Что такое одарённость?
методическая разработка по теме

Челпанова Елена Леонидовна

Термин “ОДАРЁННОСТЬ” несколько отличается от большинства других, используемых в педагогике и педагогической психологии, в первую очередь тем, что имеет вполне  конкретный смысл и однозначную трактовку. Корень слова одарённость – “ДАР”, следовательно, произнося словосочетание “детская одарённость” мы уже этим допускаем возможность того, что есть нечто в психике ребенка, ЧТО ЕМУ ДАРОВАНО.

          Как определить одаренность? Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются строгим математическим законом “ нормального распределения” он выражается графически, кривой, напоминающей колокол. Центральная часть этой кривой / верхняя, средняя часть колокола/ символизирует “ норму”, имметричные левая и правая её части –  “отклонения” от этой нормы. Обычно широко этот закон применяется в биологии / биометрии/.Согласно ему, в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68% , существенные отклонения в обе стороны составляют по 16%. Чтобы проиллюстрировать его действие, часто используют пример с измерением роста новобранцев. Пришедших на призывной пункт. Представим, что врачи измерили рост нескольких тысяч новобранцев. Большая их часть неизбежно окажется примерно одного, среднего роста. Разница в росте между ними будет колебаться в крайне незначительных пределах. Число таких людей составляет примерно 68%, но при этом обязательно найдутся те, кто выше, и те, кто ниже средних значений. Значительные отклонения начинаются примерно с цифры 16%. Причем чем выше степень отклонения , тем реже оно встречается, то есть очень высокие и очень низкие люди – большая редкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx55.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Начальная общеобразовательная школа ЗАТО п.Звёздный

Пермский край

Челпанова Елена Леонидовна

Учитель начальных классов

Тема «Что такое одарённость?»


1.Что такое детская одаренность?

Термин “ОДАРЁННОСТЬ” несколько отличается от большинства других, используемых в педагогике и педагогической психологии, в первую очередь тем, что имеет вполне  конкретный смысл и однозначную трактовку. Корень слова одарённость – “ДАР”, следовательно, произнося словосочетание “детская одарённость” мы уже этим допускаем возможность того, что есть нечто в психике ребенка, ЧТО ЕМУ ДАРОВАНО.

          Как определить одаренность? Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются строгим математическим законом “ нормального распределения” он выражается графически, кривой, напоминающей колокол. Центральная часть этой кривой / верхняя, средняя часть колокола/ символизирует “ норму”, имметричные левая и правая её части –  “отклонения” от этой нормы. Обычно широко этот закон применяется в биологии / биометрии/.Согласно ему, в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68% , существенные отклонения в обе стороны составляют по 16%. Чтобы проиллюстрировать его действие, часто используют пример с измерением роста новобранцев. Пришедших на призывной пункт. Представим, что врачи измерили рост нескольких тысяч новобранцев. Большая их часть неизбежно окажется примерно одного, среднего роста. Разница в росте между ними будет колебаться в крайне незначительных пределах. Число таких людей составляет примерно 68%, но при этом обязательно найдутся те, кто выше, и те, кто ниже средних значений. Значительные отклонения начинаются примерно с цифры 16%. Причем чем выше степень отклонения , тем реже оно встречается, то есть очень высокие и очень низкие люди – большая редкость.

          То же самое происходит и с умственным способностями. Но поскольку их реальное измерение произвести значительно сложнее, чем, например рост, вес, объем грудной клетки, то обычно предлагается рассматривать несколько иные цифры. Норма колеблется в интервале 60 – 70%, а соответственно количество отклонений  /одаренных и отстающих/ будет находиться , в этом случае, в пределах 15 – 20% для каждой группы. Причем чем выше степень отклонения /как одаренности, так и отсталости / , тем реже это отклонение можно встретить. Еще Ф. Гальтон / известный английский ученый, антрополог / отмечал, что “выдающийся гений” столь же большая редкость , как и “полный идиот”.  Ф. Гальтон оперируя законом '' нормального распределения'', отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц , то умственные способности гения будут равны 200, а идиота – 0.

         Значительно позже, в 1912 году, немецкий ученый Вильям ШТЕР использовал эту цифру 100 для формулы расчета ''коэффициента интеллекта''.

         Коэффициент интеллекта  х 100

Хронологический возраст определяется очень легко, а вот умственный определяется по специальным тестам.

          КОГО СЧИТАЮТ ОДАРЕННЫМ?

          Специалисты выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

  1. – Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта ''ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ''.
  2. – Дети с высоким уровнем творческих способностей ''ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ''.
  3. – Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности / юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д. / Эту категорию детей называют ''ТАЛАНТЛИВЫМИ''
  4. – Дети, хорошо обучающиеся в школе ''АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ''    

ОБ ''АКАДЕМИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ''

          В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово – ОБУЧАЕМОСТЬ. Они давно заметили такую особенность – ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Один ребенок ''все схватывает на лету'', а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети – ''это те дети , которые хорошо учатся''.

          Вряд ли стоит говорить, что это большое заблуждение. Каждый из нас знает по собственному опыту , что учителя ''делают отличниками'' далеко не всегда тех, кто умеет или развит более творчески, значительно чаще тех, кто послушен, прилежен, исполнителен и т.п. Поэтому их основные оппоненты, в данном вопросе – психологи – не устают повторять: одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных исследований / проведенных во многих странах мира / одаренные дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками. Увы, но чаще всего одаренные дети в традиционной школе – ''троечники''.

          Что же такое одаренность в современном понимании? Среди современных концепций одаренности, разработанная одним из известных специалистов в области одаренных детей – Дж. Рензулли. Согласно его учению, ОДАРЕННОСТЬ ЕСТЬ СОЧЕТАНИЕ ТРЕХ ХАРАКТЕРИСТИК: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТВОРЧЕСКОСТИ И НАСТОЙЧИВОСТИ / МОТИВАЦИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЗАДАЧУ/.

          Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина “одаренность” – термин “потенциал”. Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая не только для разработки системы воспитания и обучения одаренных, но и всех детей.

          Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности / интеллект / и творческость / креативность /, что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих.

          Итак, ОДАРЕННОСТЬ – это НЕ ТОЛЬКО ''ИНТЕЛЛЕКТ”,''ТВОРЧЕСКОСТЬ'' и определенная МОТИВАЦИЯ. Это КОМПЛЕКС, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ВСЕ ТРИ ХАРАКТЕРИСТИКИ

                                                  ИНТЕЛЛЕКТ                                  ТВОРЧЕСКОСТЬ

ОДАРЕННОСТЬ

        МОТИВАЦИЯ

Малая модель человеческого потенциала /одаренности / Дж. Рензулли.

                                       ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ

Вплоть до средины века одаренность определяли исключительно по тестам интеллекта. Вычесленный на основе результатов ответов по специальным тестам “коэффициент интеллекта” оказался мало полезным в педагогической практике. Так как анализ используемых тестов показал, что практически все задания активизируют и выявляют один вид мышления называемый ЛОГИЧЕСКИМ/ или как говорят профессионалы – “ КОНВЕРГЕНТНЫМ”/. А для достижения успехов в науке, искусстве, практической деятельности нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и.т.п. сколько УМЕНИЕ НЕСТАНДАРТНО, ОРИГИНАЛЬНО МЫСЛИТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ НОВЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ… Таким образом умственный потенциал, или интеллект – это должна быть целостная характеристика/индивидуальная/ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ  и способностей к учению.

                                              ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель П.Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий “коэффициент интеллекта”. Точнее, эти показатели/учебная успешность и высокий интеллект/ могут присутствовать, но они не ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ УСПЕХОВ В ЖИЗНИ. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Поль Торренс одним из первых разработал методики  для выявления творческих способностей детей. Высокий “коэффициент интеллекта” начиная с его, стали дополнять испытаниями уровня творческих способностей. И в ходе специальных исследований выявили, что для реализации личности в творчестве НЕОБХОДИМО ОСОБОЕ СОЧЕТАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО/ или КОНВЕРГЕНТНОГО/ МЫШЛЕНИЯ, выявляемого обычно по тестам интеллекта и ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

                                     СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ

Итак, мы выяснили, что ОДАРЕННОСТЬ – ЭТО НЕ ТО, ЧТО ВЫЯВЛЯЕТСЯ  по “тестам интеллекта”; также не позволяют  сделать это значительные методики для определения уровня творческих возможностей/ способностей/ранее проявление способностей к какой – либо деятельности также еще не являются гарантией выдающихся достижений в будущем и что успехи ребенка в школьном обучении далеко не всегда свидетельствуют о его одаренности.

Рассмотрим эти характеристики более подробно.

МОТИВАЦИЯ – Мотив/от французского – побудительная причина – психическое явление становящееся побуждением к деятельности. При решении  педагогических задач важно, ЧТО ДЕЛАЕТ РЕБЕНОК, НО И ТО, ЗАЧЕМ ОН ЭТО ДЕЛАЕТ, ЧТО ДВИЖЕТ ИМ, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп:

  1. МОТИВЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В САМОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕС ЕЕ ПРЧМЯМ ПРОДУКТОМ:

А) МОТИВАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕМ”- мотивы, связанные с содержанием учения – побуждает учиться, стремление узнавать новые факты; овладевать знаниями, знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений.

Б)” МОТИВАЦИЯ ПРОЦЕССОМ” – мотивы, связанные с самим процессом учения/ увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами техническими средствами и др./

2.МОТИВЫ, СВЯЗАННЫЕ С КОСВЕННЫМ ПРОДУКТОМ УЧЕНИЯ: “ ШИРОКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ “:

А) ” ОБЩЕСТВЕННО ЦЕННЫЕ” – мотивы долга, ответственности, чести/перед обществом, классом учителем, родителями и др./

Б)/ УЗКОЛИЧНОСТНЫЕ/ ПРЕСТИЖНАЯ МОТИВАЦИЯ/- мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.

“МОТИВЫ ИЗБЕГАНИЯ НЕПРИЯТНОСТЕЙ”. Учение на основании принуждения страха быть наказанным и.т.д.

     Данная классификация, как любая схема значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но в целом отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном с учением.

   Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию в какой-то мере интересны содержание и процесс учебной деятельности, свойственная боязнь неудачи.

   Но следует говорить не об отсутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном  положении.

    В ходе специальных исследований доказано, что ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ является сравнительно УСТОЙЧИВЫМ психическим образованием. Будучи сформированная в детстве, она мало подвержена изменениями.

       Наиболее желательно, чтобы доминировали мотивы, связанные с содержанием учения/ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями: ориентация  на усвоение способов приобретения знаний и т.д./ Доминирование этой группы мотивов характеризуют  ОДАРЕННОСТЬ ребенка.

Это ОДНА из характеристик ОДАРЕННОСТИ/ Дж. Рензулли, П.Торренс и мн. др./.Ребенка, в мотивационно - потребностной сфере  которого ”содержательные мотивы” не доминируют, к числу одаренных  отнести нельзя.

        Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая в результате долга, не для получения высокой отметки и не для того чтобы победить в олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, т.е. на основе ВНУТРЕННЕЙ ПОТРЕБНОСТИ, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот, выявленный экспериментальный факт дополнен утверждении о том,  ЧТО ЛИШИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, мотивированная таким образом, СОДЕЙСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ДАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

       Но важно не только, какие мотивы доминируют. Небезразлично как выстроятся в данной воображаемой  иерархии остальные мотивы. Мотивы, связанные с процессом, “ уступают по своей ценности” предыдущим, но они легче могут быть трансформированы в “содержательные”, чем, например, мотивы “ избегания неприятностей”.

       Традиционно эффективным ”инструментом”, стимулирующим деятельность, выступают широкие социальные мотивы. Но они менее ”управляемые”, т.к их действительность в значительной мере определяется глобальными факторами/ отношением к образованию и образованным людям в обществе/.

     Естественно возникает вопрос о том КАК ВЫЯВИТЬ ДОМИНИРУЮЩУЮ МОТИВАЦИЮ. Но при всей его важности, надо отметить, что БОЛЕЕ ВАЖЕН другой – НА КАКИЕ МОТИВЫ ВОСПИТАННИКА ОРИЕНТИРУЮТСЯ ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ, РЕАЛИЗУЯ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Именно ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы.

      Естественно, что ИНТЕРЕС К СОДЕРЖАНИЮ может пробудить только тот, КТО САМ УВЛЕЧЕН ЭТИМ СОДЕРЖАНИЕМ, КТО ОРКНТИРОВАН НА ПРОБУЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО ИНТЕРЕСА.

       Не менее важно пробуждение интереса к ПРОЦЕССУ УЧЕНИЯ. Ориентируясь на это, следует помнить, что стремление сделать процесс учения увлекательным, требует изобретательности и мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных затрат.

        Жизнь показывает, что люди, изначально ” менее способные”, целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете, более продуктивными, чем более  ”одаренные”, менее заинтересованные. То есть максимально реализуют свой потенциал, а следовательно и достигают высот, чаще не тот, кто был более развит, а тот кто более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

ТВОРЧЕСКОСТЬ/ ” КРЕАТИВНОСТЬ”/. Многие отечественные ученые отказываются признавать факт существования творческости, как некой универсальной  способности. Они считают, что творчество всегда конкретно и жестко связано с определенным видом деятельности, то есть  по их мнению нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, техническое и т.д.

      Но большинство ученых склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись “ творить” в сфере искусства, техники и других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому как относительная автономная самостоятельная способность.

       В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих.  ‘’ Креативность / творческость /, - пишет П. Торренс , - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее''. При оценке творческости психологии Дж. Гилфорд и П. Торренс учитывают обычно ЧЕТЫРЕ параметра:

  1. ПРОДУКТИВНОСТЬ или ''БЕГЛОСТЬ'' – способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них более оригинальных.
  2. ГИБКОСТЬ – представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто но очень далекими по содержанию. Противоположное качество называют инертностью мышления.
  3. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ – один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных идей.
  4. СПОСОБНОСТИ ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ – Для выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом, художником. Необходимо то, что называют обычно “ способностями выше среднего уровня”

      Способности имеют удивительную особенность – развиваться. Чем меньше ребенок, тем больше шансов  что – либо изменить, поправить, усовершенствовать.

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ.

         

       Каждый одаренный ребенок неповторим, но при этом всем индивидуальном своеобразии есть и общие свойства / качества личности /, характерные  если не для всех, то большинства одаренных детей. Особенная ценность этих качеств в том, что они могут быть замечены не только профессионалами: психологами, педагогами, но и родителями. Знать об этих особенностях важно для того, чтобы правильно построить процесс развития познавательных особенностей.

       Важно и то, что качества эти проявляются и у ''нормальных'' детей, тех, кого специалисты не относят к числу одаренных, но степень выраженности этих свойств иная. Поэтому, развивая интеллектуально – творческий потенциал ребенка, необходимо учитывать, они могут рассматриваться как педагогические ориентиры, к которым нужно стремиться.

  1. ЛЮБОПЫТСТВО – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ Этими понятиями обозначается ''лесенка'', ведущая к вершинам познания. На первой ее ступеньке неизбежно оказываются все дети: и одаренные, и неодаренные. Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции характерно для каждого человека, ребенка в частности. Более того любопытны и щенки, и котята, но не только у человека любопытство перерастает в любовь к познанию – ''любознательность'', а последняя, при правильном воспитании, в потребность познавать.

       Одаренным детям в большей степени, чем их ''нормальным'' сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений  на свои исследования и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Удовольствие от умственных нагрузок , явно выраженная потребность в исследовательском поиске наиболее характерна для одаренных детей. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, а последняя в устойчивое психическое образование – ''познавательную потребность'', необходимо всего лишь одно – чтобы ребенок испытывал УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ УМСТВЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ. ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАКИМ, ЧТОБЫ ОН ПРИНОСИЛ РЕБЕНКУ РАДОСТЬ. Насилие считается у нас едва ли не обязательным спутником обучения , прямой и кратчайший путь в противоположную сторону.

  1. СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ПРОБЛЕМАМ. Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей – ОДНО из ВАЖНЕЙШИХ качеств истинного творца. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления ТОМУ, ЧТО ОБЫДЕННО.                                Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, кто способен преодолеть господствующее мнение какие бы авторитеты за ними не стояли.                                                Развитие либо подавление этого качества многие специалисты связывают в первую очередь, с характером обучения. Догматичное содержание, сочетающееся с доминированием репродуктивных методов обучения, является основным фактором, подавляющим детскую сверхчувствительность к проблемам.                                                                                                                И напротив – ПРОБЛЕМНОЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ на САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ работу ребенка обучение РАЗВИВАЕТ как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества. Эта мысль многократно обоснованная теоретически и доказанная экспериментально, относится к числу общеизвестнных, но, к сожалению, отнюдь не к числу общепринятых в массовой педагогической практике.
  2. СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ /.                Специалисты в этой области обычно выделяют два типа задач: ''ДИВЕРГЕНТНЫЕ'' и ''КОНВЕРГЕНТНЫЕ'' и соответственно им два способа мышления                         ''ДИВЕРГЕНТНОЕ'' - / творческое, альтернативное, отступающее от логики / и                           ''КОНВЕРГЕНТНОЕ'' - / последовательное, однонаправленное, логическое /

За этими сложными и ни язычными терминами стоят явления, хорошо знакомые каждому человеку обучавшемуся в школе:

 ''КОНВЕРГЕНТНЫЕ''  Задачи имеют единственный, правильный ответ. Он обычно может быть выделен или выведен из самих условий путем использования правил, законов, теоремы и т.д. /  Вспомните знаменитое: ‘из одной трубы выливается… в другую вливается…’. Такие задания используются практически во всех без исключения школьных предметах.                                        ''ДИВЕРГЕНТНЫЕ'' задачи – это проблемные, творческие задания, они ориентированы на альтернативное, творческое мышление. Главная особенность этих задач в том, что при одном условии они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами, когда из множества правильных ответов нужно выбрать самый лучший / эффективный, оригинальный…/  сталкивается человек в любой творческой деятельности. Люди нетворческие как правило, стараются избегать дивергентных задач и связанной с ними ответственности, стараясь запастись, на всякий случай, правилами, алгоритмами и др. средствами.

  1. ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса, к другим, часто далеким по содержанию – называют гибкостью мышления.
  2. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – способность выдвигать новые, неожиданные решения, идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Оригинальность / либо ее отсутствие / ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинений, конструирований, подготовки заданий на тему и др.                                                                Наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи, существует и другой способ творчества – разрабатывать существующее. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном, техническом, то второй – в художественном.
  3. ЛЕГКОСТЬ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ / продуктивность мышления /. Это качество иногда называют ''беглостью'' или ''продуктивностью'' мышления и обычно рассматривают способность к генерированию большого числа идей. Большое количество идей характерно для одаренного ребенка – как реакция на проблемную ситуацию.
  4. ЛЕГКОСТЬ АССОЦИИРОВАНИЯ. Она может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от тривиального взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его ''нормальные'' сверстники воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, концепциями. При  этом связи, в силу одаренности ребенка, могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества.
  5. СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ. Одаренным детям в значительно большей степени, чем их сверстникам свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению.
  6. ОТЛИЧНАЯ ПАМЯТЬ. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Одаренные дети часто удивляют окружающих своими феноминальными способностями к запоминанию. Однако следует иметь в виду, что преимущества одаренного ребенка в творческой деятельности обеспечивается не столько большим объемом хранящейся в памяти информации, сколько умением извлечь из памяти в нужный момент информацию.
  7. ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражено это в высокой степени погруженности в задание; и в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
  8. СПОСОБНОСТЬ К ОЦЕНКЕ. Это производное критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий и мыслей и поступков других людей.
  9. ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ. Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них – УСТОЙЧИВОСТЬ интересов, проявляется в характерном для одаренных детей упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей – широта интересов.

КАК ОБУЧАТЬ ОДАРЕННЫХ?

В мировой педагогической науке и практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной деятельности одаренных детей. Обычно вычленяют ДВА основных подхода к решению данной проблемы: один базируется на КОЛИЧЕСТВЕННЫХ, а другой на   КАЧЕСТВЕННЫХ изменениях характеристик. К количественным характеристикам содержания относят – объем и темп; качественным – соотношение различных направлений моделирования содержания, характер его подачи. Но не нужно забывать и о  “точке отсчета” – это закрепленный в культурно-образовательных традициях стереотип, диктующий объем, темп, характер содержания образования.

1.СТРАТЕГИЯ, ОПИРАЮЩИЕСЯ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

1.1 СТРАТЕГИЯ УСКОРЕНИЯ – предполагает  увеличения темпа прохождения материала. Превосходство над своими над своими сверстниками в умении видеть сущность проблемы,  прекрасное   запоминание материала, любознательность, независимость суждений и другие качества, отмечаемые у этой категории детей, заставляют педагогов  склоняться к мысли, что эти обучаясь в традиционном темпе, попросту теряют время, тратят его зря. Как  известно, в качестве вариантов ускорения могут рассматриваться более быстрый / по сравнению традиционным/, темп изученного материала всем классом единовременно или перескакивание одного ребенка через класс в обычной школе.

1.2 СТРАТЕГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ – предполагает  изменение не темпа /скорости/ усвоения, а увеличения объема, или как говорят специалисты интенсивности обучения.

2.СТРАТЕГИИ, РПИРАЮЩИЕСЯ НА КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

       2.1 Стратегия – ”ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  ОБУЧЕНИЯ” – один из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных.

           2.2 Стратегия – ''ОБУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ'' – таким непривычным словосочетанием обычно обозначается популярное в современной педагогике направление работы по целенаправленному развитию интеллектуальных но – творческих способностей ребенка. Специальные учебные курсы, направленные на развитие и коррекцию умственных способностей ребенка, в настоящее время можно встретить в учебных планах многих школ. Называются они по разному: ''уроки творческого мышления'', ''сократовские уроки'' и т.п.

       2.3 Стратегия – “СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ”. Часто одаренный ребенок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстает от них / либо находится на среднем уровне / в психосоциальном развитии. С целью преодоления этих проблем создаются программы специальных интегрированных курсов, направленные на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализацию.

           2.4 Стратегия – ''ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ''. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельностью.

        2.5 Стратегия – ''ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ''. Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во – первых, могли выявить проблему, во – вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать ''умению видеть проблемы''. Но в процессе обучения это не самоцель, а лишь одно из средств. Программа учебной деятельности должна представлять собой стройный логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых проблем.

МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ

ВИД ОДАРЕННОСТИ

ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

        Повышенная любознательность. исключительная сообразительность, динамичность, оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели

Систематизированное наблюдение, опросники, шкала Станфорд – Бине,

шкала Векслера

тест Слоссона

АКАДЕМИЧЕСКАЯ

         Ярко выраженный интерес к предмету, способность овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно – следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета

Систематизация наблюдения, анкетирование, тестирование,

тесты Равена

ТВОРЧЕСКАЯ

     Умение переконструировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать все по – своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам.

Тесты Торренса

Роршаха.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ  ДЕТЕЙ.

  1. РАЗДЕЛЬНЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Стратегия раздельного обучения предполагает создание для этой категории детей социальных школ.
  2. СОВМЕСТНО – РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Этот подход предполагает наличие классов на одной параллели с равным уровнем и характером обучения. Механизм выглядит довольно просто – на одной параллели, в одной школе, один из классов составлен из одаренных детей, в другом дети со средним уровнем развития и в третьем отстающие/по разным причинам/.
  3. СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Стратегия совместного обучения предполагает обучение одаренных детей совместно с нормальными сверстниками, не выделяя их в отдельный класс. Но как бы строилось обучение в подобных школах, все дети/одаренных/ нуждаются в дополнительных внешкольных мероприятиях и даже организациях. Так, учителя из многих штатов США, работающих в рамках данной модели, неоднократно отмечали на научных семинарах, что одаренные дети из обычных школ один раз в неделю посещают специализированные школы для одаренных.
  4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. Дифференциацию обучения можно считать одним из основных путей решения проблемы согласования системы школьного обучения и проблемы обучения и проблемы обучения одаренных детей, Дифференциация рассматривается как СПОСОБ НИВЕЛИРОВАНИЯ РЕАЛЬНО ПРИСУТСВУЮЩЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЮ К ” УСРЕДНЕНИЮ”, УНИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
  5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО УРОВНЮ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ. Это один из наиболее простых вариантов дифференциации обучения.
  6. ПРВИЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. Идея правильных школ довольно популярна во всем мире.

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И АККДЕМИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ./В роли ведущих целесообразно использовать одаренных детей/.

СИМПОЗИУМ

Перед Вами учебный материал /текст, пособие/. Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение____ минут. Распределим роли: редактор, незнайка, академик, автор и т.д.. Затем каждый в своем амплуа должен изложить свой текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший текст. Участники симпозиума имеют право дополнить и добавить выступления друг друга.

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Нам дан учебный текст. Его необходимо прочитать. Придумать сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом, это будет у нас конкурс сказочников.

СУНДУКТ МУДРОСТИ

Внимательно читает текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Сверните записку и положите ее в ”сундук” /любая коробка/. Затем повторно все читают текст, А теперь возьмем из сундука по одной записке, читаем вопрос и приступаем к ответам. Оценивается глубина, содержательность вопроса и правильность ответа.

МИНИАТЮРА/ хорошо использовать при отработке правил ТБ/.

Распределитесь на группы по 3-4 человека. Прочитайте учебный материал, а затем каждая группа изобразит сущность  текста какой-либо миниатюрой /чаще используется пантомима/. остальные должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, сюжет и смысл прочитанного.

ОБНАРУЖЕНИЕ ОШИБКИ.

Давайте прочитаем учебный текст, как можно внимательнее, но в темпе. Теперь Вам будет предложен этот же текст, но измененным содержанием, Ваша задача найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. Затем проверим, кто сколько нашел неточностей в тексте и как они были исправлены. Если не все неточности были замечены ребятами, нужно еще раз просмотреть начальный учебный текст и сделать исправления.

НАЗОЙЛИВЫЙ ИГРОК.

Известно, что мелкие подробности учебного материала нужны для прочного усвоения и долговременного запоминания. Сейчас мы прочитаем текст и каждый ученик составит список вопросов. У кого этот список будет длиннее досканальнее, тот и выигрывает. Затем читаются вопросы, а учащиеся отвечают на них.

 ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ.

Ознакомьтесь с учебным текстом. Выпишите ключевые слова/10-20/. Каждый пробует рассказать историю, используя ключевые слова./Если это внеклассное занятие история может быть невероятной и не соответствующей исходному тексту/.

                     МАТРИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМ УЧЕНИКОМ

№П\П

ВИД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА

1

Чтение программного материала.

Прочитать, составить план, выделить главное, рассказать, сделать классификацию.

2

Чтение дополнительной литературы.

Прочитать, свернуть в опору, систематизировать, рассказать.

3

Реферативная работа.

Собрать материал, написать реферат, выступить в классе с концептуальным обоснованием.

4

Задание конвергентного типа.

Задания логического типа, с одним ответом/ хронометраж выполнения/.

5

Задания дивергентного типа.

Задания со множеством ответов, способов выполнения.

6

Решения проблемных ситуаций.

Задачи на поиск нового задания, решения противоречия.

7

Задания на обнаружение ошибок.

Тесты, ситуации, имеющие ошибки, задания на отработку версий.

8

Задание по редактированию текстов.

Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/.

9

Рецензирование материала.

Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/.

10

Исследовательская работа.

Сбор материалов по теме, составление каталога вопросов, подготовка, проведение экспериментов, оформление и регистрация полученных данных, использование метода проекта, защита проекта.

11

Работа в динамических парах.

Диалогический метод, отработка партнерского взаимодействия с элементами педагогического менеджмента.

12

Групповая работа.

Инструктаж, метод эмпатии, мозговой штурм, дискуссия по проблеме, сценарии обучающих игр.

13

Вопросы учителю.

Подготовка вопросов по теме/ глубина, информативность, оригинальность/.

14

Создание эволюционных баз знаний.

Эвристический метод в хронологии развития того или иного знания, составление матрицы, систематизация данных.

15

Терминологическая работа.

Подготовить материал к игре ”Терминологический марафон”, модели переноса терминов в необычные ситуации.

16

Выполнение практических и лабораторных работ.

Составить и оформить алгоритм выполнения практических и лабораторных работ, подробные записи наблюдений, возможные версии и предварительные  выводы.

17

Экскурсии.

Подготовиться к дискуссии по обмену впечатлениями, выделение памятного эпизода, обзорное обобщение, критическая справка.

 

          МАТРИЦА ДЛЯ КЛАССОВ СО СМЕШАННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ.

Вопросы для обычного ученика/ключевые слова/.

Вопросы для одаренных учащихся/ключевые слова/

Назовите, расскажите, перечислите…..

Сформулируйте, установите, соотнесите….

Расскажите своими словами, опишите…

Покажите взаимосвязь, суммируйте, что вы чувствуете относительно…..

Продемонстрируйте, изложите по порядку, сравните……

Объясните смысл, объясните смысл применения…..

Придумайте другой вариант…

Объясните причины, классифицируйте….

Что вам больше всего нравиться?

Есть ли другая причина?

Что вам больше не нравиться?

Разработайте новый вид продукта….

Отберите, выберите….

Что произойдет, если…

Взвесьте возможности, выскажите критические замечания.

Установите нормы….

                                       ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

1.Прочитать, составить план, выделить главное, рассказать, сделать классификацию.

2.Прочитать, свернуть в опору, систематизировать, рассказать.

3.Собрать материал, написать реферат, выступить в классе с концептуальным обоснованием.

4.Задание логического типа с одним ответом/хронометраж выполнения/.

5.Задание со множеством ответов, способов выполнения.

6.Задачи на поиск нового знания, разрешения противоречия.

7. Тексты, ситуации, имеющие ошибки, задания на отработку версий.

8.Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/.

9. Сбор материалов по теме, составление каталога вопросов, подготовка, проведение экспериментов, оформление и регистрация полученных данных, использование метода проекта, защита проекта.

10. Инструктаж, мозговой штурм, дискуссия по проблеме, сценарии обучающих игр.

11. Подготовка вопросов по теме/ глубина, информативность, оригинальность/.

12.Подготовка макетов проектов, предложений, тезисов по обогащению учебных текстов.

13. Подготовить материал к игре ”Терминологический марафон”, модели переноса терминов в необычные ситуации.

14. Составить и оформить алгоритм выполнения практических и лабораторных работ, подробные записи наблюдений, возможные версии и предварительные  выводы.

15.По экскурсии - подготовиться к дискуссии по обмену впечатлениями, выделение памятного эпизода, обзорное обобщение, критическая справка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....