Час общения "Семейный бюджет" 3 класс
классный час (3 класс) на тему
Час общения "Семейный бюджет" построен в форме групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_semeynyybyudzhet_3kl.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения
(УМК «Гармония»)
3 класс
Тема: Семейный бюджет.
Цель: Создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
Образовательные: 1. Познакомить обучающихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства,
семейным бюджетом.
2. Формировать представление о структуре семейного бюджета.
3. Повторить изученные экономические понятия.
Развивающие: 1. Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои
и традиции.
2. Развивать познавательный интерес, речь детей.
3. Развивать умение делать оптимальный выбор.
Воспитательные: 1. Формировать умение работать в группе .
2. Воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение.
Оборудование: карточки - схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии),
тесты, листы для самооценки.
Ход занятия:
Этап | Время | Приложение |
| 2 мин | Эмоциональный и организационный настрой учащихся. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. На часах общения мы говорили с вами о взаимоотношениях в семье. Вы ответили на вопрос анкеты «Когда я испытываю чувство радости?» Прочитав ваши ответы, мы еще лучше друг друга узнали. Мне было приятно узнать, что мои ученики умеют сочувствовать, сопереживать. Очень радует и то, что среди нас есть те, кто испытывает радость от того, что может помочь другому человеку (маме, другу, учителю), от того что достигли каких-то успехов в учёбе, от общения с друзьями, родными. Ваши рисунки очень хорошо передают чувство радости (у детей было задание передать чувство радости в рисунке). Сегодня мы продолжим разговор о семье и ее жизни. - Определите свое настроение на начало урока. (Приложение 1.) | Несколько учеников зачитывают свои ответы. Рисунки выставлены на магнитную доску. |
Этап | Время | Приложение |
| 4 мин | Актуализация знаний детей о государственном бюджете и основных экономических понятиях. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
- Что такое государственный бюджет? - Что обозначает выражение «денежная сумка»? - Как называются деньги, которые в нее кладут? - Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? - Что составляет доходы государства? На доске схема: Государственный бюджет Доходы Расходы
| - План доходов и расходов государства. - Бюджет. - Доходы. - Расходы. - Налоги граждан и организаций. |
Этап | Время | Приложение |
| 3 мин | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
- А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? - Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? - Может ли у семьи быть свой бюджет? - Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? - Какая же будет сегодня тема урока? | Варианты детей. - Семья. -Да. - Из доходов и расходов. - Семейный бюджет.
|
Этап | Время | Приложение |
| 10 мин | Выяснить из чего складывается семейный бюджет. Дать понятие новым терминам. Определить приоритеты семейных расходов. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
-На занятии у нас сегодня 4 группы – 4 семьи. - Выберите фамилию своей семье. - Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? на доске схема: Семейный бюджет Доходы Расходы - Так что такое доход семьи? Практическая работа в группах. - У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет. (Приложение 2.) - Выслушаем, что у вас получилось. - Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке? - Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи. - А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. - Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму? | Дети сидят группами. - Заработная плата – родители. Пенсия – дедушки и бабушки. Стипендия – студенты. Пособие – на ребенка. Гонорар – авторское вознаграждение. - Сумма, заработанная членами семьи за месяц. Дети работают в группах. Заслушиваем представителей каждой группы. Предположения детей. Ученики подсчитывают сумму. |
Этап | Время | Приложение |
Физкультминутка. | 2 мин | Мышечная и эмоциональная релаксация. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Под весенние напевы Повернёмся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Повернись направо к другу. Правую дай руку другу. | Ученики выполняют соответствующие движения. |
Этап | Время | Приложение |
| 5 мин | Определить лучшую формулу семейного бюджета, учиться экономить. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
- Как могут распределиться доходы и расходы? - Какая формула будет лучшей? - В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Выясним значение этих слов. Найдите на карточках – подсказках, что такое дефицит. (Приложение 3.) Что в этом случае надо делать? - На чем можно сэкономить? - Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же? - Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. | - Доходы = расходы Доходы > расходы Доходы < расходы - Та, в которой доходы больше, чем расходы. - Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно отложить сбережения. - На сладостях и излишествах в еде. - На транспорте (пользоваться проездным). - На коммунальных услугах (экономия электричества). - На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы). Предположения детей. В случае затруднения обращаемся к карточкам-подсказкам. |
Этап | Время | Приложение |
| 6 мин | Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
- У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? - А непредвиденные расходы? - Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? - Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? - Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде. | - Лотерея, премия, наследство. -Болезнь, несчастье. Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения предлагаю детям воспользоваться готовым списком и выбрать из предложенных вариантов верные утверждения. (Приложение 4) - Нужно много трудиться. Без труда – не выловишь и рыбку из пруда. Кто любит труд, того люди чтут. Труд человека кормит, а лень портит. |
Этап | Время | Приложение |
| 8 мин | Обобщить полученные знания в ходе решения теста. Воспитывать чувство отзывчивости и сострадания к окружающим. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
- Сейчас вам предстоит в группе решить тест. (Приложение 5) - Обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? - Абсолютно верно! Молодцы! - Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»
- Обсудите в своей « семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся и прокомментируйте свой выбор. - Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами. Главное: Больше работаешь – лучше живешь, Лучше живешь – больше людям даешь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе. Помни, мой друг, - в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить ее? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути. | Ученики в группе выполняют тест. - Бюджет. Выполняют задание в группах, слушаем представителей от групп. |
Этап | Время | Приложение |
8 . Итог урока. | 2 мин | Подведение итогов урока, рефлексия и самооценка. Дать рекомендации к выполнению домашнего задания. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1). Рефлексия. - Зажмите руку в кулак и Кому было интересно – разогните мизинец, Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный, Кто хорошо потрудился – средний, Кто помогал работе в группах – указательный, Кому урок понравился – большой. - Всем спасибо за работу на уроке! 2). Самооценка своей деятельности. Оценка настроения в конце занятия. 3) Домашнее задание. - Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов. - Составьте список расходов своей семьи за 1 день. | Дети выполняют. Ученики высказывают свое мнение и оценивают свою работу. |
Приложение 1.
Лист оценивания настроения в начале и конце урока.
Моё настроение | |||
В начале | |||
В конце |
Приложение 2.
Список товаров и услуг | ||
Товар или услуга | Цена, руб. | Ваш выбор |
Лекарства | 5 | |
Продукты | 50 | |
Одежда | 10 | |
Обувь | 10 | |
Бытовая химия | 4 | |
Транспорт | 10 | |
Велосипед | 15 | |
Музыкальная (спортивная) школа | 10 | |
Книги | 5 | |
Компьютер | 40 | |
Игрушки | 5 | |
Платежи и налоги | 30 | |
Диски с мультфильмами | 6 | |
Посещение цирка | 6 | |
Посещение боулинга | 7 | |
Туристическая поездка | 80 | |
Поход в кино | 4 | |
Мороженое, конфеты | 5 | |
Фрукты | 8 |
Сумма расходов
Приложение 3.
Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами. |
Экономия – бережливое ведение хозяйства. |
Жа́дный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет. |
Экономный – бережливо расходующий что-нибудь, соблюдающий экономию. |
Приложение 4.
Советы по экономии семейного бюджета | |
Совет | Ваш выбор |
Планируйте семейный бюджет исходя из доходов. | |
Уходя из дома, выключайте свет. | |
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику. | |
Бережно относитесь к своим вещам. | |
Чаще пользуйтесь услугами такси. | |
Сходил в магазин – оставь сдачу себе. | |
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону. |
Приложение 5.
Тест | |
Вопросы | Варианты ответов |
1. Из чего складывается семейный бюджет? | А) из заработной платы, пенсии, стипендии. Б) из доходов и расходов. В) из денег. |
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это: | Я) расходы Е) проценты Ю) доходы |
3. Авторское вознаграждение это: | Б) зарплата Г) налог Д) гонорар |
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это: | Ш) доходы Ж) расходы Х) прибыль |
5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором: | Е) доходы больше расходов И) доходы равны расходам А) доходы меньше расходов |
6. Зарплата, пенсия, стипендия - это разные виды: | Т) доходов П) расходов К) гонорара |
Доходы = расходы
Доходы > расходы
Доходы < расходы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...