Методическая разработка "Масленица".
методическая разработка (4 класс)
Разработка поможет структурировать и провести подобное мероприятие с 1-го по 4-ый класс начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
« История русского национального костюма. Масленица».
(в рамках общешкольного проекта «Знай и почитай русские традиции»).
- Автор: Панкратова Анна Геннадьевна, учитель начальной школы ГБОУ гимназия №157 им.принцессы Е. М. Ольденбургской
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: природоведение, чтение, искусство.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект: _8-10_лет.
- Состав проектной группы: участвовали все дети с привлечением родительской общественности.
- Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий, игровой.
- Цели :
практическая – знакомство учащихся с народным праздником Масленица,
с элементами русского костюма
педагогическая – партнёрство педагогического коллектива с учащимися, их родителями в совместном поиске элементов культурного наследия русского народа и применения полученных знаний в жизни.
- Задачи :
- Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам через изучение истории Масленицы, через эмоциональное переживание и участие в игре-действии «Широкая Масленица».
- Воспитание патриотизма.
- Обогащение духовного мира учащихся и их родителей.
- Обобщение и закрепление знаний детей о празднике Масленица.
- Раскрытие творческого потенциала учащихся через эмоциональную сферу.
- Приобщение детей, родительской и педагогической общественности к традиции проведения русских народных праздников.
- Вопросы:
- Откуда пошла традиция праздновать Масленицу?
- Как на Руси праздновали Масленицу?
- Актуален ли праздник Масленица в наши дни?
- Масленица - это пережиток прошлого или основа народной культуры?
- Нужно ли знать историю своей страны и её традиции?
- Как получить и кому передать интересующую тебя информацию по данной теме?
- Необходимое оборудование:
- Учебные кабинеты, оснащённые аудио-видео техникой
- ПК
- Инвентарь для проведения конкурсов на празднике «Широкая Масленица»
- Материалы и инструменты для изготовления коллекции украшений, выставок рисунков.
12) Аннотация.
Актуальность данной темы:
В связи с активным внедрением компьютера в жизнь человека реальность как бы существует параллельно с человеком, а ребёнок полностью поглощён виртуальным миром. Резко падает интерес к чтению художественной литературы.
Современным детям сложно следовать инструкциям взрослых; они не уважают, не хотят слушать чужое мнение, а хотят быстро и сразу получить результат, затратив на это минимум усилий. Современный ребёнок-лидер по своей натуре.
Для меня очень важно, чтобы учащиеся начальной школы могли самостоятельно формулировать и высказывать своё мнение, даже отличное от мнения взрослых, обладали видением окружающего мира, сохранили эвристический способ познания и через рефлексию раскрыли свой потенциал.
Проектная деятельность возвращает ребёнка в реальный мир. Учит по крупице понимать, ценить его.
Через проектную деятельность ребёнок познаёт мир, учится видеть прекрасное в самых обычных вещах, ценить самого себя как ЛИЧНОСТЬ единственную во Вселенной, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, нарабатывает бесценный жизненный опыт через моделирование различных ситуаций и смену социальных ролей.
Проведение Масленицы.
Россия богата традициями, народными праздниками. Один из них – Масленица, содержащий в себе глубокое нравственное начало – покояние, прощение. Масленица – один из самых весёлых праздников на Руси. Знакомство с традициями России через непосредственное участие (проектную деятельность и системно-деятельностный подход) в подготовке и проведении праздника даёт более полное и глубокое представление о нём.
Учащимся была сообщена тема проекта с дальнейшей положительной мотивацией. Проект класса должен был перерасти в уличное гулянье с чаепитием. Ребята самостоятельно разбились на группы и выбрали направления работы. Происходил обмен информацией между группами во время учебной деятельности и на сайте класса, в работу включились родители. Праздник не оставил равнодушных, пришли все: родители, учащиеся, бабушки, дедушки, младшие братья и сёстры, жители микрорайона. Все были очень довольны!
- Продукты проекта:
а) Web-сайт «Мой мир»
б) Анкеты входной и итоговой диагностик
в) Выставка рисунков «Русский национальный костюм»
г) Игра на базе Этнографического музея народов России «Традиции русской деревни»
д) Кроссворды и соответствия
е) Коллекция русских национальных украшений (бусы)
ж) Обереги
з) Оформление кабинета серией иллюстраций на тему «Масленица»
и) Презентации учителя и учеников на сайте
к) Фото и видео отчёты на сайте
л) Экскурсия с родителями в Этнографический музей народов России
- Анкетирование.
Анкетирование проводилось в начале и в конце данного проекта по данным вопросам. Сравнительная диагностика ответов по каждому пункту позволила выявить положительную динамику. Средний коэффициент по классу при первичной диагностике составил 0,84; при итоговой диагностике 0,97(максимальный коэффициент составляет 1,0). Соответственно можно сделать вывод, что данный проект прошёл удачно, цели и задачи выполнены.
- Этапы работы над проектом:
Этапы | Форма | Сро- ки | Место работы | Содержание работы | Выход этапа |
Подготови- тельный | Предварительная подготовка учителя. Самоопределение учащихся. Входная диагностика (анкетирование). Сбор информации и материала. Составление презентаций. Сотрудничество с родительской общественностью. Интернет технологии. | с 25.02.2013 по 27.02.2013 | класс, дом, интернет пространство | Знакомство с проектом. Подбор материала. Составление презентаций и их показ учителем. Распределение по группам с выбором направлений, распределение ролей и поручений в группе. | Презентации «Масленица», «История русского национальн. костюма»/ «Примерка» проекта на себя, распределе- ние на группы включение в проект. |
Основной (развитие) | Работа в группах по выбранным направлениям. Сбор и обмен полученной информацией. Экскурсия в Этнографический музей народов России (05.03.13). Национальные игры. Творческая мастерская. Рефлексия. Совместный классный час со 2-в классом. Путешествие на машине времени. | с 28.02.2013 по 10.03.2013 | Музей Этнографии народов России, твор -ческая работа дома, библи- отека Лицея, классы. | Экскурсия в Этнографический музей народов России «Традиции русской деревни». Знакомство с бытом, устоями, традициями, устным народным творчеством и праздниками русской деревни. Участие в русских национальных играх, изготовление оберегов и кукол – Маслён. Рефлексия: (работа в группах), составление кроссвордов по программе «Горячие картошки», эскизов, моделирование, съёмки, обмен информацией с учащимися 2-в класса на общем классном ча Куклы - Маслёны, рисунки, афиши, | Фото и видео отчёты (прилож.1), рисунки, афиши, панно, поделки, украшения, куклы - Маслёны (прилож.2). Создание и наполнение сайта «Мой мир» Полностью посвящён истории данного проекта. (ANUTKA .12344@gmail.com). Автор: Панкратова А.Г. Использова- ние: открытое. |
Заключитель- ный или продуктивный | Оформление школы и класса серией иллюстраций на тему «Масленица». Создание коллекции украшений и вариантов русского нац. костюма. Обмен полученной информацией с учащимися Лицея. Итоговое анкетирование. Мониторинг. Праздничное гулянье. | с 11.03.2013 по 16.03.2013 | Помещения Лицея: классы, рекреа-ции, школь- ная террито- рия | Встреча с сотрудником районной библиотеки. Игра с учащимися 2-в класса «Знай и почитай русские традиции. Масленица». Создание выставок рисунков и поделок. Изготовление ярмарочных жетонов для Лицея. Подготовка к уличному гулянью (инвентарь для конкурсов, выпечка, элементы национальных костюмов). Встреча-консультация с родительским комитетом. Наполнение сайта. Вторичное заполнение анкет с последующим мониторингом анкетирования. | Сайт «Мой мир» (история проекта, фото и видео отчёты, кроссворды, соответствия, презентации). Коллекция украшений (бусы). Выставки рисунков. Конкурсы и чаепитие с домашней выпечкой на праздничном гуляньи. (прилож.3) Анкеты. Рефлексия: сочинения, рисунки, отзывы, общение на форуме сайта класса karandashiki.3dn.ru и наполнение папок-портфолио учащихся . |
15) Список литературы:
Алексеев Н.Г.
Проектная парадигма в комплексе педагогических наук// Гуманизация
Образования.-1995.-№4.-С.29-31
Горбунова Н.В.
Методика организации работы над проектом: (Проектный метод обучения) //Н.В.Горбунова. Образование в средней школе.2000.-№4.-С.21-27
Савенков А.И.
Творческий проект, или Как провести самостоятельное Исследование:
(Создание творческих проектов младшими школьниками)// Школьные
Технологии.-1998.-№4.-С.144-148
Интернет ресурсы. Масленица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.
В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...
ссылка на методические материалы постоянно действующего районного муниципального семинара "Методическое сопровождение учителей 1-х классов при переходе на ФГОС"
http://engschool33.ucoz.ru/index/0-11...
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...