Ваши права
классный час (3 класс) по теме
Ребята познакомились с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, познакомились с правами взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_-_ya_i_moi_prava.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 им. С.В. Добрина г. Липецка
Учитель: Голубкова Н.Е.
2013 год
Цели: познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника;
способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства;
развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию.
Оборудование: таблички с новыми словами, стихами, иллюстрации к сказкам, адаптированный текст Конвенции и Декларации; книга Е. С. Шабельника «Ваши права», Конституция России, презентация.
Ход классного часа
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Всех приветствую я вас!
Начинаем классный час!
Приглашаю в гости в замок
В распрекрасный город Прав!
Кто хозяйка в этом замке
Отгадайте-ка сейчас!
Слайд 1.
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу….
(Золушка).
Слайд 2.
- Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…
(Шарль Перро).
- Послушайте фрагмент из этой сказки:
«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.
Сами они жили в неге и довольстве.
Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.
Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал.
Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»
- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).
- С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.
- Обзорное знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».
Слайд 3.
20 ноября 1989 года правительства 170 стран подписали специальный документ, который назвали «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен неукоснительное исполняться теми, кто его подписал.
Теперь эти страны должны помогать детям и спасать их от жестокости, обязаны думать о наилучшем соблюдении прав всех детей мира. Специальная международная организация ЮНИСЕФ – Детский фонд Организации Объединенных наций, помогает детям во всем мире и следит, чтобы их права соблюдались. А 20 ноября ежегодно празднуется как «Всемирный день ребенка».
- Ребята, о чём же мы будем сегодня говорить на классном часе.
Слайд 4.
(«Я и мои права»).
III. Знакомство с правами детей.
Ученица. Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).
(Слайд 4) (показывает брошюру)
- Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».
Ученик. В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. У вас, как у школьников, есть право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.
Ученица. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
Учитель. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое – право?
Ученик. Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). (слайд 19)
Есть у вас обязанности в семье? Какие?
Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.
Где могут быть записаны обязанности учеников? (слайд 19, щелчок).
Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим. (см. Приложение 3). Права и обязанности учащихся можно увидеть внизу в вестибюле школы.
Чем же права отличаются от обязанностей?
Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!
- В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из прав.
Слайд 5.
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
- Скажите, какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?
- А вот жители города Прав и Золушка с великим уважением относятся друг к другу, добры, трудолюбивы, готовы помочь всем в трудную минуту и очень любят песенку Смешариков «Я имею право». Давайте и мы послушаем эту песню и ответим на вопрос: «О каких правах поется в песне?»
(Просмотр видеоклипа с песней «Я имею право»)
- О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?
( О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).
- Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Только ли государство?
Слайд 6.
- Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества. Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.
(3 подготовленных ученика читают стихотворение):
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
- Вот какие замечательные стихи о семье. Берегите ваших родителей, любите свою семью!
IV. Конкурсная программа “Права и мы»
- А сейчас жители города Прав и Золушка приглашают нас на на конкурсную программу «Я и мои права», в ходе которой мы закрепим полученные знания.
1 конкурс «Они нарушили права»
- Разгадав ребусы, вы прочитаете имена сказочных героев, которые нарушали права.
Слайд 7.
2 конкурс «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав».
- Выберите одного героя из трех, остальных зачеркните.
Слайд 8.
Право на жизнь | Золушка Колобок Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища | Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок |
Право на свободный труд | Золушка Красная Шапочка Балда |
Право на свободу вступления в брак | Золушка Дюймовочка Алёнушка |
Право на владение личным имуществом | Красная Шапочка Буратино Баба Яга |
3 конкурс «Анаграммы»
Слайд 9.
Н О К Е В Н И Ц Я
Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В
И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.
4 конкурс «Вопросы»
1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
Н а д о с к е 3 листа:
1. Право на бесплатное образование.
2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
3. Право на неприкосновенность жилища.
Учитель. Продолжая путешествие по стране Прав, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Вам надо ответить на вопросы:
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ – № 3.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ – № 2.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ – № 1.)
Учитель. Вы сможете продолжить путешествие по стране Прав, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права». (Показ книги.)
5 конкурс «О каком праве идёт речь?»
(Учащиеся читают стихотворения, отрывки из литературных произведений и в группах решают, о каких правах детей в них говорится. По 4 каждой команде)
- Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад,
Мы из глины мастерили
И лошадок, и зайчат…
А теперь, а теперь
Открывай нам, школа дверь!
Нам скорее подари
Расписные буквари. (право на образование)
- На прививку! Третий класс!
Вы слыхали? Это нас.
Я уколов не боюсь!
Если надо – уколюсь!
На прививку вызывают,
Братцы, нас! (право на охрану здоровья)
- Но вот пришла лягушка,
Прожорливое брюшко,
И съела кузнеца.
Представьте себе,
Прожорливое брюшко.
Представьте себе,
И съела кузнеца. (право на жизнь нарушено)
- Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я! (право на жизнь)
- Стал сапожником Енот,
Он для всех обувку шьет:
Тапки – на лапки,
Сапожки – на ножки,
Даже старые ботиночки
Принимает для починочки. (право на труд)
- Ох, случилась вдруг беда,
Выпал птенчик из гнезда.
Он зовет на помощь мать,
Ищет мать, ищет мать. (право на родительскую заботу)
- К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе. (право на образование)
6 конкурс «Разрешается – запрещается»
Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят,
смотрят - удивляются.
Слушать мнение ребенка, конечно (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (разрешается).
Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
V. Заключительная часть.
Учитель. Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас, справились со всеми заданиями. Пришла пора попрощаться с Золушкой и жителями замечательного города Прав. Давайте подведем итог.
– Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции.)
– Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)
– Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)
- О каких правах вы узнали?
- А почему вы должны знать свои права?
- Кто помогает в соблюдении ваших прав?
- Как вы должны относиться к товарищам, чтобы не нарушать их права?
В заключение нашего классного часа выступят (Ф. И. учеников).
1-й ученик. Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
2-й ученик. Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
3-й ученик. Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
4-й ученик. Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу хочу такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
- Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка
Как хорошо, что есть права!
Конвенция нас строго защищает.
И в ней важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую листовку, которая называется «Мои права». Рассмотрите ее. (Учитель раздает листовки «Мои права» (см. Приложение 1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соколова В. П. Классный час "Ваши права, дети"
Классный час "Ваши права, дети". Знакомство учащихся на отрывках сказок с правами детей....
Творческая мастерская "Если есть шаг, должен быть след" (факультатив «Ваши права»)
Что такое права человека? Человеческое достоинство? Толерантность? У нас в стране и взрослые слабо себе это представляют. Возможно ли, чтобы маленькие школьники это поняли? Да. Благодаря интересн...
Классный час "Ваши права"
предлагаю Вашему вниманию классный час "Ваши права" для учащихся 3-4 классов, так же можно использовать материал для урока "Окружающий мир", 4кл по программе Плешакова...
Классный час "Ваши права"
Классный час для учащихся 3-4 классов. так же материал можно использовать на уроке Окружающего мира по программе Плешакова в 4 классе...
Классный час "Права ребёнка - это ваши права"
Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....
Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".
Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...
Классный час по теме "Ваши права и обязанности, дети!"
Данная разработка воспитательного мероприятия поможет в легкой форме донести до детей, какие права и обязанности у них есть. В конце мероприятия представлен тест по сказкам для детей по данной т...