Конспект урока " Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает"
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает»
Цель: подвести учащихся к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя своей семьи;
сделать новый шаг в развитии мотивации обучающихся к самосовершенствованию и самоутверждению.
Цель для учащихся: учащиеся получат возможность конкретизировать понятие «Согласие», развивать коммуникативные способности, активизировать свой жизненный опыт, осмыслить значимость общения, взаимного доверия и взаимопонимания, учиться управлять собственной деятельностью и деятельностью группы.
Ход урока
1.Вводный этап урока. Присоединение.
Продолжим наше путешествие в мир истоков. Сегодня как всегда вы откроете для себя что-то новое, полезное, интересное.
Наш задушевный разговор мы начнём с замечательных строк поэта Дьякова (ученик читает)
Ещё мороз… Ещё до лета много дней…
И птицы не поют. Но сколько счастья, сколько света
Как много яркого сиянья Прошло сквозь пыльное стекло!
Через какое расстоянье До сердца солнышко дошло!
Дошло! Сверкнуло! Озарило! Расцеловало! Обожгло!
И всё вокруг преобразило,
Как будто впрямь уже тепло!
- Почувствовали волшебную силу солнца? На сердце потеплело, душа обрадовалась. Как хорошо, когда люди улыбаются, радуются. Приветливость, отзывчивость располагают к взаимопониманию. А понимание – начало согласия.
Вспомните себя маленькими. Вы сидите на коленях у бабушки и, играя, подпеваете ей: «Ладушки, ладушки…»
Когда вас ласкают, то гладят по головке, по плечу. Когда боитесь, берёте старшего ладошкой за руку, а когда здороваетесь – ладонь в ладонь.
Испокон веку на Руси всё хорошее, доброе, красивое называли ладным.
Лад – порядок – согласие. От этих слов веет покоем, тишиной, благодатью.
2.Принятие цели урока. Повторение пройденного материала. - Вспомните, о чём мы говорили на предыдущем уроке? (О согласии )
- К какому выводу пришли? (Общая надежда достигается при общем согласии) - В каких произведениях заложен этот мудрый урок жизни? (Сказка «Репка», басня «Лебедь, Рак и Щука» )
- Кто может вспомнить мораль басни (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт) - Какие пословицы о согласии запомнили? (Согласие да лад – для общего дела клад. Согласному стаду и волк не страшен)
- Также в предыдущий раз мы отметили, что согласие необходимо не только в деле. Важно, чтобы оно воцарилось и в самом человеке, между умом, сердцем и душой.
-А что делает ум? (Наблюдает, рассуждает, сравнивает, делает выводы – он рождает мысли).
- А что делает сердце? (Восхищается и тоскует, жалеет и радуется, любит и ненавидит - оно пробуждает чувства)
-А душа? (Душа напоминает о совести, о правде, о Боге – она очищает мысли и делает благородными чувства)
-Как хорошо, когда между ними лад и согласие.
- А если у человека всё ладится, будет ли он совершать зло? (Конечно, нет)
Согласие в человеке
Ум Сердце Душа
Лад
- Что он тогда делает? (Творит добро)
Тема нашего урока: «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает» Постараемся найти ответ на этот вопрос.
3.Знакомство с новым материалом
Чтение текста с.54
1 абзац. Какова главная мысль? Что необходимо в любом деле? (согласие)
- Верно, трудно поверить, что красивый терем или нарядные скатерти и салфетки могли бы создать люди сварливые, которые постоянно спорят, не помогают друг другу. Такие красивые вещи или другие, более красивые есть в каждой семье.
2 абзац. А какова здесь главная мысль? (согласие творит красоту духовную)
3 абзац. О чём вы узнали из этого абзаца? (согласие- спасение семьи)
4 абзац. Что вы узнали нового? (согласие необходимо в труде, нужно помогать друг другу, стыдно быть неучем и лодырем)
-А трудились в семье все – от мала до велика. Дети учились у родителей.
4. Работа по карточкам (Индивидуально) «Кто чему учился?»
(девочки красным карандашом закрасят кружочки, которые находятся рядом с теми работами, которым учились девочки. А мальчики раскрасят синим карандашом кружочки рядом с работами, которым учились мальчики)
Ухаживать за коровами топить печь
Пахать и сеять работать топором
Прясть и ткать заготавливать дрова
Косить траву нянчить детей
Ухаживать за лошадьми мешать и печь хлеб
Вывод: мужчины отвечали в семье за достаток, а женщины – за порядок. Каждому из детей хотелось всё делать так же красиво и ловко, как взрослые.
5.Физминутка.
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни. Могут шить, варить и печь, На Луне звезду зажечь. Мы, как только подрастем, Дело по душе найдём!
5. Сообщения двух учеников - рубрика «Это интересно» с. 55 « О детях заботились все»
-Что же особенно ценилось и примечалось взрослыми в детях? (когда дети отвечали добром на добро, не врали, на других свои дела не перекладывали, младших защищали, слово своё держали, вдвоём на одного не нападали).
-Вот тогда у родителей появляется добрая надежда на то, что вырастут их дети и внуки людьми достойными, красивыми душой.
6.Ресурсный круг «Семья для меня – это…»
(радость, свет, тепло, близкие люди, опора в жизни, счастье, забота обо мне, веселье, отдых, мир, покой, уют, внимание, доброта)
-Спасибо, вам, дети за добрые слова. У вас даже лица светились, когда вы говорили о своей семье. Мир, покой, порядок, радость в вашем доме зависят не только от взрослых, но и от вас, помните об этом, пожалуйста!
Долг детей платить родителям за их любовь тем же: любовью и заботой о них. Эти законы соблюдались издавна. Крепкие крестьянские семьи жили по определённым правилам – заповедям.
Назовите заповеди семьи, в которой царит мир и согласие.
(Родители и дети умеют слушать друг друга.
Каждый в семье помогает друг другу, если что-то не получается, не ругается, не бранится.
Добросовестно, честно, с душой каждый выполняет свои домашние дела.
Все уважают, любят друг друга и умеют прощать.
Каждый поддерживает в доме лад и порядок.
Девочки помогают маме в делах, а мальчики папе в работе).
-В крестьянской семье не было лишних. Бабушка была в семье очень важна, она вела в первый путь по избе ребёнка, а дедушка учил ложки мастерить. Бабушку называли большуха, а дедушку – большак. Но когда они старились и чувствовали, что не настолько уже сильны и мудры, чтобы управлять домом, то передавали правление маме и папе, т.е. своим детям.
Каждый ваш шаг, каждый поступок – и хороший и плохой – отзываются в сердце родных людей радостью или болью, счастьем или страданием. Берегите здоровье своих родителей
Песня «Родительский дом»
7. Работа в тетради (с.21) Активное занятие «Согласие в деле».
Подумай, в какой последовательности ты будешь строить дом. Расставь цифры в соответствии с этапами строительства дома.
Задание 1.Самостоятельно.
Задание 2. Работа в четвёрке.
Задание 3. Взаимооценка.
8.Рефлексия
На какой вопрос мы искали ответ на сегодняшнем уроке? ( Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает).
- О какой красоте идёт речь? (о человеческой, духовной)
- Какими надеются видеть вас ваши родители? (достойными, красивыми душой)
- Про людей достойных, красивых душой говорили, что у таких людей ум в ладу с сердцем, а душа - с Богом!
9.Итог урока
Всем спасибо за работу, за ваши мудрые мысли. Будьте внимательны к своим близким, поступайте по совести. Храните огонь родного очага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Поклонник вечной красоты. Ф. Тютчев."
Урок литературного чтения в 4 классе по программе Н. Чураковой, В. Свиридовой по системе Занкова....
Презентация к конспекту урока "Поклонник вечной красоты"
В конспекте урока по литературному чтению за 4 класс есть аннотаци к использованию презентации....
"Мир и согласие добрую надежду рождают"
Данный материал можно использовать при подготовке к урокам "Истоки" и проведении ресурсного круга....
конспект урока по ОРКСЭ -зачем творить добро?
Краткая аннотация работы Данная разработка представляет собой конспект урока учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культу...
План-конспект урока по ОПК "Зачем творить добро"
На уроке формируется представление о добре, как категории православной культуры.Задачи, поставленные на уроке: • Актуализировать собственный ...
Конспект урока по ОРКЭС -"Зачем творить добро".
Направление: Духовно - нравственноеТема, класс: « Зачем творить добро», 4 классЦель: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформирова...
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Н.С. Гумилев «Капитаны». Образ капитанов в стихотворении. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Цели деятельности учителя: - рассмотрение средств литературы, которые показывают формирование героев;расширение читательского кругозора учащихся;прививание интереса к книге, к слову.Планируемые...