"Гражданско - патриотическое воспитание"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в укреплений социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, К согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей сараны.
Воспитание гражданственности, патриотизма является одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Актуальность программы.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интерната заключается в том, что именно в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит нарушение ценностей старшего Поколения, а также традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Зарождается патриот, гражданин в своей семье с формирования родственных чувств к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.
Программа «Гражданско-патриотического воспитания учащихся» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом' «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий на учащихся 1 -х классов, с целью формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими; качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание " себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, страны.
Практическая значимость программы определяется возможностью использования тематических блоков в практической работе учителей начальных классов и воспитателей, а также повышения уровня знаний учащихся о своей семье, о школе, о родном крае, о стране.
Вид программы: авторская
Новизна программы: создание новой модели взаимодействия – сотрудничество с городским православным храмом.
Цель программы:
- Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города.
Задачи программы:
- дать представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- формировать у воспитанников моральные качества, нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение и усвоение норм ценностей, способов поведения;
- создать условия для формирования у учащихся чувств сопричастности к родному дому, семье;
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- развивать элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны; о традициях и культурном достоянии Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- воспитывать ценностное отношение к семье, к своей малой родине, России, государственной символике, родному языку, народным традициям, к старшему поколению;
- способствовать воспитанию чувства любви, долга, ответственности, национальной гордости, готовности к защите Отечества;
- воспитание бережного отношения к природе,
- развивать навыки межличностного общения;
- способствовать развитию познавательной активности;
- содействовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и школы.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся, в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. Особое место уделяется формированию гражданской позиции ребёнка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности и патриотизма.
Теоретической основой программы по гражданско – патриотическому воспитанию является системно – деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности обучающихся.
Организация гражданско – патриотического воспитания обучающихся основана на системе базовых национальных ценностей:
- любовь к России, своему народу, служение Отечеству;
- ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка;
- ценность мира в многонациональном государстве;
- толерантность, как социальная форма гражданского общества.
Принципы, положенные в основу Программы
- Принцип ориентации на идеал
- Принцип следованию нравственному, примеру
- Принцип идентификации (персонификации);
- Принцип диалогического общения
- Принцип социальной активности
- Принцип взаимодействия личности и коллектива
Методы:
- Рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой.
- Демонстрация кинофильмов. .
- Практические работы.
- Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций.
- Создание ситуаций успеха.
Формы:
- фольклорные праздники
- ктд
- классный час
- библиотечный час, устный журнал
- заочное путешествие, экскурсии
- посещение городского музейного комплекса
- посещение городского храма
- сотрудничество с Домом детского творчества
- посещение городского мемориала Вечного огня
- создание фотоальбома
Программа «Я - гражданин России» рассчитана на 1 год.
Условия реализации программы:
Программа будет реализовываться в 1 ~ем классе в рамках внеурочной деятельности, где основой в организации жизнедеятельности обучающихся стал гуманно - личностный подход.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Младший школьный возраст - это возраст 7—9-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах начальной школы. С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель.
Мотивы:
- потребность во внешних впечатлениях. которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует
созданию; климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно "значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний:
- школьник знает правила поведения в различных ситуациях: в школе на улице, в транспорте и т.п.
- имеет представления о Родине, о гражданине, Правах и обязанностях, о людях других национальностей, о культуре Тамбовского края, России; о государственных символах, о духовно-нравственных ценностях человека и гражданина, понимает общественную жизнь;
- знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
- имеет представления об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
- владеет навыками речевого общения в различных ситуациях
- школьник умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в транспорте и т.п.;
- является активным участником общественной жизни.
Рекомендуемая литература для педагогов:
1.Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ОУ. - Волгоград, 2007г.
2.Алексеев Ю.А. Государственные символы России. Моя Родина М.: Трида - Фарм, 2002. - 43 с.
3.Божович JI.И. «Личность и ее формирование, в детском возрасте»
Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. 4.Программы, мероприятия, игры. Ростов н/Д, 2006. - 288 с.
5.Видякин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. - Волгоград: «Учитель», 2006.
6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
7.Можейко И. В. «Государственная символика России» Москва, 2003
8.Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека, М.: Педагогика, 1990.
Рекомендуемая литература для детей и родителей:
1.Афонькин С. Ю. Знакомьтесь: Россия;— СПб: БКК, 2009 г.
2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: "Литур", 2002 г.
3.Вилинбахов Г.В. Государственные символы России: Научно - популярное издание для детей. М.: ООО издательство «РОСМЭН - ПРЭСС», 2003 г,
4.Гайдар А. У переднего края: повести.: Воениздат, 1988.
5.Дьякова Е.Д. Первые шаги в православный храм. М.: Оникс, 2010.
6.Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. М.: Современник, 2006. (История России в рассказах для детей).
7.Калинов В.И. Русские победы. - М.: Белый город, 2008. - (История России)
8.Кассиль JI. Главное войско: рассказы; М. Детская литература, 1984.
9.Короткова Л.Д. Сказки, М., 2006 г.
10.Практическое пособие для, родителей. -М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2010.
11.П. Попова Т.И. Сказы о земле Тамбовской, издательство ТОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч»»,2004
12.Синова И. В. Герб, гимн, флаг России: Справочник школьника.- СПб: Литера, 2007.
13.П.Синова И. В. Конституция: Основной Закон России: Справочник школьника. - СПб: Литера, 2007, (Моя Родина - Россия)
14.Широнина Е.В. Чудеса света. Россия: научно-популярное издание. М.: Росмэн- Пресс, 2010. (Детская энциклопедия Росмэн)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом
Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом» разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...
Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию
Доклад опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Проанализирована работа школы по разным направлениям....
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель данной работы с детьми: формирование основ патриотизма у младших школьников. Задачи: утвердить патриотические ценност...
Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Мы помним !Мы гордимся!"
Наш земляк, владимирский писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к "Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы" начинается "с любви к родным местам", которая вырастает из "детск...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»
Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...