Час общения «Трудное слово «Нет!» Курение». 2 класс
классный час (2 класс) по теме
Это одно из системы занятий по социальной адаптации учащихся младших классов, которое способствует формированию ценностного, ответственного отношения учащихся к своему здоровью. Я его также представляла как мастер-класс на краевом окружном семинаре в рамках I Титовских чтений в г. Алейске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnoe.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудное
слово
«Нет!»
Курение»
Час общения по социальной адаптации
2 класс
Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, занятия в игровой форме по теме
Тема. «Это трудное слово «Нет! Курение»
Цели:
- учить детей говорить решительно «Нет!» в жизненно важных ситуациях;
- помочь детям осознать ответственность за свой выбор.
Задачи:
- создание условий для антинаркотического воспитания;
- коррекция межличностных отношений;
- формирование оценочных суждений, умения анализировать свои поступки и поступки своих товарищей;
- формирование убеждения в том, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.
План занятия:
- Игра в «Ручеёк с комплиментами».
- Повторение пройденного на предыдущем занятии.
- Практическая работа.
- Работа по теме занятий.
- Этическая игра «Собери букет».
Ход занятия:
- Игра в «Ручеёк с комплиментами» (условия: выбирая пару для ручейка, водящий говорит комплимент своему партнёру).
3 минуты
- Повторение пройденного.
- Работа со словарём настроений.
- Какое у вас сейчас настроение? Почему?
- Ребята, давайте вспомним, какую проблему нашего Друга Димы мы с вами обсуждали на прошлом занятии. В какой трудной жизненной ситуации он оказался?
(Он поддался хитрым приёмам рекламы. Манипулирование – управление при помощи хитрости. Реклама преувеличивает хорошие свойства товара, а также скрывает плохие, чтобы товар раскупался. Рекламу обманула Димку, и ему захотелось купить сигарет. Но продавец сделал Димке замечание, отчего у мамонтёнка испортилось настроение, и он пришёл за советом к Другу).
- Давайте вспомним, что важного мы посоветовали Диме для того, чтобы к нему вернулись светлые мысли, а вместе с ними и хорошее настроение?
( Не слушать рекламу, так как она часто обманывает.
Рассказать обо всём случившемся маме, чтобы она не узнала от других.
Извиниться перед продавцом, и тем самым вернуть к себе его доверие ).
- Практическое задание.
( На столе разложены вырезки из газет и журналов рекламы пива, табачных изделий, шоколада, минеральной воды ).
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, повнимательнее на образцы рекламы. Есть ли среди них реклама такого товара, который является жизненно важным для человека?
( Да, это реклама минеральной воды ).
- Работа по теме занятия.
1.-Ребята, сегодня мы продолжим разговор о вреде курения, об умении сказать «Нет!» в жизненно-необходимых ситуациях и умении сделать правильный выбор. Давайте немного поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «Да» или «Нет».
-Вам хотелось бы спать в ледяной пещере?
-Вы хотели бы всю свою жизнь просидеть дома и никогда не выходить на улицу?
-Вы любите горькую пищу?
-Вам хотелось бы учиться все 11 лет без каникул?
-Просто ли вам было говорить «Нет»? Почему?
-А были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам трудно было сказать «Нет»? Почему?
(Возможно, детям предлагали обидеть кого-то, сказать кому-то неправду; съесть мороженое, когда болит горло; покататься на машине с незнакомым человеком…)
-Что мешает нам сказать твёрдое «Нет»? (Нерешительность).
-Что может произойти, если не сказать вовремя «Нет»?
(Если вовремя не сказать «Нет», это может привести к печальным последствиям, а человек за это в ответе.)
2.-Ребята, у нас в гостях снова Дима, и мы видим, что он держит цветок тревоги, значит, у него сейчас мысли, которые ему мешают, и настроение…
- Давайте пожалеем Тимку, такого маленького и беззащитного.
(Дети по кругу поочерёдно «жалеют» Друга, прижимая его к себе).
- Послушаем, в какой ситуации оказался Дима и почему он пришёл к нам.
(Чтение текста из книги «Учитель-ученик, от сердца к сердцу невидимая нить», стр.11)
-Ребята, что мешало Диме сказать «Нет»? (Боязнь)
- Зачем нужно учиться говорить «Нет!», даже когда это нелегко?
И вот однажды Дима оказался в такой ситуации, что ему снова пришлось обратиться к Другу.
Во дворе, где играет Димка, есть не только мальчишки-сверстники, но и постарше. Дима очень любил заглядываться на старших. Чем они там занимаются? Иногда они даже покуривали… И вот однажды Мамонтёнок, которому 12 лет, предложил Диме…закурить. Дима долго стоял и не знал, как поступить, что ответить. Вокруг так громко смеялись, но Дима очень хорошо помнил тот урок, который получил от продавца сигаретами. Да и ваши советы… Мамонтёнок стоял-стоял… и вдруг побежал. Побежал под громкое улюлюканье, насмешки. Вдогонку ему неслось: «Трусишка, трусишка!».
-Ребята, как вы думаете, с какими мыслями он пришёл к нам? («Я плохой», «Я боюсь»…)
-А вы чувствуете настроение Димы?
-Что же можно посоветовать Диме, чтобы помочь ему?
(Ребята говорят о своём решении)
Вывод: Без боязни, не убегая, сказать решительно: «Нет!»
Выбирая, помни о том, что будет. Мы всегда получаем то, что выбрали (опоры)
-Чтобы научиться сказать «нет», надо точно знать, что курение вредит здоровью. Что вы знаете о вреде курения? (Дети отвечают)
3. Беседа
- Дым сигарет делает пальцы и зубы курильщика желтыми.
- Изо рта курящего плохо пахнет.
- Курящий слабо различает вкус еды.
- Дым сигарет загрязняет легкие и вызывает кашель.
- Никотин затрудняет работу сердца, учащает пульс.
- Курящий человек становится напряженным, раздражительным.
- А какие еще последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение?
(Одежда курильщика плохо пахнет; курение – частая причина пожаров; курящие подростки ссорятся из-за этого с родителями; на сигареты тратится много денег; в прокуренном помещении появляется устойчивый неприятный запах.)
- Как вы думаете, почему многие люди курят? (Трудно бросить. Никотин вызывает привыкание.)
Словарь
Никотин – основной яд, содержащийся в табаке, вызывающий привыкание.
Угарный газ – один из ядов, содержащийся в табачном дыме.
Привыкание – невозможность бросить курить вопреки желанию.
- Что более разумно? (Не начинать курить)
- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, рисунки. Чему они учат?
- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Вам спокойно? Есть уверенность в том, что в подобной ситуации вы сможете твердо сказать «Нет!»? А в каком настроении уйдет от нас Дима?
На следующем занятии мы продолжим разговор о вредном влиянии курения на наш организм, поговорим о том, совместимы ли красота и курение, спорт и курение.
Д/з – Подсчитайте с родителями, сколько денег можно потратить за год на сигареты, если человек выкуривает 1 пачку в день. Что полезного можно купить на эти деньги?
- Предлагаю поучаствовать в школьном конкурсе рисунков «Нет – курению!».
5. Этическая игра «Собери букет».
- Ребята, представьте себе, что наступило лето и вокруг много цветов. Мы поиграем в игру «Собери букет». Возьмите листок бумаги и напишите на нём название цветка, который вам больше всего нравится. Представьте, что этот листок превратился в цветок, название которого записано на нём. Желающий собрать букет может «сорвать» три цветка, которые особенно нравятся, но, срывая цветок, необходимо назвать самое хорошее качество того ученика, у кого взяли цветок.
( Далее ученики выходят и собирают цветы / листы бумаги/, каждый раз называя лучшие качества своих одноклассников. Последний букет собирает учитель. Он берёт «цветы» у тех, у кого они остались, и называет лучшие качества этих учеников. В результате нет обиженных, а ученики услышали о себе хорошее.)
Будьте здоровы, пожалуйста!
Самоанализ часа общения по теме: «Трудное слово «Нет!»»
В моем классе 13 учащихся: 6 девочек и 7 мальчиков. Двое учащихся, Шалавина И. и Кондауров А., - прибывшие.
Трое детей из неполных семей. Воспитываются одной матерью двое учащихся, матерью и отчимом – одна.
Двое учащихся – из многодетных семей
На учете неблагополучных состоит одна семья.
Двое учащихся (+ к 13) находятся на н/обучении. Семья также состоит на учете неблагополучных.
Я думаю, что такая вот краткая характеристика семей учащихся говорит о том, что моя работа, как классного руководителя, должна быть глубоко продуманной и системной.
Тема часа общения, на мой взгляд, очень актуальна, так как с нею связано много проблем. Поэтому основными целями данного занятия я определила:
-учить детей говорить «Нет» в жизненно важных ситуациях;
-помочь детям осознать ответственность за свой выбор.
И задачи, которые я посчитала необходимым реализовать на часе общения:
-создание условий для антинаркотического воспитания;
-коррекция межличностных отношений;
-формирование оценочных суждений, умения анализировать свои поступки и поступки своих товарищей;
-показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.
Форма данного часа общения – игра. Это, на мой взгляд, одна из форм ненавязчивого нравственно – ориентированного воспитания младших школьников, олицетворяющая принципы сопереживания, сопричастности и способствующая развитию и воспитанию учащихся.
Я считаю, что материал к данному часу общения подобран удачно. Он достаточно научен. Я использовала не только информацию, данную министерством образования в программе по антинаркотическому воспитанию, 2003 г., но и этические игры, рекомендованные журналом «Начальная школа» (№ 8/2008 г.). Содержание, на мой взгляд, доступно для детей, интересно и полезно для родителей. А самое главное – актуально.
Почему на занятиях по социальной адаптации (а это целая система) я сочла нужным активное участие детей? Я считаю, что для детей участие в таких ч/общения очень важно: оно имеет большое воспитательное значение, способствует формированию активной жизненной позиции, пониманию общей проблемы, поиска путей её решения, то есть социальной адаптации.
Я считаю, что оформление доски, опоры, рисунки детей предыдущего выпуска, а также другие материалы, использованные мною, способствуют достижению основных целей и задач занятия.
Приложения
Словарик настроений
- беспокойное - бурное
- боязливое - жуткое
- возмущённое - грустное
- мрачное - сердитое
- нетерпеливое - страшное
- обиженное - горестное
- противоречивое - серьёзное
- непонятное - тёмное
- драчливое - тревожное
- бодрое - весёлое
- волшебное - тёплое
- загадочное - радостное
- светлое - игривое
- задорное - солнечное
- удивительное - шутливое
- счастливое - капризное
- ожидания - нежное
- добродушное - радужное
Такие мысли всегда
помогут мне:
- «Я справлюсь»
- «У меня получится»
- «Я научусь»
- «Всё будет хорошо»
- «Я не буду бояться»
Такие мысли
мне мешают:
- «Я плохой»
- «Я не умею»
- «Я не справился»
- «Меня обидели»
- «Я боюсь»
Выбирая,
думай,
что
будет
потом…
Мы
всегда
получаем
то,
что
выбрали…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности общения с учащимися 4 классов
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся возрастных особенностей учащихся четвёртых классов. Знание психологических и физиологических особенностей школьников поможет педагогам в постр...
Особенности общения с учащимися 4 классов
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся возрастных особенностей учащихся четвёртых классов. Знание психологических и физиологических особенностей школьников поможет педагогам в постр...
Методическая разработка на тему: «Уроки общения» для 2-4 классов.
Одно из занятий для учащихся 2-4 классов на тему общения и дружбы....
Час общения "Семейный бюджет" 3 класс
Час общения "Семейный бюджет" построен в форме групповой работы....
Презентация к часу общения "Семейный бюджет" 3 класс
Час общения "Семейный бюджет" построен в форме групповой работы....
группа для общения родителей 2 э класс
Присоединяйтесь...
Классный час на тему «Культура общения. Речевое поведение ».3 класс
Данный материал предназначен для учащихся 3-4 классов....