Внеклассное мероприятие "Две маски" для 4 класса
классный час (4 класс) по теме

Макарова Любовь Борисовна

Цель мероприятия: воспитание духовно-нравственной культуры школьников.

ЗАДАЧИ: раскрыть понятия "Добро" и "ЗЛО",развивать нравственные качества личности; воспитывать высококультурного и социально-значимого человека; развивать чувство собственного достоинства, учить способам  разрешения конфликтных ситуаций, делать правильный выбор в пользу  ДОБРА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneklassnoe_meropriyatie_dlya_4_klassa_dve_maski.zip22.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»  Бологовского  района Тверской области.

Классный руководитель 4а класса Макарова Л.Б.

Внеклассное мероприятие  для учащихся 4а класса.

ДВЕ МАСКИ.

     Отвечай добром на зло – и ты уничтожишь

 в человеке всё то удовольствие, которое

                                                                      он видит во зле.

Л.Н. Толстой.

ЦЕЛЬ: воспитание  духовно-нравственной культуры мл. школьников

ЗАДАЧИ:  раскрыть понятия  «ДОБРО» и «ЗЛО»;

                   развивать нравственные качества личности;

                   воспитывать высококультурного, социально значимого человека;

                   развивать чувство собственного достоинства;

                   учить разрешению конфликтных ситуаций, делать правильный выбор в пользу   добра.

Подготовительная работа:  мини-сочинение «Кто такой добрый человек?»,    инсценировка басни Л.Н. Толстого «Откуда берётся зло»

2 доклада: ст. 245 «Жестокое обращение с животными», ст. 117 «Истязание», стихотворение «Добро и зло», разучивание песни «Азбука любви и добра»  

Оборудование:   2 маски (чёрная и белая); 2 сердечка с содержимым (роза и  цв. бумажки с  названиями «+» качеств,     чёрные  запутанные нитки, чёрные бумажки с названиями «- » качеств), таблички-понятия  (добро, зло, дружелюбие, отзывчивость,  доброта, милосердие, терпимость /толерантность, гуманность/уважение к людям, к человеческому достоинству, великодушие; жадность, грубость, сквернословие, жестокость, ябедничество, эгоизм/себялюбие, ложь, мстительность, бессердечие; конфликт, выход, третейский суд, договор (компромисс) и  примирение

ДОСКА:    две маски  чёрная и белая.

Ход часа общения:

  1. О.М./создание атмосферы доверия, доброжелательности.

- Дорогие ребята и гости,  нашего  мероприятия, я очень рада видеть всех вас. Спасибо, что вы  с  нами и мы вместе. Давайте поприветствуем  друг друга улыбками.  Посмотрите, как сразу стало светло и уютно.

  1. Подготовка к восприятию/создание  проблемной ситуации  через  удивление, антиципацию.

Учитель держит в руках 2 маски.

- Ребята, а вы можете предположить, о чем пойдёт речь на  нашем мероприятии?

- Много догадок и все они такие разные. Я  сделаю вам ещё одну подсказку. Давайте посмотрим притчу.

Просмотр притчи «Добро и зло»

  1. Формулирование темы / выяснение актуальности для класса.

- Какова же  тема  сегодняшнего разговора?  (Добро и зло)

Учитель  вешает маски на доску и под ними прикрепляет таблички «ДОБРО» и «ЗЛО».

- А почему вы  в начале не догадались, когда я вам показала маски?  (не поняли)

- Вот видите, ребята, как сложно отличить и понять  что такое и где зло, а что такое и где добро и  какой человек  прячется под  маской!

-  Какую же цель поставим  перед собой? Что нужно выяснить, понять, запомнить?

( Что такое добро и что такое зло?  Как отличить добро от зла? Как победить зло?)

- А как вы считаете стоит ли нам вообще говорить на эту  тему? Может она для нашего класса не важна, не актуальна? Почему? Зачем?

(важна и актуальна, потому что в нашем классе очень часто мы встречаемся со злом: обзываниями,  ябедничеством, грубостью. Неуважением к  одноклассникам и учителю)

Учитель  уточняет цели:

- Да, действительно для нашего класса тема очень и очень актуальна,  т.е. важна.

Давайте  сегодня попытаемся  в очередной раз разобраться в ПРИЧИНАХ зла, выяснить КАК можно  и нужно ПРОТИВОСТОЯТЬ, давать отпор ЗЛУ, защищать своё достоинство и других. Очень хорошо, ребята, что вы это понимаете.

  1. Работа с понятиями «ДОБРО» и «ЗЛО»/раскрыть понятия.

- Послушайте стихотворение, которое нам прочитает …… и ответьте на вопрос: ОТКУДА ЖЕ БЕРЁТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ДОБРО И  ЗЛО?

Подготовленный ученик читает стихотворение «Добро и зло»

      Добро и зло творенье всех.

Во власти всех людей.

        Но зло твориться без труда,

   Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго – добро.

   От злого -  зло родится.

                Добро, сколь ни было оно мало

                    Гораздо лучше, чем большое зло.

Г. Низами.

 - ОТКУДА ЖЕ БЕРЁТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ДОБРО И  ЗЛО? (добро и зло рождается от людей)

- Да, всё и добро и зло есть в людях. Вот смотришь в сердце одного человека и видишь его таким …..(учитель открывает сердечко, а там  прекрасная роза и на цв. бумажках написаны  «+» качества. На доске появляются  такие же таблички под понятием «ДОБРО»)  

- Какое это сердце, ребята? (доброе, красивое)

- Символом  каких качеств является этот цветок? (ответы детей)

- Помоги, Алёша, прочитать что  кроется в таком сердце (ученик читает «+» качества, а учитель вывешивает на доску табл.)

 - Вот и в своих  мини-сочинениях  «Кто такой добрый человек» вы  описали именно такие черты характера. Получился такой ПОРТРЕТ: (учитель зачитывает отрывки из сочинений) _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

А откроешь сердце другого человека и видишь….…..(учитель открывает сердечко, а там  чёрные нитки, мусор  и на черных  бумажках написаны  «-» качества. На доске появляются  такие же таблички под понятием «ЗЛО»)  

Доска:                             висят  2 маски, а под ними

             

                                ДОБРО                             ЗЛО

                            дружелюбие                      жадность                                                                    

                                                                       

                            отзывчивость                   грубость

                                   милосердие                            жестокость

                                     терпимость                        сквернословие

                                   честность                             лживость

                                  гуманность/

                                 уважение к человеку               эгоизм

                                                                                   малодушие,

                                  великодушие                       мстительность

                                                                           

                                                                               ябедничество

               

                                                                                   бессердечие

V. Установление причин зла/ указать в чём причины зла, кто носитель зла.

- Ребята, а может ли быть так, что в сердце одного человека скрывается и зло и добро? Когда? Как? Можете рассказать? Приведите примеры из жизни.

- А откуда же берётся зло?  Давайте посмотрим инсценировку басни Л.Н. Толстого «Откуда берётся зло»

Главные герои:  Ворон - …….

                            Голубь  - …….

                            Змея - ………

                            Олень - ………

                            Пустынник* - …………..

- пустынник – это ………………………………………………………………………..

Инсценировка басни.

Беседа по содержанию.

- Отчего происходит зло по мнению Ворона? (от голода)

- Голубь считает, что зло происходит от любви. Почему?  (за любимого всё время беспокоишься, страдаешь, думаешь о нём)

- А как змея рассуждает? (от злости)

 - А что говорит олень? (от страха)

- А что говорит пустынник?    («Всё зло  на свете от  нашего тела»)

 -  т. е. именно от нас самих, от наших поступков, нашего поведения, небрежного, необдуманного слова. Сам человек  рождает зло, никто его не  заставляет  это делать.

Не одноклассник, который делал то же самое, что-то плохое по чьему примеру ты стал так же  поступать, а ИМЕННО ТЫ САМ  ВЫБРАЛ  ЗЛО, глядя на кого-то или просто потому, что тебе так захотелось!!!!!

- Какой же вывод следует сделать из этой басни? (ответы детей)

- Каждый человек САМ рождает зло, никто его не заставляет это делать.

  1. Последствия зло/ заставить задумываться о том, к чему приводит зло.

- Ребята, давайте  установим последствия зла, т.е. подумаем, к чему  приводит зло.

(ответы детей)

- Да, зло  приводит к беде  другого человека: обида, боль, досада, неприятно и т.д. одним словом, зло несёт зло другим людям, например ссора или КОНФЛИКТ

На доске появляется  стрелка от  «-» качеств и табл. «КОНФЛИКТ»

Доска:                             висят  2 маски, а под ними

             

                                ДОБРО                             ЗЛО

                            дружелюбие                      жадность                                                                    

                                                                       

                            отзывчивость                   грубость                              КОНФЛИКТ

                                   милосердие                            жестокость

                                     терпимость                        сквернословие

                                   честность                             лживость

                                  гуманность/

                                 уважение к человеку               эгоизм

                                                                                   малодушие,

                                  великодушие                       мстительность

                                                                           

                                                                               ябедничество

               

                                                                                   бессердечие

- Что такое «Конфликт»? (ответы детей)

- Конфликт – это противостояние злу добра или злу зла. Заметьте, между добром и  добром конфликта НЕТ!!! Т.к. 2 добрых человека всегда  смогут договориться, найти  компромисс (решение, устраивающее обе стороны)

- Посмотрите, нам очевидно, что причины конфликта это  «-» качества личности.

  1. Как противостоять злу?/научить способам решения конфликтных ситуаций.

-   Ребята, а может и не надо  бороться со злом? Как говорится «Собака лает, ветер носит. Полает и бросит»? (ответы детей: нужно бороться, потому что зло порождает зло, почему мы должны терпеть зло от других и т.д.)

- Мы с вами подошли к очень важному моменту: поиску ответа на вопрос КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ?

 - Как же нужно поступать в конфликтной ситуации? (ответы детей)

Учитель подводит итог, делает вывод. На доске  схема:

Доска:                             висят  2 маски, а под ними

             

                                ДОБРО                             ЗЛО

                            дружелюбие                      жадность                                                                    

                                                                       

                            отзывчивость                   грубость                                                                   КОНФЛИКТ

                                   милосердие                            жестокость

                                                                                                                                                            компромисс         примирение            третейский  суд

                                     терпимость                        сквернословие

                                   честность                             лживость

                                  гуманность/

                                 уважение к человеку               эгоизм

                                                                                   малодушие,

                                  великодушие                       мстительность

                                                                           

                                                                                ябедничество

               

                                                                                   бессердечие

  1. Ответственность  каждого за  зло/ познакомить с законодательством.

-  Каждый человек несёт ответственность за свои поступки перед законом и обществом (перед людьми). Послушайте, пожалуйста, внимательно  сообщения ребят о том, какая ответственность предусмотрена  законодательством за  жестокое обращение с животными и истязания человека.

Сообщения 2-х учащихся  о ст. 245 «Жестокое обращение с животными» и ст. 117 «Истязания».

1-й уч-ся: Ст. 245. п.1. жестокое обращение с животными, повлёкшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских  побуждений, или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних наказывается вплоть  до ареста на срок до 6 месяцев.

П.2. то же деяние, совершённое группой лиц наказывается  вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

2-й уч-ся: ст. 117. истязание.п.1. причинение физических или психических страданий путём систематического нанесения побоев либо иным насильственными  действиями,  - наказывается лишением свободы на срок  до 3 лет.

П.2. то же деяние, совершённое: с причинение пытки, группой лиц, по найму наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

Учитель: - Жестокость всегда происходит от  бессилия и слабости. Месть  есть наслаждение души мелкой и низкой. Совершая зло  такой нездоровый человек получает удовольствие от  мучений и страданий другого. Как вы понимаете эти слова?

 (Ответы детей: только слабый  духом человек, который не умеет делать добра  прибегает к силе. Ему проще ударить, чем решать конфликт мирно.)

- Помните, ребята, ни один закон  в мире  не  может запретить людям быть злыми. Полиция и суд  могут заставить  такого человека  не совершать противозаконных поступков. Он будет бояться наказания,  НО ДОБРЫМ ОН НЕ СТАНЕТ.

- Мы с вами тоже, как и закон можем  встать на защиту добра. Как?

(ответы – предположения детей)

- Прочитайте эпиграф нашего мероприятия – слова Л.Н. Толстого.

     Отвечай добром на зло – и ты уничтожишь

 в человеке всё то удовольствие, которое

                                                                                                                                                    он видит во зле.

- Что же это за «Оружие»? (добро)

  1. Итог /формулирование выводов.

- Каждый человек вправе выбирать жизненный путь, друзей, увлечения, нормы поведения, но самое главное, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР МУЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ.

Решайте сами, думайте сами жить вам с сердцем цветущим, наполненным добром и уважением к людям (показ.  сердце с розой)  или с сердцем чёрным от зла, жестокости  и зависти (показ. чёрное сердце).

- Так что же это были за две маски?

- Какую из них выберите вы?  (дети выбирают маску  1 из двух и с ней выходят к доске)

  1. Исполнение песни «Азбука любви и добра».

- Спасибо за час, проведённый в  вашем  обществе. Надеюсь, после нашей встречи  вы ещё раз осмыслите  свой  взгляд на мир и  людей, живущих в этом прекрасном мире рядом с вами.

Муз. заставка «Дорогою добра»

Материал  ученикам для заучивания .

стихотворение «Добро и зло»

      Добро и зло творенье всех.

Во власти всех людей.

        Но зло твориться без труда,

   Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго – добро.

   От злого -  зло родится.

                Добро, сколь ни было оно мало

                    Гораздо лучше, чем большое зло.

Г. Низами.

…………………………………..

ст. 245 «Жестокое обращение с животными»

1-й уч-ся: Статья. 245. пункт 1. жестокое обращение с животными, повлёкшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских  побуждений, или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних наказывается вплоть  до ареста на срок до 6 месяцев.

Пункт 2. то же деяние, совершённое группой лиц наказывается  вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

…………………………………………………………………..

ст. 117 «Истязания».

2-й уч-ся: статья  117. истязание. пункт 1. причинение физических или психических страданий путём систематического нанесения побоев либо иным насильственными  действиями,  - наказывается лишением свободы на срок  до 3 лет.

Пункт 2. то же деяние, совершённое: с причинение пытки, группой лиц, по найму наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

………………………………………………………………………………………..

 

ДОБРОТА          ДРУЖЕЛЮБИЕ

ЧЕСТНОСТЬ      ВЕЖЛИВОСТЬ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

МИЛОСЕРДИЕ

ТЕРПИМОСТЬ

ВЕЛИКОДУШИЕ

ЖАДНОСТЬ

ГРУБОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ

ЯБЕДНИЧЕСТВО

СКВЕРНОСЛОВИЕ

ЛЖИВОСТЬ                  ЭГОИЗМ

МСТИТЕЛЬНОСТЬ

МАЛОДУШИЕ     БЕССЕРДЕЧИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...

Математика + внеклассное чтение. 2 класс

Соединение диафильма со сказкой "Про лису Лариску и зайку Коську" с повторением пройденного на уроках математики за первую четверть 2 класса: числовые выражения, действия со скобками, периметр, величи...

Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"

Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....

Внеклассное мероприятие(1 класс) С днем рождения

Внеклассное мероприяти в первом классе.Цель: формирование коллектива, развитие умения договариваться через познавательные задания в нестандартной ситуации, воспитание внимательного отношения к товарищ...

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

"Мистер класс" внеклассное мероприятие 3 класс

Конкурсная программа для мальчиков 3 класса "Мистер класс" к Дню защитника отечества....

Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс" 2 класс

Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс"...