классный час "Большие права маленького ребенка"
классный час (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №11 имени Героя РФ
А.Н. Мороховца села Прасковея Будённовского района»
СБОРНИК СЦЕНАРИЕВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ:
«БОЛЬШИЕ ПРАВА МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА»
Автор: Мануйлова Евгения Евгеньевна
социальный педагог
с.Прасковея 2012
Классный час: «Большие права маленького ребёнка»
Форма проведения: Путешествие на планету «Добра и Согласия»
Цель классного часа: Познакомить детей с правами, учить грамотно их использовать ,формировать элементы правовой культуры.
Задачи классного часа:
1. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
2.Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
3.Воспитывать чувство доброты, собственного достоинства и уважения к окружающим.
4.Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: Слайды, карточки -тесты, стихи, разрезные картинки по сказкам, грамзапись «Будьте добры», «Дорога добра».
Ход классного часа
Приветствие: Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Поприветствуйте друг друга улыбкой.
Сегодня у нас гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их поклоном головы. Нашу встречу начнём с минутки знакомства. Положите свои ладошки ко мне на руки и назовите свои имена.
Я - Надежда Васильевна - надёжная и весёлая. А вы кто?
Мы с вами теперь вместе, мы сила, вместе сможем преодолеть любые препятствия, ничего не бойтесь, я рядом с вами и всегда вам помогу.
О чём же будем говорить, вы узнаете, послушав песенку.
Песня «Будьте добры»
Ответы детей
Мы отправимся на планету «Добра и Согласия».
Наш классный час посвящён важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек.
Тема: «Большие права маленького ребёнка»
(Слайд № 1)
Я очень, очень хочу, чтобы вы хорошо усвоили свои права и грамотно ими пользовались.
- Какие задачи перед собой поставим?
Ответы детей
- К концу занятия мы должны ответить на вопросы:
1.Какие права есть у каждого человека и у вас?
2.Для чего нам нужны права?
3.В каких книгах мы узнаем о наших правах и обязанностях?
- Постарайтесь всё понять.
Что - то новое узнать.
Слово учителя: Люди по разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать свои поступки и поступки других, а в этом нам помогут правила - законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говорится, что человек должен делать, а чего нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.
Первый документ, о котором я вам расскажу - «Декларация прав человека». (Слайд № 2.) Слово «декларация» означает заявление. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии.
Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребёнка». (Слайд № 3).
Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что дети имеют свои права.
« Права детей»
(Слайд № 4)
Права ребёнку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Игра «Я и мои друзья»
Игра «Разрешается - запрещается»
1. Рисовать и петь учиться,
Если заболел лечиться,
Это ( разрешается )
2. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка
Строго (запрещается)
З. Этот трудится ребёнок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются
В детстве тяжкая работа (запрещается)
4. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить
Это (разрешается).
Игра «Назови право» - по группам
1.Если жар и тело ломит,
И совсем не до игры.
То позвать врача на помощь.
Тоже право детворы.
2.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки
Это право есть у нас!
Учитель: С правами у нас, как я погляжу, всё в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. Какие обязанности у вас есть?
Ответы детей.
Учитель: Главный закон нашей страны называется ( Слайд № 5)
«Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано.
«Обязанности детей» (Слайд № 6)
Индивидуальная работа «Запомни! Это надо знать»
Ну, скажите, что важное вы узнали?
Ответы детей
Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся в очень интересное путешествие.
Грамзапись «Сказка». (Слайд № 7)
Конечно, путешествие по сказкам:
1.Собрать картинку, определить из какой сказки герои , какое право нарушено.
2. Дразнят Золушкой меня, от того ,что у огня
Силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь.
Неужели не дождаться мне веселья!
Счастье , где же ты?
Танец «Золушка» (Слайд № 8)
Учитель: А сейчас нас ждут анаграммы
НОКЕВНИЦЯ РДОТИЕИЛ ГОУСАРДТСОВ ИЖЗНЬ
Учитель: Пришло время проверить наши знания. Будем работать с тестом.
Нас ждёт путешествие под названием «Занимательное правоведение»
(Слайд № 9-16)
Учитель: Сможем ли теперь ответить на вопросы, поставленные в начале нашего занятия?
Ответы детей
Учитель: А какими должны быть люди, чтобы на нашей планете было добро, мир и согласие? От кого это зависит?
Ответы детей
Учитель : Если вдруг, будут нарушены ваши права, вам будет трудно, вы не сможете сами решить проблему, к кому вы будете обращаться?
Ответы детей.
В жизни бывает разные ситуации, проблемы. И недаром в народе говорят: «Жизнь прожить, не поле перейти».
Надо столько знать, столько уметь.
Давайте, спросим у жизни строгой . - Какой идти дорогой?
Песня «Дорога добра» (Слайд № 17)
Я очень рада встрече с вами, работать мне было приятно и интересно. На память подарю вам маленькие уголки «Мои права» и это сердечко.
Рефлексия : Ребята, если вы узнали, много полезного для себя и вам было интересно работать со мной, то поднимите солнышко.
А если вам, что-то непонятно, то поднимите карточку без солнышка.
Планета Добра - это солнышко, а солнышко - это жизнь. Значит, мы сегодня учились жить и защищать себя и других.
К следующему классному часу напишите сочинение «Тайна моего имени»
Спасибо за работу. А сейчас мы пользуемся правом на отдых и у нас перемена…
Песня «Перемена» (Слайд № 18)
Приложение презентация «Большие права маленького ребенка.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №11 имени Героя РФ
А.Н. Мороховца села Прасковея Будённовского района»
СБОРНИК СЦЕНАРИЕВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ:
«ПРОСТУПОК,ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.»
Автор: Мануйлова Евгения Евгеньевна
социальный педагог
с.Прасковея 2012
ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ:
«ПРОСТУПОК. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПРЕСТУПЛЕНИЕ.»
Цели:
- Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.
- Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий карается законом.
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Оборудование: «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации», задание для малых групп.
Литература: Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толтоухова “Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях”, Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях, «Выбираю жизнь» учебно методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей С.В.Горанская., О.С.Баранова.
ХОД ЗАНЯТИЯ
У: Добрый день ребята!
Как видите в руках у меня клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое Имя и говорю что-то приятное своему соседу, а он передает конец нити своему соседу с хорошими пожеланиями. После того как нить обойдет всех ребят, задаются вопросы:
- С чем можно сравнить наш клубок (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нашей нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если запутать нашу нить? А применительно к нашей жизни?
У: Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”
У: Давайте вспомним из курса обществоведение такие термины:
Правонарушение - поведение человека, нарушающее нормы права.
Преступление - опасные виды правонарушений. За них следует более суровое наказание. Преступления нарушают нормы уголовного права. Все виды преступлений перечислены в уголовном кодексе РФ.
Проступки - правонарушения меньшей степени опасности. Они могут быть дисциплинарными, административными, имущественными, финансовыми, семейными.
У:Сегодня мы поговорим, с вами о том, что может привести к совершению преступления. Давайте обсудим такой вопрос: Каковы причины преступлений? А ваши ответы я буду записывать на доске.
У: Ребята, давайте обсудим несколько ситуации.
Ситуация №1(Слайд №1)
Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
Дети: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.
У: Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Учащиеся: Устав школы, не выполнил свои обязанности.
У: А в нашей школе есть устав?
Дети: Да.
У: В уставе прописаны Ваши права и обязанности. Давайте их вспомним. (Слайд №2)
Дети: учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учится, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; Бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
У: чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
Учащиеся: Проступком.
У: Предусмотрено какое – либо наказание за проступок? Какое?
Дети: Да, ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.
У: представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация №2 (Слайд №3)
Десятиклассники в выходной день собрались на дискотеку. По дороге решили приобрести спиртные напитки. Как можно расценить их поведение?
Дети: Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как распитие спиртных напитков в общественных местах запрещено.
У: Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «»Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Ребята, административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если Вам еще 16 лет?
Дети: Родители.
У: Какое наказание Вы или Ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
Дети: Штраф; подростка могут поставить на учет в полицию.
У: Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в полицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?
Дети: Нет. В тюрьму сажают за преступление.
Ситуация № 3 (Слайд №4)
Старшеклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия старшеклассников, как проступок, правонарушение или преступление?
Ученики: Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.
У: Вы абсолютно правы. Действия старшеклассников действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Учитель показывает издание Уголовного Кодекса Российской Федерации)
У: В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Ребята уголовная ответственность наступает с 14 лет. Какое наказание ждет подростков, достигших 14 лет за тяжкие преступления.
Дети: Их могут отправить в колонию, либо в какое -нибудь учреждение закрытого типа.
У: Давайте дадим определение проступку, правонарушению, преступлению.
(Слайд 5-7)
У: А теперь поиграем? Я буду называть различные ситуации, а вам нужно определить какие виды юридической ответственности наступают:
- Ученик разбил стекло в холле школы (админ.)
- Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг. рыбы (админ)
- Браконьер выловил 3 осетров (угол)
- Гражданин из мести поджег дом соседа (адм)
- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (адм)
- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (адм)
- Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую машину (адм)
- Учащиеся техникума угнали автомобиль и разбили ее (угол)
- Пассажир автобуса не оплатил проезд (адм)
- Молодцы, вы хорошо справились.
У: Итак, мы вместе с вами попытались разобраться в понятиях проступок, правонарушение, преступление, а теперь аналогичное задание вам предстоит выполнить в группах.
Сядьте за круглые столы. Прежде чем начать выполнять задание повторим правила работы в малых группах.(слайд №8)
Дети: Каждый имеет высказать свое мнение. Прежде чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Уметь дискутировать и делать общее заключение.
У: Задание: Обсудить каждую из предложенных ситуации, определить о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении и обосновать свой ответ. (Каждая группа получает лист с заданием.)
Варианты заданий :
- Учащийся средней школы был замечен в школьном дворе курящим.
- Ученица 9 класса убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.
- От ученика пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры.
- Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.
- На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился, ударил Женю кулаком в плечо и в живот.
- Старшеклассники, чтобы повеселиться, разбили окно в магазине.
У: Вижу, вы все справились с заданием. Посмотрим, что у вас получилось. (Дети обсуждают ситуации) Молодцы, ребята! Все группы отлично справились с заданиями.
Подведение итогов.
У: Давайте еще раз повторим, что же такое проступок, правонарушение, преступление?
У: Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Незыблемость и авторитет закона - это непременное условие охраны общественного порядка, благополучия общества, гарантия того, что каждый гражданин может не опасаться покушения на свою жизнь, здоровье, имущество. Ни один гражданин в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить законы и тогда у вас в жизни не будет проблем.
Приложение презентация «Проступок, преступление, правонарушение.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час"Права ребенка"
В игровой форме познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка; способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ....
Классный час"права ребенка"
Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка». Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить п...
Классный час ко дню прав защиты ребенка
«Права ребенка» Цель: обобщение знания детей об их гражданских правах. Задачи: Образовательная: закреплять знания о правах ребенка;- формировать систему правовых знаний...
Классный час " Права ребенка в новом году"
Очень хороший классный час....
Классный час на тему «Ребенок в мире прав и обязанностей»
Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся....
Классный час "Права ребенка"
"Права ребенка"" Этот классный час позволит детям узнать какие есть права и обязанности у ребенка....
Классный час "Права ребенка"
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА. ЦЕЛЬ: Познакомить детей с основными правами и свободами, научить применять их в жизни. ...