"Гражданско - патриотическое воспитание"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в укреплений социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, К согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей сараны.

Воспитание гражданственности, патриотизма является одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Актуальность программы.

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интерната заключается в том, что именно в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит нарушение ценностей старшего Поколения, а также традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Зарождается патриот, гражданин в своей семье с формирования родственных чувств к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.

Программа «Гражданско-патриотического воспитания учащихся» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом' «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий на учащихся 1 -х классов, с целью формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими; качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание " себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, страны.

Практическая значимость программы определяется возможностью использования тематических блоков в практической работе учителей начальных классов и воспитателей, а также повышения уровня знаний учащихся о своей семье, о школе, о родном крае, о стране.

Вид программы: авторская

Новизна программы: создание новой модели взаимодействия – сотрудничество с городским православным храмом.

Цель программы:

  • Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города.

Задачи программы:

  • дать представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
  • формировать у воспитанников моральные качества, нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение и усвоение норм ценностей, способов поведения;
  • создать условия для формирования у учащихся чувств сопричастности к родному дому, семье;
  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • развивать элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны; о традициях и культурном достоянии Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • воспитывать ценностное отношение к семье, к своей малой родине, России, государственной символике, родному языку, народным традициям, к старшему поколению;
  • способствовать воспитанию чувства любви, долга, ответственности, национальной гордости, готовности к защите Отечества;
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • развивать навыки межличностного общения;
  • способствовать развитию познавательной активности;
  • содействовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и школы.

       Программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся, в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. Особое место уделяется формированию  гражданской позиции ребёнка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности и патриотизма.

    Теоретической основой программы по гражданско – патриотическому воспитанию является системно – деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности обучающихся.

    Организация гражданско – патриотического воспитания обучающихся основана на системе базовых национальных ценностей:

  • любовь к России, своему народу, служение Отечеству;
  • ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка;
  • ценность мира в многонациональном государстве;
  • толерантность, как социальная форма гражданского общества.

  Принципы, положенные в основу Программы

  • Принцип ориентации на идеал        
  • Принцип следованию нравственному, примеру
  • Принцип идентификации (персонификации);
  • Принцип диалогического общения
  • Принцип социальной активности
  • Принцип взаимодействия личности и коллектива

Методы:

  • Рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой.
  • Демонстрация кинофильмов.        .
  • Практические работы.
  • Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций.
  • Создание ситуаций успеха.

Формы:        

  • фольклорные праздники
  • ктд
  • классный час
  • библиотечный час, устный журнал
  • заочное путешествие, экскурсии
  • посещение городского музейного комплекса
  • посещение городского храма
  • сотрудничество с Домом детского творчества
  • посещение городского мемориала Вечного огня
  • создание фотоальбома

Программа «Я - гражданин России» рассчитана на 1 год.

Условия реализации программы:

Программа будет реализовываться в 1 ~ем классе в рамках внеурочной деятельности,  где основой в организации жизнедеятельности обучающихся стал гуманно - личностный подход.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Младший школьный возраст - это возраст 7—9-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах начальной школы. С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель.

Мотивы:

  • потребность во внешних впечатлениях. которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует        

созданию; климата эмоционального благополучия;

  • потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;
  • потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно "значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Прогнозируемые результаты:

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний:

  • школьник знает правила поведения в различных ситуациях: в школе на улице, в транспорте и т.п.
  • имеет представления о Родине, о гражданине, Правах и обязанностях, о людях других национальностей, о культуре Тамбовского края, России; о государственных символах, о духовно-нравственных ценностях человека и гражданина, понимает общественную жизнь;
  • знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
  • имеет представления об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

  • владеет навыками речевого общения в различных ситуациях
  • школьник умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в транспорте и т.п.;
  • является активным участником общественной жизни.        

Рекомендуемая литература для педагогов:

1.Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ОУ. - Волгоград, 2007г.

2.Алексеев Ю.А. Государственные символы России. Моя Родина М.: Трида - Фарм, 2002. - 43 с.

3.Божович JI.И. «Личность и ее формирование, в детском возрасте»

Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. 4.Программы, мероприятия, игры. Ростов н/Д, 2006. - 288 с.

5.Видякин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. -  Волгоград: «Учитель», 2006.

6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

7.Можейко И. В. «Государственная символика России» Москва, 2003

8.Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека, М.: Педагогика, 1990.

Рекомендуемая литература для детей и родителей:

1.Афонькин С. Ю. Знакомьтесь: Россия;— СПб: БКК, 2009 г.

2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: "Литур", 2002 г.

3.Вилинбахов Г.В. Государственные символы России: Научно - популярное издание для детей. М.: ООО издательство «РОСМЭН - ПРЭСС», 2003 г,

4.Гайдар А. У переднего края: повести.: Воениздат, 1988.

5.Дьякова Е.Д. Первые шаги в православный храм. М.: Оникс, 2010.

6.Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. М.: Современник, 2006. (История России в рассказах для детей).        

7.Калинов В.И. Русские победы. - М.: Белый город, 2008. - (История России)

8.Кассиль JI. Главное войско: рассказы; М. Детская литература, 1984.

9.Короткова Л.Д. Сказки, М., 2006 г.

10.Практическое пособие для, родителей. -М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2010.

11.П. Попова Т.И. Сказы о земле Тамбовской, издательство ТОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч»»,2004

12.Синова И. В. Герб, гимн, флаг России: Справочник школьника.- СПб: Литера, 2007.

13.П.Синова И. В. Конституция: Основной Закон России: Справочник школьника. - СПб: Литера, 2007, (Моя Родина - Россия)

14.Широнина Е.В. Чудеса света. Россия: научно-популярное издание. М.: Росмэн- Пресс, 2010. (Детская энциклопедия Росмэн)         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом

Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом»  разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Доклад опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Проанализирована работа школы по разным направлениям....

Гражданско-патриотическое воспитание

Цель данной работы с детьми: формирование основ патриотизма у младших школьников.             Задачи: утвердить  патриотические ценност...

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Мы помним !Мы гордимся!"

Наш земляк, владимирский писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к "Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы" начинается "с любви к родным местам", которая вырастает из "детск...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...