Папка по самообразованию учителя начальных классов
учебно-методический материал по теме
Материалы, которые помогут учителю начальных классов в подготовке уроков по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papkaposamoobrazovaniyu.docx | 49.95 КБ |
osnovnye_etapy_uroka.doc | 41 КБ |
primernaya_struktura_uroka_po_fgos.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МОУ «Чулковская СОШ» «Секиринская ООШ»
ПАПКА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя начальных классов
Косыревой Елены Викторовны
2013-2014 учебный год
Содержание
1. Общие сведения.
2. Сведения о повышении квалификации.
3. Тема самообразования, цель, задачи.
4. План работы по самообразованию.
5. Формирование ИКТ-компетентности учащихся.
6. ИКТ-компетентность учителя.
7. Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя.
8. Отчёт по теме самообразования: «Современный учитель – активный Интернет-пользователь».
9. Результаты деятельности.
10. Участие моих учеников в сетевых конкурсах и проектах.
11. Создание персонального сайта.
12. Моё участие в сетевых конкурсах, конференциях.
13.Публикации на сайтах.
14.Свидетельства о публикациях на сайтах, порталах.
- Общие сведения:
Ф.И.О. Косырева Елена Викторовна
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Место работы: филиал МОУ «Чулковская СОШ» «Секиринская ООШ»
Образование: высшее, окончила Рязанский педагогический университет в 2013 году по специальности «Педагогика и методика начального обучения», присвоена квалификация учителя начальных классов.
Дата поступления на работу: 07. 01. 2008 г.
Стаж педагогической работы: 6 год
Присвоена первая квалификационная категория сроком на 5 лет.
Аттестацию прошла 21.19.2010 года
Педагогическое кредо: «Уча других, мы учимся сами»
- Сведения о повышении квалификации
РИРО, 2008 - 2009 гг., № 1143
- «Реализация технологи деятельностного метода обучения в начальной школе»;
- «Личностно-ориентированное обучение младших школьников»;
- Деятельностное содержание начального образования, обеспечивающее переход на госстандарт второго поколения»;
- Спецкурс «Формирование рефлексивных умений на уроках математики»
РИРО, 2011 г., № 6187
- «ФГОС нового поколения: содержание, механизмы внедрения и условия реализации (дистанционное обучение)
Тема самообразования: «Современный учитель - активный Интернет-пользователь»
Цель: формирование ИКТ-компетентностей учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования.
Задачи:
- активное использование учителем и учащимися средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развитие метапредметных навыков учащихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных);
- развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ - компетентностей и повышения мотивации учащихся к учению;
- повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ-технологий.
Предполагаемый результат:
- повышение качества преподаваемых предметов;
- создание персонального сайта;
- регистрация на педагогических сайтах, публикации авторских работ;
- оказание практической помощи коллегам;
- участие в интернет-конкурсах и в интернет-проектах с учащимися.
Форма отчета по проделанной работе:
- выступление на заседаниях ШМО и педсовете.
План работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Диагностический | 1. Анализ затруднений: как формировать ИКТ-компетентность ученика? 2. Постановка проблемы. Вовлечь учеников в освоение интернет-пространства. 3. Изучение литературы, интернет-возможностей, имеющегося опыта по проблеме. | Сентябрь, 2013г. |
2. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. Помочь учащимся осознать необходимость приме-нения ИКТ в учебной и внеурочной деятельности. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов: участие с детьми в интернет-конкурсах и проектах. | Октябрь, 2013г. |
3. Практический | 1. Система мер, направленных на решение пробле-мы: создание персонального сайта, регистрация на педагогических сайтах, обучение учащихся работе на компьютере в разных программах, обучение работе в интернете. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. | Весь год |
4. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | Март-апрель, 2014г. |
5. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Формирование ИКТ-компетентности учащихся
Цель:
- развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации;
- обучение самостоятельному приобретению знаний
Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.
Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю включение учащихся в проектную деятельность.
ИКТ-компетентность учителя
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя :
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).
- Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
- Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
- Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
- Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
- Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
- материалы для урока,
- тематическое планирование ,
- мониторинги по своему предмету,
- различные отчеты по предмету,
- анализ процесса обучения, и т.д.
- Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
- Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
- Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
- Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
- школьная сеть,
- электронная почта ,
- oсоциальная сеть (Дневник.ру, …),
- oсайт (раздел сайта),
- форум ,
- Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
- блог (сетевой журнал или дневник событий),
- Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Филиал МОУ «Чулковская СОШ» «Секиринская ООШ»
Отчёт по теме самообразования:
«Современный учитель –
активный Интернет-пользователь»
Косырева Елена Викторовна,
учитель начальных классов
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, учитель должен быть ИКТ- компетентен во многих вопросах.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Сейчас уже неоспорим факт применения ИКТ на уроках. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Одна из главных целей в использовании ИКТ на уроке – это повышение качества образования. Но, а что даёт самому учителю применение ИКТ-технологий?
Учитель может вести блог, страничку зарегистрироваться на педагогических сайтах и получать методическую помощь от учителей всей страны, размещая материалы на сайтах, вы имеете возможность получать сертификаты о публикации необходимые при прохождении аттестации, принимать участие во Всероссийских конкурсах. Давайте разберёмся, что же такое блог и каковы его возможности.
Блог[1] (blog - англ.) - дневник, сетевой журнал одного или нескольких авторов, основное содержание которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Блоггер\блогер (blogger) - человек, ведущий блог.
Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога.
С ведением блога появляется возможность
- обмениваться информацией,
- осуществлять обратную связь с коллегами, родителями, учениками,
- анализировать и обобщать свой собственный опыт.
В последние годы интерес и потребность в Internet-блоге очень возросли. На мой взгляд, в школы приводят своих детей новое поколение родителей, обладающее высоким уровнем компьютерной грамотности. Учитель должен соответствовать требованиям и запросам времени.
Первый сайт, где я зарегистрировалась был сайт ПроШколу.ру
Так, 2 года назад у меня появилась личная страничка - блог на портале http://www.proshkolu.ru/
Почему именно на этом сайте? Потому, что это
- бесплатный школьный портал, на котором можно пообщаться с тысячами других школ, учителей и учеников,
- разместить фото-, видеоинформацию, документы, презентации,
- получить компетентную помощь и поддержку миллионной аудитории учителей и т.д.
В настоящее время проявляется большой интерес к образовательным блогам, т.к. в них размещаются педагогический опыт, идеи, размышления, инновационные приемы, методы, способствующие достижению целей уроков или занятий.
По своему функциональному применению, реализуемый в педагогической деятельности блог, относится к категории личных профессиональных блогов. Это некий "монолог на тему", прерываемый и направляемый комментариями, вопросами, рекомендациями блоггеров.
В процессе ведения блога можно:
- получить навыки в работе с персональным компьютером, освоить новые компьютерные программы, непрерывно совершенствовать свои знания в области ИКТ и делиться ими с учениками;
- расширить кругозор;
- участвовать в диалоге с представителями учительских сообществ, получить нужную информацию, помощь или поддержку, а также, услышать компетентное мнение по интересующему вопросу, комментировать достижения коллег из разных уголков России, а также делиться с ними результатами своего труда;
- систематизировать накопленный опыт, обобщить результаты самообразования, саморазвития.
Таким образом, у педагога, ведущего блог, формируются и развиваются профессиональные компетенции, растёт педагогическое мастерство и творчество.
***
Размещать свой методический материал можно и на известных педагогических сайтах, где кроме общения вы ещё получите и сертификат о публикациях.
Имею публикации на интернет-ресурсах:
- Интернет - портал ПроШколу.ru http://www.proshkolu.ru/user/violeta40/
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://nsportal.ru/arakelyan-violeta-amayakovna
- Сайт журнала "Педагогический мир" http://angelochek.pedmir.ru/
- Электронное периодическое издание "Педагогическая газета" http://batumci.pedgazeta.ru/
- Учительский портал "На урок!" http://nayrok.ru/index.php?subaction=allnews&user=karen20051
- Дистанционный образовательный портал "Продлёнка" http://www.konkyrs.org/metodichka/355/viewlink.html
- Открытый класс Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/node/228904
Можно вести страничку на школьном сайте. Адрес сайта: www.seminskoe.jimdo.com/1-класс-работаем-по-новым-стандартам/
****
Персональный сайт
Каждый учитель имеет огромный запас методических материалов. Всё это можно разместить создав свой персональный сайт. Так я и поступила.
Создала свой сайт с методически богатым содержанием.
Адрес сайта www.prosckolniy.jimdo.com
Становясь активным интернет-пользователем вы приобретаете новых друзей, находите поддержку и помощь в решении проблем и сами можете оказать помощь другим педагогам.
Уважаемые коллеги, пробуйте, узнавайте новое, совершенствуйтесь. Желаю Вам успеха. Дающий - приобретает! Попробуйте, у Вас получится!
Создание персонального мини-сайта
Сайт «Прошкольный» Адрес сайта: www.prosckolniy.jimdo.com
Моё участие в сетевых конкурсах, конференциях
Публикации на сайтах:
- Интернет - портал ПроШколу.ru http://www.proshkolu.ru/user/violeta40/
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://nsportal.ru/arakelyan-violeta-amayakovna
- Сайт журнала "Педагогический мир" http://angelochek.pedmir.ru/
- Электронное периодическое издание "Педагогическая газета" http://batumci.pedgazeta.ru/
- Учительский портал "На урок!" http://nayrok.ru/index.php?subaction=allnews&user=karen20051
- Дистанционный образовательный портал "Продлёнка" http://www.konkyrs.org/metodichka/355/viewlink.html
- Открытый класс Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/node/228904
Свидетельства о публикациях на сайтах, порталах:
"Педагогический мир", "Педагогическая газета", "На урок!", «Нуми», "Продлёнка", «Инфоурок.ру», «Видеоуроки в сети Интернет», «ИграЗа.ру».
№ | Название проекта | Участники проекта от ОУ | Адрес проекта в Интернете | Прямая, действующая ссылка на web-страницу | Результат |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 |
Предварительный просмотр:
Основные этапы современного урока
№ пп | Этапы | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
1 | Организация начала занятия (оргмомент) | Подготовка учащихся к работе на уроке | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3 | Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия) | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4 | Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы) | Установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации; организация и направление познавательной активности учащихся на решение ТЦУ | Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока. |
5 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
6 | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
7 | Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу) | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и изменённой ситуации | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации. |
8 | Применение знаний и умений в новой ситуации (творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений) | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации. |
9 | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, | Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
10 | Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
11 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
12 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
Предварительный просмотр:
Примерная структура каждого типа урока:
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
- с целью подготовки к контрольному уроку
- с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя начальных классов
План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...
Личный план самообразования учителя начальных классов
Материал содержит табличный материал по составлению плана самообразования с подробным перечнем литературы для изучения. Тема самообразования мною была озвучена следующим образом: "Формирование регулят...
План по самообразованию учителя начальных классов
Тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД.Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".
План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....
Отчет учителя о проделанной работе за 2016-2017 учебный год (дорожная карта по самообразованию) учителя начальных классов Яковлевой Екатерины Владимировны
В данной статье представлен отчет о проделанной работе за 2016-2017 учебный год учителем Яковлевой Екатериной Владимировной и ее воспитанниками...