Программа воспитательной работы во 2 классе
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа по воспитанию во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vospitaniyu_makhlatovoy_ksenii_-2_kl.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VI вида) №49 Санкт-Петербурга «Школа здоровья»
РАССМОТРЕНО На заседании кафедры начальной школы Протокол № __ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР | УТВЕРЖДЕНО приказ №____ от ____ августа 2013 г. Директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната (VI вида) №49 |
Рабочая программа
воспитания учащихся
2 «А» класса
на 2013/2014 учебный год
воспитатель
Махлатова Ксения Николаевна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Санкт-Петербург
Стрельна
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания обучающихся 2 класса являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Программа воспитания обучающихся 2 класса содержит шесть разделов.
Первые два – «Цель и общие задачи воспитания» и «Ценностные установки воспитания» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, цели, задач и базовых ценностей воспитания и социализации эти разделы включены в Примерную программу).
В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы воспитания» – общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:
– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– воспитание нравственных чувств и этического сознания;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В каждом из направлений воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
Четвертый раздел – «Содержание воспитания» – включает тематическое планирование воспитательной работы в классе. В этом разделе общие задачи воспитания конкретизируются с учетом младшего школьного возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся.
Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию» – формулирует и раскрывает работу с родителями.
В шестом разделе – «Планируемые результаты воспитания» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.
1. ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Цель и задачи воспитания школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала.
Такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания школьников определены общие задачи воспитания младших школьников:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
- формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Общие задачи воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Организация воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
В соответствии с указанными основными направлениями и их ценностными основаниями задачи, виды и формы деятельности конкретизируются для работы.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Направления | Мероприятия | Формы работы | Дата план | Дата факт | |
Сентябрь | |||||
Сохранение здоровья | «Правила поведения в школе и в общественных местах» | Классный час | 2.09 | ||
«Путешествие в страну «Здоровию» | Игра по станциям | 4.09 | |||
«Здоровое меню. «Злые» продукты». | Игра | 10.09 | |||
Интеллектуальное развитие | 1 сентября – День знаний | Праздник | 1.09 | ||
Л.Н. Толстой 185 лет со дня рождения | Литературная гостиная | 9.09 | |||
1925 лет Крещению Руси | Беседа | 11.09 | |||
«Как мы выполняем домашнее задание» | Беседа | 16.09 | |||
Духовно– нравственное | День солидарности в борьбе с терроризмом | Классный час | 3.09 | ||
«Духовно – нравственное воспитание» | Мониторинг | 23.09 | |||
Патриотическое | «Международный день мира» | Классный час | 19.09 | ||
«День начала блокады Ленинграда» | Беседа | 5.09 | |||
Профилактика правонарушений Защита прав детства | «Безопасный путь в школу» | Составление маршрута. Беседа. | 17.09 | ||
Семья и школа | Родительское собрание | 2.09 | |||
«Дары осени» | Творческая мастерская | 25.09 | |||
Октябрь | |||||
Сохранение здоровья | «Безопасность при любой погоде» | Беседа | 14.10 | ||
Прогулки на свежем воздухе | 21.10 | ||||
Интеллектуальное развитие | «Международный день музыки» | Концерт по заявкам | 2.10 | ||
«Альфред Нобель 180 лет со дня рождения» | Классный час | 19.10 | |||
«Всероссийский есенинский праздник поэзии» | Чтение и разучивание стихотворений | 3.10 | |||
«Моя любимая сказка» | Проект | 7.10 | |||
Патриотическое | Экскурсия в Кронштадт | Экскурсия | 16.10 | ||
Международный день пожилых людей | Беседа | 1.10 | |||
День учителя | Праздник | 4.10 | |||
Профилактика правонарушений. Защита прав детства | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно – транспортный травматизм | Классный час | 15.10 | ||
Семья и школа | «Тепло семейного очага» | Классный час | 23.10 | ||
«Подведение итогов 1 четверти» | Родительское собрание | 24.10 | |||
Ноябрь | |||||
Сохранение здоровья | «Сказка о здоровье» | Творческая мастерская | 4.11 | ||
«Веселые старты» | Игра | 7.11 | |||
Интеллектуальное развитие | В.Ю. Драгунский 100 лет со дня рождения | 28.11 | |||
М.П. Лазарев. 225 лет со дня рождения | Игра по станциям в классе | 13.11 | |||
«Что? Где? Когда?» | Интеллектуальная игра | 19.11 | |||
Духовно – нравственное | «Международный день толерантности» | Беседа | 14.11 | ||
Патриотическое | «День народного единства» | Классный час | 5.11 | ||
Профилактика правонарушений. Защита прав детства | Индивидуальная работа с учащимися, требующими внимания | 19.11 | |||
«Знакомство с дорожными знаками» | Занятие с использованием ИКТ | 25.11 | |||
Семья и школа | «День матери» | Творческая мастерская. Праздник. | 21.11 | ||
«Все профессии нужны, все профессии важны» | Чтение книги «Чем пахнут ремесла». Беседа о профессиях родителей | 28.11 | |||
Декабрь | |||||
Сохранение здоровья | «Зимние забавы» | Беседа с элементами игры | 1.12 | ||
«ЗОЖ в школе и дома» | Актуализация знаний | 4.12 | |||
Интеллектуальное развитие | «Ф.И.Тютчев 210 лет со дня рождения» | Литературная гостиная | 5.12 | ||
«Новый год в разных странах» | Интерактивный урок. Творческая мастерская. | 23.12 | |||
Духовно – нравственное | «День Конституции РФ» | Классный час | 12.12 | ||
Рождество Христово (католическое) | Беседа | 24.12 | |||
«400 лет дому Романовых» | Экскурсия | 16.12 | |||
Диагностика метапредметных умений | Мониторинг | 19.12 | |||
Патриотическое | «День героев Отечества» | Классный час | 9.12 | ||
Профилактика правонарушений. Защита прав детства | «День прав человека» | Беседа | 10.12 | ||
ПДД. Дорожные знаки. | Беседа. Ролевая игра. | 24.12 | |||
Семья и школа | Празднование «Нового года» | Праздник | 26.12 | ||
Изготовление открыток к Новому году | Творческая мастерская | 25.12 | |||
«Подведение итогов 2 четверти» | Родительское собрание | 26.12 | |||
Январь | |||||
Сохранение здоровья | «Мы и наши зубы» | Классный час | 1.01 | ||
Игры на свежем воздухе | 2.01 | ||||
Интеллектуальное развитие | «День заповедников и национальных парков» | Интерактивный классный час | 13.01 | ||
«Татьянин день» | Беседа | 23.12 | |||
Духовно – нравственное | «Крещение Господне» | Беседа | 16.01 | ||
«Словарь вежливых слов» | Игра | 22.01 | |||
Патриотическое | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | Классный час | 27.01 | ||
Профилактика правонарушений. Защита прав детства | ПДД. Элементы улиц и дорог. | Беседа. Кроссворд | 30.01 | ||
«Умей себя защитить» | Беседа | 28.01 | |||
Семья и школа | «Домашние обязанности» | Беседа - игра | 29.01 | ||
Индивидуальная работа с родителями | 15.01 | ||||
Февраль | |||||
Сохранение здоровья | Игры на свежем воздухе | Прогулка | 1.02 | ||
Интеллектуальное развитие | «Развиваем логику» | Игры | 4.02 | ||
«Моя Родина – Санкт - Петербург» | Проект | Весь месяц | |||
Духовно – нравственное | «День памяти А.С. Пушкина» | Поэтический вечер | 10.02 | ||
День Св. Валентина | Беседа. Творческая мастерская | 13.02 | |||
Патриотическое | «Международный день родного языка» | Классный час | 20.01 | ||
Профилактика правонарушений Защита прав детства | Сигналы светофора и регулирования | Ролевая игра | 27.02 | ||
«Азбука безопасного поведения» | Беседа | 19.02 | |||
Семья и школа | «День защитника Отечества» | Праздник | 24.02 | ||
Март | |||||
Сохранение здоровья | «День охраны окружающей среды» | Экологическая игра | 17.03 | ||
«Польза воды» | Исследование | 20.03 | |||
Интеллектуальное развитие | «Всемирный день писателя» | Литературная гостиная | 3.03 | ||
«Всемирный день воды. День Балтийского моря» | Урок - исследование | 24.03 | |||
Духовно – нравственное | «Масленица» | Праздник | 3.03 | ||
Посещение театра или музея | Экскурсия | 12.03 | |||
«Самая лучшая и аккуратная тетрадь» | Конкурс | 20.03 | |||
Патриотическое | Работа над проектом «Моя Родина – Санкт – Петербург» | Проект | Весь месяц | ||
Профилактика правонарушений. Защита прав детства | «Правила перехода улиц и дорог» | Беседа | 31.03 | ||
Семья и школа | «Международный женский день» | Праздник | 10.03 | ||
Родительское собрание | 27.03 | ||||
Апрель | |||||
Сохранение здоровья | «Всемирный день здоровья» | Подвижные игры | 7.04 | ||
«Опасности весны» | Беседа | 15.04 | |||
Интеллектуальное развитие | «Международный день детской книги» | Литературная гостиная. Посещение библиотеки | 2.04 | ||
«Международный день цыган» | Урок толерантности | 8.04 | |||
«День космонавтики» | Классный час | 14.04 | |||
Духовно – нравственное | «Международный день птиц» | Интерактивный урок. Прогулка - наблюдение | 1.04 | ||
«День смеха» | Игра | 1.04 | |||
А.А. Брянцев 131 год со дня рождения. | Посещение ТЮЗа | 23.04 | |||
Патриотическое | «Международный день памятников и исторических мест. Работа над проектом» | Посещение памятника. Проект | 17.04 | ||
Профилактика правонарушений. Защита прав детства | «Обязанности пассажиров» | Классный час | 30.04 | ||
Семья и школа | Индивидуальные встречи с родителями | Весь месяц | |||
Май | |||||
Сохранение здоровья | «Как правильно одеваться весной?» | Беседа - игра | 1.05 | ||
«Закаляйся, и будешь здоров» | Беседа | 6.05 | |||
Интеллектуальное развитие | Развитие логики, памяти, внимания и мышления | Интеллектуальные игры | Весь месяц | ||
«День славянской письменности и культуры» | Классный час | 22.05 | |||
Духовно – нравственное | «Духовно – нравственное воспитание» | Мониторинг | 19.05 | ||
Патриотическое | «День Победы» | Праздник. Митинг | 9.05 | ||
Подведение итогов проекта «Моя родина – Санкт – Петербург» | Проект | 21.05 | |||
Профилактика правонарушений. Защита прав детства | «Игры по ПДД» | Игра | 15.05 | ||
«Летний отдых» | Беседа | 20.05 | |||
Семья и школа | «Подведение итогов учебного года» | Родительское собрание | 22.05 | ||
«Здравствуй лето» | Чаепитие | 23.05 |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – №4.
- Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
- Воспитание школьников, научно- методический журнал, №10, 2006 год, Москва.
- Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2003.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.
- Е.Н.Степанов. 4-я лекция «Воспитательная система класса»/ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2006.- №4. – С. 5-19.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
- Классный руководитель, журнал №3, 2006год, Москва.
- Р.А. Курашкина «Программа воспитания школьников».
- С.П.Акутина. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками./ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2007.- №3. – С. 5-24.
- http://sarscout.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://vozhatiki.ru/
- http://u4eba.info/
- http://school-work.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
программа воспитательной работы 3 класс
В программе-пояснительная записка, направления воспитательной работы, работа с родителями....
Программа воспитательной работы 4 класс
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет, воспитывает. Маленький человек и...
Программа воспитательной работы с классом "Ступени познания"
Внеклассная работа...
Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)
Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...