Кл. час "Добро и Доброта"
классный час (1 класс) по теме

Салчак Саяна Сюрюн-оловна

что такое добро, доброта, добрый ли ты  для начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dobro_i_dobrota_dobryy_li_ty.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Добро и доброта. Добрый ли ты?»

Цель: формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей; сформировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках воспитывать у детей такие качества, как доброта. щедрость. отзывчивость.

Оборудование: альбомные листы, карандаши, раздаточный материал, таблица пословиц, музыкальная запись песни ((Если добрый ты».

Ход занятия

Занятие открывает песня ((Если добрый ты» (Педагог (психолог) ставит запись этой песни.)

Педагог (психолог). Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня, как вы, наверное, уже догадались по песне, мы будем говорить о доброте. Создаем хорошее настроение. Улыбнитесь. Скажите добрые слова друг другу.

Педагог (психолог). Человек должен жить в душевной гармонии, создавать вокруг себя атмосферу добра. Эта атмосфера добра в значительной степени создается им самим, Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. добро — все положительное, хорошее, полезное. Оно соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу.

Объединение на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. добро выше практической нужды! Сфера добра плотно связана с традициями родной культуры, с языком, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Всепобеждающее добро нам во многом раскрыто в сказках, с которыми каждый из вас знаком.

Давайте вспомним и назовем словосочетания, в которых есть слово <(добро)>.

(Ответы детей. Примеры: делать добро, желать добра, помнить добром, поминать добром.)

Педагог (психолог). Наш русский язык наполнен словами, которым дает начало слово ((добро»? Изобилие удивительное, ни в одном другом языке нет ничего подобного. давайте вспоминать.

(Ответы детей. Примеры: доброжелательность, добролюбие, добросердечность, добропорядочность, добрососедство, добросовестность.)

Педагог (психолог). А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?

Ученики. МАМА.

Педагог (психолог). Как она заботится о вас?

(Высказывания детей.)

Педагог (психолог). Почему говорят: «Около солнца

— тепло, около матери — добро»? (Высказывания детей.)

Педагог (психолог). А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах?

(Ответы детей.)

Игра «Собери пословицы и поговорки»

Педагог (психолог). А теперь поиграем. Игра называется «Собери пословицы и поговорки». Объясни значение. (На доску вывешивается таблица.)

Добрые дела

добра не ищут

Делать добро

на добрые дела

Без добрых дел

красят человека

Жизнь дана

нет доброго имени

Злой не верит

без добра

Нет худа

платят

 От  добра

что есть добрые люди

За добро добром и

спеши

Педагог (психолог). Вспомните, когда в последний раз вы делали добро? В чем оно выражалось?   (Ответы детей.)

Упражнение «+ и   «—»

Педагог (психолог) предлагает учащимся, разделив лист пополам и поставив в одной части +, а в другой —, записать свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: «Какой я»?

Педагог (психолог). Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?

Какого человека называют добрым?

(Ответы детей. Примеры: добрый делающий добро другим, отзывчивый.)

Педагог (психолог). Какими другими словами можно назвать доброго человека?

(Ответы детей. Примеры: добродушный, благодушный, добросердечный, хороший, мягкосердечный.)

Педагог (психолог). Так что же такое доброта? Объясните своими словами. (Ответы детей.)

Педагог (психолог). Обобщая все сказанное вами, хочу отметить. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. Это высочайшее качество, которое есть в каждом и которое необходимо в себе развивать. Доброта — способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря, способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, т. е. то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.

да, это трудно всегда быть готовым помочь тому, кому плохо, разделить чье-то горе, сопереживать ему. Этому надо учиться.

давайте сейчас очень внимательно послушаем рассказ В. А.Сухомлинского «Обыкновенный человек». В этом рассказе сокрыта мудрость, поэтому давайте слушать его с целью увидеть разгадку тайны о доброте, сокрытую в нем».

В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди — заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

— Что это за человек?— спросил внук деда.

— Это не человек — ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

— Что это за человек? — спросил внук деда. И это еще не человек. — ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

— А это что за человек? — спросил внук.

— Обыкновенный человек, — ответил дед.

Педагог (психолог). Этот рассказ очень мудрый, и в нем дана важная подсказка, ключик к пониманию добра. Чтобы понять это, ответь мне на эти вопросы.

Можно ли сказать, что дед с внуком — добрые люди? Почему?

Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек». Почему?

Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать?

Как связаны между собой человечность и доброта? (Ответы детей)

Педагог (психолог). Понравился вам рассказ? давайте очень внимательно послушаем еще один рассказ — В. Осеевой «На берегу реки».

В. Осеева «На берегу реки»

 Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

— Интересно,— сказал Толя,— как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой-нибудь подвиг!

А я об этом даже не думаю...— ответил Юра и вдруг остановился.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тём Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя.— Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы».

Педагог (психолог). Какой поступок совершил Юра?

Можно ли его поступок назвать подвигом?

Прочтите высказывания о добре и доброте.

Необходимо раздать подготовленный заранее раздаточный материал, на каждом из которых написаны известные высказывания о добре:

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. добру человек у человека учится». (Ч. Айтматов)

«Добро должно быть с кулаками. добро суровым быть должно». (С. Ю. Куняев)

«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером».

«Кто сделал доброе дело, тот молчит — говорит пусть тот, для кого оно было сделано».

«Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать злю>. (В. О. Ключевский)

«Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать» (К. Боуви)

«Все добрые люди невзыскательны» (И. Гете)

Педагог (психолог). Какое высказывание подходит к первому рассказу, какое ко второму?

Какое высказывание вам больше всего понравилось? Почему?     (Ответы детей.)

Педагог (психолог). д. С. Лихачев, считал, что самая большая цель жизни — увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Какие акции доброты, прошедшие в нашем районе, городе вы можете вспомнить, какие видели на экранах телевизора?

(Ответы детей. Звучат названия организаций, имена граждан, осуществляющих акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, передачи, призывающие людей помочь другим.)

Педагог (психолог). Когда случилась авария в Чернобыле, когда трагически погибла атомная лодка «Курск», произошел акт терроризма в Беслане, вся страна откликнулась на чужую боль.

(Учащиеся приводят конкретные примеры взамможачощи и любви человека к человеку.)

Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?

(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях а т. д.)

Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

А теперь я вам прочту стихотворение А. Барто «Человечество».

Педагог (психолог). Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?

А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?

Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю? (Ответы детей. Обмен мнениями.)

Педагог (психолог). Сознание сделанного добра это уже награда для человека, добро — само себе награда. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым — значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно.

Наверное, у всех вас. ребята, есть хорошие друзья.

Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений. Что вы цените друзьях прежде всего?

(Ответы детей. Важно, чтобы все высказались, особенно те, кто молчал на ранее поставленные вопросы. Важна включенность всего класса.)

Педагог (психолог). Я хочу вам прочитать еще одну необыкновенное стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера...»

Педагог (психолог). Можно ли такого друга назвать добрым?

Почему к такому другу не влечет?

На листах бумаги нарисуйте что-нибудь доброе, что захотите.

Завершение

Педагог (психолог). Ребята, какие выводы вы для себя сделали из нашего разговора?

(Ответы детей.)

В память о нашем сегодняшнем важном занятии я вас раздам эти подарки-открытки с солнышками, в которых отражены ключики и итоги нашего занятия.

Каждому раздать заранее подготовленные открытки, в которых написано следующее.

  • старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее;
  • будь добрым к людям;
  • учись добру у добрых;
  • не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным;
  • не причиняя зла, добрей становишься.

Педагог (психолог). давайте вновь вернемся к упражнению <+ и — », которое мы провели в начале нашей сегодняшней встречи. Посмотрите на листочки, на эти две колонки, которые вы про себя написали, внимательно их прочитайте. После нашего занятия не появилось ли желание что-либо дописать или вычеркнуть?

Считаете ли вы себя добрым человеком?

Чему необходимо вам научиться, чтобы быть добрым?

Как расширилось ваше понимание добра на сегодняшнем занятие, услышали, поняли ли вы что нового о добре и доброте?

Будете ли вы работать над собой и учиться быть добрыми? (Ответы детей.)

Педагог (психолог). А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

добрые слова- корни

 добрые мысли — цветы.

добрые дела — плоды.

добрые сердца — сады.

        Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ДОБРОТЫ

Ученики в форме занимательных вопросов и заданий учат Карлсона творить добро....

Классный час на тему: «Мой путь к доброте».

Классный час рекомендуется провести 17 февраля, в День Спонтанного Проявления ДобротыЦель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сфе...

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"

В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и п...

Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте

Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...