Особенности общения с учащимися 4 классов
статья (4 класс) по теме
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся возрастных особенностей учащихся четвёртых классов. Знание психологических и физиологических особенностей школьников поможет педагогам в построении межличностных отношений с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности, а также родителям в налаживании взаимопонимания со своими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obshcheniya_s_uchashchimisya_4_klassov.docx | 13.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности общения с учащимися 4 классов
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. В это время у детей заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. У большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности. А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания.
У четвероклассников формируется произвольность познавательных процессов: внимания, памяти. Важнейшим новообразованием является познавательная рефлексия: способность к осознанию причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые происходит осознание потребности в саморазвитии. Ребенок начинает осознавать свои права и обязанности. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Более зрелым становится общение. К значимым взрослым дети начинают относиться как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки.
Сверстники становятся более значимыми. Их мнение становится более важным, чем мнение взрослых. Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками.
Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. В этом возрасте могут развиться социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения), повыситься эмоциональное реагирование на трудности, появиться чувство одиночества.
Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.
Задача родителей в этот период: сохранить духовную связь с детьми, стать им старшими друзьями, наставниками.
Можно организовать формы совместного отдыха родителей и детей: совместная интеллектуальная, творческая, трудовая, спортивная деятельность, совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультирование родителей. Особенности общения с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.
Данное консультирование ориентировано на психологическое просвещение родитетлей обучающихся 4-х классов, с целью ознакомления с основными эмоциональными проявлениями и особенностями поведения в ...
Особенности общения с ребёнком в семье
Здесь даётся рецепт, который может стать основным законом воспитания ребёнка в семье....
Особенности общения с ребенком в семье.Памятка для родителей первоклассников. Режим дня. Наиболее распространенные трудности первого класса.
В этой статье вы найдете несколько принципов общения родителей с детьми....
Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида.
Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида....
Особенности общения с учащимися 4 классов
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся возрастных особенностей учащихся четвёртых классов. Знание психологических и физиологических особенностей школьников поможет педагогам в постр...
Особенности общения с ребёнком в семье.
Данный материал поможет родителям понять, что же является основой общения родителей и детей. Познакомит с такими понятиями, как авторитет родителей, значимость ребёнка, принятие ребёнка и др....
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...