Кружок познавательно-экологический . «От чего И Почему»
методическая разработка по теме

Домашова Эльвира Анатольевна

Кружок познавательно-экологический . «От чего И Почему»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_poznavatelno-ekologicheskiy_._ot_chego_i_pochemu.docx10.62 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок познавательно-экологический . «От чего И Почему?»

КРУЖОК «ОТЧЕГО? И ПОЧЕМУ? »

Познавательно-экологический кружок для детей 4-7 лет

Руководитель: Домашова Э.А.

Пояснительная записка

Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через  многочисленное «зачем? », «как? », «почему? ». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Цель: развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды. Взаимосвязи внутри природных сообществ, явления неживой природы) ; воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

Задачи:

- Систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека; учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.

Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

- Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- Развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.

- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

- Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Возраст детей – 4-7лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 1год обучения детей, 68часов

Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут

Формы работы кружка:

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Экскурсии в природу

3. Практическая работа

4. Опытно-исследовательская работа

5. Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)

6. Развлечения

Список детей:

Перспективный план работы кружка «ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ? »

Октябрь

Занятие 1.

Тема: Вводное занятие

Цель: ознакомление с планом кружка, с оборудованием, с мероприятиями, в которых будут участвовать дети.

Занятие 2.

Тема: «Великий невидимка-воздух»

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Оборудование: веер, воздушный шарик, полиэтиленовый маленький пакет, стакан с водой, соломинки, камень, пуговица, губка, пустая бутылка.

Литература: конспект

Занятие 3. 4.

Тема: «Вода вокруг нас»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, расширять кругозор детей, активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к запасам воды.

Оборудование: емкости с водой, стакан, марля, лед.

Литература: конспект

Занятие 5, 6.

Тема: Какой бывает вода?

оборудование: стакан с водой, с молоком, соленой водой, емкость с водой, горячая вода, 2 стаканчика, краски, сахар, песок.

Литература: конспект

Занятие 7, 8

Цель: «Превращение»

Цель: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действия превращения на основе употребления пар слов: «был-будет», «был-стал (станет) ». Формирование действий с пластилином, резиной.

Оборудование: картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных, пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5-10см.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 14

НОЯБРЬ

Занятие 1, 2.

тема: «Письмо к дракону»

Цель: формировать представления о теплопередачи. Развитие способностей к преобразованию

Оборудование: свечка, металлическая трубка или деревянная палка, обернутая бумагой -письмо, картинки, соответствующие сюжету сказки.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 74

Занятие 3, 4.

Тема: Незнайка и мороженое»

Цель: Закрепление знаний о тепловых явлениях и теплопередачи. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию .

Оборудование: 2 кусочка мороженого, 2 маленьких блюдечка, меховая варежка, картинки: мальчик в маечке и в трусиках, мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес, опавшие листья, мальчик в зимней одежде.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 75

Занятие 5, 6.

Тема: «Как помочь растению? »

Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага) ; появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь развитию умению поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода) ; установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Материал: комнатное растение, графические модели-карточки, пустая лейка, дневники наблюдений.

Литература: конспект.

Занятие 7, 8

Тема: Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка, засушенные растения, картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Литература: Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7лет, стр. 44

ДЕКАБРЬ

Занятие 1.

Тема: Посадка лука

Цель: развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения4 трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результатов, участвовать в общем деле, внося свой вклад.

Оборудование: маленькие горшочки, лук на каждого ребенка, земля, совочки, альбом для зарисовок.

Литература: конспект.

Занятие 2.

Тема: «Твердое-жидкое»

Цель: формировать представления о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества.

Оборудование: кусочек льда, камень, стакан молока, стакан воды (на каждого ребенка, картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 22

Занятие 3, 4.

Тема: Посадим фасоль

Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет, умение составлять рассказ по схеме.

Оборудование: картинка с изображением фасоли –растение с цветками и плодами, семена фасоли, земля, емкости для посадки на каждого ребенка, палочки, фартуки, дневники наблюдений.

Литература: конспект.

Занятие 5, 6.

Тема: Роль воды в жизни растений

Цель: показать разные состояния растений при различном водном и тепловом режиме.

Оборудование: 2 побега, 2 стакан, дневники наблюдений.

Литература: А. И. Иванова «Мир растений», стр. 92

Занятие 7, 8.

Тема: Роль почвы в жизни растений

Оборудование: любые семена, почва, емкость с крышкой.

Литература: А. И. Иванова «Мир растений», стр. 102

ЯНВАРЬ

Занятие 1, 2.

Тема: Наблюдение за посаженными ранее растениями (лук и фасоль)

Цель: посмотреть, как изменились растения, в дневнике наблюдения сделать зарисовки посаженных растений и их роста.

Занятие 3, 4

Тема: Проведение опытов со снегом

Цель: развивать наблюдательность, активизировать словарный запас детей, учить самостоятельно делать выводы.

Занятие 5, 6.

Тема: Знакомство с новым комнатным растением (пеларгония)

Цель: познакомить детей с новым комнатным растением, дать сведения о нем, упражнять детей в узнавание комнатных растений по внешним признакам, закреплять знания о частях растений, учить связно рассказывать об их назначении и закреплять знания об уходе .

Литература: конспект

Занятие 7, 8.

Тема: Вегетативное размножение пеларгоний

Цель: научить детей размножать пеларгонии черенками, познакомить с правилами черенкования, с условиями, необходимыми для укоренения растений.

Оборудование: песок, земля, горшки для посадки, черенки пеларгоний.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1, 2.

Жидкое-твердое

Цель: формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.

Оборудование: стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина на каждого ребенка, стакан с холодной водой, свечка.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 26

Занятие 3, 4.

Тема: Зимняя прогулка к тополям

Цель: формировать представление о значении тополей как защитников и биологических очистителей воздуха в городе, о неприхотливости к условиям произрастания, высокой степени пылеулавливания, содержащихся в атмосфере, воспитывать уважение к этим деревьям, развивать у детей глазомер и ориентировку в пространстве.

Литература: «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе», стр. 81.

Занятие 5, 6.

Тема: Наблюдение за укоренением черенков пеларгоний, их ростом.

Цель: зафиксировать результаты в дневник наблюдений, закреплять знания детей о частях растений, воспитывать уважительное отношение к природе.

Занятие 7, 8.

Тема: Игры с обучением (дидактические игры по экологии, разучивание экологических частушек – подготовка к экологическому празднику.

МАРТ

Занятие 1, 2.

Тема: Наблюдение за ростом «огорода» на окне

Практическая работа: зарисовка роста фасоли и лука в дневники наблюдений

Занятие 2, 3.

Тема: Экологический КВН с родителями и детьми

Цель: закрепить знания детей о Красной книге, о лекарственных разнообразных видах растений, воспитывать у детей гуманное отношение к растениям и животным и осознание того, что они части живой природы

Литература: конспект.

Занятие 4, 5.

Тема: Экскурсия в те места, где произрастают подснежники. Беседа-рассуждение «Почему подснежники спешат?

Цель: предложить детям выкопать осторожно подснежник и рассмотреть луковицу, посадить выкопанное растение в горшок и понаблюдать за ним в группе.

Литература: конспект.

Занятие 6, 7.

Тема: Нагревание-охлаждение

Цель: формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 29

АПРЕЛЬ

Занятие 1, 2.

Тема: Семена однолетних цветов и подготовка их к посеву

Цель: познакомить с семенами однолетников по внешнему виду, очистить их, определить всхожесть семян, вместе с детьми посадить их в почвогрунт, учить детей наблюдать за процессом произрастания.

Занятие 3, 4.

тема: Опыты с водой и растениями

Занятие 5, 6.

Тема: Наблюдение за пеларгониями, выращенными из черенков.

Цель: зарисовать рост пеларгоний в дневник наблюдений. Наблюдать с детьми за соцветиями, цветком, листьями и отметить как они изменились.

Занятие 7, 8.

Тема: Испарение

Цель: формирование представлений об испарении воды –превращении воды в пар при нагревании.

Оборудование: кусочки льда на каждого ребенка, стакан со льдом, свечка, небольшая кастрюля.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 31

МАЙ

Занятие 1, 2.

Тема: Высадка рассады однолетних цветов в грунт участка. Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Занятие 3, 4.

Тема: Строение веществ

Цель: расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 56.

Занятие 5, 6.

Тема: Термометр

Цель: знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 68

Занятие 7, 8.

Тема: развлечение для детей (итоговое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?”

Цель: Воспитать у детей положительное отношение к природе; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это    богатство нашей Родины; учить ...

Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

Внеклассное мероприятие на тему: “ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?” (устный журнал "Будь природе другом")

Внеклассное мероприятие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?" для учащихся 2-4 классов по окружающему миру проводится в форме устного журнала. Цель:Подвести к пониманию значения ле...

Внеурочная деятельность.Кружок "С чего начинается Родина",2класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. Т...

Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?

Занятие по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир». 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

Тема: « Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?»

Цель:·                    Воспитать у детей положительное отношение к природе;·...

Познавательная экологическая игра-викторина "Эти забавные животные"

Познавательная экологическая игра-викторина «Эти забавные животные»Подготовила:педагог-организаторМБОУ «СОШ №11» г.АбаканаЮркова Олеся Андреевна Советы на подготовительный период: В классах ...