Приоритетные направления и формы работы воспитания гражданственности и патриотизма в современной начальной школе.
статья по теме
Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения советских педагогов Н.С.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность нас, педагогов, по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abrosimova_s.a._statya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Приоритетные направления и формы работы воспитания гражданственности и патриотизма в современной начальной школе.
Любому обществу нужны здоровые, смелые, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
А как быть нынешнему младшему школьнику, будущему самостоятельному члену общества? Ребенок не может соотнести сухие факты и даты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.
Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения советских педагогов Н.С.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность нас, педагогов, по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- изучение живой национальной культуры, народного искусства;
- привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.
Чувство патриотизма и гражданственности нельзя привить в принудительном порядке. Аврелий Августин говорил, что никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее. Мастерство учителя заключается в тонком преподавании верности Отечеству, гуманизма, гражданственности, которую невозможно объяснить путем наставлений, а только собственным примером, проявляя уважение к людям и к родной земле. Реализации воспитательной функции не помогут никакие педагогические технологии и учебники, если учитель не отвечает тем качествам, которые он пытается привить своим учащимся. Именно педагог выполняет функцию человека, сопровождающего ребенка, рассказывающего ему о красоте и устройстве мира, открывающего его нравственно-эстетические качества, которые неразрывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, своим предкам, истории родного края и Отечеству.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Именно в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.
Как известно, формирование чувства патриотизма как составная часть входит в содержание воспитания гражданственности и нравственности. Воспитание гражданственности включает в себя следующее:
- Формирование гражданского сознания: знания истории своего края, Отечества.
- Формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, чувства гражданского долга и ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения.
- Формирование опыта и культуры гражданского поведения.
В целом воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма неразрывно связано, способы и приемы в формировании и развитии данных качеств практически одинаковы. При детальном рассмотрении эти способы, приемы, а также технологии являются основными в образовательных учреждениях.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества стараюсь формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.
Представленные задачи реализую в учебном процессе посредством разнообразных по содержанию воспитательных форм работ, участия младшего школьника в общественных делах класса и школы, выполнении общественных поручений; а также посредством семейного воспитания и обеспечения взаимодействия семьи и школы.
Изучение истории государства и привитие любви к ее, порой нелегкому, ходу событий начинаю с изучения своей малой Родины – города, края, в котором живут дети, приобщаю к трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест. Знакомлю ребят с историей родного города Губкина. Провожу конференции на темы: «Мой город- моя семья», «Стань гражданином своей школы», «Поклонимся великим тем годам». Участие в подготовке и проведении конференции формирует у ребят навыки написания и оформления своих первых работ, умение работать с первоисточниками, с архивами, систематизировать поисковые материалы. В ходе подготовки появляется желание изучать историю города, свою родословную, военную историю города, появляется чувство гордости за достижения губкинцев. Важной формой внеклассной работы являются здесь экскурсии по городу, а также в краеведческий музей, где проводятся тематические лекции : «Прошлое, настоящее, будущее нашего города», «Моя улица», «О доблести, о подвигах, о славе», «Мои земляки в годы войны», осуществляемые непосредственно на «живом» материале. Просмотр слайдов, проведение конкурсов на лучший рисунок, чтение стихов местных авторов – это лишь малая часть многогранного по своему содержанию патриотического воспитания младших школьников.
Следующим этапом является знакомство младших школьников с понятиями - Отечество, Родина, Россия. Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Обращение к ней в воспитательной работе с младшими школьниками является одним из непреложных формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей. Пониманию роли символики способствует участие школьников в краеведческой деятельности. Организовываю встречи и беседы с местными жителями, сторожилами, достойными людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, а также воинов запаса для участия в Уроке мужества «Мы верим в тебя солдат». Провожу тематические классные часы: «Я - гражданин России», «С чего начинается Родина?», «История одной фотографии», «Никто не забыт, ничто не забыто». Большим успехом пользуется школьный музей, где превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети. Благодаря активной, целенаправленной поисково-собирательной работе всех учащихся, сегодня в нашем музее хранится много подлинных документов, предметов и материалов, имеющих историческую ценность и отражающих историю предприятий нашего города. Своей экскурсионно-просветительской деятельностью музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека, сохранения преемственности поколений и укрепления единства общества.
Невозможно прививать патриотические чувства не развивая младших школьников физически. Всем известно: чтобы быть полезным своей стране, надо развиваться всесторонне, быть сильным, ловким, умелым, научиться преодолевать любые преграды. Принимая участие в соревнованиях тематической направленности: «К вершинам Олимпа», «А, ну-ка, мальчики», «Вперед, мальчишки», «Папа, мама, я – спортивная семья», в различных эстафетах, подвижных играх, младшие школьники стараются быстрее бегать, точнее метать в цель.
С целью повышения эффективности патриотического воспитания в школе проводится традиционный конкурс смотра строя и песни. Цель этого мероприятия: приобщение младших школьников к военному делу, привитие любви к Родине и уважения к славным традициям Вооруженных Сил.
Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности
Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...
Реализация идей развивающего обучения и воспитания Л.В. Занкова в современной начальной школе
Идеи Л. В. Занкова гармонично вписываются в позитивные изменения, просходящие сегодня в начальной школе. В трудах выдающегося психолога, педагога, значение работ которого по-новому оценивается сегодня...
Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте
в статье приведены способы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте. Указаны противоречия, с которыми сталкиваются дети в современной жизни...
Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы
В данной работе я представляю систему работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на основе традиционных мероприятий....
Статья "Обычные и нестандартные формы работы с детской книгой на уроках в начальной школе"
В данной статье я рассказала о нескольких формах работы с книгой на уроках чтения в начальных классах. Возможно, они сделают ваши уроки более разнообразными и интересными. Современных учеников сложно ...
Виды и формы работы на образовательной платформе Яндекс Учебник в начальной школе
Автор работы раскрывает какие из дистанционных образовательных технологий в учебном процессе с младшими школьниками позволяют сделать обучение более продуктивным. Благодаря использованию ДОТ, мл...
Пути и средства применения эвристических форм и методов обучения на уроке в современной начальной школе
Теоретические и практические аспекты применения эвристического метода в обучении начальной школы...