расширяйте кругозор ребёнка. Читайте ему познавательную литературу.
- Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Мы, педагоги, искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет лёгкой, и Вы не устанете в пути. Желаем удачи!
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?
Этот вопрос волнует и педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учебой не будет. Это не совсем верно. Необходимо, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение.
Есть ещё одна очень важная сторона подготовленности к школе: умеет ли ваш ребёнок слушать других? Понимает ли с первого раза, когда к нему обращаются тихим, спокойным голосом?
И конечно, в школу он должен идти с определённым багажом знаний.
Что же должен знать и уметь ребёнок к первому классу, чтобы учиться ему было легко, чтобы справляться с учебными нагрузками, чувствовать себя уверенно среди одноклассников?
Нормы, о которых я буду рассказывать, приняты не нашей школой, а городским управлением образования, т.е. в какую бы школу ваш малыш не пошёл, требования к подготовке везде одинаковые.
Итак,
1)Помогите ребёнку овладеть элементарной информацией, чтобы он не растерялся . Убедитесь, что ребёнок знает ф.и.о. родителей, своё полное имя, полный адрес, номер телефона.
- При поступлении в школу ребёнок 6-7 лет должен уметь
По математике:
- ориентироваться в помещении или на рисунке ( лево, право, вниз, вверх, между, перед, за и т.д. )
- знать прямой и обратный счёт в пределах 10.
- уметь посчитать н-р: от6 до 10, или от 7 до2.
- знать и узнавать цифры от 0 до 9
- называть последующее и предыдущее число.
- решать примеры на + и - в пределах 5, знать знаки +,-, <, >
- уметь сравнивать числа 7 < 8
- уметь решать и составлять простые задачи на + и - .
- знать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
- уметь различать предметы по цвету ( знать цвета), по размеру, по форме.
По чтению и письму:
Очень важно
- правильно произносить все звуки русского языка. Если ребёнок не выговаривает какой-то звук, отведите его к логопеду. Чтобы решить эту проблему как можно быстрее, иначе будут проблемы с русским языком.
- Словарный запас ребёнка 6 – 7 лет должен быть хорошо развит, примерно 7000слов должен знать ребёнок.
- Чтобы быстрее и легче овладеть письмом, необходимо, чтобы у будущего школьника были достаточно развиты мелкая моторика и координация движения рук. С этой целью полезно выполнять различные упражнения:
штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш ,
обведение фигур по трафарету или шаблону , раскрашивание. Следите за тем, чтобы малыш правильно держал ручку, переучивать будет очень трудно.
Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Приучайте детей стараться, выполнять любую работу качественно.
- ребёнок должен уметь выделять звук в словах и определять его место в слове ( в начале, в конце, в середине). Например:
есть ли в слове машина звек ш? Где он находится? Какой первый звук в слове лиса? И т.д.
- ребёнок должен уметь делить слова на слоги.
- составлять предложения из 3- 5 слов
- уметь составлять рассказ по картинке.
- уметь передавать литературный текст своими словами, т.е. пересказывать.
- уметь обобщать. Например: лиса, медведь, заяц – как назвать одним словом?
- знать стихи наизусть,
- различать жанры художественной литературы: сказка, стих, рассказ;
- уметь разгадывать загадки; знать самому загадки.
- желательно знать все буквы алфавита.
- читайте ребёнку как можно больше книг, даже если он уже научился читать.
Дети знают кто такой Шрек, Лунтик, имена всех шмешариков, а вот кто такой Емеля, папа Карло или Сивка-Бурка не знают. Потомучто смотрят только мультики, а книжки им никто не читает. В результате слабо развит кругозор.
Важно, чтобы у ребёнка были знания окружающего мира:
- знать последовательность времён года;
- названия всех 12 месяцев;
- названия и последовательность дней недели;
- знать сезонные признаки природы ( листья желтеют – осенью, тает снег – весной и т.д.)
- уметь различать распространённые растения ( берёза, дуб, сосна)
- различать диких и домашних животных;
- знать названия птиц, рыб, грибов, цветов.
- важно знать в какой стране мы живём, в каком городе.
Не бойтесь давать в руки ребёнка ножницы. Пусть учится вырезать картинки из журналов, старых книг. Все это помогает ребенку видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину.
За годы работы, наблюдая за детьми, мы, учителя, сделали вывод: неподготовленные дети становятся отстающими.
Готов ли ребёнок к школе?
Вот и прошёл выпускной утренник в детском саду. Пролетит короткое лето и осенью Ваш малыш переступит порог школы. Это очень ответственный шаг в жизни. Как же помочь маленькому первооткрывателю уверенно сделать шаг в мир знаний? Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?
Этот вопрос волнует и педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учёбой не будет. Это не совсем верно. Необходимо, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Есть ещё одна очень важная сторона подготовленности к школе: умеет ли ваш ребёнок слушать других? Понимает ли с первого раза, когда к нему обращаются тихим, спокойным голосом?
Важной стороной готовности к школе является способность управлять своим поведением. Сегодня, к сожалению, количество детей гиперактивных, импульсивных резко возросло. Очень важно вовремя обратить внимание на таких детей, если активность носит не вполне здоровый характер, ещё есть время обратиться к врачу.
Такие слова, как «спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания» должны быть на устах ребёнка ещё до школы. Исключите из вашего общения приказной тон, нецензурную брань. Общайтесь с ребёнком вежливо. Он обязательно скопирует ваш стиль.
Никогда не пугайте детей трудностями и неудачами в школе. Даже если ребёнок неусидчив, не бросайте случайных запугивающих слов. В дальнейшем это приводит к негативным последствиям. Сделайте всё, чтобы начало учёбы было приятным событием. Развлеките ребёнка рассказами из своей школьной жизни, рассказывая, естественно, только о приятных событиях.
И, конечно, в школу малыш должен идти с определённым багажом знаний, чтобы учиться ему было легко, чтобы справляться с учебными нагрузками, чувствовать себя уверенно среди одноклассников.
Помогите ребёнку овладеть элементарной информацией, чтобы он не растерялся. Убедитесь, что ребёнок знает фамилия, имя и отчество родителей, своё полное имя, полный адрес, номер телефона.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Те дети, которые приходят в школу подготовленными, не испытывают тех самых перенагрузок, от которых страдают те дети, которые внезапно 1 сентября попали за парту и для которых усидчивость и учение - непривычная, тяжёлая работа.
Советы родителям:
- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
- По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
- Расширяйте кругозор ребёнка. Читайте ему познавательную литературу.
- Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Мы, педагоги, искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет лёгкой, и Вы не устанете в пути. Желаем удачи!
Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет лёгкой, и Вы не устанете в пути.
Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.
Пусть законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!
Закон 1. Дорожите любовью своего ребёнка.
Закон 2. Не унижайте своего ребёнка.
Закон 3. Не угрожайте ребёнку. Это порождает враньё, приводит к боязни и ненависти.
Закон 4. Не налагайте запретов. Запретный плод сладок!
Закон 5.. Не опекайте ребёнка там, где можно обойтисьбез опёки.
Закон 6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора.
Закон 8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих “да” и “нет”.
Закон 10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой.
Помните, что самое большое родительское счастье, - видеть состоявшuxся, умных и благодарных детей! Желаем вам успеха!
I. Чему должны учить ребенка родители, чтобы у него сформировать интерес к учебе?
1. Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту, правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно действию, а незнаниям о предметах быта.
2. Нужно учить играть. В ней формируются, осмысливаются сами действия с предметами, потом — отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимосвязь, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Затем нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее.
3. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.
5. Собирая конструкторы, разрисовывая карандашами книжки-раскраски, ребёнок тренирует руку для письма.
6. Научите ребёнка подробно отвечать на вопросы, рассказывать о своих впечатлениях, сравнивать предметы и явления и делать самостоятельные выводы.
7. Учить ребенка выходить из проблемных ситуаций.
Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость. Поэтому родители должны помнить, что в формировании готовности к школьному обучению важно создание тех предпосылок, которые, прежде всего, обеспечат правильное отношение ребенка к учебе, трудностям и успешное их преодоление.
II. Как формировать интерес к чтению у детей?
Дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. У ребенка есть потребность в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать. Выразительное чтение взрослых или прослушивание теле-, радиопередач дает детям гораздо больше, чем чтение по слогам.
Дети, которые уже самостоятельно читают, должны упражняться только в чтении коротких стихов.
Книгу для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие.
После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а, кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.
Чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими.
Как помочь ребенку подготовиться к школе?
Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:
беременность и роды протекали с осложнениями;
ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив.
вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.
Но часто в школе учёба непросто даётся не только детям с теми или иными отклонениями, а совершенно обычным, на которых вся семья возлагает большие надежды. Именно поэтому так важно задуматься заранее - готов ли ваш ребёнок к учёбе? Как построить отношение со сверстниками?
Тренировка перед школьным марафоном
Регулярные физические нагрузки - это лучшее "дисциплинирующие", и укрепляющие организм вещество. Причём лучше всего, если это будут такие виды спорта, которые требуют терпения и множественных упражнений - бег, гребля, плавание, прыжки в воду. Научившись справляться со спортивными нагрузками, ребёнку легче будет привыкнуть к учёбе.
Постарайтесь походить вместе в спортклуб (секцию ОФП - общей физической подготовкой, бассейн).
Как помочь дошкольнику?
1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
2. Самостоятельность.
Чтобы ребёнок быстрее смог адоптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
3. Коллектив.
Общее родительское собрание
в средней группе. Подготовка к школе
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного поговорить о том, что ждёт вас в недалёком будущем. О школе, о подготовке к школе.
Вам были предложены небольшие анкеты, чтобы понять ваше отношение к подготовке Ваших детей к школе. Очень отрадно, что многие родители откликнулись на это. Но есть и такие, кто считает, что в 4-5 лет обсуждать эту проблему, а тем более заниматься подготовкой детей к школе ещё рано.
И сейчас мы попробуем немного в этом разобраться.
В чём заключается готовность ребёнка к школе? (1-й вопрос анкеты)
Психологическая готовность
Физическое здоровье
Умение логически мыслить
Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
Развитие мелкой моторики руки
Ответственность и самостоятельность
Умение читать и писать
Умение считать
Выделяются разные виды готовности к школе:
Психологическая готовность
Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
Специальная готовность: умение читать, считать, писать
Прежде всего, важна психологическая готовность (что вы и отметили в своих анкетах). Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:
способность управлять своим поведением
умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
стремление преодолевать трудности
стремление к достижению результата своей деятельности.
Из ваших анкет видно, какими, на ваш взгляд качествами должен обладать будущий первоклассник (это нравственно-волевые качества):
настойчивость,
трудолюбие,
усидчивость,
дисциплинированность
внимание
любознательность и т.д.
Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.
И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Ситуация
Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»
Конечно же, мама в данной ситуации не права. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.
Подумайте, а как вы реагируете, когда ребёнок не доводит начатое до конца?
Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Ежегодно в 15 гимназии проходит семинар по проблеме преемственности детского сада и школы и учителя выделяют следующие трудности, с которыми они сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту, уровень саморегулиции.
И, конечно же, особое место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.
Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинают приобретать чувства, связанные с учебной деятельностью, процессом познания. Их уже не удовлетворяет только лишь игровая деятельность. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.
К началу школьного обучения у ребенка развит кругозор. Он владеет многими представлениями, связанными с окружающим миром. От единичных понятий переходит к более общим, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Если двухлетний ребенок на вопрос о том, что такое ложка, ответит: "Ложка - это вот!" - и покажет на конкретную ложку, то старший дошкольник скажет, что ложка - это то, с помощью чего едят суп или кашу, то есть выделит функцию предмета.
Ориентация в пространстве
В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство - это математика, это геометрия.
Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на левую полотенце. И нужно обязательно знать, что левее - это еще сильнее влево, а правее - еще чуточку вправо. Попросите ребенка: "Поставь поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник справится.
(К слову сказать, со сравнительными степенями вообще беда! Это хотя и не всегда относится к пространственным понятиям, но всегда к понятиям, нужным и в обиходе, и в школе. Вот, например, вы не обращали внимания, как дети играют в "холодно-горячо"? Кажется, нет игры проще. Однако послушаем, как наш ребенок говорит? "Теплее", или только "Тепло, тепло, тепло!" В наши дни положение просто катастрофическое. Редкие дети подготовительной группы детсада владеют сравнительной степенью. Ближе-дальше. Узко, уже, узенько. Горячо, горячее, горячее, кипяток!)
Любознательность, любопытство - это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности - нет школы. Мышление начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность - это и значит поставить цель умственного труда.
Особое место в умственном воспитании занимает ознакомление детей с природой. В процессе систематических наблюдений у них развивается наблюдательность, формируются устойчивые познавательные интересы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что должен знать и выполнять ребёнок при поступлении в школу
laquo;Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требов...
Памятка для родителей (буклет) "Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в 1 класс"
Такой буклет станет для родителей настольной книгой будущего первоклассника....
Что должен знать и уметь ребёнок 2-3 лет
Что должен знать и уметь ребёнок 2-3 лет...
Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в 1 класс
Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в 1 класс...
Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребёнок к 3 годам"
quot;Что должен знать и уметь ребёнок к 3 годам"...
Что должен знать и уметь ребёнок младшей группы
Что должен знать и уметь ребёнок младшей группы...
Что должен знать и уметь ребёнок 1 младшей группы к концу учебного года.
Что должен знать и уметь ребёнок 1 младшей группы к концу учебного года....