Урок Доброты "Добро творящий жизнь творит"
методическая разработка (1 класс) по теме

Материал может быть использован во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_tvoryashchiy_zhizn_tvorit.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13

с углублённым изучением отдельных предметов»

Урок Доброты

Добро творящий жизнь творит

Подготовили Калинина Е.И.,

Кондратьева Т.И.

Губкин

2011

Тема. Добро творящий  жизнь творит.

Цели:

-  формировать у детей представление о добре, доброте, о  добрых поступках;

  • способствовать расширению знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;
  • воспитывать доброту, чуткость, взаимопонимание.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, медали, эмблемы команд, карточки с пословицами, памятки

Ход занятия

I.Организация начала урока.

II.Сообщение темы.

  Ребята, сегодня у нас необычный урок – Урок Доброты «Добро творящий жизнь творит» (Слайд 1)

Доброта! Какое старое слово! Не века, а тысячелетия люди спорят о том, нужна доброта или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты не хватает в их жизни. (Слайд 2)

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

III.Толкование слова «доброта».

  Как вы думаете, что обозначает слово «доброта»?

(В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение доброты: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро для других.) (Слайд 3)

(Исполняется  песня «Если добрый ты…») (Слайд 4)

Если добрый ты…

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.

IV.Представление команд.

Доброта помогает стать настоящим Человеком. А чтобы лучше разобраться, что же такое доброта, мы проведём игру, в которой принимают участие 2 команды. Команды, представьтесь, пожалуйста.

1 к.: Наша команда называется «Солнышко». (Слайд 5)

Наш девиз: Если доброта как солнце светит,

                    Радуются взрослые и дети»

2 к.: Наша команда называется «Улыбка». (Слайд 6)

Наш девиз: Жизнь без улыбки ошибка,

                      Да здравствует смех и улыбка!

Оценивать ответы будет жюри…

V.Разминка.

 Итак, начинаем игру. 1 задание «Разминка. (Слайд 7)

           1.Растает даже ледяная глыба

           От слова тёплого … (спасибо). (Слайд 8)

          2.Зазеленеет старый пень,

          Когда услышит … (добрый день). (Слайд 9)

         3. Мальчик вежливый и развитый

          Говорит, встречаясь: … («Здравствуйте!»)  (Слайд 10)

          4.Когда нас бранят за шалости,

          Говорим: … («Прости, пожалуйста»). (Слайд 11)

          5. Катя пупсика Игнатку
            Уложила спать в кроватку –
            Больше он играть не хочет,
            Говорит: «…» (Спокойной ночи!)  
(Слайд 12)

6.И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят: … («До свидания!»)  (Слайд 13)

Молодцы, ребята! Справились с заданием.

VI. «Обсуждение ситуаций».

А сейчас каждой команде предлагается обсудить по 2 ситуации, оценить поступки героев и ответить, как бы вы поступили. (Команды получают карточки с ситуациями, обсуждают 1 мин., объясняют решение. При проверке на слайде -  иллюстрация ситуации) (Слайд 14)

Ситуация 1.

-Почему козлёнок, который смеётся поступает неправильно? (Слайд 15)

Ситуация 2.

-Как вы думаете, хорошо ли поступает котёнок?  (Слайд 16)

Ситуация 3.

- Как вы думаете, правильно ли поступают лисята? (Слайд 17)

Ситуация 4.

 - Как, по вашему мнению, должен вести себя мальчик? (Слайд 18)

Ситуация 5.

  Девочка возмущённо жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик – всё время зовёт меня Валькой. «А ты как его зовёшь?» - спросила мама. Я ему просто кричу: «Эй, ты!». Права ли девочка? (Не права, она должна сама звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать «Эй, ты!»)

Ситуация 6.

   В школьном коридоре разговаривают два учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!» Правильно ли поступила девочка? (Надо было сказать «Здравствуйте!»)

VII. «Сказочные герои» (Слайд19)

Ребята, давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела. Догадайтесь по описанию.

1.Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса. (Папа Карло) (Слайд 20)

2.Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит). (Слайд 20)

3.Этот герой помог хозяину стать Маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем замка. (Кот в сапогах).  (Слайд 20)

4.Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки «Цветик - семицветик») (Слайд 21)

5.Эта девочка отправилась к Снежной королеве, чтобы спасти Кая. (Герда) (Слайд 21)

6.Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному Дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Тотошка)  (Слайд 21)

VIII. «Народная мудрость». (Слайд 22)

         Люди всегда стремились к добру. И эту мысль они отразили в пословицах. Сейчас каждая команда получит пословицы, которые рассыпались. Ваша задача собрать их и объяснить значение.

1.Доброе слово человеку, что дождь  в засуху. (Слайд 23)

2.Добро помни, а зло забывай.

3.Худо тому, кто добра не делает никому.

4.За добро добром плати. (Слайд 24)

5.Жизнь дана на добрые дела.

6.Доброе слово лечит, а злое калечит.

IX. Конкурс капитанов. (Слайд 25)

     А теперь я приглашаю выйти капитанов. У них было особое задание: написать сочинения о доброте, которые они сейчас представят.

Доброе дело каждый день! (Слайд 26)

Давайте делать добрые дела!

От них душа танцует и смеётся.

Везде живёт на свете доброта,

Она парит и из души наружу рвётся.

От добрых дел становится светлей,

Цветы цветут, и птичьи песни льются.

Спешите делать добрые дела!

Пусть все сердца навстречу распахнутся.

    Однажды на уроке русского языка мы писали пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Я задумалась: что же такое «добрые дела»? Это помощь окружающим, любовь и бережное отношение к природе, соблюдение правил этикета. Самое главное, чтобы все свои поступки человек делал с добрым сердцем. Ведь когда совершишь что-нибудь хорошее, становится легко и приятно на душе.

    Конечно, за свои девять лет я ещё не совершила много добрых дел. Но те дела и поступки, которые я делаю, идут из моего сердца. Думаю, что помощь пожилым людям можно считать добрым делом.

    Рядом с нами в соседней квартире  живёт Нина Сергеевна. Она очень старенькая. Моя семья всегда ей помогает. Я хожу в магазин и выношу мусор. Мама угощает Нину Сергеевну чем-нибудь вкусненьким. Папа помогает ей по хозяйству. На праздники мы дарим Нине Сергеевне маленькие подарочки. Она всегда очень рада встрече с нами. Говорит, что ей повезло с соседями. Мы тоже очень любим свою соседку.

    Я считаю, что люди должны помогать друг другу. Хочется сказать всем окружающим: «Давайте делать добрые дела каждый день, ведь от них становится светло и радостно!».

Твори добро! (Слайд 27)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможем
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Все готовятся к зиме по - разному. В ожидании снега и холода люди покупают тёплую одежду и обувь. Некоторые птицы улетают в тёплые края. А вот судьба городских птиц во многом зависит от доброты, щедрости и милосердия человека.

Мы с папой смастерили кормушку и повесили её на дерево перед нашими окнами. Каждый день мы насыпали корм: пшено, крошки хлеба, клали маленькие кусочки сала. С какой радостью окружали воробьи и синички нашу кормушку. Как громко они благодарили нас за внимание. А съев всё угощение,  рассаживались на ближайших ветках, чтобы не прозевать очередную порцию вкусненького.

 Помогайте птицам зимой, тогда летом они посвятят вам свои лучшие песни, съедят на наших огородах много вредителей и позаботятся, чтобы комаров и мух в следующем сезоне было как можно меньше!

X. Дерево Доброты. (Слайд 28)

Да, действительно, каждый человек может совершать добрые дела каждый день, даже на задумываясь об этом. «Жизнь, достойная человека, - жизнь, построенная на добре», - так писал Максим Горький. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс творить добро.  Перед вами Дерево Доброты. Вспомните, какие добрые дела вы совершили.

XI. Итог урока.

У каждого человека, взрослого или ребёнка, свой путь к Доброте. Путь к Доброте нелёгкий, долгий. Быть по-настоящему добрым, научиться трудно. Человек должен чаще задумываться о своих поступках.

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили писал:

  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро.   (Слайд 29)

  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.   (Слайд 30)

  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.   (Слайд 31)

  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.   (Слайд 32)

  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  

      Ибо никто не властен над твоим добром. (Слайд 33)

 

Каждый из вас получает памятку. Помните эти слова и творите добро!

XI. Награждение.

Ну,  а теперь слово предоставляется жюри.

(Игрокам вручаются медали)

Самой доброй девочке!

Друзьям своим помочь

Всегда ты очень рада!

За доброе сердечко

Прими от нас награду!

За отзывчивость и доброту!

Ты всех отзывчивей, милее!

Медаль прими от нас скорее –

Все твой характер добрый знают,

Успехов от души желают!

Ребята! Пусть в ваших сердцах живёт и не гаснет огонёк доброты. Идите по жизни всегда дорогою добра.

Исполняется песня «Дорогою добра». (Слайды 34-45)

 Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра,
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

  Вот и закончился  Урок Доброты.

  Нашим гостям на память о сегодняшней встрече мы дарим небольшие сувениры.  

 Благодарим всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Помните:

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок благотворительности:"Наши руки творят добро"

На этом уроке учащиеся знакомятся со словом благотворительность. Учащиеся получают информацию о том, какие добрые дела делаются в городе, рисуют свои руки и пишут, какие добрые дела они хотели бы сдел...

Добро творящий жизнь творит

Внеклассное меропритие можно провести в начальной школе. Красочная презентация сопровождает всё мероприятие.Воспитывается чуткость, понимание, доброе отношение к окружающим...

Внеклассное мероприятие в 3 классе " Творящий добро- творит жизнь."

Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Содержит презентацию  Мероприятие поволяет формировать у детей представление о доброте ,добрых людях и добрых поступках. а так...

Внеклассное занятие внеурочной деятельности. "Добро творящий Жизнь творит"

На данном занятие у детей формируется представление о доброте, хороших и добрых  поступках, расширяются знания о рли доброты в жизни каждого человека. В урок включен показ видеофильма "Притча о с...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...

Классный час в 3 классе на тему "Творящий добро - творит Жизнь"

Цель классного часа: Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых     поступках и расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого челове...