Воспитание навыков коллективной работы у детей начальной школы.
статья по теме
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznaya_deyatelnost.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека. Именно деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.
Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективная общественно полезная деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.
При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Виды и содержания общественно-полезной деятельности
1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?
1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.
2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.
3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.
Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.
1.Проверь, все ли готово к работе.
2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.
3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.
4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.
5.Выполнил свое задание – помоги товарищу.
Правила дружной работы
- Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать.
- Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни : твое задание - часть общего задания.
- Выполняй свою работу в срок и как можно лучше.
- Смотри за работой товарищей.
- Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других.
- Помогай товарищам.
- Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа.
- Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть.
- Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей.
- Учись хорошей работе у других.
Содержи в порядке свое рабочее место
- На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
- Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.
- Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.
- Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.
- Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.
- Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.
Памятка бережливых
- В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.
- Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.
- Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.
- Береги время, используй каждую минуту в деле.
- Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.
Знай, люби и охраняй природу
- Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.
- Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.
- Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.
- Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.
Виды общественно-полезной деятельности учащихся во внеурочное время.
1.Операция «Книжка заболела»
Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.
Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.
2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»
Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.
различных лекарственных растений.
3. Рейд «Скорая зеленая помощь»
Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.
4.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»
Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.
Календарно-тематическое планирование
- Беседа» Содержи и ты в порядке свои книжки и тетрадки».
- Рейд «Говорящий портфель».
- Беседа «За что надо любить и беречь книгу»?
- Создание классной библиотечки « Почитай-ка».
- Операция «Книжкина больница».
- Конкурс рисунков « Золотая осень».
- Конкурс поделок из природного материала.
- Праздник-конкурс « Осень золотая в гости к нам пришла».
- Рейд Доктора Айболита «Чистые руки».
- Клуб почемучек « Вежливые слова».
- Конкурс стихов « Мамочка, милая, мама моя».
- Изготовление открыток « Дорогие наши мамы».
- Беседа « Птицы наши друзья».
- Операция «Кормушка».
- Клуб почемучек «Как отмечают Новый год в разных странах».
- Конкурс открыток «С Новым годом»!
17. Мастерская Деда Мороза.
18.Конкурс на лучшую елочную игрушку.
19.Экскурсия «Зимняя сказка».
20.Беседа «Береги здоровье смолоду». « Мой друг - режим дня».
21.Беседа «Наши защитники».
22.Конкурс стихов и рисунков «Мой папа».
23.Рыцарский турнир « Эй, девчонки! Эй, мальчишки!»
24.Конкурс на лучшего чтеца.
25.Изготовление поздравительных открыток ко Дню 8 Марта.
26. Праздник наших мам.
27. Клуб почемучек « Что такое космос?»
28.Беседа « Как хлеб на стол пришел».
29.Экскурсия в музей хлеба.
30.Беседа «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь».
31.Сбор макулатуры.
32. Изготовление открыток «Спасибо, тебе, солдат»
33.Заключительный праздник « Вместе весело шагать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приоритетные направления и формы работы воспитания гражданственности и патриотизма в современной начальной школе.
Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения советских педагогов Н.С.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Сегодня патриотическое воспитание – это система...
Коллективное творческое дело в начальной школе
В статье описывается технология коллектиного творческого дела и приемы ее использования на конкретных примерах...
Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе
Эта статья о подборке музыкального материала для начальной школы об определении тембра голоса, о проблемах развития вокальных навыков....
Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через техно...
Воспитание навыков культурного поведения у детей
Воспитание навыков культурного поведения у детейВысокая степень культуры относится к числу самых важных качеств личности человека. Каким же должно быть поведение наших детей? Что надо понимать под кул...
Курсовая работа на тему "Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе"
предмет математики изучается ребенком с дошкольного возраста и на протяжении всего периода обучения в школе, во-вторых, научиться быстро и правильно выполнять устные и письменные вычислительные действ...
Развитие коммуникативных навыков у детей начальной школы
Сценарий игры в группе продленного дня...