Методическая разработка "Масленица".
методическая разработка (4 класс)

Панкратова Анна Геннадьевна

Разработка поможет структурировать и провести подобное мероприятие с 1-го по 4-ый класс начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Методическая разработка.

        «  История русского национального костюма. Масленица».

 (в рамках общешкольного проекта «Знай и почитай русские традиции»).

  1. Автор:  Панкратова Анна Геннадьевна,  учитель начальной школы ГБОУ гимназия №157 им.принцессы Е. М. Ольденбургской
  2. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: природоведение, чтение, искусство.
  3. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: _8-10_лет.
  4. Состав проектной группы: участвовали все дети с привлечением родительской общественности.
  5. Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий, игровой. 
  6. Цели :

             практическая  – знакомство учащихся с народным праздником Масленица,

             с элементами русского костюма

             педагогическая  – партнёрство педагогического коллектива с учащимися, их       родителями в совместном поиске элементов культурного  наследия русского народа и применения полученных знаний в жизни.

  1. Задачи :
  1. Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам через изучение истории  Масленицы, через эмоциональное переживание и участие в игре-действии «Широкая Масленица».
  2.  Воспитание патриотизма.
  3. Обогащение духовного мира учащихся и их родителей.
  4. Обобщение и закрепление знаний детей о празднике Масленица.
  5. Раскрытие творческого потенциала учащихся через эмоциональную сферу.
  6. Приобщение детей, родительской и педагогической общественности к традиции проведения русских народных праздников.
  1. Вопросы:
  • Откуда пошла традиция праздновать Масленицу?
  • Как на Руси праздновали Масленицу?
  • Актуален ли праздник Масленица в наши дни?
  • Масленица - это пережиток прошлого или основа народной культуры?
  • Нужно ли знать историю своей страны и её традиции?
  • Как  получить и кому передать интересующую тебя информацию по данной теме?
  1. Необходимое оборудование:
  • Учебные кабинеты, оснащённые аудио-видео техникой
  • ПК
  • Инвентарь для проведения конкурсов на празднике «Широкая Масленица»
  • Материалы и инструменты для изготовления коллекции украшений, выставок рисунков.

12) Аннотация.

Актуальность данной темы:

В связи с активным внедрением компьютера в жизнь человека реальность как бы существует параллельно с человеком, а ребёнок полностью поглощён виртуальным миром. Резко падает интерес к чтению художественной литературы.

Современным детям сложно следовать инструкциям взрослых; они не уважают, не хотят слушать чужое мнение, а хотят быстро и сразу получить результат, затратив на это минимум усилий. Современный ребёнок-лидер по своей натуре.

Для меня очень важно, чтобы учащиеся начальной школы могли самостоятельно формулировать и высказывать своё мнение, даже отличное от мнения взрослых, обладали видением окружающего мира, сохранили эвристический способ познания и через рефлексию раскрыли свой потенциал.

Проектная деятельность возвращает ребёнка в реальный мир. Учит по крупице понимать, ценить его.

Через проектную деятельность ребёнок познаёт мир, учится видеть прекрасное в самых обычных вещах, ценить самого себя как ЛИЧНОСТЬ единственную во Вселенной, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, нарабатывает бесценный жизненный опыт через моделирование различных ситуаций и смену социальных ролей.

Проведение Масленицы.

Россия богата традициями, народными праздниками. Один из них – Масленица, содержащий в себе глубокое нравственное начало – покояние, прощение. Масленица – один из самых весёлых праздников на Руси. Знакомство с традициями России через непосредственное участие  (проектную деятельность и системно-деятельностный подход) в подготовке и проведении праздника даёт более полное и глубокое представление о нём.

Учащимся была сообщена тема проекта с дальнейшей положительной мотивацией. Проект класса должен был перерасти в уличное гулянье с чаепитием. Ребята самостоятельно разбились на группы и выбрали направления работы. Происходил обмен информацией между группами во время учебной деятельности и на сайте класса, в работу включились родители. Праздник не оставил равнодушных, пришли все: родители, учащиеся, бабушки, дедушки, младшие братья и сёстры, жители микрорайона. Все были очень довольны!

  1.  Продукты проекта:

      а) Web-сайт «Мой мир»

б) Анкеты входной и итоговой диагностик

в) Выставка рисунков «Русский национальный костюм»

г) Игра на базе Этнографического музея народов России «Традиции русской деревни»

д) Кроссворды и соответствия

е) Коллекция русских национальных украшений (бусы)

ж) Обереги

з) Оформление кабинета серией иллюстраций на тему «Масленица»

и) Презентации учителя и учеников на сайте

к) Фото и видео отчёты на сайте

л) Экскурсия  с родителями в Этнографический музей народов России  

  1.  Анкетирование.

Анкетирование проводилось в начале и в конце данного проекта по данным вопросам. Сравнительная диагностика ответов по каждому пункту позволила выявить положительную динамику. Средний коэффициент по классу при первичной диагностике составил 0,84; при итоговой диагностике 0,97(максимальный коэффициент составляет 1,0). Соответственно можно сделать вывод, что данный проект прошёл удачно, цели и задачи выполнены.

  1. Этапы работы над проектом:

Этапы

Форма

Сро-

ки

Место  работы

Содержание  работы

Выход  этапа

Подготови-

тельный

Предварительная  подготовка учителя.

Самоопределение учащихся.

Входная диагностика (анкетирование).

Сбор информации и материала.

Составление презентаций.

Сотрудничество с родительской общественностью.

Интернет технологии.

с  25.02.2013

по

27.02.2013

класс,

дом,

интернет

пространство

Знакомство с проектом.

 Подбор материала.

Составление презентаций и их показ учителем.

Распределение по группам с выбором направлений, распределение ролей и поручений

 в группе.

Презентации

«Масленица»,

«История русского национальн. костюма»/

«Примерка» проекта на себя, распределе-

ние на группы включение  в проект.

      Основной

      (развитие)

Работа в группах по выбранным направлениям.

Сбор и

обмен полученной информацией.

Экскурсия в Этнографический музей народов России (05.03.13).

Национальные игры.

Творческая мастерская.

Рефлексия.

Совместный классный час со 2-в классом.

Путешествие на машине времени.

с

28.02.2013

по

10.03.2013

Музей Этнографии народов России, твор -ческая работа дома,

библи-

отека Лицея,

классы.

Экскурсия  в Этнографический музей народов России  «Традиции русской деревни». Знакомство с бытом, устоями, традициями, устным народным творчеством и праздниками русской деревни. Участие в русских национальных играх, изготовление оберегов и кукол – Маслён.

Рефлексия: (работа в группах), составление кроссвордов  по программе «Горячие картошки», эскизов, моделирование, съёмки, обмен информацией с учащимися 2-в класса на общем классном ча Куклы - Маслёны, рисунки, афиши,  

Фото и видео отчёты (прилож.1),

рисунки,

афиши,

панно,

поделки,

украшения,

куклы - Маслёны

(прилож.2).

Создание и наполнение сайта «Мой мир» Полностью посвящён истории данного проекта.

(ANUTKA .12344@gmail.com).

Автор: Панкратова А.Г.

Использова-

ние:

открытое.

 Заключитель-

ный  

или продуктивный

Оформление школы и класса серией иллюстраций на тему «Масленица».

Создание коллекции украшений и вариантов русского нац. костюма.

 Обмен полученной информацией с учащимися Лицея.

Итоговое анкетирование.

Мониторинг.

Праздничное гулянье.

с

11.03.2013

по

16.03.2013

Помещения  Лицея:

классы,

рекреа-ции,

школь-

ная

террито-

рия

Встреча с сотрудником районной библиотеки.

Игра  с учащимися 2-в класса «Знай и почитай русские традиции. Масленица».

Создание выставок рисунков и поделок.

Изготовление ярмарочных жетонов для Лицея.

Подготовка к уличному гулянью (инвентарь для конкурсов, выпечка, элементы национальных костюмов).

Встреча-консультация с родительским комитетом.

Наполнение сайта.

Вторичное заполнение анкет с последующим мониторингом анкетирования.

Сайт «Мой мир»

(история проекта,

фото и видео

отчёты,

кроссворды,

соответствия,

презентации).

Коллекция украшений

(бусы).

Выставки рисунков.

Конкурсы и

чаепитие с

домашней выпечкой на

праздничном

гуляньи.

(прилож.3)

Анкеты.

Рефлексия:

сочинения,

рисунки,

отзывы,

общение на

форуме сайта

класса

karandashiki.3dn.ru и

наполнение папок-портфолио учащихся .

     15) Список литературы:

Алексеев Н.Г.

Проектная парадигма в комплексе педагогических наук// Гуманизация

Образования.-1995.-№4.-С.29-31

Горбунова Н.В.

Методика организации работы над проектом: (Проектный метод обучения) //Н.В.Горбунова. Образование в средней школе.2000.-№4.-С.21-27

Савенков А.И.

Творческий проект, или  Как провести самостоятельное Исследование:

(Создание творческих проектов младшими школьниками)// Школьные

Технологии.-1998.-№4.-С.144-148

Интернет ресурсы. Масленица.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...